Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормы права. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципом нормативного регулирования является применение норм права для разрешения конкретных дел правомочным на то лицом (кадровые вопросы, назначение пенсии, заключения брака, привлечение к ответственности, назначение наказания) или создание данными лицами распоряжений для разрешения конкретных организационных вопросов (например, Постановление Правительства РФ по организационным вопросам… Читать ещё >

Нормы права. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и признаки нормы права

В последнее время у многих теоретиков государства и права несколько снизился интерес к системному, всеохватывающему исследованию норм права, а кое-кто даже считает, будто проблема норм права в юридической науке достаточно осмыслена и изучена. Думается, что сегодня, когда в Российской Федерации успешно формируется новая система демократического законодательства, норм, правил, образцов поведения, эта проблема не только не снята с повестки дня, но и обостряется. То есть в нынешних условиях возникла острая необходимость системного, комплексного анализа всей совокупности норм права российского правового государства, ибо многие проблемы системы норм права — их понятие, признаки, применение, анализ структуры этих норм, функций — все же остаются слабо исследованными. Поэтому сначала обратимся к понятию и признакам современных норм права, используя все известные научные труды и разработки.

Применительно к новым, постсоветским реалиям жизни российского общества, трудно дать четкое определение нормы права и охарактеризовать ее признаки, поскольку в теории государства и права, к сожалению, до сего времени, не выработано единого подхода не только к пониманию данных норм, но и к осмыслению их существенных, исходных признаков.

В подтверждение этого положения приведем лишь несколько точек зрения.

В. С. Нерсесянц считает, что норма права выражает «объективно обусловленную меру и форму свободы индивида», причем эта норма установлена самим государством и призвана регулировать поведение людей и соответствующие отношения. К основным признакам данной нормы ученый относит — ее объективность, то есть зависимость от внешнего бытия; что это мера и форма свободы индивида (субъекта); она устанавливается государством; и что с его помощью эта норма выступает в виде регулятора поведения людей и отношений в постсоветском, рыночном обществе[1]. В. В. Лазарев утверждает, что «норма права — это признаваемое и обеспеченное государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения». Примерно такого же мнения касательно определения нормы права придерживается и Т. Н. Радько. При этом они выделяют такие признаки нормы, как производность от государственной власти, волевой характер, общеобязательность, представительно-обязывающий характер, регулятивность, образец, эталон и масштаб поведения[2]. В. В. Оксамытный пишет, что «норма права — это общеобязательное, официально установленное или санкционированное правило общего характера, обеспечиваемое силой государственного воздействия». Для такого правила ученый выделяет следующие признаки: нормативность, общеобязательность, общая направленность действия, фиксированность, государственно-властная обеспеченность, стабильность и системность[3].

Очевиден существенный разнобой в определении нормы (норм) права, хотя и во всех приведенных дефинициях и немало общего: например, то, что любая норма права есть правило, масштаб, образец поведения, что она установлена государством, что она есть регулятор отношений в обществе, что она носит волевой властный характер. То же самое можно сказать и о признаках норм права, хотя отдельные существенные признаки норм здесь почему-то опускаются (скажем, о нормативности норм права серьезно говорит лишь В. В. Оксамытный).

Встает вопрос: что же сегодня, в условиях российского демократического общества, необходимо понимать под нормой права, как исходной частички права, и каковы ныне присущие ей признаки.

Сегодня понимание данной нормы должно, на наш взгляд, прежде всего, основываться на концепции не советского, а постсоветского цивилитарного права, которую в свое время выдвинул и успешно разрабатывал в последние годы В. С. Нерсесянц[4]. А с точки зрения этой концепции, да и с учетом данных выше определений, норма права может быть представлена в виде объективно обусловленной меры и формы свободы человека и гражданина, которая отражена государством по воле народа в соответствующей норме, охраняемой силой государственного воздействия и призванной регулировать отношения в демократическом обществе.

Главным признаком нормы права можно считать объективно обусловленную демократическими, общественными отношениями меру и форму свободы самых разных людей (граждан, мужчин, женщин, бедных и богатых). При этом мера и форма свободы — это есть и некий образец, эталон, масштаб поведения свободного человека и гражданина в рамках закона, и правило использования этим человеком и гражданином вещи, предмета, объекта. Норма права всегда выражает объективно обусловленную меру и форму свободы. В самой сути правовых отношений эти нормы уже являются выражением свободы, и это отношение становится все яснее с дальнейшим движением: ступени развития свободы суть вместе и движение развития нормы права и права в целом.

Эта мера свободы определяется демократическими общественными отношениями, в которых коренится нынешняя «правовая природа вещей», т. е. социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления.

Известно, что нормы права возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению благ внутри общества, к ее сосредоточению в руках небольшой его части, т. е. в условиях разделения общества на слои, на классы, на богатых, на бедных, формирования частной собственности. Различные взгляды этих слоев людей, классов по отношению к средствам производства определяют характер отношений собственности, степень реальной свободы людей. Во все времена существовали все виды свободы. Но только в одних случаях — как особая привилегия, в других — как всеобщее право.

Сегодня свобода людей (мужчин, женщин, богатых, бедных), выражаемая в праве, представлена, прежде всего, их отношением к собственности, которое должно быть субъективно осознано и получить законодательное закрепление. Иными словами, объективные нормы права, фиксирующие социальное взаимодействие участников рыночных отношений, проявляются как отношения собственности и предшествуют закону, нормам, их закрепляющим. Формирование отношений людей к собственности неотделимо от становления политической власти в демократическом обществе, образования правового государства, так как требует специальных органов и институтов, которые придали бы официальный, всеобщий, «цивилизованный» характер интересам и воле экономически господствующих классов (элит, групп). Отношение к собственности является основой правовых отношений, ибо тот, кто обладает собственностью, определяет и политическую власть (например, в России, к сожалению, в большей части богатые). Возникнув из отношений собственности, нормы права становятся в результате законотворческой деятельности государства юридическими, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения элит, классов, групп и партий по поводу государственной власти.

Следующим признаком нормы права можно назвать ее связь с государством, т. е. с тем, что данное государство отражает в ходе правотворческой деятельности указанные меры и формы свободы людей в своих предписаниях, в нормах. Иными словами, нормы права устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Правотворческая деятельность этого государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные юридические акты, издаваемые государством. Но государство остается силой, творящей право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных норм, правовых доктрин, договоров), которые становятся правом только и именно в результате придания им общеобязательной силы. Нс менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений.

Охрана принятых норм силой государственного воздействия — тоже существенный признак нормы права. Норма права всегда рассчитана на жизненные обстоятельства, при которых существует выбор различных типов поведения. Лишена смысла норма, которую невозможно нарушить; нормы всегда предписывают субъектам правовых отношений, которые могут поступить по-разному, требуемый, должный вариант. Этот вариант государство предписывает в форме правовой нормы, под угрозой жесткого государственного воздействия, применяемого для восстановления нарушенных прав (где это возможно) и (или) для наказания нарушителя запрета. Поэтому весь смысл права — это поддержание демократического порядка в обществе, предупреждение и решение индивидуальных и социальных конфликтов и споров, упорядочивание самого процесса государственного воздействия, применяемого в этих целях.

Государство должно отражать в нормах права необходимые меры и формы свободы только по воле народа, причем всего народа, включая простых людей, богатых, бедных, недовольных, довольных властями, а не по воле какого-то одного или двух, трех властвующих групп людей, классов, элит. То есть нормы права всегда носят волевой характер. Это выражается в том, что они должны быть всегда адресованы свободной воле субъектов общественных отношений и иметь смысл лишь там, где у адресата нормы существует выбор вариантов поведения. Направление этого выбора должно определяться волей всего народа, а не господствующих или влиятельных в данном обществе групп, классов, элит, партий, воздействующих на формирование и развитие права. В целом это нс означает, что каждая отдельно взятая правовая норма точно выражает волю определенной группы граждан, класса, политической партии.

В демократическом обществе и в правотворчестве действуют социальные законы — тенденции, значительная часть которых носит статистический характер. Поэтому отдельные нормы могут выражать волю и разных социальных групп, но могут и вообще не выражать ничью волю, а быть ошибкой, заблуждением или невыполнимым правилом.

Следующий признак нормы права — ее нормативность. Суть этого признака сводится к тому, что нормы права сегодня — самые главные, самые исходные «клеточки» права (как и было ранее). Однако современное цивилитарное право нельзя сводить лишь к нормам права, их совокупности, системе. Цивилитарное право — это совокупность не только норм права, но и система мер и форм свободы человека и гражданина, которая отражается самим государством в нормах права как регуляторах общественных отношений и охраняемых им силой своего воздействия.

Нормативное понимание права критиковалось и ранее за сведение права к текстам нормативных актов, за отрыв от практики реализации законов, за умаление значения (или недостаточное признание) прав и свобод личности, а также демократических нравственных основ права. Некоторые из этих упреков справедливы и сегодня, причем в том отношении, что в теории государства и права существует тенденция ограничиваться комментированием текстов нормативных актов без осмысления и исследования практики их реализации.

Изучение текстов данных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий, применение без учета особенностей правосознания и традиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не дает возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций. Взгляд на тексты и нормы права как на «приказ государства» ведет к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением, ограничивающим их свободу, хотя бы уже потому, что закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и характер пользования правами.

Норма права сегодня призвана регулировать отношения в демократическом обществе. И в этом состоит еще один ее специфический признак, исходя из данного выше определения нормы современного права. Норма права, как регулятор признанных отношений, адресована не отдельному человеку, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида демократических общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных субъектов. Всякая норма — результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения, отношения собственности или аренды), субъектов этих отношений (граждане, группы лиц, иностранцы, государственные органы, должностные лица), действий и событий, влекущих правовые последствия (купля-продажа, аренда, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества), объектов права (виды имущества, изобретения, произведения искусства).

Но встает еще вопрос: а как же быть с другими признаками нормы права, о которых говорилось выше?

Эти признаки тоже присущи нормам современного права, и они все тоже основные и важные.

Общеобязательность норм права сегодня, бесспорно, очень важна, хотя она и сама собой разумеется. При этом она должна сегодня толковаться через призму объективно обусловленных мер и форм свободы человека и гражданина. И она выше нами не только имелась в виду, но и рассматривалась. А как иначе? Если дело обстоит по-иному, то тогда как же можно применять на практике нормы права, если они не общеобязательны?

Общеобязательность, здесь означает то, что правило, содержащееся в норме, распространяется не на одного какого-то абстрактного человека или организацию, не на одно какое-то конкретное лицо, а на неопределенное их число, свободных людей, граждан, т. е. на всех свободных индивидов, кто станет субъектом регулируемого этой нормой отношения. В силу этого данные правовые нормы в определенной степени всегда должны иметь абстрактный характер. Они предусматривают типичные, многократно повторяющиеся ситуации в жизни свободных людей, граждан. Общий характер нормы права означает также, что не любое лицо и не в любой ситуации должно подчиниться этой норме, а именно то свободное лицо, которое является или может стать в будущем субъектом отношения (купляпродажа, залог), регулируемого данной нормой. При этом данное общеобязательное правило действует во многих цивилизованных странах уже много лет.

Другой само собой разумеющийся признак нормы права (он тоже вытекает прямо из рассмотренных) — ее представительно-обязывающий характер, означающий, что в норме права всегда содержится указание на права и обязанности субъектов регулируемых отношений. В отличие от других регуляторов общественных отношений (например, обычаев), нормы права устанавливают права и обязанности, обеспеченные (гарантируемые) государственной властью. Каждому праву соответствует обязанность, и наоборот, каждой обязанности соответствует чье-либо право. Представительно-обязывающий характер норм права означает очевидное всем положение, состоящее в том, что нет обязанностей без прав и нет прав без чьих-либо обязанностей.

Норму права совершенно обосновано называют моделью, образцом, масштабом поведения, поскольку она представляет собой указание на желательный, предусматриваемый вариант действия. Это типичное правило поведения является результатом учета нормотворческими органами интересов демократического общества, правового государства, свободного человека и гражданина, выраженным в форме нормативного предписания. Каждая норма права издается для того, чтобы урегулировать разнообразные отношения в обществе, упорядочить эти отношения, придать им необходимую стабильность, установить границы поведения, которые были бы оптимальны для всех субъектов регулируемых отношений. Норма права — это мера, эталон, образец поведения субъектов права; одновременно она является также мерой свободы их действий в регулируемых отношениях.

Теоретики часто выделяют и рассматривают также способ выражения правовых норм, специфику норм права как правовых предписаний и особый принцип регулирования общественных отношений с помощью норм права[5]. И мы коснемся этого вопроса.

Нормы права, прежде всего, выражаются при помощи нормативных правовых актов, т. е. целенаправленных действий органов государства, которые оформляются в установленном порядке в виде документов. Имеются и другие способы выражения правовых норм, а именно: судебный прецедент; правовой обычай; нормативный договор; правовая доктрина. Наличие или отсутствие таких способов зависит от традиций того или иного общества и особенностей осуществления функций государством.

Правовая норма может выражаться в нормативных правовых актах по-разному. Если установления нормативных правовых актов отражают суть необходимых отношений, то такие установления выражают нормы права; и наоборот, т. е. если указанное установление не выражает норму права, хотя и устанавливает определенное правило, — оно фиктивно.

Различают нормативные предписания и индивидуальные. Правовое предписание в этом случае выступает в виде общественных отношений, через которые определенные субъекты получают возможность осуществлять конкретные функции либо действовать определенным образом согласно нормам права. Индивидуальные предписания регулируют общественные отношения путем указания конкретным лицам на конкретный порядок действий или путем изменения правового положения конкретного лица. Примеры индивидуальных предписаний, требующих от конкретных лиц конкретных действий: Распоряжение Президента РФ о подготовке проекта какого-то закона Правительством РФ к такому-то сроку; решение суда о необходимости уплаты алиментов одним из разведенных супругов в пользу другого до момента совершеннолетия ребенка; решение суда по иску о возмещении материального ущерба одним лицом другому. Примеры индивидуальных предписаний, изменяющих правовое положение лица: приговор суда о назначении лицу наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление; приказ министра юстиции о приеме на работу начальника своей канцелярии.

Норме права присущ особый принцип нормативного регулирования.

Принципом нормативного регулирования является применение норм права для разрешения конкретных дел правомочным на то лицом (кадровые вопросы, назначение пенсии, заключения брака, привлечение к ответственности, назначение наказания) или создание данными лицами распоряжений для разрешения конкретных организационных вопросов (например, Постановление Правительства РФ по организационным вопросам Минюста России). Правоприменительные акты и индивидуальные распоряжения не содержат норм права. Правоприменительные акты — это властные решения уполномоченных лиц, которыми подтверждается, что требование нормы права относится к данным конкретным лицам, и которыми обеспечивается выполнение требования нормы права данными конкретными лицами. В индивидуальных распоряжениях предусмотрены правила, которые в отличие от норм права обращены к конкретным лицам. Если при нормативном регулировании лицо соотносит реальную ситуацию с тем образцом поведения, который закреплен нормой права, чтобы понять, находится ли оно в сфере действия данной нормы, то при регулировании с помощью индивидуальных предписаний это делать не нужно.

  • [1] Нерсесянц, В. С. Прогресс в праве (исторический опыт и перспективы). Теория государства и права / В. С. Нерсесянц. — М.: БЕК, 1995. — С. 293−298.
  • [2] Лазарев, В. В. Нормы права. Общая теория государства и права / В. В. Лазарев, Т. Н. Радько. — М.: Юрист, 2003. — С. 200−202; Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т. Н. Радько. — М.: Юиити-Дана: Закон и право, 2005. — С. 247−250.
  • [3] Оксамытный, В. В. Теория государства и права / В. В. Оксамытный. — М., 2004. — С. 402, 403.
  • [4] Нерсесянц, В. С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму / В. С. Нерсесянц. — М., 1992; Нерсесянц, В. С. Прогресс в праве (исторический опыт и перспективы). Теория государства и права / В. С. Нерсесянц. — М.: БЕК, 1995; Нерсесянц, В. С. Национальная идея России во всемирно-историческом процессе равенства, свободы и справедливости / В. С. Нерсесянц. — М., 2001.
  • [5] Рассолов, Μ. М. Источники права // Теория государства и права / Μ. М. Рассолов. — М., 2004. — С. 230−234.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой