Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Советское государство и право в условиях кризиса социализма (середина 1980-х – 1990-е гг.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перестройка — это политика реформ, направленных на преодоление кризиса в СССР и укрепление основ социалистического строя. К середине 1980;х гг. ВВП в СССР составлял только 37% от уровня США, прирост производительности труда приблизился к нулевой отметке. Паритет с США путем огромных усилий поддерживался только в военно-стратегической области. Экономическая политика страны зашла в тупик. Назревшая… Читать ещё >

Советское государство и право в условиях кризиса социализма (середина 1980-х – 1990-е гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985;1991 ГГ.)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать предпосылки изменения политического курса во второй половине 1980;х гг.; юридическую составляющую преобразований государственных органов, систем ы управления экономикой и законодательства в период перестройки;
  • уметь выделить юридическую составляющую в преобразованиях периода перестройки;
  • владеть навыками историко-правового анализа законодательства рассматриваемого периода.

Перестройка — это политика реформ, направленных на преодоление кризиса в СССР и укрепление основ социалистического строя. К середине 1980;х гг. ВВП в СССР составлял только 37% от уровня США, прирост производительности труда приблизился к нулевой отметке. Паритет с США путем огромных усилий поддерживался только в военно-стратегической области. Экономическая политика страны зашла в тупик. Назревшая необходимость преодоления стагнации, осознаваемая как в обществе, так и в кругах правящей элиты, привела к избранию в марте 1985 г. новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева. Председателем Совета Министров стал Н. И. Рыжков.

Новые задачи были сформулированы на апрельском Пленуме ЦК КПСС (1985). Внутри партии развязалась дискуссия о формах, методах и допустимой глубине перестройки. В намерения Горбачева входило расширение социалистической демократии и гласности. Горбачев говорил о необходимости перестройки стиля работы и гласности в работе партийных и государственных учреждений. Наряду с этим, выдвигались идеи децентрализации управления экономикой, расширения прав предприятий, внедрения хозяйственного расчета, повышения ответственности и заинтересованности трудовых коллективов. При этом ни одна из сторон первоначально не подвергала сомнению руководящую роль КПСС и исключительную государственную собственность на средства производства. Впоследствии Горбачев и его окружение приходят к выводу о необходимости реформирования не только экономической, но и политической системы в СССР.

Провозглашенное Горбачевым новое политическое мышление во внешнеполитической деятельности ставило во главу угла задачи обеспечения выживания человечества, признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными и конструктивного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты. Исходя из этого основным направлением деятельности советского правительства провозгласили борьбу за прекращение гонки вооружений, за разоружение и мир. Были подписаны соглашения с США о сокращении стратегических и обычных вооружений, началось сокращение численности Советской Армии в странах Восточной Европы и завершен вывод войск из Афганистана, нормализованы отношения с КНР и т. д. Внешний фактор на первом этапе перестройки признавался настолько значимым, что из принятой в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС новой программы партии даже убрали раздражающий Запад тезис о диктатуре пролетариата и неизбежной победе социализма в мировом масштабе.

Одной из характерных черт внешней политики М. С. Горбачева стал поворот в отношениях с социалистическими странами. Советский Союз заявил, что не намерен больше вмешиваться в их внутренние дела и каждая страна должна сама выбирать путь своего дальнейшего развития. В результате в 1989 г. в странах Восточной Европы рухнули созданные во второй половине 1940;х гг. режимы. Новые руководители этих стран инициировали ликвидацию всех структур Совета экономической взаимопомощи, роспуск организации стран Варшавского договора. Были разорваны сложившиеся интеграционные связи. Новое руководство стран Восточной Европы считало, что оно в состоянии в кратчайшие сроки переориентировать экономику на Запад и войти в структуры ЕЭС. Конечно, идеи Горбачева о единой системе европейской безопасности, об «общем европейском доме» исходили из неизбежности параллельной эволюции прежних альянсов, их постепенной интеграции. Однако произошел развал только Восточного блока, тогда как Североатлантический блок продолжал существовать и даже усилился за счет объединения Германии.

В 1985 г. резко упали цены на нефть, в результате чего бюджет СССР лишился главных поступлений. В результате антиалкогольной кампании и Чернобыльской аварии только в течение одного 1986 г. бюджетный дефицит в стране вырос в три раза. На октябрьском Пленуме ЦК КПСС первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин выступил с критикой политического и экономического курса Генерального секретаря, обвиняя того в медлительности и недостаточной радикальности перемен, после чего был отправлен в отставку.

Техническое перевооружение экономики и реализация социальных программ требовали больших ассигнований, источник которых иссяк. Большие надежды возлагались на сделанные в эти годы гигантские инвестиции, однако их направляли на ускоренное развитие машиностроения, еще более сокращая возможности трат на социальные нужды. Капиталовложения в промышленное развитие и реконструкцию предприятий могли дать отдачу только через пять — десять лет. Позднее авторы реформ признавали, что концентрация внимания на сельском хозяйстве и легкой промышленности позволила бы сохранить в эти годы социальную стабильность и обеспечить поддержку проводимым политическим реформам.

Осложнение экономического положения СССР толкало правительство на внешние займы. Внешний долг государства стал стремительно расти. Если в 1985 г. задолженность СССР равнялась 27,2 млрд долл., то в 1987 г. она составляла 38,8 млрд долл. Погашение кредитов загоняло страну в долговую яму и вынудило менять не только экономические, но и политические приоритеты, идти на новые внешнеполитические уступки.

Летом 1991 г. новый Председатель Совмина В. С. Павлов потребовал у Верховного Совета СССР предоставить правительству чрезвычайные полномочия для проведения стабилизационного курса в экономике, чтобы сосредоточить всю власть в руках исполнительных органов. Однако Верховный Совет не поддержал это требование и ускорил разработку ряда правовых актов по созданию рыночной экономики. Попытка консервативных сил в августе 1991 г. выйти из кризиса с помощью силовых методов привела к обратному результату — консолидации всех антикоммунистических сил и в конечном итоге к распаду Советского Союза.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой