Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К запрещенным средствам ведения войны относится в первую очередь применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК РФ. Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия. 10 октября 1980 г. была принята специальная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут… Читать ещё >

Преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ)

Непосредственным объектом этого преступления являются регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ, характеризуется следующими действиями:

  • • жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;
  • • депортация гражданского населения;
  • • разграбление национального имущества на оккупированной территории;
  • • применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

В соответствии с международным правом военнопленными являются следующие лица, если они попадают во власть одной из воюющих сторон: личный состав вооруженных сил воюющей страны, партизаны, состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления, некомбатанты (несражающиеся, т. е., как правило, не принимающие непосредственного участия в вооруженной борьбе, использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т. п.), стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает в своих военных операциях нормы права вооруженных конфликтов1. Режим военного плена определяется в основном Женевской конвенцией об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.[1][2] В соответствии с ней с военнопленными следует обращаться гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или медицинскому опыту. Запрещается дискриминация военнопленных по признакам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения.

В международном праве существует правило, что гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. При проведении военных операций воюющие стороны должны постоянно заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты (к ним относятся жилища, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским населением; места и районы, используемые исключительно гражданским населением, например, убежища, больницы и т. п.), продукты питания, а также источники воды. В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещается: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное или оскорбительное обращение; принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия[3]. В качестве примера жестокого обращения с гражданским населением можно привести преступления германских оккупантов на территории Советского Союза во время Второй мировой войны, выражавшиеся в насильственном помещении советских граждан в концентрационные лагеря и введении там режима каторжного труда, когда под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти их заставляли выполнять различные тяжелые работы.

Под депортацией гражданского населения понимается насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории.

Разграбление национального имущества на оккупированной территории — это его расхищение любыми способами, обращение его в свою собственность оккупирующей стороной, вывоз имущества с оккупированной территории. «Ограбление общественной или частной собственности» в Уставе Международного (Нюрнбергского) военного трибунала было названо в качестве одной из разновидностей военных преступлений. Трибунал установил, что расхищение и разграбление собственности оккупированных европейских стран производилось германскими войсками в невиданных масштабах, захватывалось и вывозилось все, что представляло ценность, — металл, шерсть, бумага, продовольствие, средства транспорта (паровозы, вагоны и даже рельсы), культурные ценности.

Учитывая особый вред, который в ходе военных действий может быть нанесен культурным ценностям народов, в 1954 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение понятия «культурная ценность» (памятники архитектуры, искусства или истории, произведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и архивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т. п.). Защита указанных ценностей включает их охрану и уважение. Воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещаются любые акты вандализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, находящихся на территории другой страны[4].

К запрещенным средствам ведения войны относится в первую очередь применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК РФ. Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия. 10 октября 1980 г. была принята специальная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие. В договорах, прилагаемых к этой Конвенции, запрещалось применение любого оружия, ранящего осколками, которые необнаружимы в теле с помощью рентгеновских лучей, а также ограничивалось применение некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и отдельных видов зажигательного оружия.

Запрещенные методы ведения войны предполагают определенные способы ее ведения, находящиеся под запретом международного права. Так, в соответствии с Дополнительным протоколом I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. воюющим запрещается отдавать приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте1. В соответствии с Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. в вооруженных конфликтах запрещено использование любых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ионосферы[5][6].

В соответствии с тенденцией развития международного права его нормы и принципы в части определения запрещенности средств и методов ведения войны распространяются и на вооруженные конфликты на территории одного государства, т. е. на его внутренние вооруженные конфликты. Объектом указанных норм и принципов могут быть и вооруженные конфликты немеждународного характера. Это вытекает, например, из Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.[5] Можно сказать, что в связи с этим международное право, по сути, отказалось от традиционного термина «право войны» и перешло к термину «право вооруженных конфликтов» (или «международное гуманитарное право, применяемое в условиях вооруженных конфликтов»). Это право является отраслью международного права, призванной регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных конфликтов, обеспечить защиту их жертв[8]. Это соответствует и указанию ст. 356 УК РФ на неприменение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ. Дело в том, что и I, и II Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны были ратифицированы Советским Союзом в августе 1989 г. без каких-либо оговорок и, следовательно, в силу правопреемства их выполнение возлагается на Российскую Федерацию.

Состав преступления — формальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что применяет запрещенные средства и методы ведения войны, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК РФ, и желает так поступить.

Субъект — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. ст. 355 УК РФ).

  • [1] Отрасль международного права, регулирующая ведение военных действий в ходе международных и пемеждуиародных вооруженных конфликтов.
  • [2] См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 751—772.
  • [3] См.: Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертввойны 1949 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.С. 570−658.
  • [4] См.: Международное право в документах. С. 794—802.
  • [5] См.: Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. С. 570—658.
  • [6] См.: Международное право в документах. С. 595—599.
  • [7] См.: Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. С. 570—658.
  • [8] См.: Курс международного права: в 7 т. Т. 6. М., 1992. С. 220—233.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой