Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура. 
Право Европейского союза. Т 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наименование «Суд» «, как видно, практически совпадает с названием всего судебного института ЕС — «Суд Европейского Союза». Это совпадение не случайно. Оно обусловлено тем, что именно Суд является в структуре Суда ЕС судом общей юрисдикции. Только он уполномочен либо сразу, либо в порядке обжалования решений подчиненных ему инстанций (Трибунала и специализированных трибуналов) рассматривать все… Читать ещё >

Структура. Право Европейского союза. Т 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отличие от других институтов ЕС, Суд ЕС имеет комплексную структуру. Она складывается из трех иерархически соподчиненных элементов (инстанций), которые вместе и образуют судебный институт ЕС. Это, во-первых, Суд — высшая инстанция (А); во-вторых, Трибунал (Б); в-третьих, специализированные трибуналы, которые могут быть созданы в неограниченном количестве, но пока (в 2011 г.) ограничиваются одним представителем — Трибуналом по делам публичной службы (В).

А. Суд

Суд (фрапц. Cour de justice; англ. Court of Justice) — старейший элемент в структуре Суда ЕС. Он был создан в 1951 г. как Суд ЕОУС и вплоть до 1989 г. являлся единственным элементом в структуре Суда ЕС (в то время Суда Европейских сообществ).

Наименование «Суд» «, как видно, практически совпадает с названием всего судебного института ЕС — «Суд Европейского Союза». Это совпадение не случайно. Оно обусловлено тем, что именно Суд является в структуре Суда ЕС судом общей юрисдикции. Только он уполномочен либо сразу, либо в порядке обжалования решений подчиненных ему инстанций (Трибунала и специализированных трибуналов) рассматривать все дела, отнесенные к юрисдикции судебного института ЕС.

При этом важнейшие дела, отнесенные к юрисдикции Суда ЕС, учредительные документы поручают рассматривать и разрешать Суду по первой и единственной инстанции. В настоящее время к ним относятся все дела преюдициальной юрисдикции и предварительного контроля, а равно те дела прямой юрисдикции (иски), которые в политическом плане являются наиболее значимыми для ЕС и государств-членов. Это, в частности:

  • — иски к государствам-членам о нарушении обязанностей, вытекающих из членства в ЕС;
  • — иски к институтам, органам, учреждениям ЕС, подаваемые государствами-членами или другими институтами, органами, учреждениями ЕС (кроме исков об аннулировании некоторых незаконодательных актов ЕС, которые по первой инстанции рассматривает Трибунал).

В Суде обжалуются и пересматриваются решения нижестоящих судебных инстанций ЕС, т. е. Трибунала и специализированных трибуналов. В отношении последних Суд, таким образом, является высшей судебной инстанцией, своеобразным «верховным судом» ЕС (см. ниже).

Б. Трибунал

Трибунал (франц. Tribunal) — второй элемент в структуре Суда ЕС. Он был создан в 1989 г. на основании поправок Единого европейского акта 1986 г. с целью частично разгрузить Суд от значительного и возрастающего числа дел (первоначальное название, действовавшее до вступления в силу Лиссабонского договора — «Трибунал первой инстанции»)[1].

В настоящее время Трибунал играет в структуре Суда ЕС, главным образом, роль административного суда. Именно Трибунал по первой инстанции рассматривает и разрешает дела по искам к институтам, органам и учреждениям ЕС, подаваемым физическими или юридическими лицами (за исключением исков к ЕС сотрудников европейской администрации, которые разрешает специализированный Трибунал по делам публичной службы — см. ниже). В юрисдикцию Трибунала по первой инстанции также переданы иски о договорной ответственности ЕС и его контрагентов на основании арбитражных оговорок, содержащихся в соответствующих договорах (контрактах) между ними.

Кроме того, в последние годы Трибунал был уполномочен рассматривать по первой инстанции некоторые виды исков к институтам, органам и учреждениям ЕС, которые подаются государствами-членами или другими институтами, органами, учреждениями ЕС с целью оспаривания не законодательных актов Союза по отдельным вопросам. Это, в частности, акты Европейской комиссии (кроме решений, санкционирующих или отказывающих санкционировать продвинутое сотрудничество государств-членов), решения Совета ЕС о санкционировании в порядке исключения государственной помощи предприятиям, антидемпинговые и другие защитные меры против продукции из третьих стран, утверждаемые Советом в рамках общей торговой политики ЕС, исполнительные акты Совета (ст. 31 Статута Суда Европейского Союза).

В дальнейшем планируется новое расширение юрисдикции Трибунала, которое может осуществляться сразу или постепенно. Для этого достаточно внесения поправок в Статут Суда Европейского Союза, которые утверждаются в упрощенном порядке (решением Европейского парламента и Совета ЕС, не требующим ратификации со стороны государств-членов).

В соответствии со ст. 256 ДФЕС в юрисдикцию Трибунала дополнительно могут быть переданы:

  • — все виды дел прямой юрисдикции;
  • — дела преюдициальной юрисдикции, но только «в специальных областях» (по общему правилу, преюдициальная юрисдикция будет оставаться за Судом).

Некоторые дела учредительные документы прямо запрещают передавать в юрисдикцию Трибунала. Так, дела предварительного контроля или обращения государства-члена, подвергнутого санкциям за нарушение ценностей Союза, по первой и окончательной инстанции в дальнейшем, как и в настоящее время, будет полномочен рассматривать только Суд. То же самое относится к отрешению от должности членов Комиссии, других должностных лиц ЕС.

Помимо рассмотрения дел, отнесенных к его юрисдикции по первой инстанции, Трибунал рассматривает и разрешает жалобы на решения специализированных трибуналов, образующих самый третий элемент в структуре Суда ЕС (см. ниже).

В свою очередь, решения Трибунала не имеют окончательного характера и могут быть пересмотрены Судом. В соответствии со Статутом Суда Европейского Союза «обжалование в Суде ограничено вопросами права», т. е. речь идет о кассационном порядке. «Оно может производиться на таких основаниях, как отсутствие полномочий у Трибунала; процессуальные нарушения в Трибунале, которые наносят ущерб интересам обращающейся с жалобой стороны; нарушение Трибуналом права Союза» (ст. 58 Статута).

Жалоба в Суд на решение Трибунала подается в течение двух месяцев с момента уведомления об обжалуемом решении (ст. 56 Статута). Жалоба не приостанавливает исполнения обжалуемого решения, однако Суд по ходатайству заинтересованного лица может постановить о приостановлении решения Трибунала (ст. 60 Статута).

Согласно ст. 61 Статута Суда Европейского Союза: «Если жалоба является обоснованной, то Суд отменяет решение Трибунала. В таком случае Суд может либо сам вынести окончательное решение по делу, когда состояние дела позволяет разрешить его, либо передать дело на новое рассмотрение в Трибунал с тем, чтобы последний вынес решение. В случае передачи дела на новое рассмотрение Трибунал связан указаниями по вопросам права, предусмотренными решением Суда» .

Особый порядок установлен для пересмотра решений Трибунала, выносимых по преюдициальным запросам национальных судов (он начнет действовать после того, когда Трибуналу будет предоставлена преюдициальная юрисдикция «в специальных областях»). В соответствии с § 3 ст. 256 ДФЕС решения Трибунала по преюдициальным запросам можно будет обжаловать в Суде только «в порядке исключения», в случае «наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза» .

Согласно той же статье, когда дело преюдициальной юрисдикции, по мнению Трибунала, «требует решения принципиального характера, которое способно затрагивать единство или внутреннюю согласованность права Союза», Трибунал может отказаться от рассмотрения дела и передать его на разрешение Суда.

  • [1] В англоязычной редакции учредительных документов ЕС Трибунал сначала назывался Судом первой инстанции, а сегодня, после реформы Лиссабонского договора, именуется Общим судом (англ. General Court). Термин «общий» в данном случае указывает не на то, что Трибунат является судом общей юрисдикции (как отмечалось выше, эту роль выполняет Суд). Трибунал является общим потому, что может рассматривать дела, относящиеся к различным сферам компетенции ЕС и разным отраслям права — в отличие от рассматриваемых ниже «специализированных трибуналов», каждый из которых рассматривает и разрешает строго определенную категорию дел. В других официальных языках ЕС Трибунал называется просто «судом» (нем. Gericht; польск. S%d). В этих языках, как указано в начале параграфа, Суд ЕС именуется Судебной палатой Европейского Союза (нем.) или Трибуналом справедливости Европейского Союза (польск.). Высшая инстанция в структуре Суда ЕС именуется в них, соответственно, Судебной палатой (нем.) или Трибуналом справедливости (польск.). Свои национальные особенности в наименовании Суда, Трибунала, специализированных трибуналов и Суда ЕС в целом существуют и в других официальных языках ЕС.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой