Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур обязаны не реже одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых (осужденных) в местах принудительного содержания. Тщательно проанализированное состояние дел в рассматриваемой сфере, правильная оценка… Читать ещё >

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В вопросе организации надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу важное значение имеет определение компетенции прокуроров, которые уполномочены на осуществление надзорных мероприятий в рассматриваемой сфере. Пунктом 1 приказа Генпрокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за исполнением законов в местах содержания иод стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возложен на прокуроров субъектов РФ. В свою очередь п. 6 данного документа военным прокурорам предписано осуществлять надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов ФСБ России законов, соблюдением прав и установленных гарантий граждан в ИВС, а также за исполнением законов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Соответственно прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные прокуроры своими приказами закрепляют за подчиненными им прокурорами районного звена конкретные объекты надзора.

Организация работы прокуроров в рассматриваемой сфере строится с учетом положений приказов Генпрокурора РФ от 08.08.2011 № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» и от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» .

Приказом от 08.08.2011 № 237 территориальным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур предписано:

  • — обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке;
  • — обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность;
  • — практиковать проведение проверок мест содержания задержанных и заключенных под стражу в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни;
  • — в целях обеспечения общественного контроля за деятельностью специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, ИВС органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России и гауптвахт не реже одного раза в год осуществлять проверки мест принудительного содержания совместно с представителями общественных организаций (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах Федерации (их представителями);
  • — в ходе проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу обращать внимание на оказание им медицинской помощи, надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение, соблюдение противопожарных норм и правил;
  • — в случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия, организовывать тщательную проверку;
  • — при возникновении в местах содержания задержанных и заключенных под стражу происшествий (побег, суицид, попытка суицидальной демонстрации), незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. Материалы проверки при наличии оснований направлять в соответствующие следственные органы в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, для решения вопроса об уголовном преследовании;
  • — проверять на соответствие федеральному законодательству каждый случай водворения подозреваемых, обвиняемых в карцер ИВС органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, в одиночные камеры на гауптвахтах;
  • — при поступлении сведений о жалобах подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных на ненадлежащие условия содержания под стражей в Европейский Суд по правам человека проводить тщательные проверки фактов несоблюдения их прав и принимать незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законов;
  • — обращать особое внимание на организацию и осуществление ведомственного контроля в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей, а также использование предоставленных финансовых средств на функционирование и деятельность специальных приемников, ИВС и гауптвахт.

Следует отметить, что п. 3 приказа от 08.08.2011 № 237 определяет компетенцию транспортных прокуроров, в обязанность которым вменено проводить проверки ИВС органов внутренних дел на транспорте, что является существенным дополнением к соответствующим положениям упомянутого выше приказа от 07.05.2008 № 84.

Пункт 2 приказа от 08.08.2011 № 237 обязывает прокуроров районного звена ежедневно проверять в специальных приемниках и ИВС условия содержания лиц, содержащихся под стражей, а при получении сведений (жалоб) о нарушении их прав проверку проводить безотлагательно. Такая периодичность позволяет до минимума снизить вероятность нарушения сроков содержания под стражей.

В свою очередь прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур обязаны не реже одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых (осужденных) в местах принудительного содержания. Тщательно проанализированное состояние дел в рассматриваемой сфере, правильная оценка развивающихся неблагоприятных тенденций способствуют принятию надлежащих мер для устранения негативных явлений. Прокурорам регионального звена предписывается вопросы, связанные с обеспечением законности в специальных приемниках, ИВС, на гауптвахтах, обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях. В Генпрокуратуре РФ также проводится анализ состояния законности в рассматриваемой сфере на основании поступающих один раз в полугодие докладных записок прокуроров регионального звена.

Приказом от 16.01.2014 № 6 предписывается:

  • — прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, военным прокурорам — на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных;
  • — при проверках в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, ТПП при СИЗО, па гауптвахтах не оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями указанных учреждений, должностными лицами гауптвахт физической силы, специальных средств и оружия; незаконного применения мер дисциплинарного воздействия; незаконного применения мер поощрения; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права;
  • — практиковать проведение проверок СИЗО, помещений, функционирующих в режиме СИЗО, ТПП при СИЗО в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы;
  • — пресекать случаи предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным не предусмотренных законом льгот, передачи им полномочий администрации;
  • — в ходе проверок проводить личный прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
  • — пресекать факты неправомерного осуществления оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных Законом об ОРД и УИК. С учетом того, что в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, прокуроры субъектов РФ обязаны определять своим приказом должностных лиц, уполномоченных проверять законность ОРМ. При этом предметом надзора за исполнением Закона об ОРД является законность проводимых мероприятий по обеспечению личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, персонала и иных лиц; по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений внутреннего распорядка указанных учреждений и органов; по розыску в установленном порядке подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершивших побег, по содействию в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными до прибытия в соответствующее учреждение;
  • — в случаях возникновения в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, на гауптвахтах, чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки их обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. По каждому случаю смерти содержащихся под стражей лиц организовывать проведение проверки обстоятельств их смерти, причин и условий, способствовавших этому;
  • — работу с обращениями подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных граждан подчинить задачам охраны их прав и законных интересов, укрепления законности при содержании под стражей;
  • — с учетом требований национального законодательства, а также международных стандартов и практики Европейского Суда по правам человека по каждому обращению подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе поступивших из указанного суда, проводить тщательную всестороннюю проверку, в случаях необходимости — с участием заявителя, предоставив ему возможность знакомиться и комментировать информацию на изложенные в обращении доводы, данную лицами, чьи действия (бездействие) им обжалуются;
  • — не реже одного раза в полугодие анализировать и обобщать состояние законности и прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.

Непосредственно прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам п. 2 приказа от 16.01.2014 № 6 вменяется в обязанность:

  • — в соответствии с компетенцией не реже одного раза в квартал лично проводить проверки исполнения законов администрациями СИЗО;
  • — осуществление надзора за исполнением законов в СИЗО, дислоцированных в областных центрах субъектов РФ, включая непосредственно подчиненные ФСИН России, возложить на прокурорских работников прокуратур субъектов РФ;
  • — вопросы, связанные с обеспечением законности в СИЗО, помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, на гауптвахтах и с состоянием прокурорского надзора, обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.

В свою очередь п. 3 приказа от 16.01.2014 № 6 Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры РФ предписано осуществлять надзор за исполнением законов в федеральных казенных учреждениях — следственных изоляторах № 1 и 2 ФСИН России, проводя в них проверки не реже одного раза в месяц.

Непосредственное отношение к организации работы по надзору за исполнением законов администрациями содержания задержанных и заключенных под стражу имеет указание Генпрокурора РФ от 09.11.2011 № 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства при задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей», которое в дополнение к перечисленным выше задачам требует от прокуроров:

  • — тщательно проверять и оценивать законность и обоснованность фактов задержания лиц, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения;
  • — в целях выявления и пресечения нарушений прав граждан устанавливать соответствие указанного в протоколе времени задержания с фактическим, изучая необходимые материалы, в том числе рапорты сотрудников правоохранительных органов, произведших задержание; сопоставлять сведения о составлении протоколов задержания подозреваемых непосредственно после истечения срока их ареста за административные правонарушения; выполнять иные проверочные мероприятия;
  • — обеспечить системный надзор за соблюдением порядка и сроков содержания подозреваемых, обвиняемых в местах предварительного заключения. Не реже одного раза в месяц проводить сверки сведений о задержанных и заключенных под стражу лицах с данными учетной документации территориальных подразделений соответствующих ведомств (ИВС, СИЗО, камер административно-задержанных), гауптвахт, а также органов предварительного расследования, судов и информационных центров при МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ;
  • — в прокуратурах вести книгу учета лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО и гауптвахт на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
  • — в случае поступления информации, в том числе жалоб об ухудшении состояния здоровья лиц, содержащихся под стражей, проводить соответствующую проверку. При выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, ставить вопрос перед дознавателем, следователем об изменении меры пресечения па более мягкую;
  • — по результатам изучения сводок о происшествиях рассмотрение каждого сообщения о смерти лиц в помещениях органов внутренних дел, камерах ИВС, СИЗО и иных местах ограничения и лишения свободы, а также сообщений о применении незаконных методов расследования ставить на особый контроль.

Помимо установленной в организационно-распорядительных документах Генпрокурора РФ периодичности проведения проверок в ИВС, СИЗО и на гауптвахтах прокуроры осуществляют проверочные мероприятия в плановом порядке, а также при наличии поступивших в прокуратуру жалоб. Отдельные нормы Федерального закона от 15.07.1995 № 103-?3 прямо предусматривают обжалование прокурору отдельных действий и решений администрации места содержания задержанных. Например, согласно ст. 24 подозреваемый или обвиняемый либо его защитник вправе обжаловать прокурору отказ администрации в удовлетворении ходатайства о проведении медицинского освидетельствования. Статья 39 Закона допускает обращение к прокурору с жалобой на примененное взыскание. В свою очередь подозреваемый или обвиняемый вправе обратиться к прокурору в связи с несогласием с постановлением администрации, определяющим размер материального ущерба, причиненного государству.

Кроме того, Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-?3 предусматривает ряд оснований для уведомления прокурора со стороны администрации места содержания задержанного, что обусловливает необходимость проведения проверок соответствующих обстоятельств. Так, ст. 24 предусмотрено, что в случае тяжкого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого администрация места содержания под стражей незамедлительно сообщает об этом прокурору, который по своей инициативе или заявлению родственников заболевшего либо умершего может проводить проверку по данному факту. Статья 42 обязывает администрацию уведомлять надзирающего прокурора при установлении факта отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи.

Ведомственный учет надзорной работы прокуроров в рассматриваемой сфере ведется в форме статистического наблюдения уголовно-исполнительной системы «О результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний» применительно к СИЗО.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой