Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контроль и надзор в жилищной сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом положений, содержащихся в приказе Минрегиона России от 23 августа 2013 г. № 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации… Читать ещё >

Контроль и надзор в жилищной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контроль (фр. controle) — это проверка чего-либо, наблюдение за выполнением определенных требований, предписаний. Контроль является одной из функций публичной власти, он способствует соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, призван обеспечивать эффективное функционирование государственных и муниципальных органов. Контроль способствует реализации принципа законности, а также является одним из основных инструментов государственной политики.

ЖК предусматривает осуществление государственного надзора и муниципального и общественного жилищного контроля. В связи с этим необходимо выявить соотношение понятий «надзор» и «контроль» применительно к жилищной сфере.

Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 1 ст. 20 ЖК).

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ органы местного самоуправления отдельными полномочиями, но проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, но управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Из приведенных определений видно, что различаются субъекты и объекты контроля и надзора, а также пределы осуществления контрольных функций и контрольные полномочия.

Государственный жилищный надзор касается всех видов жилищных правоотношений и деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, тогда как муниципальный контроль имеет более узкую сферу применения. При осуществлении государственного жилищного надзора предусматривается не только проведение проверок, но и принятие по выявленным фактам нарушений мер по пресечению или устранению выявленных нарушений, анализ и прогнозирование исполнения обязательных требований, а в задачи муниципального контроля входит лишь осуществление проверок.

Правила осуществления государственного жилищного надзора конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

  • а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
  • б) принятия предусмотренных законодательством мер, но пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
  • в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении органом государственного жилищного надзора плановых и внеплановых проверок.

Сведения, полученные органом государственного жилищного надзора, направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий обобщение и систематизацию информации, необходимой для проведения мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности.

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного жилищного надзора при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора. В целях содействия регионам в разработке нормативных актов, регулирующих отношения жилищного надзора и контроля, а также унификации регулирования соответствующих отношений, на Минрегионразвития России была возложена обязанность утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах РФ.

С учетом положений, содержащихся в приказе Минрегиона России от 23 августа 2013 г. № 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю», были разработаны акты субъектов РФ. В частности, в Москве отношения по осуществлению государственного жилищного надзора регулируются постановлением Правительства Москвы от 28 января 2014 г. № 15-ПП «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, образца удостоверения государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции города Москвы и о внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы».

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Минстрой России осуществляет методическое обеспечение и координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный жилищный надзор.

Координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора осуществляет государственный жилищный инспектор. Положение о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. № 927. В соответствии с данным Положением к полномочиям главного государственного жилищного инспектора относятся:

  • а) координация деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля;
  • б) осуществление контроля за организацией и осуществлением органами государственного жилищного надзора и органами муниципального жилищного контроля государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
  • в) составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.6.2 КоАП (нарушение лицензионной комиссией субъекта РФ требований законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами);
  • г) обеспечение согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.

В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в Российской Федерации предусматривается трехуровневая система контроля (надзора) в жилищно-коммунальной сфере — государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль, общественный контроль.

***.

  • 1. Жилищные отношения регулируются нормами различных отраслей права, прежде всего — нормами гражданского и административного права.
  • 2. Специфика правового регулирования жилищных отношений определяется не только особым объектом — жилое помещение, но и целью существования соответствующего правоотношения. Не любые отношения, объектом которых является жилое помещение, являются жилищными. Специальное регулирование жилищных правоотношений определяется его целью — обеспечение реализации права граждан на жилище.
  • 3. Принципами жилищного права являются: принцип обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
  • 4. Жилищные правоотношения регулируются на трех уровнях: Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Как правило, к компетенции органов местного самоуправления ЖК относит вопросы, решение которых должно осуществляться с учетом условий данной местности — уровня благосостояния граждан, количества лиц, нуждающихся в жилье, состояния жилищного фонда и т. д.

В ряде случаев уровень правового регулирования — федеральное законодательство, законодательство субъекта РФ, нормативные акты органов местного самоуправления — определяется в зависимости от принадлежности жилищного фонда.

5. ЖК предусматривает осуществление государственного надзора и муниципального и общественного жилищного контроля.

Государственный жилищный надзор касается всех видов жилищных правоотношений и деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, тогда как муниципальный контроль имеет более узкую сферу применения. При осуществлении государственного жилищного надзора предусматривается не только проведение проверок, но и принятие по выявленным фактам нарушений мер по пресечению или устранению выявленных нарушений, анализ и прогнозирование исполнения обязательных требований, а в задачи муниципального контроля входит лишь осуществление проверок.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы особенности жилищных правоотношений и в чем специфика их правового регулирования?
  • 2. Какие гарантии реализации принципа неприкосновенности жилища предусмотрены жилищным законодательством?
  • 3. Что подразумевается под правом гражданина на жилище?
  • 4. Как соотносятся понятия «жилище» и «жилое помещение»?
  • 5. Как распределяется компетенция Российской Федерации и субъектов РФ при регулировании жилищных правоотношений?
  • 6. Что понимается под жилищным контролем и жилищным надзором?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой