Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституция Нигерии 1999 г

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центральное правительство. 31 декабря 1983 г. в результате военного переворота было свергнуто законное правительство. Действие многих положений Конституции 1979 г. было приостановлено, поскольку теперь граждане Нигерии могли быть подвергнуты тюремному заключению без санкции суда. Высшим органом власти стало федеральное военное правительство, которое создало специальный совет для управления… Читать ещё >

Конституция Нигерии 1999 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1 октября 1960 г. Нигерия стала независимым государством. В 1951 г. в ней было создано квазифсдсральнос правительство. Однако Конституция, которая предусматривала сосредоточение почти всей полноты власти в центре и давала мало полномочий регионам, в условиях Нигерии оказалась недееспособной. В 1954 г. статус федерального правительства был пересмотрен, и регионы получили больше прав. Эта Конституция просуществовала до военного переворота 1966 г. Поправки касались автономии Нигерии, обретения страной независимости в 1960 г. и провозглашения ее республикой в 1963 г. По этой Конституции в сферу полномочий центрального правительства входили вопросы, связанные с обороной, внешней политикой, полицией, таможней и акцизами, валютой и банковской системой, транспортом и связью (железные дороги, автодороги и почтовая служба) и работой высших учебных заведений. В ведении региональных органов власти находились многие вопросы экономического развития регионов, здравоохранение, школьное образование, местное управление, сбор налогов, включая подоходный[1].

После провозглашения Нигерии республикой главой государства стал президент, избираемый на пятилстний срок. Крут его полномочий был весьма ограничен. Глава правительства, премьер-министр, был подотчетен федеральному парламенту. Парламент состоял из палаты представителей, избираемой всеобщим голосованием, и не обладавшего никакой реальной властью сената, в котором в равной степени были представлены все регионы. Доминирующую роль в палате представителей играли северяне, им принадлежало 167 депутатских мест из 312. Борьба за контроль над парламентом и за должности в системе федеральных органов власти была в центре острых политических и региональных конфликтов. В каждом регионе имелись свой губернатор, премьер-министр, исполнительный совет, двухпалатный законодательный орган и аппарат управления[2].

После двух военных переворотов 1966 г. парламент и кабинет министров были заменены Высшим военным советом и подчиненным ему органом, куда вошло и несколько гражданских лиц. Гражданское правление было восстановлено в октябре 1979 г. Новая Конституция предусматривала замену британской парламентской модели на американскую президентскую систему. Президент стал главой государства и правительства, и впервые в истории Нигерии исполнительная и законодательная власть были полностью разделены. Президент избирался на четырехлетний срок прямым всеобщим голосованием, в выборах на равных условиях участвовали все штаты. Законодательную власть осуществляло Национальное собрание, состоявшее из сената (95 сенаторов) и палаты представителей (450 депутатов). Сенаторы и депутаты также избирались на четыре года.

Центральное правительство. 31 декабря 1983 г. в результате военного переворота было свергнуто законное правительство. Действие многих положений Конституции 1979 г. было приостановлено, поскольку теперь граждане Нигерии могли быть подвергнуты тюремному заключению без санкции суда. Высшим органом власти стало федеральное военное правительство, которое создало специальный совет для управления страной (Национальный государственный совет). В результате военного переворота, осуществленного в августе 1985 г., от власти была отстранена почти половина прежнего руководства, а президентом был назначен генерал Ибрагим Бабангида, активный участник предыдущего военного переворота. Он руководил страной как председатель Правящего совета вооруженных сил (ПСВС), которому подчинялось правительство и военные губернаторы штатов. Правление Бабангиды закончилось в августе 1993 г. В ноябре 1993 г. главой государства стал министр обороны генерал Сани Абача. После смерти Сани Абачи от сердечного приступа 8 июня 1998 г. власть перешла к генералу Абдулсаламу Абубакару, который пообещал передать власть законно избранному гражданскому правительству до 29 мая 1999 г.

Итак, действующая Конституция государства была принята в 1999 г. и является преемником трех предыдущих конституций 1960, 1979 и 1993 гг. В январе 2011 г. были внесены две поправки в Конституцию 1999 г. президентом Гудлаком Джонатаном. Это были первые изменения в Конституцию с 1999 г. Состоит из преамбулы, восьми глав (320 статей) и семи приложений. Если проанализировать Нигерийскую Конституцию, то можно заметить изменения, внесенные совсем недавно, основанные на потребности приспособить ее под постоянно меняющуюся нигерийскую политику. Эта гибкость позволила ввести в нигерийский основной закон некоторые правила, которые, возможно, были попыткой увеличить эффективность работы правительства.

Характерной чертой нигерийской федерации, является высокая степень ее централизации. Во второй статье Конституции 1999 г., закрепляющей федеративное устройство, говорится, что «Нигерия является единым, неделимым и нерушимым суверенным государством, которое должно именоваться как Федеральная Республика Нигерия». Централизованный характер федерации проявляется прежде всего в распределении компетенции между федерацией и штатами. Конституция предусматривает исключительную компетенцию федерации, совместную компетенцию федерации и штатов и исключительную компетенцию штатов.

Еще один аспект политической жизни, на который воздействует культура, — выдающаяся роль религии, и ее влияние на законодательные органы. Нигерийская конституция, очень гибкая в этом отношении, основана, прежде всего, на множестве религиозных течений и племен в стране. Имеется большое количество политических групп с различными религиозными взглядами и пристрастиями. Нигерийская Конституция провозглашает свободу религиозных убеждений в обществе в пределах демократического государства в соответствии с правами, предоставленными законодателями, не нарушая при этом права других религиозных групп.

Теперь о высших органах власти. Высшим законодательным органом Нигерии является Национальная ассамблея, состоящая из двух палат — Сената и Палаты представителей. Сенат состоит из 109 членов, избираемых по три от каждого из 36 штатов федерации, а также одного представителя от федеральной столичной территории Абуджи. 360 депутатов Палаты представителей избираются в 360 избирательных округах, из расчета 150 тыс. избирателей на округ. Срок полномочий членов парламента составляет четыре года. Президент Нигерии не имеет права распускать Национальную ассамблею.

Распределение полномочий между Сенатом и Палатой представителей в Нигерии во многом следует образцу США. Законопроекты (билли) Национальная ассамблея принимает простым большинством голосов в каждой из двух палат для последующей передачи на подпись Президенту Нигерии, после чего законопроекты приобретают силу закона. В случае отказа главы государства утвердить билль он вновь возвращается на досогласование в Сенат и Палату представителей. После повторного голосования 2/3 состава каждой из палат за законопроект он автоматически становится федеральным законом831.

С целью координации и рассмотрения списка кабинета министров Сенатом был создан специальный комитет, включающий в себя представителей от всех партийных фракций верхней палаты. Сенаторами также были разработаны и приняты за основу определенные критерии, по которым номинант мог быть утвержден на пост министра. В их числе — обязательное нигерийское гражданство, возрастной ценз — не моложе 30 лет, наличие, по меньшей мере, сертификата о среднем школьном образовании. Кроме того, кандидат обязан представить Сенату свидетельство об уплате госиалогов за последние три года, регистрационную карточку избирателя, декларацию о своих имуществе и доходах, а также членский билет партии, в которой состоит.

Наряду с кабинетом министров парламент утверждает 15 представляемых на рассмотрение обеих палат сиецсове гников президента. Они помогают президенту в осуществлении его государственных функций и занимаются вопросами экономики, политики, энергетики, продовольственного обеспечения населения, международных отношений, парламента, межпартийных связей и некоторых других направлений (не подменяя в то же время соответствующих министров).

В то же время Палата представителей создает в своем составе шести специальных и 37 постоянных комитетов для решения конкретных вопросов политической и социально-экономической жизни страны. В числе наиболее значимых постоянных комитетов: по экономике, финансам, сельскому хозяйству, энергетики и стали, обороне, внешней политике, строительству, нефтяным ресурсам, транспорту, коммерции, здравоохранению, социальному развитию, борьбе с коррупцией, информации, правам человека.

Согласно Уставу палаты Представителей, число членов любого комитета должно составлять от 15 до 30 депутатов, в зависимости от масштабности поставленных задач. Комитеты формируются на добровольной основе, при этом большинством голосов избираются их председатели. В привилегированной Уставный комитет, занимающийся разработкой и внесением поправок в Устав палаты, обязательно входят лидеры всех трех политических фракций[3].

Глава государства, исполнительной власти и верховный главнокомандующий — Президент, избираемый всеобщими прямыми выборами сроком на четыре года. Вместе с Президентом избирается вице-президент.

Исполнительную власть осуществляет также правительство, Исполнительный совет федерации, члены которого назначаются Президентом с согласия Сената.

Судебная система Нигерии отражает федеративное устройство государства и «полисистемность» его права. Каждый из 36 штатов имеет собственные суды. Всего в Нигерии действуют четыре основных вида судов: общие гражданские суды, мусульманские суды, суды общего права и разного рода специальные суды, учреждаемые декретами военных правительств.

Федеральная судебная система включает Верховный суд Нигерии; Апелляционный суд; федеральные высокие суды, включая Федеральный высокий суд федеральной столичной территории Абуджи; апелляционный суд шариата федеральной столичной территории Абуджи; апелляционный суд обычного права федеральной столичной территории Абуджи[4].

Согласно Конституции 1999 г. Главный судья Верховного суда (Главный судья Нигерии) назначается Президентом Нигерии по его выбору с утверждением такого назначения Сенатом. Другие судьи Верховного суда назначаются Президентом по совету Федеральной комиссии судебной службы с утверждением Сенатом. Именно Верховный суд — орган конституционного контроля Нигерии.

Председатель Апелляционного суда назначается Президентом Нигерии по совету Федеральной комиссии судебной службы с утверждением такого назначения Сенатом. Другие судьи Апелляционного суда, а также все судьи Федерального высокого суда назначаются Президентом по рекомендации Федеральной комиссии судебной службы.

Назначение на должность Великого кади апелляционного суда шариата и председателя апелляционного суда обычного права федеральной столичной территории делается Президентом по рекомендации Национального судебного совета с утверждением таких назначений Сенатом. Другие кади апелляционного суда шариата и судьи апелляционного суда обычного права назначаются Президентом по рекомендации Национального судебного совета.

Федеральная комиссия судебной службы включает Главного судью Нигерии (как председателя); председателя Апелляционного суда; Генерального атторнея федерации; Главного судью Федерального высокого суда; двух практикующих юристов с не менее чем 15-летним стажем, рекомендованных Нигерийской ассоциацией юристов; двух других лиц, нс являющихся практикующими юристами.

В Национальный судебный совет входят Главный судья Нигерии (как председатель); следующий по старшинству член Верховного суда (как вице-председатель); председатель Апелляционного суда; пять судей в отставке, отобранных Главным судьей Нигерии из числа судей Верховного суда или Апелляционного суда; Главный судья Федерального высокого суда; пять главных судей штатов, назначаемых Главным судьей Нигерии из числа главных судей штатов и Высокого суда федеральной столичной территории попеременно каждые два года; один Великий кади, назначаемый Главным судьей Нигерии из числа великих кади апелляционных судов шариата штата попеременно каждые два года; один председатель апелляционного суда обычного права штата, назначаемый Главным судьей Нигерии из числа председателей апелляционных судов обычного права попеременно каждые два года; пять членов Нигерийской ассоциации юристов, назначаемых на два года Главным судьей Нигерии по рекомендации Национального исполнительного комитета Нигерийской ассоциации юристов[5].

Судебные системы штатов включают высокий суд штата; апелляционный суд шариата штата; апелляционный суд обычного права штата; нижестоящие суды штатов (гражданские, мусульманские, обычного права). Некоторые штаты имеют апелляционный суд, в который могут быть обжалованы решения высокого суда. В штатах имеются также самостоятельные суды по делам несовершеннолетних. Судьи высокого суда, апелляционного суда шариата и апелляционного суда обычного нрава штата назначаются губернатором штата по рекомендации Национального судебного совета (Главный судья Высокого суда, Великий кади апелляционного суда шариата и председатель апелляционного суда обычного права штата — с утверждением Палатой собрания штата). В судах обычного нрава в качестве судей выступают местные вожди (старейшины).

В принципе мусульманские суды и суды обычного права имеют юрисдикцию только в случае, когда обе стороны согласны обратиться к такому суду. На практике удаленность альтернативных гражданских судов, высокий размер судебных пошлин и волокита в них не оставляют выбора спорящим сторонам. В этих судах рассматривается и большинство мелких уголовных дел. В целом около 90% от общего объема судебной работы, осуществляемой судами первой инстанции, приходится на более чем 15 тыс. судов обычного права.

Наиболее серьезные виды преступлений рассматриваются высоким судом соответствующего штата. Федеральный высокий суд может рассматривать по первой инстанции дела о преступлениях, нарушающих федеральные законы (таких, как контрабанда, подделка денег). Апелляционный суд федерации рассматривает апелляции на решения федеральных высоких судов, включая Федеральный высокий суд федеральной столичной территории, высокий суд штата, апелляционный суд шариата федеральной столичной территории, апелляционный суд шариата штата, апелляционный суд обычного права федеральной столичной территории, апелляционный суд обычного права штата, и на решения других судов, определенных федеральным законом. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд федерации.

Начиная с 1966 г. различными военными правительствами учреждались специальные суды на уровне штатов и федерации для рассмотрения ряда особо опасных преступлений в упрощенном порядке: Трибунал по грабежу и огнестрельному оружию (1970), Суд по валютным преступлениям (1974), Суд по наркопреступлениям (1986)[6].

Уголовное преследование по большинству дел осуществляет полиция. Наиболее серьезные уголовные дела (убийство, вооруженный грабеж, наркопреступления) находятся в ведении департамента публичных судебных преследований, который возглавляет директор. Высшим должностным лицом, ответственным за осуществление уголовного преследования в стране, является генеральный атторней федерации.

В территориальном плане с 1996 г. Нигерия разделена на 36 штатов и федеральный столичный округ Абуджа, которые в свою очередь делятся на 774 территорий местного управления. Во главе штатов стоят губернаторы, которые избираются на четырехлетний срок при условии получения на выборах не менее 25% голосов избирателей в не менее чем 2/3 районов местного самоуправления. Во главе каждого штата стоит назначаемый главой правительства военный губернатор, которому принадлежит вся законодательная и исполнительная власть. По конституции губернатор штатов обладает иммунитетом от национальных органов юстиции[7].

Районы возглавляют назначаемые военным губернатором чиновники. В ряде штатов имеются окружные и местные (в крупных городах муниципальные) советы. Значительную роль в местном управлении, особенно северных штатов, продолжают играть традиционные вожди.

Подводя итог, необходимо заметить, что Нигерия является крупнейшим по численности населения государством Африки. С 1971 г. Нигерия является членом ОПЕК. В связи с этим большую часть доходов Нигерии обеспечивает экспорт нефти. В последние годы в стране наметились перемены к лучшему: политическая система стала более стабильной, проводятся реформы, призванные диверсифицировать экономику. Тем не менее в стране постоянно действуют вооруженные группировки, часты конфликты и похищения иностранцев с целью выкупа. Представляется, что современный конституционный строй способен укрепить Нигерию и сделать ее одним из передовых государств Африканского союза.

  • [1] Катагощина И. Т. Нигерия, прошлое и настоящее. М, 1981.
  • [2] URL: http://www.uadream.com/tourism/Afnca/Nigeria/element.php?ID=26 592
  • [3] в32 URL: polpred.com>download/user/pdf/274_l.pdf
  • [4] *33 URL: http://www.nigeriacongress.org
  • [5] West D.L. Governing Nigeria: Continuing Issues After the Elections. Cambridge, MA, WorldPease Foundation, 2003.
  • [6] Нигерия: справочник. М., 1993.
  • [7], Э6 Саудаханов М. В. Органы местного самоуправления Нигерии // Закон и право. № 9. М.:Юнити-Дана, 2011. С. 115−117.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой