Переустройство и перепланировка жилых помещений
Согласно разъяснению Верховного Суда РФ в этих случаях собственник жилого помещения в праве проживать в нем и не может быть выселен из занимаемого жилого помещения до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов. Вместе с тем по заявлению гражданина орган местного самоуправления или суд может «узаконить» самовольно… Читать ещё >
Переустройство и перепланировка жилых помещений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы, касающиеся переустройства и перепланировки жилых помещений, урегулированы гл. 4 (ст. 25−29) ЖК РФ.
В ст. 25 ЖК РФ определены два понятия:
- — переустройство — это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования в жилом помещении;
- — перепланировка — это изменение конфигурации жилого помещения.
Проведение указанных видов работ требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Технический паспорт жилого помещения составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении помещения в состав жилищного фонда. Порядок оформления технического паспорта определен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством (ст. 84 ЖК РСФСР) эти работы производились «только в целях повышения благоустройства квартиры». Теперь указанное условие (о повышении благоустройства) законодательством, в частности ст. 26 ЖК РФ, не установлено. Более того, из ст. 23 ЖК РФ следует, что перевод помещения для использования в качестве соответственно жилого или нежилого может осуществляться с условием проведения переустройства и (или) перепланировки.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
- — заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- — правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- — подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- — технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- — согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных в данном пункте документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
- — заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, являются памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление каких-либо других документов. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Данный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Случаи отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 ЖК РФ.
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
- — непредставления необходимых документов (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ):
- — представления документов в ненадлежащий орган;
- — несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения. Также решение выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Завершение переустройства и (или) перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии (ст. 28 ЖК РФ). Произведенные изменения в жилом помещении, как следует из ст. 25 ЖК РФ, вносятся в технический паспорт жилого помещения.
Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-?3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 26 и 27 ЖК РФ внесены изменения, которые связаны с переходом к обслуживанию населения, в частности по вопросам переустройства и перепланировки жилых помещений, в электронной форме[1].
Статья 26 дополнена новой ч. 2.1, а ч. 3 и 4 изложены в новой редакции:
" 2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
- 1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- 2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- 3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
- 3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов, кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документ (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-?3).
- 4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя" .
В ст. 27 также внесены изменения (п. 1 ч. 1 изложен в новой редакции, данная часть дополнена п. 1.1):
" …1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления" .
Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения предусмотрены ст. 29 ЖК РФ.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ (без согласования с органом местного самоуправления), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок, суд по иску этого органа принимает решение:
- • в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
- • в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, то оно подлежит продаже с публичных торгов в установленном порядке.
Согласно разъяснению Верховного Суда РФ в этих случаях собственник жилого помещения в праве проживать в нем и не может быть выселен из занимаемого жилого помещения до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов. Вместе с тем по заявлению гражданина орган местного самоуправления или суд может «узаконить» самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г. и II квартал 2006 г.).
Предусмотрена и административная ответственность за указанные неправомерные действия: самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан (ст. 7.21 и 7.22 КоАП РФ). В зависимости от правонарушения ответственность может наступить в виде предупреждения, а размер штрафа может составить от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. При этом переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если эти действия существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилых помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Главой 4 (ст. 24−28) ЖК РФ определены основания и условия переустройства и перепланировки жилых помещений на федеральном уровне, что следует из п. 10 ст. 12 ЖК РФ. В связи с этим должны быть признаны утратившими силу (пересмотрены) действующие акты, принятые субъектами РФ и муниципальными образованиями. Например, в г. Москве были приняты постановления Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории г. Москвы» и от 15.11.2005 № 883-ПП «О реализации положений ЖК РФ и правовых актов города Москвы, регулирующих переустройство, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах». Эти акты, как и другие правовые акты, принимаемые на региональном и местном уровнях, не могут определять вопросы, отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности предусматривать дополнительный (иной) перечень документов, которые обязан представлять заявитель (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
В приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП дан перечень необходимых мероприятий по переустройству и перепланировке жилых и нежилых помещений (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Перечень мероприятий (работ) по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и условия их проведения
№. п/п. | Мероприятия (работы). | Выполняются. | |
I. Мероприятия (работы) по переустройству | |||
Перестановка сантехнических приборов в существующих габаритах туалетов, ванных комнат, кухонь. | По эскизу. | ||
Устройство (перенос) туалетов, ванных комнат, кухонь. | По проекту. | ||
Перестановка нагревательных (отопительных) и газовых приборов (исключая перенос радиаторов в застекленные лоджии, балконы) без прокладки дополнительных подводящих сетей. | По эскизу. | ||
Установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. | По проекту. | ||
Замена и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (исключая устройство полов с подогревом от общедомовых систем водоснабжения и отопления). | По проекту. | ||
II. Мероприятия (работы) по перепланировке | |||
Разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок (исключая межквартирные). | По эскизу. | ||
Устройство проемов в ненесущих перегородках (исключая межквартирные). | По эскизу. | ||
Устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках (при объединении помещений по горизонтали). | По проекту. | ||
Устройство проемов в перекрытиях (при объединении помещений по вертикали). | По проекту. | ||
Устройство внутренних лестниц. | По проекту. | ||
Заделка дверных проемов в перегородках и несущих стенах. | По эскизу. | ||
Устройство перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия. | По эскизу. | ||
Устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен. | По проекту. | ||
Изменение конструкции полов. | По проекту. | ||
Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах) с сохранением конструкций, отделяющих балконы, лоджии от внутренних помещений (т.е. не предусматривающее объединения внутренних помещений с лоджиями и балконами и превращения остекленных балконов и лоджий в эркеры). | По проекту. | ||
Остекление лоджий и балконов. | По проекту. | ||
Создание входов, изменение входов и тамбуров с устройством крылец (лестниц в цокольные и подвальные помещения), не предусматривающее присоединение (занятие) дополнительного земельного участка. | По проекту. | ||
Ликвидация или изменение формы тамбуров без увеличения их внешних габаритов. | По проекту. | ||
Остекление лоджий, балконов. | По проекту. | ||
Изменение формы (пластики) существующих лестниц (крылец), в том числе с устройством пандусов. | По проекту. | ||
Устройство самораздвижных или «карусельных» дверей и витрин из легких быстровозводимых конструкций без изменения внешних габаритов помещений. | По проекту. | ||
Замена столярных элементов фасада (с изменением рисунка). | По эскизу, согласованному в порядке, установленном Москомархитектурой. | ||
Установка наружных технических средств на фасаде (кондиционеров, антенн, защитных сеток и т. п.), а также элементов, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения: выжимных телескопических лифтов, двухрядных поручней и т. д. | По проекту. | ||
Изменение материалов и пластики внешних конструкций, балконов и лоджий. | По проекту. | ||
Объединение лоджий (балконов) с внутренними помещениями. | По проекту, согласованному в порядке, установленном Москомархитектурой. | ||
Устройство или изменение конструкций перекрытий, проводимые в порядке ремонта (замены) существующих. | По проекту. | ||
Устройство лоджий на первых этажах, террас, устройство (ликвидация) балконов, не предусматривающее при этом возможность объединения внутренних помещений с лоджиями, балконами, террасами. | По проекту. |
Примечания
- 1. Мероприятия (работы), подлежащие выполнению по проекту, согласовываются с надзорными органами в порядке, установленном Правительством Москвы.
- 2. Технический учет изменений производится ГУП Мосгор-БТИ на основании утвержденного Мосжилинспекцией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого (нежилого) помещения в жилом доме в установленном порядке. При этом, если переустройство и (или) перепланировка помещения были выполнены до принятия Мосжилинспекцией соответствующего решения о согласовании и были ранее отражены в материалах технического учета как несанкционированные, проведение повторной технической инвентаризации не требуется.
- 3. Мероприятия (работы), выполняемые без оформления проектной и разрешительной документации:
- 3.1. Ремонт (косметический) помещений, в том числе с заменой отделочных покрытий стен, полов, потолков, наружных столярных элементов без изменения рисунка и цвета.
- 3.2. Устройство (разборка) встроенной мебели: шкафов, антресолей (не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету).
- 3.3. Замена (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.
- 3.4. Перестановка бытовых напольных электроплит в габаритах помещения кухни.
- 4. Оформление разрешений на осуществление мероприятий по переустройству и (или) перепланировке помещений, которые могут быть отнесены к реконструкции зданий в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительным кодексом города Москвы от 25.06.2008 № 28, осуществляется уполномоченными органами в порядке, установленном правовыми актами РФ и г. Москвы.
На основании ч. 5 ст. 26 ЖК РФ Правительство РФ приняло постановление от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». В связи с этим в отношениях, связанных с переустройством и перепланировкой жилых помещений, следует применять формы заявления и решения о согласовании указанных работ, установленные названным постановлением Правительства РФ.
В настоящее время органами государственной власти г. Москвы рассматривается вопрос о расширении перечня работ по переустройству и (или) перепланировки жилых помещений, которые могут выполнять жильцы без согласования с соответствующими органами. Например, предлагается, что замена дверей и иолов может осуществляться самостоятельно самими жильцами.
- [1] Подробнее о переходе на электронную форму предоставления услуг см. подпараграф 3.3.6.