Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Приемы внушения. 
Оперативно-розыскная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующим методом психологического воздействия является стимулирование. Стимулирование рассматривается как метод вызывания определенных психических реакций и состояний индивида, воздействуя на него различными средствами, рассматриваемыми как причина или условие ожидаемого поведения. Механизм стимулирования заключен в удовлетворении многообразных потребностей индивида либо, наоборот, в создании… Читать ещё >

Приемы внушения. Оперативно-розыскная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прямое внушение достигается путем непосредственного словесного воздействия эмоционально насыщенным, повелительным тоном. Фразы короткие, резкие (но не оскорбительные), легко запоминающиеся.

Сила косвенного внушения заключена не в словах, а во внешнем виде субъекта внушения, его авторитете, в обстановке и сопутствующих предметах, в том, как он ведет себя в различных ситуациях.

На механизме косвенного внушения построен такой прием, как намек. Заключается он в том, что субъект воздействия, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, а идет к цели окольными путями. Информация располагается так, что объект воздействия видит линию исправления недостатков, слышит о себе мнение субъекта воздействия, но остается «не узнанным» в группе. Это дает ему возможность «спасти лицо» в глазах других. Пользуются этим приемом при незначительных отклонениях.

В народе говорят: «Запретный плод всегда искушает». Почему так? Ответ скрыт в механизме удовлетворения потребностей. Большей привлекательностью и ценностью обладает то, что трудно доступно. Желая привлечь внимание к чему-нибудь обыденному, можно умышленно драматизировать ситуацию, подчеркнуть неповторимость увиденного и трудности достижения, создать препятствия (прием мнимый запрет), выразить сомнение в способностях довести дело до конца (прием мнимое недоверие).

Иногда объекту воздействия в воспитательных целях целесообразно маскировать ответственность. Это стимулирует деятельность, формирует самостоятельность, снимает избыточную тревожность. В этом случае сотрудник под каким-либо предлогом (занятость, усталость, болезнь) уходит от руководства. Объекту воздействия ничего не остается, как взять ответственность на себя.

Следующим методом психологического воздействия является стимулирование. Стимулирование рассматривается как метод вызывания определенных психических реакций и состояний индивида, воздействуя на него различными средствами, рассматриваемыми как причина или условие ожидаемого поведения. Механизм стимулирования заключен в удовлетворении многообразных потребностей индивида либо, наоборот, в создании препятствий на пути к цели, предмету удовлетворения потребностей.

Поэтому метод стимулирования делится на два относительно самостоятельных метода: поощрение и наказание, а они, в свою очередь, включают большое число как формальных (предусмотренных нормативными актами), так и неформальных приемов воздействия.

Поощрение — это выражение положительного отношения к объекту воздействия. Заключается оно в удовлетворении его физиологических, социальных и духовных потребностей. Поощрение способствует закреплению определенных форм поведения. Кроме того, поощряемые поступки служат эталоном поведения для других. Разумное применение поощрения содействует развитию сознательного отношения к деятельности, налаживанию взаимоотношений, вызывает чувство удовлетворения, гордости, радости, воодушевления, желания работать и вести себя еще лучше. Оно способствует также развитию чувства собственного достоинства, повышает авторитет субъекта воздействия. Применяя метод поощрения, требуется соблюдать ряд правил.

  • 1. Поощрение должно быть справедливым, учитывающим характер поступка, а главное — ценность мотивации и степень прилагаемых усилий.
  • 2. При поощрении необходимо соблюдать чувство меры.
  • 3. Поощрение всегда желательно сочетать с предъявлением новых более высоких требований.
  • 4. Поиск у субъектов воздействия положительных качеств и стимулирование их развития.

Наказание — метод, противоположный поощрению. Его задача затормозить развитие нежелательных качеств и процессов, вызвать сожаление, переживание по поводу своего поступка и намерение не повторять его в будущем. Следует учитывать, что только справедливое наказание способно достичь цели. Чрезмерное наказание, унижающее честь и достоинство объекта воздействия, может вместо ожидаемого результата привести к нежелательным последствиям. Кроме того, прежде чем наказывать, следует всегда выяснить мотивы совершенного проступка.

Если выяснится, что объект был движим желательным мотивом, но не учел по неопытности некоторых обстоятельств, следует, видимо, воздержаться от наказания вообще, либо оно должно быть минимальным. Выбор наказания должен осуществляться не из желания отомстить, а с расчетом удержать объект воздействия в будущем от непозволительных поступков.

Принуждение как метод психологического воздействия близок по содержанию наказанию, однако не идентичен с ним. Чаще всего этим термином пользуются в юридических науках и меньше в психологии и педагогике. Суть принуждения (и его отличие) заключается в том, что встречая постоянное непонимание, нежелание, лень или сопротивление, субъект принуждения может поставить объект в такие условия или навязать такой темп деятельности, в которых явно недостаточно альтернативы или выбора нового способа сопротивления, либо это сопротивление станет бессмысленным или вообще невозможным. Это может быть напряженное, но не нарушающее прав задание, жесткий и регулярный контроль, требовательность, ограничение, запрет. Принуждение по своему характеру является волевым методом, вынужденной мерой давления. Применяется оно по отношению к недобросовестным, избалованным, недисциплинированным объектам воздействия.

Грамотное и комплексное применение методов воздействия к объектам воздействия значительно повышает эффективность их деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой