Правовой обычай.
Предпринимательское право
Обычай не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях… Читать ещё >
Правовой обычай. Предпринимательское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из источников предпринимательского права является правовой обычай. В соответствии с и. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
В зависимости от территории возникновения и применения обычаи бывают международными, национальными, региональными и локальными, а в зависимости от сферы хозяйственной деятельности они делятся на торговые, финансовые, морские и речные, банковские и иные.
В п. 4 совместного постановления Пленума ВС РФ № 6 и Пленума ВАС № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» были даны следующие разъяснения: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т. е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств.
Обычай не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.
Обычай имеет особое значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Данная норма получила дальнейшее развитие в ст. 311, 315, 474, 478, 508, 510, 513, 848, 863, 874 ГК РФ и др.
Применение обычаев предусматривается и иными НПА, в частности ст. 134, 135, 138 КТМ РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 КТМ РФ «Палубный груз» перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.
В законодательстве РФ используется термин «торговый обычай» (и. 3 ст. 28 Закона о международном коммерческом арбитраже). В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий[1]. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 г. при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями.
В п. 1 ст. 9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. говорится, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.
Обычаем руководствуются во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата (далее — МТП) систематизирует и публикует в сборниках обычаев для применения предпринимателями. Примером писаных обычаев являются Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс-2010».
Обычно их положения применяются, если в договоре сделана прямая отсылка, а в условиях договора не предусмотрено иное. Пункт 6 ст. 1211 ГК РФ исходит из презумпции, согласно которой при отсутствии в договоре иных указаний, когда в нем использованы принятые в международном обороте торговые термины, считается, что сторонами согласовано применение к возникшим отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами.
«Инкотермс-2010» предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. Торговые термины «Инкотермс-2010» содержат указания на важные вопросы, касающиеся исполнения договоров купли-продажи: по заключению договоров перевозки и страхования, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оплате таможенных расходов и др. «Инкотермс-2010» фиксирует момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а также момент перехода риска случайной гибели (повреждения) товара с продавца на покупателя. Ссылка в договоре на «Инкотермс-2010» делает их условиями договора. Не исключается возможность установления обычая на основе доказательств, предъявляемых заинтересованными сторонами.
На основе обобщения банковской практики в области международных аккредитивных расчетов и систематизации, сложившихся в банковской сфере обычаев и обыкновений, МТП были разработаны Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. В настоящее время действует редакция 1993 г. (публикация МТП № 500 — UCP-500). Подобно «Инкотермс-2010», UCP-500 не являются нормативным актом и применяются при наличии ссылки на них в договоре между клиентом и банком. Особенностью UCP-500 является то, что, выступая отражением международной банковской практики, данные правила могут применяться и при отсутствии ссылки па них в договоре.
Унифицированные правила являются составной частью практически каждого документарного аккредитива, на что указывает включаемая в текст аккредитива стандартная оговорка: «Настоящий аккредитив подчиняется Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов, редакция 1993 года, публикация МТП № 500».
К актам, отражающим содержание международных торговых обычаев, относятся и Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА). Принципы УНИДРУА не являются международным договором и носят рекомендательный характер. В то же время значение их велико, поскольку суды, в том числе третейские, могут применять нормы Принципов к отношениям сторон по сделке, если в применяемом праве и в самой сделке нельзя найти ответ на какой-либо вопрос. Основанием для применения Принципов может служить соглашение сторон о регулировании их договора «общими принципами права», «обычаями и обыкновениями международной торговли или аналогичными положениями». Предусмотрено применение Принципов и в некоторых других случаях (при невозможности установления соответствующей нормы применимого права; для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов; в качестве модели для разработчиков национального и международного законодательства).
В сфере обмена торговыми данными МТП были приняты Унифицированные правила поведения для обмена торговыми данными по телесвязи от 22 сентября 1987 г. (ЮНСИД / UNCID)1.
Примером локальных предпринимательских обычаев могут выступать корпоративные кодексы, т. е. правила и принципы деловой этики, регулирующие поведение участников и сотрудников корпорации, а также корпоративные процедуры, связанные с управлением и деятельностью корпорации[2][3].
Корпоративными кодексами являются Кодекс корпоративного управления (поведения) ПАО «Газпром», Кодекс корпоративной этики сотрудника ПАО «Сбербанк России», Кодекс деловой этики Г1АО «Нефтяная компания „ЛУКОЙЛ“», Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром» и др.
Корпоративные кодексы по своей сути близки к локальным нормативным актам, однако, в отличие от локальных нормативных актов, которые распространяются на отношения в пределах хозяйствующего субъекта, локальные обычаи, к которым, в частности, относятся корпоративные кодексы, регулируют поведение участников за рамками деятельности конкретного субъекта, в отношениях с третьими лицами.