Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрожденное естественное право на рубеже XX в.: Р. Штаммлер

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Форма социального взаимодействия, т. е. право, не может быть произвольной и должна находиться во взаимосвязи со своим содержанием. Адекватность права как социальной формы зависит от того, как право воспринимается членами общества, как они понимают и реализуют в своем поведении абстрактные правовые схемы. Такое понимание и реализация зависят от множества переменных факторов, которые объясняют… Читать ещё >

Возрожденное естественное право на рубеже XX в.: Р. Штаммлер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй половине XIX в. идею о необходимости обновления естественно-правовой доктрины высказали сразу несколько мыслителей из Франции, Германии, России и других стран Европы. Наибольшую известность приобрела концепция немецкого правоведа Рудольфа Штаммлера (1856—1938), который в начале XX в. выдвинул идею «естественного права с меняющимся содержанием». В противовес модному тогда увлечению марксизмом Штаммлер попытался доказать, что экономика не может быть основой права, и что, наоборот, право является базисом, а экономика — надстройкой над правом. Именно право задает общие параметры взаимодействия людей и институтов в обществе, а экономика лишь наполняет эти параметры материальным содержанием. Передать вещь в собственность, назвать ее своей, использовать чужой труд — все эти базовые экономические действия требуют правовой формы и оказываются невозможными без нее. Поэтому делению людей на бедных и богатых предшествует возникновение правовой системы. Мыслить классовую борьбу, эксплуатацию, власть и подчинение возможно только на основании соответствующих правовых категорий и идей, которые логически предшествуют фактическим экономическим связям субъектов. Форма (право) в социальной жизни первично по отношению к содержанию (экономике).

Форма социального взаимодействия, т. е. право, не может быть произвольной и должна находиться во взаимосвязи со своим содержанием. Адекватность права как социальной формы зависит от того, как право воспринимается членами общества, как они понимают и реализуют в своем поведении абстрактные правовые схемы. Такое понимание и реализация зависят от множества переменных факторов, которые объясняют изменчивость правовых норм и институтов в разных обществах и в разные эпохи. Вместе с тем остается и нечто постоянное и стабильное — это наличие права как такового: ведь без него невозможно, как считает Штаммлер, экономическое взаимодействие.

Итак, право есть необходимая форма экономического обмена в любом обществе, но эта форма может подвергаться бесчисленным вариациям. С этой точки зрения, право есть нечто неизменное и в этом смысле естественное для общества («естественное право»), но оно лишено постоянства и имеет изменчивое содержание — так Штаммлер обосновывает «естественное право с меняющимся содержанием». «Не существует ни одного положения права, — подчеркивал Р. Штаммлер, — которое по своему положительному содержанию оставалось бы безусловно неизменным. Взамен этого может существовать лишь задача установить общепризнанный формальный метод, с помощью которого можно было бы так направлять и определять неизбежно меняющийся материал исторически обусловленного права, чтобы он приобрел свойство объективно справедливого». Для Штаммлера право есть лишь руководящая формальная идея, ориентир нравственного сознания человека. В праве нет неизменного перечня субъективных прав, но сущность социальной жизни схожа везде и всегда: люди стремятся реализовать свой интерес, свои цели, но при этом согласовать свои действия с действиями других людей. При этом люди ориентируются на господствующие в данной социальной среде представления о справедливости. Цели и интересы людей бесконечно разнообразны, равно как и понимание людьми справедливости меняется из общества к обществу. Поэтому нет ни одного положения права, которое оставалось бы неизменным в ходе истории. Также изменчивы и способы согласования этих целей и интересов, т. е. нормы.

Вместе с тем человек нуждается не просто в согласовании, а в таком регулировании, которое было бы воспринималось людьми в качестве справедливого. Поэтому, наряду с самой сутью права как формой экономических отношений, здесь проявляется и второй формальный момент права — право всегда заключает в себе требование формальной справедливости. Речь идет о том критерии, по которому люди отличают правильное, правомерное от неправильного, произвольного. Такое требование воплощается в различных принципах, формулы и содержание которых постоянно меняются. Задачей науки о праве Штаммлер считал отыскание таких формул, которые признаются в качестве мерил справедливости в каждом отдельно взятом обществе, в отдельные периоды времени. Для своей эпохи он называл два основных принципа: уважение — цели и интересы одного человека должны реализовываться с учетом целей и интересов других людей; и участие — человек не может быть произвольно исключен из правового общения. Такие формальные требования он называл «естественным правом». То, что некоторые нормы соответствуют таким формальным требованиям, позволяет нам рассматривать эти нормы в качестве правовых, противоречащие данным требованиям нормы достойны критики и осуждения. Именно это соответствие отличает право от иных институтов принуждения в обществе.

Немецкий мыслитель признает, что степень такого соответствия никогда не может быть полной, и что в диалектике взаимосвязи позитивного права и его ценностной основы речь идет о постепенном приспособлении властных установлений к требованиям формального равенства. Общество развитого типа, по Штаммлеру, может быть охарактеризовано как «совокупность свободно болящих людей», т. е. лиц, свободно определяющих свое поведение применительно к категории справедливости. Подобное стремление к справедливости невозможно без права, которое, с одной стороны, признает свободу и автономию лиц и, с другой стороны, устанавливает общезначимые критерии правомерного. Это третий формальный момент, в котором проявляется идея естественного права. Естественное право является не критерием оценки действительности позитивного права, как в классических концепциях, а его «путеводной звездой», руководящей идеей, понимание которой помогает законодателю правильно вести правовую политику, а судье — принимать правильные решения, обеспечивая приближение существующего позитивного права к тем ценностным представлениям, которые господствуют в обществе. Несоответствие позитивного права (законодательства) этим руководящим идеям не может служить основанием для отрицания обязывающей силы такого законодательства, но может стать предметом для критики.

Дополнительная литература к 8.2

Штаммлер Р. Закономерность правового порядка и народного хозяйства / Р. Штаммлер. — СПб., 1904 (Введение).

Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. Социально-философское исследование / Р. Штаммлер. — М., 2010 (книга 3, отдел 3, глава 2 «Определяющие основания правовых изменений»).

Контрольное задание к 8.2

Какие изменения в развитии научного знания привели к тому, что классические доктрины естественного права утратили свое былое значение? В чем заключалась основная идея концепции естественного права с меняющимся содержанием? Обсудите вопрос о том, насколько такая концепция способна выполнять те познавательные функции, которые выполняли классические учения о естественном праве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой