Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идеологическое противоборство. 
Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как явление духовной жизни индивидов, духовная культура определяет индивидуальное мировоззрение членов общества. Она формируется на основе источников информации о культуре (слов, символов, знаков, изображений: печатной продукции, в том числе научной, художественной и иной литературы, произведений устного народного творчества, произведений искусства, таких как картины, фрески, ноты… Читать ещё >

Идеологическое противоборство. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития международных отношений важным фактором обеспечения социальной стабильности общества является противодействие угрозам вмешательства государств во внутренние дела других государств, и в частности в дела Российской Федерации. Недопустимость такого вмешательства закреплена в Декларации о принципах международного права[1], Заключительном акте Совещания о безопасности и сотрудничеству в Европе[2] и других международных правовых договорах.

Реальная политика некоторых государств в нарушение данного обязательства часто включает мероприятия по пропаганде на территории других государств идеологии сил, не получивших легитимного права участия в политической жизни общества, — политических сил других государств.

Информационное противоборство в идеологической области (идеологическое противоборство) представляет собой форму разрешения межгосударственных противоречий посредством использования пропаганды в глобальной и национальной информационных инфраструктурах для снижения уровня социальной устойчивости общества, доверия населения к политическому руководству и реализуемой им политике, а в конечном итоге — для смены политического руководства путем вооруженного или невооруженного политического переворота, демократических перевыборов.

В этих условиях одной из важных составляющих государственной политики является противодействие такому вмешательству как правовыми, так и организационными методами.

Правовые средства противодействия использованию идеологической пропаганды для вмешательства во внутренние дела государства, включающие нормы и институты национального законодательства и нормы международного права, только начинают формироваться.

Основными объектами идеологического противоборства выступают прежде всего общественные отношения, связанные с процессами развития политического сознания и формирования общественного мнения, так как именно эти социальные явления определяют, с одной стороны, «предрасположенность» общества к поддержке тех или иных политических установок и выдвигающих их политических сил, а с другой — к поддержке конкретных политических мероприятий и лидеров данных политических сил.

Политическое сознание может быть определено как отражение политического бытия в общественном сознании.

Политическое бытие представляет собой совокупность проявлений деятельности человека в сфере политики, которая существует в форме политических отношений, власти, деятельности политических институтов и политических лидеров. Политическое бытие образуется совокупностью политической деятельности субъектов общественной жизни, проявляющейся в «организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях»[3].

В философии общественное сознание раскрывается как «воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом»[4].

" Воззрения людей" существуют в виде информации, которая представляет собой «результаты отражения движения объектов материального мира, запечатленные в организме или сообществе организмов и используемые ими для адаптации к изменениям окружающей действительности»[5]. Как известно, философская категория «отражение» охватывает проявления свойств одних объектов материального мира воспроизводить в своей природе особенности других, взаимодействующих с ними материальных объектов[6], т. е. свойство сохранять «следы» некоторых свойств объектов взаимодействия.

К числу «объектов», обладающих свойством отражения, относятся индивид и социум. Результаты отражения реальной действительности индивидом (индивидуальное сознание) проявляются в сведениях, знаниях, оценках, предпочтениях, потребностях, интересах и мотивах поведения и других свойствах индивида как личности. Они также проявляются в знаниях, оценках, идеях, нормах, традициях, обычаях, языке, пользование которыми поощряется или не поощряется социальными единениями, обществом в целом на данном историческом этапе общественного развития. Результаты отражения реальной действительности в индивидуальном и общественном сознании проявляются, прежде всего, в духовной культуре индивида, его поведении и предпочтениях, правилах взаимодействия с другими индивидами, в отношениях с определенными социальными группами и обществом, а также в традициях, обычаях, языках, предпочтениях социальных групп, составляющих общество.

В культурологии под духовной культурой понимается совокупность знаний, нравственных ценностей, обычаев, традиций, стереотипов поведения, политических, идеологических, религиозных и иных мировоззренческих представлений о рациональном общественном устройстве, востребованных социальными единениями на данном историческом этапе развития. Духовная культура объединяет наиболее характерные для членов общества образы мысли и действий, основанные на нравственных ценностях, нормах, традициях, обычаях, критериях, оценках, объединяющих людей по этим признакам в единую социальную общность[7]. В этом качестве духовная культура является тем социальным преобразователем, посредством которого информация, получаемая в результате отражения реальной действительности (включая ее проявление в виде общественного мнения), становится мотивацией политической деятельности наиболее активных социальных сил.

Как явление духовной жизни индивидов, духовная культура определяет индивидуальное мировоззрение членов общества. Она формируется на основе источников информации о культуре (слов, символов, знаков, изображений: печатной продукции, в том числе научной, художественной и иной литературы, произведений устного народного творчества, произведений искусства, таких как картины, фрески, ноты, исполнительские произведения, схемы, чертежи и т. п.), фиксирующих исторический опыт данного общества и позволяющих осуществлять передачу составляющих духовной культуры другим социальным единениям, другим поколениям. Тем самым она выступает в качестве средства детерминирования (стандартизации[8]) с помощью прошлого, накопленного опыта поведения конкретной социальной общности в условиях бесконечного многообразия современной политической жизни. Можно сказать, что духовная культура — это историческое наследие, которое формирует наше политическое сознание и тем самым обрекает нас на определенное поведение в настоящем и в будущем.

Политическое сознание является наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения как с политическими институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами общества и государства[9]. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъектный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях[10].

Попробуйте объяснить, что такое «политика» и как это явление общественной жизни соотносится с «правом» ?

Политическое сознание проявляется, в частности, в общественном мнении, в связи с чем общественное мнение становится объектом идеологического противоборства. В данном случае общественное мнение может рассматриваться как прежде всего ценностное отношение (позиция: одобрение, поддержка, приемлемость и т. д.) общества к жизненно значимому для него вопросу (проблеме), которое формируется на основе обобщения мнений наиболее влиятельных общественных групп. Специалисты в области взаимодействия с общественностью[11], в чью компетенцию входит определение способов, механизмов, средств воздействия на общественное мнение, полагают, что основными субъектами общественного мнения являются социальные группы, способные оказать заметное влияние на реализацию политики.

Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для общества, а группового мнения — включенности группы в определенную систему отношений, степени развитости самой группы и ее общественных интересов. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный характер, отражающийся в позиции общества по любому социально важному вопросу или проблеме, в деятельности отдельных общественных групп, а иногда и в жизнедеятельности общества в целом.

Можно полагать, что общественное мнение представляет собой «выраженное в форме одобрительных или неодобрительных суждений, оценок, идей, представлений отношение определенной части общества или общества в целом к социально значимым проблемам жизнедеятельности, публично наблюдаемым позициям и поведению отдельных личностей или разного рода групп, как правило, затрагивающим общие интересы»[12]. Общественное мнение является важным социальным средством выявления отношения общества к субъектам политики, их политической деятельности, а на определенных этапах политической жизни — и фактором успешного проведения мероприятий политики.

Основные объекты идеологического противоборства представлены на рис. 1.7.

Основные объекты идеологического противоборства.

Рис. 1.7. Основные объекты идеологического противоборства.

Основным предметом идеологического противоборства является деятельность по снижению значимости политической идеологии, в наибольшей степени поддерживаемой обществом, и навязыванию обществу другой политической идеологии, устраивающей нападающую сторону. Политическая идеология представляет собой комплекс идей и концепций, с помощью которого человек не только понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и в мире[13], но и осознает наиболее острые противоречия конкретного этапа развития общества, а также пути разрешения данных противоречий. Политическая идеология отличает одного от другого, а борьба субъектов политической жизни за достижение общественной поддержки их идеологий, за получение легитимной возможности использования ресурсов государственной власти для реализации положений их идеологий составляет основное содержание политической жизни общества. Данная общественная поддержка выражается в придании социальной ценности основным положениям соответствующей идеологии и имиджу политического лидера (лидеров). При этом одни идеологии могут быть направлены на сохранение статус-кво в обществе, другие имеют в виду изменение существующего положения дел, а третьи устремлены к ликвидации сложившейся системы социальных отношений.

С содержательной стороны политическая идеология может рассматриваться как совокупность представлений и идей, призванных стать мировоззренческой основой:

  • а) поддержки значительной частью общества деятельности субъекта политики;
  • б) определения рациональных методов и способов разрешения наиболее острых противоречий общественной жизни.

Идеология образует духовный стержень деятельности субъекта политики и возникает из потребности социально активных сил общества в публичном выражении своих представлений о приоритетах общественного развития. Идеология отражает мировоззренческие позиции социально активных сил общества, борющихся за овладение публичной властью или за участие в реализации этой власти. С этой точки зрения, идеологию можно определить как специфическое учение (доктрину), обосновывающее притязания того или иного субъекта политики на публичную власть (или ее использование) и добивающееся в связи с этим поддержки своих идей со стороны общества.

Основными целями идеологии являются: внедрение в политическое сознание определенных ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

С этой точки зрения политическая независимость государства заключается в возможности предотвращения участия субъектов политической жизни зарубежных государств и других нелегитимных субъектов политической жизни (например, преступных организаций) в продвижении их идеологии на территории государства.

Попробуйте объяснить сущность, роль и значение политической идеологии как фактора идеологического противоборства.

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации основные правовые средства национального законодательства направлены на противодействие следующим угрозам информационного противоборства в области идеологии:

  • — вытеснение российских информационных агентств, СМИ с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
  • — девальвация культурных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
  • — снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложняет подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;
  • — манипулирование информацией, монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов зарубежными информационными структурами.

Правовые средства противодействия угрозе вытеснения российских информационных агентств, СМИ с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур включают, например, запрет гражданам других государств или лиц без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, выступать в качестве учредителя СМИ (ст. 7 Закона о СМИ).

Правовые средства противодействия угрозе девальвации культурных ценностей, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе включают:

  • — запрет злоупотребления свободой массовой информации и, в частности, использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний — для разглашения сведений, составляющих государственную или иные, специально охраняемые законом, тайны; для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань (ст. 4 Закона о СМИ);
  • — запрет использования в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Правовые средства противодействия угрозе снижения духовного, нравственного и творческого потенциала населения России включают:

  • — позитивную обязанность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти утверждать перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, радиоканалов, распространяемых для неопределенного круга лиц, без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;
  • — позитивная обязанность вещателя общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала обеспечить распространение СМИ, включенных в перечень, на территории проживания населения Российской Федерации на основе универсальной лицензии на телевизионное вешание, радиовещание;
  • — дозволение вещателю общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала осуществлять на территории РФ наземное эфирное вещание с использованием радиочастот без проведения торгов (конкурса, аукциона).

Правовые средства противодействия угрозе манипулирования информацией, монополизации информационного рынка России, его отдельных секторов зарубежными информационными структурами включают:

  • — дозволение избирательной комиссии субъекта РФ обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию СМИ, с представлением о приостановлении выпуска СМИ, использованного в целях совершения нарушения законодательства РФ о выборах и референдумах;
  • — позитивную обязанность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регистрацию СМИ, обратиться в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска СМИ, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск СМИ, в период одной избирательной кампании, кампании референдума совершено более двух нарушений законодательства РФ о выборах и референдумах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда;
  • — запрет иностранным юридическим лицам, а равно российским юридическим лицам с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, гражданам Российской Федерации, имеющим двойное гражданство, выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, а также учреждать организации (юридические лица), осуществляющие вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации;
  • — позитивную обязанность лиц, занимающихся распространением продукции зарубежного периодического печатного издания, получать разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, если порядок распространения не установлен межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией.

Подумайте, какими правовыми средствами можно противодействовать угрозе распространения идеологии сепаратизма?

  • [1] Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 1970.
  • [2] Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975. Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях (п. VI «Невмешательство во внутренние дела»).
  • [3] Федеральный закон от 13.07.2012 № 121 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», ст. 2, п. 2.
  • [4] Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2002. С. 637.
  • [5] Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. М.: Изд-во МЦНМО, 2002. С. 20.
  • [6] Там же. С. 150.
  • [7] Общая социология / под общ. ред. Л. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М. 2002. С. 330.
  • [8] Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. С. 149.
  • [9] Соловьев А. И. Политология. М.: Аспект-пресс, 2003. С. 330: Политология. М.: РАГС, 2002. С. 213.
  • [10] Коваленко В. И., Костин А. И. Политические идеологии: история и современность // Вестник Московского университета. 1997. № 2. Серия 12. С. 45—75.
  • [11] Комаровский В. С. Государственная служба и СМИ. Воронеж: Изд-во В ГУ. 2003. С. 105.
  • [12] Коновченко С. В., Киселев А. Г. Информационная политика России. М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 49.
  • [13] Политическая конфликтология / под ред. С. Лаицова. СПб., 2008; Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. URL: httр://koob.karamurza.ru
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой