В учебной и научной литературе встречаются различные варианты классификации налогов, входящих в систему налогов и сборов. Например, по экономической природе налога и сбора, по объекту налогообложения, по порядку установления и взимания, по порядку зачисления в бюджеты различных уровней, по субъектам платежа.
Организационно-правовое и федеральное устройство Российского государства предопределяет единство финансовой политики государства, которое проявляется в централизованном порядке установления системы налогов и сборов.
В п. 1 ст. 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.
Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя уровнями:
- 1) федеральные налоги и сборы;
- 2) региональные налоги, т. е. налоги субъектов РФ (краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга);
- 3) местные налоги.
Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет разграничить полномочия представительных (законодательных) органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.
Перечень налогов и сборов, закрепленный в ст. 13−15 НК РФ, является закрытым. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
Согласно п. 7 ст. 12 НК РФ специальными налоговыми режимами может быть предусмотрено освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в ст. 13 НК РФ. Специальные налоговые режимы также могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ.