Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конфедерации. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обсудите основные критерии отличий между федеративными и унитарными государствами, укажите на разновидности этих государств. Какие новые формы территориального устройства государств возникают в современном мире, а какие, наоборот, уходят в историю? Рассмотрите и сравните государственные структуры Европейского союза согласно Лиссабонскому договору 13 декабря 2007 г. и Евразийского экономического… Читать ещё >

Конфедерации. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наряду с классическими формами государственного устройства (унитарным и федеративным государствами) нередко также называется такая форма, как конфедерация. Некоторые государства, например Швейцария, в силу исторических причин сохранили в своем официальном названии титул конфедерации (Швейцарская конфедерация), хотя сегодня по сути относятся к федеративным государствам. Исторически, правоведам весьма сложно было проводить различие между союзными государствами, которые имеют статус собственно государств (например, Рейнский союз в Германии XIX в.) и которые таким статусом не обладают (Священная Римская империя германской нации в Средневековье). Граница между этими двумя видами союзных государств была неустойчивой (к примеру, статус США в силу Статей Конфедерации 1781 г.), и поэтому правоведы в XIX в. попытались разделить понятия «федерации» и «конфедерации», используя первое для обозначения единого составного государства, а второе — для описания конгломерата независимых государств.

До настоящего времени в теории государства под конфедерацией принято понимать не отдельное государство, а союз государств, который образуется на основе договора между этими составными государствами. Признаками конфедерации, с точки зрения преобладающей доктрины, являются: (1) сохранение за каждым из составных государств суверенитета; (2) составные государства имеют право на сецессию; (3) решения союзной власти, как правило, не имеют прямой силы на территории государств и, в любом случае, не могут действовать без согласия составных государств; (4) государства имеют право нуллификации, т. е. лишения юридической силы актов и решений союзной власти на своей территории; (5) в конфедерациях нет единого гражданства; (6) парламент, глава союза, — если такие органы существуют в конфедерации, — не избираются путем прямых выборов, а занимают должности по назначению от органов власти составных государств. Считается, что конфедерации носят временный характер и создаются либо в процессе распада единого государства, либо в качестве промежуточного этапа при создании федеративного государства. Разумеется, эти признаки условны, они, к примеру, не дают окончательного ответа на вопрос статусе таких политических образований современности, как Евросоюз или Евразийский экономический союз (ЕАЭС); также в реальности можно найти примеры конфедераций, в которых отсутствуют те или иные признаки.

Иногда для характеристики ассоциированного членства одного государства в другом употребляется термин «квази-конфедерация», чтобы подчеркнуть различие между формально независимым статусом составного государства и его зависимостью от доминирующего государства, частью которого оно фактически является. Ранее эта ситуация часто встречалась в отношениях зависимости между протекторатом, зависимым государством, и государством-метрополией, его покровителем. Отношения ассоциированного членства предполагают более тесное государственное единство между двумя и более странами, ограничение суверенитета одного государства в пользу другого, доминирующего государства, хотя при этом такое протектируемое государство формально сохраняет независимость, международную правосубъектность, не входит в другое доминирующее государство и не является его субъектом. Такие отношения, в частности, складываются между США и рядом зависимых от них государств: Пуэрто-Рико, Марианские острова, где США принадлежат полномочия по обороне, финансовой политике и проч., а зависимым государствам оставляются компетенции по внутреннему самоуправлению, внешней политике, и формально они сохраняют статус независимых государств. Юридическая ситуация, по сути аналогичная отношениям ассоциированного членства, складывается сегодня в отношениях между Россией и отделившимися от Грузии Абхазией и Южной Осетией.

Дополнительная литература к 4.3

Чиркин, В. Е. Государствоведение / В. Е. Чиркин. — М., 2000 (глава 10 «Формы политико-территориального (государственного) устройства»).

Чиркин, В. Е. Конституция и современные модели публичной власти: идеологемы и реалии /В. Е. Чиркин // Государство и право. — 2011. — № 6. — С. 5—12.

Чичерин, Б. Н. Общее государственное право / Б. Н. Чичерин. — М., 2006 (книга 2 «Государственное устройство»).

Контрольное задание к 4.3

Обсудите основные критерии отличий между федеративными и унитарными государствами, укажите на разновидности этих государств. Какие новые формы территориального устройства государств возникают в современном мире, а какие, наоборот, уходят в историю? Рассмотрите и сравните государственные структуры Европейского союза согласно Лиссабонскому договору 13 декабря 2007 г. и Евразийского экономического союза согласно Договору об ЕАЭС 29 мая 2014 г., обсудите признаки конфедерации и федерации в этих союзах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой