Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Раннефеодальное уголовное право Древней Руси (до XIV в.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной истории данный период связан с образованием и упрочением Древнерусского государства (в результате объединения двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки»; в результате объединения Новгородской Руси с Киевской Русыо). В то время определенная часть людей фактически не считалась за таковых (рабы, холопы… Читать ещё >

Раннефеодальное уголовное право Древней Руси (до XIV в.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной истории данный период связан с образованием и упрочением Древнерусского государства (в результате объединения двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки»; в результате объединения Новгородской Руси с Киевской Русыо)[1]. В то время определенная часть людей фактически не считалась за таковых (рабы, холопы). За общественно опасные проступки холопа ответственности подвергался его господин. Холоп же, считавшийся также рабом, вещью, соответственно и наказывался как раб своим господином. В этом смысле холоп нс являлся субъектом права, поскольку практически нс имел личных, в том числе вещных прав, к нему нельзя было применить имущественные санкции. Вместе с тем холопа можно было признать субъектом права в части распространяющегося на него обычая мести1. Данные положения получили законодательное отражение, в частности, в Краткой редакции Русской Правды (см. ст. 17 текста по Академическому списку, разделенному исследователями на 43 статьи), в Пространной редакции Русской Правды (см. ст. 64, 65 текста по Троицкому списку, разделенному исследователями на 121 статью и дополнительные к ним статьи)[2][3][4].

Русскую Правду принято считать первым уголовным законом, дошедшим до нас из глубины времен, не учитывая договоров с греческими императорами 907, 912, 945, 971.

Русская Правда — законодательный акт, а точнее — сборник законов, в который вошли Правда Ярослава, Правда Ярославичей (см. Краткую редакцию Русской Правды), Устав Владимира (II) Мономаха (см. Пространную редакцию Русской Правды) и другие правовые источники (от Древнейшей Правды [возможно, VIII—IX вв. — по Э. С. Тобину, Л. Гётцу; 1017 г. — по О. Горегляду] до сокращенной Правды Пространной редакции середины XV в.). В настоящее время известно более 100 списков Русской Правды. С. В. Юшков выделил шесть ее редакций. Наиболее доступны для изучения Академический список, относящийся к Краткой редакции «Правды Роськой» (впоследствии упорядоченный исследователями в 43 статьи), и Троицкий список, относящийся к Пространной редакции «Суд Ярославль Володимерич Правды Русьской» (позднее разбитый исследователями на 121 статью и дополнительные к ним статьи).

В систему преступных деяний Русская Правда включала убийство, телесные повреждения, кражу, уничтожение чужого имущества, незаконное пользование чужим имуществом, оскорбление. Наиболее распространенное наказание за совершенные преступления — штраф (вира). Допускалось лишение жизни татя ночыо на месте преступления (см. ст. 38 Краткой редакции Русской Правды; ст. 40 Пространной редакции Русской Правды) или убийцы в любое время (см. ст. 21 Краткой редакции Русской Правды), месть обидчику (виновному) стороной обиженного (потерпевшим, его родственниками), а также «головничьство» в случае их отказа от мести или невозможности осуществить месть (см. ст. 1 Краткой редакции Русской Правды). Позже Ярославичи запретили кровную месть, заменив ее денежным воздаянием (см. ст. 2 Пространной редакции Русской Правды). Пространной редакцией Русской Правды (см. ст. 7) за убийство в разбое предусматривалась наиболее суровая мера наказания — «поток» (изгнание, позже — лишение свободы) и «разграбление» (конфискация имущества и превращение в холопов жены и детей преступника). В соответствии со ст. 19 вервь не отвечала за убийство и не платила дикой виры (освобождалась от наказания) в связи со своеобразной давностью совершенного убийства (обнаружены лишь человеческие кости или труп человека, которого никто не знает). В ст. 26 предусматривалось и освобождение от ответственности (наказания) лица, ответившего мечом за оскорбление действием, т. е. находившегося в состоянии сильного душевного возбуждения (волнения)1.

В княжеских уставах и уставных грамотах появились духовные санкции: «…а пред богом тому же отвещяти на страшнсм суде пред тьмами ангел, идеже когождо дела не съкрыются благаа же и злаа, идеже не поможеть никто же никому же, но токмо правда избавить от вторыя смерти и от вечныя мукы, и от огня негасимааго, яко же есмы управиле, но святых отець правилом и, но первых царей и князей унряжению… да будуть прокляти в сии век и в будущий седмию съборы святых отець вселеньскыих»[5][6]. Словом, ответственность перед богом получила нормативно-правовое закрепление. Однако фактически грех виновного лица оставался на его совести.

Не последнюю роль в сложившемся положении дел играла церковь как организационная основа религиозного (христианского) мировоззрения и государства, утвердившаяся во времена правления Князя Владимира (I) Святославича (Князь киевский с 980 по 1015 г.), с крещения Руси (988 г.), и получившая дальнейшее усиление в разделении судебной власти на церковную и княжескую (светскую).

Религиозные деятели, толкуя библейские постулаты, устанавливали правила поведения для людей, разнообразные способы охраны этих правил и использовали изощренные меры воздействия к нарушителям данных правил. Особую значимость обрели обвинения в колдовстве и вероотступничестве. Однако в основе установленных правил лежали религиозные положения, переданные людям Богом через пророка Моисея: в десяти заповедях (Исход 20:2—17), в законах о преступлениях, карающихся смертью (Исход 21:12—17; 22:18—20; Числа 15:32—36; 25:4—5), о телесных повреждениях (Исход 21:18—27), о неосмотрительности, причинившей смерть или ущерб (Исход 21:36), о кражах, потравах и поджогах (Исход 22:2—6) и т. д. С крещения Руси князем Владимиром 1 эти положения начинают свое восхождение к совершенствованию среди государственных установлений.

Устав князя Владимира Святославича [Святого] «О десятинах, судах и людях церковных» (начало XI в.) упорядочил нормы русского церковного нрава и определил место церкви в государстве. Известно семь редакций Устава (XII—XIV вв.) и более двухсот его списков. Наибольшее распространение в изучении этого законодательного памятника получили Оленинская и Синодальная редакции (XII— XIII вв.). В последней говорилось о том, что необходимость создания Устава «Святого князя Владимира, крестившаго русьскую землю, о церковных судах» вызвана крещением Руси — введением в качестве государственной религии христианства. Устав определил ответственность за деяния, расцениваемые с точки зрения церковного права как преступления, в числе которых колдовство, прелюбодеяние, изнасилование, инцест, скотоложство, побои, кража, клевета и пр. Наказания назначались по византийским законам или согласно Священному Писанию: штраф, оскопление, отсечение руки, отрезание носа, смертная казнь и т. д. В Уставе князя Ярослава Владимировича Мудрого ] (1051 — 1054 гг. создания) более подробно рассмотрен вопрос о видах церковных судов. Известны Краткая (в 60 списках) и Пространная (в 19 списках) редакции Устава, который закреплял независимость церковного суда от княжеского и предусматривал наказания за преступления против веры, в числе которых тесное общение (в частности, совместная еда) с иноверцами, с людьми, отлученными от церкви, сожительство с представительницами нехристианских вероисповеданий (в Пространной редакции), а также изнасилование, прелюбодеяние, инцест, скотоложство, поджог, кража, убийство, оскорбление, побои и пр. Наказания за преступления получили меньшую связанность с членовредительством, смертной казнью, нежели в санкциях норм византийского права. Более применялись наказания имущественного характера. Широкое распространение получили штраф, епитимия1. Не уступали церкви в разнообразии земного возмездия и княжеские (светские) суды.

  • [1] См.: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и дои. М.: Большая Российскаяэнциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. С. 375; Греков Б. Д. Киевская Русь. Л.: Политиздат, 1953. С. 450.
  • [2] См.: Греков Б. Д. Киевская Русь. С. 158—164, 171 и след., 188—189, 450; Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. М.: Наука, 1991. Т. 2—3. С. 31.
  • [3] См.: Российское законодательство X—XX вв.еков: в 9 т. / под общ. ред. О. И. Чистякова. М. :Юрид. лит., 1984. Т. 1: Законодательство Древней Руси / отв. ред. тома В. Л. Янин. С. 48, 57, 68,69, 105, 106; Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение / под ред.О. И. Чистякова. М.: Зерцало-М, 2002. С. 203, 215.
  • [4] См.: Горегляд О. Онытъ начерташя Россшскаго уголовнаго права. СПб.: Тип. 1ос. 1оаннесова, 1815. Ч. 1: О преступлешяхъ и наказашяхъ вообще. С. V.
  • [5] См.: Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 1. С. 47—51,59—60,62,64—67,82—87,92,94,98;Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. С. 202—204, 206—208, 211.
  • [6] Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 1. С. 252, 259.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой