Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы защиты государственной тайны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие па себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных… Читать ещё >

Правовые основы защиты государственной тайны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особой разновидностью информации является информация о деятельности органов государственной власти. Вместе с гем отдельные сведения являются засекреченными и представляют собой государственную тайну. Отношения, возникающие при отнесении сведений к государственной тайне, а также порядок их засекречивания и защиты регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне».

Под государственной тайной следует понимать защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Допуском к государственной тайне является процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.

Необходимость защиты информации, представляющей собой государственную тайну, основывается на законодательстве о безопасности.

К сведениям, составляющим государственную тайну, относят:

  • сведения в военной области:
    • — о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
    • — о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
    • — о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
    • — о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
    • — о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
    • — о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
  • сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

  • — об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
  • — о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
  • — об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
  • — о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
  • — о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней

Российской Федерации, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 № 210 «Об утверждении списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну»);

  • сведения в области внешней политики и экономики:
    • — о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
    • — о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму:
  • — о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • — лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
  • — об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • — о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
  • — методах и средствах защиты секретной информации;
  • — об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
  • — о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • — расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
  • — подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;
  • — мерах, но обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • • состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • • привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • • фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • • размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • • состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • • фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

И. Л. Бачило выделяет следующую группу принципов, в соответствии с которой сведения относятся к государственной тайне:

  • • принцип законности — сведения, относимые к государственной тайне, соответствуют перечню сведений, составляющих государственную тайну, перечню сведений, не подлежащих засекречиванию, и законодательству РФ о государственной тайне;
  • • принцип обоснованности — необходимость засекречивания конкретных сведений устанавливается посредством оценки различного рода последствий, а также возможности нанесения ущерба безопасности РФ;
  • • принцип своевременности определяет, что ограничения устанавливаются с момента получения (разработки) сведений или заблаговременно;
  • • принцип обязательной защиты — компетентные органы и их должностные лица приняли в отношении конкретных сведений решение об отнесении их к государственной тайне и засекречивании и установили в отношении их соответствующий режим правовой охраны и защиты[1].

При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие па себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Каждые пять лет производится пересмотр перечней сведений, подлежащих засекречиванию, а также их обоснованность и соответствие установленной степени секретности. Максимальный срок засекречивания сведений не должен превышать 30 лет.

Сведения, отнесенные к государственной тайне, подлежат защите со стороны органов государственной власти.

Защиту государственной тайны осуществляют следующие органы государственной власти в соответствии с функциями, возложенными на данные органы:

  • • межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
  • • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Минобороны России), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (Служба внешней разведки РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), и их территориальные органы;
  • • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Должностные лица (по роду деятельности) и граждане Российской Федерации допускаются к государственной тайне только в добровольном порядке. Однако такое согласие предусматривает:

  • • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • • согласия на частичные, временные ограничения их прав;
  • • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  • • определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий;
  • • ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  • • принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Должностное лицо или гражданин могут быть отстранены от государственной тайны в следующих случаях:

  • • лицо признано судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • • у лица имеются медицинские противопоказания для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • • лицо либо постоянно проживает за границей и (или) оформляет документы для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • • выявлены в результате проверочных мероприятий действия оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • • лицо уклоняется от проверочных мероприятий и (или) сообщает заведомо ложные анкетные данные.

Нарушение законодательства о государственной тайне сопровождается ответственностью согласно уголовному, административному, гражданскоправовому законодательству, а также дисциплинарная ответственность.

  • [1] Бачило И. Л., Лопатин В. //., Федотов М. А. Информационное право. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 302.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой