Органы судебно-экономической экспертизы
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» обязывает государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществлять деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Реализация этого установления означает, что… Читать ещё >
Органы судебно-экономической экспертизы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Государственные судебные экспертно-криминалистические учреждения создаются федеральными органами исполнительной власти: Минюстом России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минздравом России, Минобороны России.
СЭЭ проводятся:
1) в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
Головным экспертным учреждением при Минюсте России является Федеральное бюджетное учреждение «Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ)», где осуществляются научные разработки и создаются новые методики СЭЭ, а также фактически производятся СФЭЭ, СБЭ и СТЭ. РФЦСЭ, как правило, осуществляет либо повторные и особо сложные СЭЭ, которые по каким-либо причинам не могут выполняться в других экспертных учреждениях, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов следующих регионов: Москва, Московская, Брянская, Тверская, Смоленская области.
Периферийными судебно-экспертными учреждениями являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ и НИЛСЭ), в структуре которых производятся СЭЭ. Некоторые НИЛСЭ в городах своей зоны обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы, где также производятся СЭЭ;
2) в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел.
В системе территориальных судебно-экспертных учреждений органов внутренних дел высшим звеном является Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД России» (ЭКЦ МВД России). В структуре ЭКЦ МВД России функционирует Управление экономических экспертиз, в состав которого входят отделы финансово-аналитических экспертиз, финансово-кредитных экспертиз и бухгалтерских экспертиз, производящие соответствующие СЭЭ.
Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют экспертно-криминалистические управления (ЭКУ) республик, краев, областей и крупных городов, которые производят все виды СЭЭ. В составе экспертно-криминалистических отделов (ЭКО) областей и районов, городов, также встречаются государственные эксперты-экономисты (бухгалтеры);
- 3) в экспертно-криминалистических подразделениях ФТС России (Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ) и экспертно-криминалистических службах — филиалах ЦЭКТУ) производят СТЭ;
- 4) в независимых (негосударственных) экспертных организациях, но поручению органов следствия и судов.
Государственные судебно-экспертные учреждения (п. 1−3 приведенного выше списка) не являются коммерческими организациями. Они выполняют специфические функции по оказанию содействия правоохранительным и судебным органам.
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» обязывает государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществлять деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Реализация этого установления означает, что методология СЭЭ должна быть унифицирована и носить не ведомственный, а межведомственный характер, строиться в соответствии с едиными научными критериями и апробированной методикой. Несоблюдение этих требований вызывает неоправданные сложности в оценке следователями и судами экспертных заключений, вызывает дополнительные временные и финансовые затраты на проведение повторных экспертиз.
Однако существующая система государственных судебно-экспертных учреждений в Российской Федерации исторически сложилась под влиянием запросов и потребностей федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ. Такая организационно-управленческая структура, решая задачи отдельных ведомств, нс способствует формированию единой экспертной практики, в том числе в области СЭЭ, и не вполне обеспечивает потребности судов и судей в исследовании вопросов, требующих использования специфических научных и профессиональных знаний и опыта специалистов. Многие годы экспертные системы разных министерств и ведомств развивались самостоятельно, независимо друг от друга. Каждая из них разрабатывала и использовала в исследовательской работе свою собственную методическую базу и на ее основе готовила экспертные кадры. В результате экспертная практика в сфере экономики и финансов разных систем не отличалась единообразием в подходе к решению некоторых общих экспертных задач, а сами методики экспертных исследований одних и тех же объектов существенно различаются по глубине и всесторонности научной разработки.
При этом государственные эксперты проходят аттестацию на право самостоятельного производства экспертиз, в том числе СЭЭ, что в определенной степени гарантирует их профессиональный уровень. Например, в системе Минюста России порядок проведения аттестации и требования к аттестуемым закреплены Положением об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 12.07.2007 № 142.
Организация и производство государственными судебно-экспертными учреждениями СЭЭ для других государств допускается лишь при наличии соответствующих международных договоров РФ. Договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам заключены Минюстом России со всеми странами — участницами СНГ и многими другими государствами. Но эти договоры не касаются, как правило, вопросов, непосредственно связанных с организацией и осуществлением производства судебных экспертиз. Иностранный суд или иной правоохранительный орган, нуждающийся в производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении России, обращается к этому учреждению для выяснения наличия соответствующей возможности и согласования всех необходимых условий по ее организации и производству. Судебная экспертиза для иностранных государств выполняется за плату, так как ее проведение всегда связано с финансовыми, временными, трудовыми и прочими затратами.
В странах ближнего зарубежья на базе союзной системы экспертных учреждений созданы национальные структуры, в которых активно проводятся экономико-экспертные исследования. Так в Киевском НИИ судебных экспертиз, подведомственном Министерству юстиции Украины, существует лаборатория судебно-экономических исследований, основной функцией которой является проведение экономической экспертизы (исследование документов бухгалтерского учета и отчетности, исследование документов финансово-кредитных операций, исследование документов об экономической деятельности предприятий и организаций и т. д.).
В Республике Беларусь работает научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь. Для проведения СЭЭ в его стенах организована лаборатория судебно-экономической экспертизы.
В соответствии с Порядком исполнения судебных поручений на базе Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны, в том числе проведения судебной экспертизы. При исполнении поручения, запрашиваемое экспертное учреждение применяет законодательство своей страны. Оно также может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат собственному законодательству.
Примером международных отношений в отрасли судебной экспертизы может служить участие экспертных отечественных учреждений в международных экспертных организациях. Подобную роль в масштабе Европы играет ENFSI (Европейская Академия судебно-экспертной науки (European Academy of Forensic Science)), которая была создана по аналогии с Американским обществом директоров криминалистических лабораторий ASCLD (American Society of Crime Laboratory Directors) и в состав которой входят судебно-экспертные учреждения большинства стран Европы. История создания ENFSI начинается с 1992 г., когда руководители западноевропейских правительственных судебно-экспертных учреждений и лабораторий решили собираться ежегодно для обсуждения взаимно интересных проблем судебной экспертизы и криминалистики. Первая встреча состоялась в Нидерландах в марте 1993 г. В 1994 г. в Швеции на второй встрече представителей европейских судебно-экспертных учреждений и был принят временный Меморандум о договоренности. Участники пришли к соглашению о том, что членство в ENFSI будет открыто для любой страны Европы. В 1999 г. в Москве был принят Статут ENFSI, который является важнейшим документом, регулирующим деятельность ENFSI.
Членство в ENFSI делится на два вида: членство судебно-экспертных учреждений стран, входящих в Европейский Союз, и членство судебноэкспертных учреждений стран, не входящих в Европейский Союз. Членом ENFSI может быть учреждение судебной экспертизы, которое должно проводить не менее половины видов экспертиз в своей стране (включая СЭЭ), иметь статус государственного значения (производство экспертиз для полиции, суда или прокуратуры). В судебном учреждении, входящем в состав ENFSI, должно работать не менее 25 человек, включая управленческий аппарат, научных сотрудников и службы обеспечения. В состав ENFSI входят учреждения судебной экспертизы из 32 европейских стран, в том числе и из России, Беларуси, Украины.
Проведение СЭЭ в развитых зарубежных странах обеспечивается как экспертами в сфере экономики и финансов, назначенными судом или следственными органами, так и специализированными экспертными учреждениями (лабораториями). Например, в налоговом ведомстве США имеется лаборатория криминалистических исследований и экспертизы, которая расположена в Чикаго. Наряду с выполнением своих основных задач, выявление лиц, уклоняющихся от уплаты налогов либо получающих денежные средства с помощью фальшивых финансовых документов, лаборатория оказывает криминалистическую помощь американским правоохранительным органам в расследовании сложных уголовных преступлений. Кроме проведения различных экспертиз сотрудники лаборатории ведут большую исследовательскую работу, связанную с разработками новых методов криминалистических исследований и созданием новых видов оперативно-технического инструментария.
Итак, в российском процессуальном законодательстве предусмотрено, что проведение судебной экспертизы может быть поручено государственным судебным экспертам и иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями (например, п. 2 ст. 195 УПК РФ).
Кроме органов государственной экспертизы в последнее время стали создаваться негосударственные экспертные организации, которые работают на договорной основе с юридическими и физическими лицами, с обязательным соблюдением процессуального законодательства и с учетом требований конфиденциальности. Такие экспертные организации обычно обслуживают конкретный территориальный регион, в которых существуют их филиалы (представительства). Следователь (судья) имеет право назначить для проведения экспертизы независимого эксперта.
Эти услуги, например, предоставляют:
- — специализированные некоммерческие партнерства (НП СРО «Национальное объединение судебных экспертов», НП СРО «Национальная палата судебных экспертов», НП «СРО судебных экспертов»);
- — аудиторские, бухгалтерские и оценочные организации, которые в своем уставе предусматривают производство СЭЭ по поручениям судов и правоохранительных органов силами своих экспертов.
Следует отметить, что обладая соответствующими финансовыми инструментально-методологическими возможностями, негосударственные экспертные организации могут привлекать и нанимать специалистов с высоким уровнем профессионализма в области экономики и финансов, например, прошедших школу аудита, бухгалтерского учета или, к примеру, налогового консалтинга, со значительным опытом работы в государственных экспертных учреждениях.
Однако высокая степень ответственности, предусмотренная ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, а также последующая оценка заключения СЭЭ органом, поручившим проведение экспертизы, не всегда гарантирует объективности и беспристрастность, а также качество проведения экспертизы негосударственной экспертной организацией. Профессионализм государственного эксперта, подтвержденный стажем работы и квалификационным аттестатом, является в большей степени залогом достоверности заключения СЭЭ в судебном процессе.