Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пенсия. 
Государственная служба в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении… Читать ещё >

Пенсия. Государственная служба в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Еще одним правовым институтом, характеризующим особенности труда государственных служащих, является нахождение в состоянии отставки. В понятие отставки включаются особенности пенсионного обслуживания, право на медицинскую помощь, право трудиться и некоторые другие вопросы.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида (ч. 4 ст. 12 Закона № 58-ФЗ). Предельный возраст пребывания на гражданской службе в Российской Федерации — 60 лет.

В Российской Федерации пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В будущем, в связи с введением страховой медицины, накопительной системы пенсионного обеспечения изменится и положение государственных служащих, но пока сохраняются ведомственное медицинское обслуживание и общий статус государственного служащего по пенсионному обеспечению вместе с уже имеющимся законодательством, учитывающим его специфику.

Для целей Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» используются следующие основные понятия:

  • — обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;
  • — обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (ст. 3 указанного Закона).

В целях Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в его ст. 2 используются следующие основные понятия:

— пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В ст. 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматриваются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия. Причем ст. 3 этого Закона гласит, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Специальная пенсия государственным служащим данной нормой не предусмотрена.

Часть 2 ст. 52 Закона № 79-ФЗ определяет, что в случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору. А п. 11 ч. 1 этой же статьи гарантирует гражданским служащим государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии (п. 1 постановления Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации»). Таким образом, инициатива документооборота по вопросам пенсии находится в руках федерального органа исполнительной власти. А роль самого государственного служащего сводится к подаче заявления о выходе на пенсию. Возможно, это связано с тем, что ведется только одно личное дело государственного служащего.

Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы, работы в которых включаются в стаж государственной службы, регулирует вопросы, связанные с подсчетом стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подтверждением этого стажа, определением соответствия должностей, включением в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов работы в должностях, на основе Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих». Данный Порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2004 г. № 312.

Во исполнение Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Правительство РФ постановлением от 4 марта 2002 г. № 141 установило особенности перерасчета пенсии гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы». В соответствии с этим Указом ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Российской Федерации от одного года до трех лет — 55%, свыше трех лет — 75% их месячного денежного вознаграждения.

Правительство регулирует правила исчисления выслуги лет для назначения такой пенсии в ведомственном измерении. Так, правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов утверждены постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 254; Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103.

Судебная практика знает казус, выраженный в определении Верховного Суда РФ от 4 июня 2004 г. № 72-В04−2: «Поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе показания свидетелей, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника» .

Подтвержденный стаж позволяет получать ежемесячную доплату к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих в соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854.

В настоящее время действует Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Данный Закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Например, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк РФ имеет право создать свой пенсионный фонд, и правила пенсионного обеспечения служащих Банка он устанавливает самостоятельно. Статья 89 указанного Закона предусматривает, что Совет директоров создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, а также организует страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России. Таким образом, создаются ведомственные пенсионные фонды, ведомственное регулирование права в стране разрывает единое правовое пространство.

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке, и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившимся на его иждивении, утв. постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425, предусматривает, в частности, 50%-ную доплату к должностному окладу за особые условия труда, ежемесячное денежное поощрение.

Наиболее удачный пример документа, в котором сконцентрированы все правила по реализации права на пенсионное обеспечение в отдельном ведомстве, представляет собой Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утв. приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. № 302. Он предусматривает все тонкости процедуры, включая формы предоставляемых документов.

Правовая практика России предоставляет и специфические образцы пенсионного обеспечения ввиду особых обстоятельств. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» трактует социальное обеспечение бывшего президента как гарантии, а пособия членам его семьи после его смерти — как пособие. Данный Закон устанавливает, что после смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством РФ в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца (п. 1 ст. 8).

Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих за выслугу лет сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (ч. 11 ст. 71 Закона № 79-ФЗ). Это же положение закрепляет и Закон города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» (ч. 7 ст. 61). Пока такого федерального закона нет.

Среди правовых казусов пенсионного обеспечения государственных служащих — вопрос о бывших советских гражданах, живущих за границей, в том числе имеющих российское гражданство, которые не являются лояльными к России лицами, но продолжают пользоваться ресурсами России. Так, лица, выехавшие в Израиль, не просто получают от Российской Федерации пенсию за службу в СССР, но и получают ее за шесть месяцев вперед.

Часть 1 ст. 52 Закона № 79-ФЗ гарантирует гражданским служащим медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с данным Законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. В настоящее время особенности медицинского обслуживания закрепляются в Законе № 78-ФЗ следующим образом: «Условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, и членов их семей, в том числе после выхода государственных служащих на пенсию за выслугу лет, сохраняются до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации» (ч. 10 ст. 71). Пока такой закон не принят.

Таким образом, медицинское обслуживание государственных гражданских служащих в отставке регулируется законодательством субъектов РФ. Так, в Москве медицинское обслуживание является частью социального обслуживания государственных служащих. Оно регулируется в первую очередь Законом «О государственной гражданской службе города Москвы» и трактуется в ст. 42 как дополнительная государственная гарантия гражданских служащих.

Помимо медицинского обслуживания указанный Закон устанавливает и другие гарантии. В частности:

  • — производится доплата к пенсии по старости и инвалидности II и III степеней, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата к пенсии гражданского служащего устанавливается при наличии 12,5 года стажа гражданской службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в размере, в конечном счете так, чтобы сумма пенсии и доплаты не превышала 80% его месячного денежного содержания. Оплата производятся за счет средств бюджета города Москвы;
  • — членам семьи гражданского служащего или иным лицам, осуществляющим похороны гражданского служащего, возмещаются расходы на ритуальные услуги.

Положение о порядке медицинского обслуживания лиц, замещающих государственные должности Московской области и замещающих должности государственной гражданской службы Московской области в исполнительных органах государственной власти Московской области и в государственных органах Московской области, и членов их семей, утв. постановлением губернатора Московской области от 13 февраля 2003 г. № 35-ПГ, в частности, гласит:

" .3. Право на медицинское обслуживание сохраняется за лицом, замещавшим не менее одного года на постоянной основе государственную должность Московской области, достигшим на день прекращения своих полномочий возраста, дающего право на установление в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовой пенсии по старости, а также за лицом, замещавшим государственную должность Московской области и прекратившим свои полномочия в связи с добровольным сложением с себя полномочий в случае установления инвалидности I и II групп, при условии, что он не занимается любой оплачиваемой трудовой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности), а также за прикрепленными членами его семьи.

  • 3.4. Право на медицинское обслуживание сохраняется за государственным служащим Московской области после увольнения его с государственной гражданской службы Московской области в связи с выходом на пенсию, а также за прикрепленным членом его семьи.
  • 3.5. В случае смерти лица, замещавшего государственную должность Московской области, государственного служащего Московской области члены его семьи утрачивают право на медицинское обслуживание в соответствии с настоящим Положением" .

Необходимо остановиться также на проблеме возможности государственного служащего трудиться после оставления им государственной службы. Часть 3 ст. 17 Закона № 79-ФЗ закрепляет, что гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Часть 3 ст. 17 Закона № 79-ФЗ предусматривает, что гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Бывший генерал-майор КГБ СССР О. Калугин, проживающий в США и долгое время продолжавший получать пенсию РФ, уже после смерти американского журналиста И. Ф. Стоуна (Исидора Файнштейна) заявил, что покойный сотрудничал с советской разведкой, т. е. Калугин совершил преступление, выдав государственную тайну его бывшей родины. Америка не депортирует Калугина для суда над ним в России. Б. Ямшанов пишет, что «Калугин слишком много выдал Америке, чтобы быть выданным ею российскому правосудию». Более того, Владимир Буковский, будучи кандидатом в президенты России на выборах в 2007 г., назвал диссидентов, включая Калугина, резервом для занятия государственных должностей в Российской Федерации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой