Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процессуальное право. 
История государства и права России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция была разработана и принята как законодательный акт еще до распада СССР в октябре 1991 г. С 1992 г. началась реализация данной концепции. В истории судебной реформы конца XX — начала XXI в. условно выделяют два периода. Первый приходится на 1992−1996 гг. В это время были приняты важные законодательные акты: закон, вносящий дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР о введении… Читать ещё >

Процессуальное право. История государства и права России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важным моментом в развитии процессуального права на рубеже XX—XXI вв. являлось усиление принципов диспозитивности и состязательности. На развитие состязательности в гражданском и арбитражном процессе указывает введение раскрытия доказательств, ограниченного письменными документами, которыми обмениваются стороны.

Реформа судопроизводства в России коснулась и уголовного процесса, который полностью был перестроен с учетом утверждения принципа состязательности. В новом УПК РФ закреплены принципы судопроизводства, направленные как на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Однако наличие большого количества последующих изменений в УПК РФ свидетельствует о незавершенности становления принципа состязательности.

Перспективы развития процессуального права связаны с процессами, во-первых, глобализации и как ее следствие демократизации и гуманизации в развитии юридического процесса; во-вторых, дифференциации и одновременной унификации процессуального права.

Судебная реформа

Особая роль судебной власти обусловлена гем, что практическая реализация прав и свобод человека и гражданина, демократии и рыночной экономики, правовых методов социального регулирования, политического управления и отправления властно-принудительных полномочий государства невозможна, если отсутствует судебная система, осуществляющая правосудие объективно, беспристрастно и справедливо. Именно такое понимание особой роли судебной власти и реализующей се судебной системы стало основой и стимулом для разработки в 1990- 1991 гг. Концепции судебной реформы в РСФСР. Это был достаточно целостный план строительства одной из трех ветвей государственной власти новой России, определивший цели, основополагающие правовые, институциональные и процессуальные принципы построения судебной власти.

Концепция судебной реформы была ориентирована на преодоление кризиса юстиции, который в полной мере достался постсоветской России в наследство от СССР. Важнейшими проявлениями кризиса признавались: несостоятельность и неспособность юстиции справиться с задачами по охране законности и правопорядка; некачественная работа системы правоохранительных органов при их чрезвычайной перегруженности; обвинительный уклон судопроизводства; ориентация работников правоохранительных органов и юстиции в целом на исполнение навязанной извне воли; непрозрачность, недоступность для общества достоверной информации о деятельности юстиции, а также кадровый голод, «бегство» судей и следователей от непрестижной юридической службы; отсутствие сплоченной и независимой судейской корпорации, реализующей интерес права, нищета юстиции, низкий уровень материально-технического обеспечения ее деятельности и социальнобытовых гарантий для ее служителей.

Концепция была разработана и принята как законодательный акт еще до распада СССР в октябре 1991 г. С 1992 г. началась реализация данной концепции. В истории судебной реформы конца XX — начала XXI в. условно выделяют два периода. Первый приходится на 1992−1996 гг. В это время были приняты важные законодательные акты: закон, вносящий дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР о введении судебного контроля за законностью и обоснованностью решений прокурора об аресте и сроках содержания под стражей (май 1992 г.) и Закон РФ «О статусе судей» (апрель 1993 г.); был дополнен разделом 9 «Производство в суде присяжных» Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (июль 1993 г.).

Ключевые идеи Концепции судебной реформы нашли свое воплощение в Конституции России (декабрь 1993 г.). Судебная власть была выделена как самостоятельная, создан Конституционный Суд РФ и отдельная система арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. На нормативно-правовом уровне введена несменяемость судей для обеспечения их независимости, закреплено участие адвоката с момента задержания или ареста подозреваемого, введено судебное обжалование арестов и сроков содержания под стражей, установлен запрет на прослушивание телефонных и иных переговоров без судебного решения. Наконец, было признано право гражданина на суд присяжных и тем самым восстановлена одна из лучших традиций судопроизводства в России, началось поэтапное введение таких судов на территории страны.

Завершился первый период принятием 31 декабря 1996 г. Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации" , который стал базовым законом в системе правового регулирования деятельности судебных органов России. Этот закон, за исключением нескольких конкретных положений, выдержал проверку временем.

Второй период судебной реформы ограничивается 1997−2004 гг. В 1997 г. были приняты Законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», которые создали новый механизм принудительного исполнения судебных решений. В 1998 г. появился Закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», призванный изменить систему материально-технического обеспечения деятельности судов. В 2001 г. были приняты законы, которые продолжили судебную реформу в стране. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), изменился статус судей (сократились возможности для злоупотреблений, а также усилилась независимость судебного корпуса). В 2001—2002 гг. после долгих споров наконец-то были изданы новые Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы РФ. В итоге были расширены полномочия судов и в то же время сократились возможности для внесудебного преследования.

Однако в судебной сфере остается еще много нерешенных проблем. Главные из них заключались в том, что не завершен процесс формирования независимой судебной власти, не создана ветвь административного судопроизводства, нет четкой и понятной для граждан процедуры рассмотрения административных дел. Сохраняются большие претензии к качеству судейского корпуса, оперативности работы судей.

Именно поэтому в 2008 г. распоряжением Президента Д. А. Медведева была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе. Приоритетными направлениями ее деятельности стала подготовка предложений, направленных на повышение качества функционирования судебной системы, обеспечение ее независимости, гуманизацию правосудия, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах, безусловное исполнение судебных решений, улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи, создание системы возмещения гражданам и юридическим лицам вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство и исполнение судебных решений в разумные сроки. В настоящее время начался новый этап судебной реформы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой