Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Страхование при международных перевозках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективным средством возмещения имущественных потерь является страхование. Институт страхования преследует несколько целей. Основная цель заключается в компенсировании различного рода убытков, которые могут быть причинены субъектам международных транспортных отношений. Для пассажира и грузовладельца страхование выступает гарантом возмещений независимо от финансовых возможностей причинителя… Читать ещё >

Страхование при международных перевозках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие вопросы страхования при международных перевозках

Международные перевозки связаны с повышенным риском, который обусловлен использованием источника повышенной опасности, каким является транспорт. Риск распространяется как на пассажиров, грузовладельцев, так ия на перевозчиков. Пассажиры рискуют жизнью и здоровьем, грузовладельцы рискуют потерять груз или получить его в меньшем количестве либо ненадлежащего качества. Риск перевозчиков заключается в необходимости при причинении убытков пассажирам и грузовладельцам возместить эти убытки. Кроме того, он связан с причинением транспортным средствам повреждений или даже их гибелью.

Эффективным средством возмещения имущественных потерь является страхование. Институт страхования преследует несколько целей. Основная цель заключается в компенсировании различного рода убытков, которые могут быть причинены субъектам международных транспортных отношений. Для пассажира и грузовладельца страхование выступает гарантом возмещений независимо от финансовых возможностей причинителя вреда — перевозчика. Для самого же перевозчика это надежный способ обезопасить себя от финансового краха в случае гибели принадлежащего ему транспорта либо необходимости возмещения убытков второй стороне договора международной перевозки.

Есть еще один момент, касающийся не только сторон договора международной перевозки, но и третьих лиц, когда возникает проблема деликтной ответственности в связи с перевозкой и гарантиями возмещения причиненного вреда.

Страхование базируется на идее распределения убытков одного лица между множеством лиц, что делает их малоощутимыми. Поэтому основу страхования составляет фонд, формируемый из взносов заинтересованных лиц. Международная практика выработала наиболее приемлемые формы образования фондов. Среди них выделяются акционерные компании и корпорации. Существуют также общества взаимного страхования. Они отличаются от страховых акционерных обществ тем, что включают заинтересованных лиц, создающих страховой фонд в целях распределения между собой убытков, причиной которых является заранее определенные общие для всех вредоносные факторы.

На практике получила распространение еще одна форма образования фондов. Речь идет об их сосредоточении в руках индивидуальных предпринимателей. В качестве примера можно привести широко известную на международном рынке страховых услуг фирму «Ллойд». Основной вид ее страховой деятельности — страхование морских судов и грузов.

Вопросы страхования при международных перевозках не нашли отражения в транспортных конвенциях и соглашениях. Исключение составляет Монреальская конвенция 1999 г. Однако в ней не регулируются условия и порядок страхования, а лишь закрепляется обязанность государств-участников требовать от своих перевозчиков надлежащего страхования своей ответственности (ст. 50). Регулирование порядка такого страхования является сферой национальных правовых систем. Регламентирован он и в ряде двусторонних межгосударственных соглашениях. Вместе с тем, как справедливо отмечает О. Н. Садиков, принципы и условия страхования по внутренним законам учитываются при определении в международных транспортных источниках оснований и пределов ответственности перевозчиков.

Следует также иметь в виду, что при перевозке грузов вопросы страхования определяются в транспортных условиях международных контрактов, в частности в базисе поставки товаров как элементе договора международной купли-продажи. Указанные базисы поставки закреплены в сборнике правил ИНКОТЕРМС-2000.

В зависимости от конкретного базиса поставки страхование товара (груза) может быть возложено и на продавца, и на покупателя. Так, при базисах поставки «с завода» и «франко-перевозчик» (FCA) страхователем является покупатель. Если же применяется базис поставки CIP, а также С IF, страхователем выступает продавец.

Основные понятия института страхования закреплены в национальных правовых системах. К ним относятся сам термин «страхование», а также страховой случай, страхователь, страховщик, страховая выплата, страховая премия и некоторые другие.

Страхование — это вид деятельности, заключающийся в полном или частичном возмещении вреда, причиненного наступлением при осуществлении международной перевозки определенных событий, за счет специальных фондов, образуемых из уплаты взносов — страховых премий.

Событие, наступление которого является основанием для возмещения вреда, именуется страховым случаем. Он представляет собой предусмотренное договором страхования или законом совершившееся событие в виде вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира, утраты, недостачи (порчи) груза. Такое событие влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страховщиком является лицо, принявшее на себя за определенное вознаграждение (страховую премию) риск убытков стороны (страхователя или выгодоприобретателя), в пользу которой заключен договор страхования. По российскому законодательству им может быть юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на страхование соответствующего вида (ст. 938 ГК РФ).

Страхователем выступает сторона договора страхования, застраховавшая свой или чужой имущественный интерес, которая обязана уплатить страховую премию. В международных перевозках это в первую очередь пассажир и грузовладелец. Страхователем может быть также перевозчик, экспедитор, оператор.

Что касается выплат, которые должны произвести страховщик и страхователь, то, как следует из приведенных определений, это страховая выплата и страховая премия соответственно.

Страховая выплата представляет собой денежную сумму, которую страховщик обязан уплатить в соответствии с договором страхования или законом.

Под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, установленные договором страхования.

Страхование при международных перевозках и институт страхования в целом подразделяются на различные виды. В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах (п. 1 ст. 3). Добровольное страхование — это страхование по воле сторон, которые заключают договор по своему желанию и на определенных ими условиях. В отличие от него обязательное страхование представляет собой страхование, осуществляемое в силу закона, который обязывает стороны заключить договор на указанных в нем условиях.

В сфере международных перевозок обязательное страхование получило наибольшее распространение на автомобильном транспорте. Примером может служить заключенное государствами — участниками СНГ 13 января 1999 г. Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках. Соглашением на его участников возложено введение на своих территориях обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев при выполнении регулярных и нерегулярных международных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Еще раньше ряд стран Европейского Совета заключили 20 апреля 1959 г. Европейскую конвенцию об обязательном страховании гражданской ответственности в области автотранспортных средств, по которой участникам вменялось введение во внутреннее законодательство норм, регламентирующих обязательное страхование гражданской ответственности за вред, причиненный автотранспортом.

Во многих двусторонних соглашениях Российской Федерации по вопросам сотрудничества в области транспорта содержится пункт об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

Обязательное страхование присуще в первую очередь международным перевозкам пассажиров. В предусмотренных нормативными источниками случаях оно осуществляется за счет пассажиров. Российские транспортные источники, представленные законами, которые регулируют перевозки соответствующими видами транспорта, содержат специальные нормы, устанавливающие обязательное страхование. Так, ст. 31 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» закрепляет положение об обязательном страховании пассажиров на период проезда поездами дальнего следования, а также работников железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении своих трудовых обязанностей.

Воздушным кодексом РФ предусмотрено страхование ответственности перевозчика перед пассажиром, грузовладельцем или грузоотправителем. В отношении пассажира — это страхование ответственности за вред, причиненный его жизни и здоровью, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133 ВК РФ). Что касается грузовладельца или грузоотправителя, то страхованию подлежит ответственность перед ними за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 134 ВК РФ).

Предусмотрено также обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами (ст. 131 ВК РФ). Наконец, установлено обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна (ст. 132 ВК РФ).

Обязательное страхование гражданской ответственности предусмотрено и при перевозках автомобильным транспортом в специально принятом Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» .

Следует отметить, что в добровольной и в обязательной формах осуществляется имущественное страхование. Оно характеризуется тем, что у страхователя (выгодоприобретателя) имеется имущественный интерес, который проявляется, во-первых, в риске утраты, недостачи, ухудшения качества груза и, во-вторых, в риске ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира, и деликтной ответственности. Из этого следует, что существуют такие разновидности имущественного страхования, как страхование груза и страхование гражданской ответственности в связи с международной перевозкой.

Специфическим для страхования при международных перевозках является деление его на страхование при перевозках пассажиров и страхование при перевозках грузов. Причем при перевозках пассажиров национальные правовые системы предусматривают институт обязательного страхования. Как уже отмечалось, российскими транспортными законами установлено обязательное страхование при перевозках пассажиров железнодорожным, воздушным и внутренним водным транспортом.

Второй момент, характеризующий этот вид страхования при международных перевозках, связан с тем, что страхованию подлежит ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, если же речь идет о воздушных перевозках — то и за вред, причиненный багажу пассажира и находящимся при нем вещам.

Имеются особенности страхования и при международных перевозках грузов. Они будут рассмотрены в разд. 19.2 учебника. Отметим лишь, что этому виду страхования особое внимание уделяется в КТМ РФ, где договор морского страхования регулирует гл. XV. Учитывая важность страхования для морских перевозок, ГК РФ выделяет морское страхование в качестве специального вида страхования, который, но замыслу законодателя должен регулироваться специальным законом (ст. 970 ГК РФ).

Страхование при международных перевозках грузов имеет особую классификацию. В частности, выделяют такие его виды, как страхование «каско», страхование «карго» и страхование ответственности перевозчика за груз перед его владельцем и третьими лицами.

Страхование «каско» — это страхование при международных перевозках грузов подвижного состава, к которому относятся железнодорожные вагоны, автомобильный транспорт, суда, самолеты, контейнеры. Цель данного вида страхования заключается в возмещении убытков вследствие повреждения или гибели подвижного состава. Это страхование используется владельцем подвижного состава. Им, как правило, является перевозчик.

Страхование «карго» представляет собой страхование груза, т. е. товара, являющегося предметом купли-продажи по внешнеторговому контракту. Его страхование осуществляют стороны контракта — продавец или покупатель. Кто из них конкретно является страхователем, зависит от выбранного сторонами базиса поставки товара. По их поручению страхование может выполнить перевозчик или экспедитор.

Страхование ответственности перевозчика за груз перед его владельцем осуществляется перевозчиком обычно в размере возмещения, которое он вынужден будет выплатить в случае утраты, повреждения или порчи груза. Обычно грузовладельцы при выборе перевозчика требуют от него подтверждения наличия международно признанного страхового покрытия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой