Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международный торговый обычай

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под терминами, толкование которых дано в Инкотермс, понимаются типы договоров международной купли-продажи, основанные на фиксированном распределении прав и обязанностей торговых партнеров. Сфера действия Инкотермс ограничена определением прав и обязанностей сторон по договору купли-продажи движимых материальных вещей. Правила относятся только к договору купли-продажи, хотя между сторонами… Читать ещё >

Международный торговый обычай (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В международных коммерческих контрактах широко применяются международные обычаи. В МЧП выделяют особую категорию правовых обычаев — обычаи делового оборота. Обычай делового оборота можно определить как сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не закрепленное в каком-либо нормативном правовом акте. Среди обычаев делового оборота выделяется международный торговый обычай — единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли. Правило поведения можно квалифицировать как международный торговый обычай, если оно признано в качестве регулятивной нормы или соответствует устойчивой, регулярной, освоенной, единообразной практике международной торговли.

Разрешение споров, возникающих из международных коммерческих контрактов, на основе торговых обычаев предусмотрено во многих национально-правовых и международно-правовых актах («третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке» (п. 3 ст. 28 Закона о МКА); при разрешении дела «арбитры будут руководствоваться положениями контракта и торговыми обычаями» (п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 г.).

Обычай относится к устным источникам права. Это означает, что обычай не может быть зафиксирован в нормативном правовом акте. При этом все международные и национальные правовые обычаи имеют письменное закрепление (в судебной и арбитражной практике, путем установления обычных терминов проформ и типовых контрактов, в «сводах» торговых обычаев, в частных неофициальных кодификациях).

Систематизацию обычаев делового оборота и международных торговых обыкновений в целях их единообразного толкования осуществляет МТП. Письменные сборники МТП (правила унифицированного толкования) не имеют юридической силы, однако могут опережать формирование обычаев и приобретать по отношению к ним относительно самостоятельный статус.

В практике международной торговли применяются Условия страхования грузов, разработанные Объединением лондонских страховщиков. Российское законодательство устанавливает, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (п. 1 ст. 943 ГК РФ).

По российскому законодательству, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, такое условие определяется обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон (п. 5 ст. 421 ГК РФ). Обычаи, противоречащие обязательным положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5). В п. 11 ст. 1211 ГК РФ подчеркивается «связанность» субъектов контракта обычно-правовыми нормами: «Если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев, обозначаемых соответствующими торговыми терминами». Международный торговый обычай применяется к отношениям сторон как диспозитивная правовая норма, независимо от ссылки на него в контракте (п. 1 ст. 9 Венской конвенции 1980 г.).

Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (Инкотермс). Торговые термины (типы договоров) на протяжении длительного времени складывались в практике и в конце концов приобрели качество обычаев международной торговли[1]. Во второй половине 20-х гг. XX в. МТП опубликовала сведения о принятых в 18 странах торговых терминах (Trade Terms). В 1936 г. были приняты ICC Rules for the Interpretation of Trade Terms (Инкотермс). В 1953 г. Инкотермс были пересмотрены Комитетом, но международным торговым терминам. Дополнения и изменения вносились в правила в 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг. В настоящее время действуют Инкотермс 2010. Стороны международного коммерческого контракта по своему желанию вправе использовать любую редакцию Правил.

В Инкотермс 2010 особое внимание обращено на то, какое условие поставки следует использовать в договоре при перевозке тем или иным видом транспорта. Все термины подразделены на группы:

  • 1) условия поставки, применяемые при перевозке грузов любым видом транспорта (железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным) или посредством смешанной перевозки: EXW, FCA, СРТ, CIP, ПАР, DAT, DDP;
  • 2) условия поставки, применяемые при перевозке грузов только морским или внутренним водным транспортом (условия, в которых использованы выражения «порт отгрузки» и «порт назначения»): FAS, FOB, CFR, CIF.

В Инкотермс 2000 впервые было использовано выражение «обычный срок» вместо «разумный» (условие EXW, условия группы С). Термин «обычный» представляется более удачным, так как во многих случаях достаточно легко определить, какая практика является «обычной» для международной торговли. Эта практика может играть роль руководства. Термин «разумный» определить сложнее, поскольку он требует оценки не с точки зрения торговой практики, а с точки зрения принципа справедливости и доброй совести.

Под терминами, толкование которых дано в Инкотермс, понимаются типы договоров международной купли-продажи, основанные на фиксированном распределении прав и обязанностей торговых партнеров. Сфера действия Инкотермс ограничена определением прав и обязанностей сторон по договору купли-продажи движимых материальных вещей. Правила относятся только к договору купли-продажи, хотя между сторонами действует система различных взаимосвязанных договорных отношений в области перевозки, страхования, финансирования и т. д.

Инкотермс не относятся к договору перевозки, однако использование определенного термина имеет значение не только для купли-продажи, но и для других обязательств. Например, заключение договора на условиях CFR или CIF предполагает только морскую (реже — внутреннюю водную) перевозку, так как продавец обязан представить покупателю коносамент или иной морской транспортный документ.

Инкотермс регулируют строго определенные обязательства сторон (обязанность продавца передать товар в распоряжение покупателя, передать его перевозчику или доставить в пункт назначения), распределение риска между сторонами. Большое количество вопросов (передача права собственности и других вещных прав, последствия нарушения договора, возможность освобождения от ответственности) остаются вне сферы действия Инкотермс. Правила не предназначены для полной замены всех условий договора купли-продажи.

Термины Инкотермс исходят из того, что риск утраты или повреждения товара переходит на покупателя с момента выполнения продавцом его обязанности по поставке товара. Инкотермс увязывают переход риска с передачей товара и не связывают его с иными обстоятельствами — с переходом титула (права собственности) или с моментом заключения договора. Ни Инкотермс, ни Венская конвенция 1980 г. не регламентируют вопросы перехода права собственности или иных вещных прав, связанных с товаром. Если момент перехода права собственности в договоре специально не установлен, каждая сторона определяет его по нормам своего национального законодательства.

Инкотермс содержат толкования 11 торговых терминов, фиксирующих права и обязанности сторон по каждому термину (типу договоров). Определенные типы договоров формулируются в Инкотермс в зависимости от условий транспортировки товаров, перехода рисков, таможенных обременений: 1) группа «Е» (отправление); 2) группа «F» (основная перевозка не оплачена); 3) группа «С» (основная перевозка оплачена); 4) группа «D» (прибытие). Все условия поделены на четыре категории в зависимости от степени участия и ответственности продавца за обременения.

  • 1. Группа «Е» (отгрузка): EXW (франко-завод). Это условие наименее обременительно для продавца и наиболее обременительно для покупателя. Продавец должен в срок передать товар покупателю на предприятии-изготовителе или вблизи от него. Применяется при перевозке любым видом транспорта.
  • 2. Группа «Г» (основная перевозка не оплачена продавцом): a) FCA (франко-перевозчик) — свободно у перевозчика; б) FAS (франко вдоль борта) — свободно вдоль борта судна; в) FOB (франко-борт) — свободно на борту. Определяющий момент — обязанность продавца поставить товар до транспортных средств, указанных покупателем, без обязанности организовывать перевозку. Применение: FCA — любой вид транспорта; FAS и FOB — морской и внутренний водный транспорт.
  • 3. Группа «С» (основная перевозка оплачена продавцом): a) CFR (на практике используется более привычное выражение — C&F или C+F) — стоимость и фрахт; б) CIF — стоимость, страхование и фрахт; в) СРТ — провозная плата оплачена до…; г) CIP — провозная плата и страхование оплачены до… Основная обязанность продавца — заключение договора перевозки без несения риска утраты или повреждения груза после погрузки товара на зафрахтованное судно. Применение: СРТ и CIP — любой транспорт; CFR и CIF — морской и внутренний воздушный транспорт.

Договоры на условиях групп F и С представляют собой договоры отгрузки (отправки). Со страхованием связаны только условия CIF и CIP (продавец обязан обеспечить страхование в пользу покупателя). В Ипкотермс-2010 пересмотрено страховое покрытие с учетом поправок, внесенных в Institute Cargo Clauses (Институт лондонских страховщиков).

4. Группа «D» (доставка): a) DAP (франко-пункт) — поставка в пункте… Условие используется вместо DAF, DES и DDU (Инкотерме-2000); б) DAT (франко-терминал) — поставка на терминале. Данное условие используется вместо DEQ (Ипкотермс-2000); в) DDP (франко-склад) — поставлено с оплатой пошлины. Это наиболее обременительные для продавца условия — он несет все затраты и риски, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Условия группы D — это договоры прибытия. Все они применяются при перевозке любым видом транспорта.

Инкотермс не требуют какого-либо формального присоединения к ним. По законодательству многих государств (Испания, Ирак, Украина — всего около 50 стран) этот документ обязателен для применения ко всем импортным операциям. Австрия, Франция, Германия расценивают Инкотермс как правовой обычай, который применяется, если стороны не оговорят иное. Международная арбитражная практика идет по пути использования Инкотермс, независимо от наличия или отсутствия в контракте ссылки на них.

Правление ТПП РФ в постановлении от 28 июня 2001 г. № 117−13 объявило Инкотермс 2000 торговым обычаем. Договорная практика российских предприятий свидетельствует об использовании Инкотермс во внутренних договорах поставки.

  • [1] Лунц Л. А. Курс международного частного права.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой