Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная этика юриста как система теоретического знания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устранение частной собственности через революцию и установление общественной собственности должно способствовать коренному улучшению нравов, так как исчезнет вражда между имущими и неимущими, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Люди, ранее разъединенные и противопоставленные по отношению друг к другу, вынужденные строить взаимоотношения по формуле «Человек человеку волк», будут в новых условиях… Читать ещё >

Профессиональная этика юриста как система теоретического знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следует изучать не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику, как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности.

Студент обязан выносить из университета не один багаж систематизированных сведений, но и нравственные заветы.

Анатолий Федорович Кони

Общая этика как основа профессиональной этики юриста

Профессиональная этика юриста — один из видов профессиональной этики, которая в свою очередь является частью науки, носящая название «Этика». Понятие «этика» имеет греческое происхождение (ethika). Оно, в свою очередь, образованно от слова ethos, что в переводе обозначает «нрав», «обычай», «правило». Этикой древние греки называли науку о нравах, обычаях, правилах поведения людей в обществе, которые, выражали духовные ценности, созданные и принятые обществом. На постулатах этой науки основывалось долженствование — совокупность требований, определяющих должное поведение членов общества в той или иной ситуации.

Для того чтобы избежать терминологической тавтологии в определении предмета этики как науки об этосе, понятие «этос» было заменено иным по произношению, но идентичным по содержанию понятием «мораль», взятым из латинского языка (лат. moralitas от moralis).

Определение этики за счет этой процедуры приобрело следующую простую и тем не менее верную по содержанию форму:

этика — это наука, предметом изучения которой является мораль.

Обратим внимание на различие в данном определении между содержанием понятия «этика» и содержанием понятия «мораль». Оно состоит в том, что «мораль» обозначает реальное явление общественной жизни, а «этика» — совокупность теоретических знаний об этом явлении, которые, как правило, зафиксированы в письменной форме.

Иначе: мораль существует в жизни, а еще конкретнее — в поведении людей, в тех или иных отношениях между ними, а этика — в виде научных текстов, учебников, монографий, статей, подобно тому, как существует мир растений и есть наука о них — «Ботаника», есть мир животных и есть наука о них — «Зоология», существует мир космических тел и наука о них — «Астрономия» и т. д. и т. п.

Понятия «этичный», «неэтичный» также широко употребляются в нашей речи для оценки поступков человека, но в строгом смысле слова это не корректно, так как этика — это наука, т. е. система знаний.

Вместо понятия «мораль» и его производных («моральный», «аморальный») можно использовать тождественное ему понятие «нравственность» и производные от него: «нравственный», «безнравственный» и т. п.[1]

Как система теоретических знаний этика включает в себя знания:

  • — о сущности (природе) морали;
  • — о функциях морали;
  • — о содержании (структуре) морали;
  • — о ее происхождении;
  • — о категориальном аппарате, отображающем содержание морали;
  • — о методах и формах нравственного воспитания;
  • — об истории становления и развития этики.

Для более полного представления об этике как науке необходимо определить ее место в системе естественных и общественных наук.

Это место еще много веков назад весьма образно и одновременно весьма точно определили представители философского учения стоицизма (стоики), возникшего в конце IV в. до н. э. в Древней Греции. Они говорили, что конкретные естественные и общественные науки — это корни, которые питают дерево философии, а этика — его плоды.

Такая высокая оценка этики в системе знаний определяется той весьма важной ролью, которую она играет в жизни человеческого общества. Дело в том, что опыт развития человеческой цивилизации показывает, что знания, приобретенные человеком, условием прогресса общества сами по себе становятся далеко не всегда. Так, например, практика развития знаний породила следующий печальный афоризм: «Над чем бы ученые не работали у них всегда получается оружие». У физиков — атомное, у химиков — химическое, у биологов — биологическое. Известно, что к созданию геофизического оружия подключились и геофизики, пытаясь научится вызывать искусственные землетрясения, засухи, ливни, ураганы. Практика показывает, что на службу силам зла может быть поставлены и гуманитарные науки: и история, и политология, и политическая экономия и даже литература. Более того, на службу силам зла может быть поставлена вообще вся культура, включая все виды искусства и все направления религии. Современная Украина — яркое тому подтверждение.

В связи с этим вполне справедливыми являются суждения мыслителей разных времен и разных народов, утверждающих необходимость наличия у людей, вооруженных знаниями, высоких нравственных качеств.

Так, например, французский философ, юрист и политик эпохи Возрождения Мишель де Монтень (1533—1592) считал: «Добрые нравы предпочтительнее голой учености»1 и делал вывод о том, что если человек не познает науку добра, то приобретенные им знания могут принести обществу лишь вред[2][3]. Иначе: если человек станет хорошим специалистом в той или иной области, но нравственно будет ориентирован на зло, то знания этого специалиста могут быть использованы им во зло, то есть обернуться для других людей большой бедой. Имея в виду именно это обстоятельство, нравственное образование ставил выше профессионального и русский литературный критик, публицист Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848), который писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное[4]».

Вышесказанное относится и к юристам. «Ум, — писал по этому поводу выдающийся русский юрист Анатолий Федорович Кони (1844— 1927), — есть не что иное, как оружие в житейской борьбе, одинаково пригодное и для хороших, и для дурных целей, подобно острому ножу, равно необходимому и в мирном хозяйстве, и для разбоя на большой дороге. Умный человек есть человек лишь хорошо вооруженный, и только. Ценны побуждения его действий и сила, подвигающая его ум на работу. Поэтому важны душевные свойства человека, а не сила его ума сама по себе, безотносительно. Умный, но бездушный, бессердечный человек — есть человек нередко вредный и всегда опасный»[5].

Возвращаясь к определению места этики в системе наук отметим следующие два обстоятельства.

Во-первых, этика является одной из философских дисциплин. Главной задачей этики как философской дисциплины был и остается поиск ответа на вопрос: «Как надо правильно жить»? Французский писатель и философ Альберт Камю (1913—1960), размышляя о смысле жизни и смерти, считал, что ответить на этот вопрос — «значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — второстепенно»[6].

Во-вторых, наиболее тесно этика связана с психологией и с педагогикой. Общим предметом интереса этики и психологии является поступок человека, а точнее его мотивы. Практически любой поступок, поведенческий акт является результатом проявления одновременно нравственной позиции человека и его психологических особенностей.

Общим предметом интереса этики и педагогики являются проблемы нравственного воспитания. Воспитание традиционно является предметом педагогики. Нравственная составляющая воспитания является сферой интереса этики.

Заметны также связи этики с культурологией (через проявление морали в культуре и, в частности, в искусстве), с историей (через связь процесса возникновения и развития морали с историей развития человеческого общества) и религиоведением (через связь религии и морали).

Этика как наука имеет богатую историю. Вклад в ее развитие внесли многие мыслители разных времен и разных народов, представители самых разных философских направлений: материалисты и идеалисты, диалектики и метафизики. Фактически нет ни одного известного ученого, философа, который бы в своем творчестве не обращался к проблемам этики.

То, что позднее стало называться «этические воззрения» начало складываться в VI—II тыс. до н. э. в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) в тесной связи с развитием религии.

Самым древним из сохранившихся письменных источников, в котором довольно обстоятельно излагаются размышлений мыслителей тех времен о добре и зле, о нравственных качествах, присущих человеку, являются поэмы древнегреческого поэта Гомера (VIII в. до н. э.) «Илиада» и «Одиссея».

Значительное внимание этическим вопросам уделяли в своих работах древнегреческие философы VIII—V вв. до н. э. Особенно это внимание проявляется в трудах Сократа (470—399 до н. э.) и Платона (428— 348 до н. э.).

В истории становления этики записаны такие имена основоположников этико-философских учений Древнего Китая, как Конфуций (551—479 гг. до н. э.) и Лао-Цзы (604 —? гг. до н. э.).

Оформление этики как научной дисциплины осуществил древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Именно он впервые ввел в научный оборот понятие «этика» для обозначения совокупности добродетелей человека и знаний о них.

Развитие этики успешно продолжили такие философы, как Эпикур (341—270 гг. до н. э), Сенека (5—56 гг. н. э), Эпиктет (50—140), Марк Аврелий (121—180).

В развитие средневековой этики значительный вклад внесли такие крупные авторитеты в философии, как Августин Блаженный (354— 430) и Фома Аквинский (1225—1274). В основе их философско-нравственных размышлений лежит толкование текстов Священного писания — Библии. Все их моральные поучения сводятся к указанию путей, которыми можно достичь небесного царства.

Этические учения эпохи Возрождения связаны прежде всего с идеями гуманизма, которые нашли свое наиболее полное отражение в работах итальянских гуманистов Лоренцо Вала (1407—1457) и Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494).

Особое место среди этических учений этой эпохи занимает учение Никколо Макиавелли (1469—1527). В своей работе «Государь» он как никто другой до него глубоко исследовал проблему соотношения морали и политики.

Крупным авторитетом в этической мысли периода позднего Возрождения и Реформации является французский философ Мишель де Монтень (1533—1592). Главным научным трудом Монтеня стала его книга «Опыты», в которой внимание автора сосредоточено на нравственных аспектах жизни человека.

Крупнейшими философами Нового времени, оказавшими большое воздействие на развитие этического знания, являются английский философ-материалист Томас Гоббс (1588—1679), нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632—1677).

Развитие этики в Европе XVIII в. связано с работами таких выдающихся мыслителей того времени, как французский философ Жан-Жак Руссо (1712—1778) и немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804).

Важным положением учения Руссо является его утверждение в том, что нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, обусловленным частной собственностью. В связи с этим он фактически первым в европейской науке теоретически обосновывал право народных масс на революцию.

И. Кант этические проблемы разрабатывал во многих своих работах, но особенно много внимания он уделял им в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Религия в пределах только разума» и «Метафизика нравов». Кант много сделал для разграничения области исследования этики и психологии. Мораль по Канту есть область должного, которое в сфере нравственности должно иметь всеобщий характер. В связи с этим одна из центральных категорий этики Канта получила название «категорический императив», что обозначает «безусловное повеление».

Этика XIX в. своим развитием обязана, прежде всего, немецким философам: идеалисту Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю (1770— 1831) и материалисту Людвигу Андреасу Фейербаху (1804—1872). Этической проблематике посвящены такие работы Гегеля, как «Энциклопедия философских наук» и «Философия права». По мнению Гегеля, современная ему и неудовлетворяющая его мораль — результат жизни общества, разделенного на бедных и богатых. Из учения Гегеля следовало, что в будущем эта мораль должна уступить место новой исторической форме нравственности, которая по существу окажется слитой с государственным законом и нравственным долгом человека.

Людвиг Фейербах как материалист был оппонентом Гегеля. Этические взгляды Фейербаха наиболее полно высказаны им в работах «Мысли о смерти и бессмертии», «Сущность христианства», «Основы философии будущего» и «Эвдемонизм». Фейербах отвергает божественное происхождение морали, доказывая, что она есть продукт развития общественных отношений. Он призывает служить не Богу, а другим людям, формируя между ними отношения взаимной любви. Потребность людей друг в друге, взаимное пожелание счастья сплачивают индивидов, приводят их к всеобщей дружбе и к коллективизму. Настоящий коллективизм, по мнению Фейербаха, возможен только в условиях коммунизма[7].

Широко известны работы над проблемами этики немецких философов-идеалистов Артура Шопенгауэра (1788—1860) и Фридриха Ницше (1844—1900).

А. Шопенгауэр свои основные идеи, касающиеся нравственности, высказал в четвертой части своего основного труда «Мир как воля и представление», а также в сочинении «Идеи этики». Его учение во многом схоже с основными положениями буддизма, особенно в том, что счастья можно достичь через отказ от желаний, через сострадание к другим людям.

Весьма своеобразные идеи относительно морали высказал в своих работах Ф. Ницше. В наиболее известных из них («Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», «К генеалогии морали») автор утверждает, что человек — результат не прогресса, а регресса. Чем далее человек отходит от своих прародителей — животных, тем более он впадает в состояние «болезненного бытия». Важным показателем этого «болезненного бытия» является конфликт между стремлением избранных людей к власти и существующей в обществе моралью, которая превращает людей в однородную массу, лишает людей индивидуальности, т. е. того, что делает человека Человеком. По мнению Ницше если сильные духом люди примут эту мораль, то они сами станут элементами этой массы. Именно поэтому для сильных индивидов нужно понимание того, что мораль с ее диктатом посредственности для них необязательна.

Ницше мечтает о появлении сверхчеловека, который сможет установить действительно истинную справедливость, под которой он понимал справедливость силы, ибо «уравнительная справедливость» уничтожает творческие побуждения потенциально сильных людей, лишает их желания совершенствовать этот мир, а народные массы к творчеству не способны. Таким образом, этическая концепция Ницше глубоко элитарна.

В своих работах Ницше много рассуждает о путях формирования сверхчеловека: о подборе брачных пар, методах воспитания, физической закалке, выбраковке всего хилого, нежизнеспособного, что может помешать формированию сверхчеловека.

История развития этики XIX в. будет, несомненно, неполной, если не обратиться к русской этической мысли этого периода, наиболее ярко представленной в творчестве Федора Михайловича Достоевского (1821—1881) и Льва Николаевича Толстого (1828—1910). Оба они, прежде всего, известны как великие писатели, но в своих литературных и публицистических произведениях ими высказаны идеи, которые по их глубине можно вполне отнести к философскому осмыслению морали.

Этические идеи Ф. М. Достоевского наиболее полно выражены в его известных романах «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Во всех этих произведениях Достоевский пытается найти ответ на вопросы: каков есть действительный человек; каковы причины того, что в человеческой душе так много места отведено эгоизму, аморализму, безудержной агрессивной страсти? В то же время Достоевский видит и ценит светлое, «божеское» начало в человеке, которое, по его мнению, глубоко укоренено во всякой личности. Человеческая душа выступает у писателя как арена борьбы, арена диалектического сплетения добра и зла, Бога и «бесов».

Л. Н. Толстой к философско-этическим проблемам обратился в связи с поиском ответа на волновавший его вопрос: в чем смысл жизни? Этому вопросу прямо посвящены его работы «Исповедь» и «В чем моя вера?» Решая вопрос о смысле жизни, Л. Н. Толстой выходит на проблему взаимной человеческой любви. Противоположным явлением жизни по отношению к любви является насилие, поэтому оно, по мнению Толстого, должно быть полностью исключено из сферы человеческих отношений, в том числе и из области борьбы со злом. Основное произведение, в котором Толстой излагает созданную им концепцию непротивления злу силой — «Царство божие внутри нас».

Отвергая насилие, Л. Н. Толстой не отказывался от сопротивления злу. Однако он полагал, что сопротивление злу должно быть ненасильственным, а должно осуществляться через убеждение, спор, обращение к духовному началу в носителе зла, которое, хоть и не в большой мере, но в нем все же имеется.

Иную, противоположную по отношению ко взглядам Л. Н. Толстого концепцию борьбы добра со злом представил в своей работе «О сопротивлении злу силою» выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1883—1954).

Особо следует сказать о вкладе в разработку проблем морали и соответственно этики целой плеяды выдающихся русских религиозных философов, в числе которых, прежде всего, следует назвать таких светил разума и нравственности как Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900), Николай Александрович Бердяев (187−1—1948), Василий Васильевич Розанов (1856—1919), Павел Александрович Флоренский (1882—1937), Лев Исаакович Шестов (1866—1938), Семен Людвигович Франк (1877— 1950), Сергей Александрович Булгаков (1871—1944), Лев Платонович Карсавин (1882—1952), Николай Онуфриевич Лосский (1870—1965).

В этике XIX в. значительный след оставила марксистская концепция, представленная работами выдающихся немецких мыслителей Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895). Их этические идеи отражены во многих работах, из которых наиболее показательными в этическом плане являются «Манифест коммунистической партии», написанный ими совместно, и работа Ф. Энгельса «Анти-Дюринг».

С точки зрения марксизма, моральное зло — это продукт социального зла, который исторически возникает и проявляется в связи с возникновением частной собственности на средства производства.

Устранение частной собственности через революцию и установление общественной собственности должно способствовать коренному улучшению нравов, так как исчезнет вражда между имущими и неимущими, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Люди, ранее разъединенные и противопоставленные по отношению друг к другу, вынужденные строить взаимоотношения по формуле «Человек человеку волк», будут в новых условиях своего сосуществования иметь все основания для доброжелательного отношения друг к другу. Они будут совместно трудится, созидая материальную базу общественного блага. На этой основе будут складываться новые отношения, основанные на социальной справедливости. Ликвидируются причины, порождающие зависть, своекорыстие, ненависть и возникнут условия для утверждения коллективизма, дружбы и братства. В итоге на смену принципу общежития в условиях частной собственности «Человек человеку — волк» в условиях общественной собственности придет принцип «Человек человеку — друг, товарищ и брат».

Вопросы этики с позиций материализма исследовал в работе «О материалистическом понимании истории» Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — видный деятель российского и международного социалистического движения, один из основателей Российской социал-демократической партии.

Последователем учения К. Маркса и Ф. Энгельса в том числе и в области этики был и Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870—1924). Совпадение его взглядов на проблемы морали с учением его учителей особенно явно видно на примере его речи «Задачи союзов молодежи», с которой он выступил на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 02.10 1920 г.

Известна работа «Этика» русского ученого, революционера-анархиста Петра Алексеевича Кропоткина (1842—1921).

Заметный след в развитии этической мысли XX в. оставили также французский мыслитель Жан-Поль Сартр (1905—1980), выдающийся представитель психоанализа немецко-американский философ Эрих Фромм (1900—1980), немецкий лютеранский пастор Дитрих Бонхеффер (1906—1945), немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875—1965).

В СССР наиболее известными научными центрами, которые занимались изучением проблем этики, являлись сектор этики Института философии Академии наук СССР и кафедра этики факультета философии МГУ им. Ломоносова (С. Ф. Анисимов, Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, О. В. Дробницкий, А. И. Титаренко и др.). Эти же структуры успешно функционируют и в постсоветской России.

С 1973 г. в СССР, существовавшим тогда всесоюзным обществом и издательством «Знание» издавалась ежемесячная подписная научнопопулярная серия «Этика». В ней публиковались работы как по истории этики, так и по ее актуальным текущим проблемам.

В настоящее время исследования в области этики продолжаются. В нашей стране и за рубежом по проблемам этики проводятся конференции, издаются монографии, публикуются научные статьи в журналах. Много проблем перед этикой поставил научно-технический прогресс и особенно в таких областях, как, например, биоэтика (генная инженерия, в частности, проблемы клонирования), медицинская этика (проблемы трансплантации и др.), создание искусственного интеллекта, экологическая этика (определение границ допустимого технологического воздействия человечества на природную среду)1.

Перечень фамилий ученых, общественных деятелей, уделивших в своих работах внимание проблемам этики, конечно же, намного больше того, что приведен выше. Те, кто желает изучить историю этики более глубоко, может обратиться к специальной литературе[8][9].

  • [1] Некоторые авторы, пишущие об этике, предлагают различать понятия «мораль"и «нравственность», но убедительных аргументов, обосновывающих это различиепри этом не приводят.
  • [2] Монтень М. Опыты // М. Монтень. Избранные произведения в 3-х т. М.: Голос, 1992. Т. 1. Гл. XXVI. С. 234.
  • [3] Там же. Гл. XXV. С. 344.
  • [4] Цит. по: Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежныхавторов. М.: Молодая гвардия, 1976. С. 159.
  • [5] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М.: РАП; СТАТУТ, 2003. С. 240.
  • [6] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. С. 24.
  • [7] Л. Фейербах в последние годы жизни стал членом Социал-демократической партии Германии.
  • [8] Эти проблемы отражены в таких фильмах производства США, как «Остров» (клонирование людей с целью возможной трансплантации органов для заказчика своегоклона), «Машина», «Превосходство» (о возможностях искусственного интеллекта) и др.
  • [9] См., например: Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 592 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой