Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура Банка России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По приблизительным данным в системе Банка России работает на постоянной основе по трудовому договору около 69 тыс. человек. Естественно, что трудовые отношения работников Банка России с ним как юридическим лицом — работодателем основываются на положениях ТК РФ и других актов трудового законодательства. Специальные требования к служащим Банка России предусмотрены в гл. XIV Закона о Банке России… Читать ещё >

Структура Банка России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура Банка России очень сложная; она предопределяется целями и задачами его деятельности по обеспечению нормального функционирования финансовых рынков и, как предусмотрено в Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 75), по осуществлению эмиссии денежных знаков, защите и обеспечению устойчивости рубля. Согласно абз. 2 ст. 83 Закона о Банке России в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Отсюда следует, что в структуре Банка России выделяются, по крайней мере, четыре составные части: а) центральный аппарат; б) территориальные подразделения; в) (функциональные подразделения; г) вспомогательные подразделения. В свою очередь, каждая из этих частей имеет свою структуру.

Часть основных функций Банка России осуществляется территориальными и функциональными подразделениями, а другая часть — центральным аппаратом Банка России. Кроме того, центральный аппарат Банка России руководит деятельностью всех звеньев огромной системы Банка России. Благодаря центральному аппарату Банк России, как сказано в абз. 1 ст. 83 Закона, представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура центрального аппарата соответствует основным направлениям деятельности Банка России.

В осуществлении руководства деятельностью Банка России сочетаются принципы единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Банка России является Председатель Банка России; коллегиальными органами выступают Национальный финансовый совет и Совет директоров Банка России. Исходя из закрепленных за каждым из названных органов полномочий можно признать, что Председатель Банка России является высшим исполнительным органом, осуществляющим оперативное управление деятельностью Банка России; Совет директоров Банка России наделен полномочиями как исполнительного органа, так и вышестоящего по отношению к Председателю Банка России коллегиального органа, а высшим органом относительно и Совета директоров, и Председателя Банка России является Национальный финансовый совет.

К ведению Национального финансового совета отнесены две группы вопросов. Во-первых, это основные, глобальные вопросы функционирования финансовых рынков России. В компетенцию Национального финансового совета, в частности, входит рассмотрение:

  • — вопросов развития и совершенствования финансового рынка России, совершенствования банковской системы России;
  • — проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и вопросов реализации названных Основных направлений;
  • — вопросов банковского регулирования и банковского надзора, включая информацию о деятельности уполномоченных представителей, назначаемых в кредитные организации; регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций;
  • — вопросов реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
  • — вопросов обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы;
  • — вопросов подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области развития и обеспечения стабильности и функционирования финансового рынка РФ.

Во-вторых, Национальный финансовый совет занимается вопросами организации деятельности Банка России и его внутренних подразделений. Национальный финансовый совет рассматривает и утверждает годовые отчеты Банка России; на основе предложений Совета директоров рассматривает и утверждает основные экономико-финансовые показатели деятельности Банка России на предстоящий год (общие объемы расходов на содержание служащих Банка России, объемы капитальных вложений, размеры участия Банка России в капиталах кредитных организаций, объемы средств, выделяемых на прочие административно-хозяйственные расходы). Национальный финансовый совет рассматривает исполнение сметы расходов Банка России, определяет аудиторскую организацию — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России, вносит в Государственную Думу предложения о проведении Счетной палатой РФ проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его подразделений и учреждений. По предложению Совета директоров Национальный финансовый совет утверждает: а) порядок формирования провизий (доходов) Банка России и порядок распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении; б) отчет о расходах Банка России на содержание его служащих, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Национальный финансовый совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России.

Таким образом, Национальный финансовый совет является не просто высшим руководящим органом Банка России, он призван координировать и направлять деятельность Банка России, в какой-то мере — даже и контролировать работу Совета директоров и Председателя Банка России. С учетом компетенции Национального финансового совета его состав (12 членов) формируется в особом порядке: два члена направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, три члена — Государственной Думой из числа членов Государственной Думы, три члена — Президентом РФ, три члена — Правительством РФ; в состав Национального финансового совета входит по должности также Председатель Банка России. Национальный финансовый совет рассматривает вопросы, относящиеся к его компетенции, на своих заседаниях, проводимых не реже одного раза в квартал.

Значительная часть руководящих функций Банка России отнесена к компетенции другого коллегиального органа — Совета директоров. В его ведении находятся вопросы развития финансового рынка РФ. Совет директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проекты: а) основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и б) основных направлений развития финансового рынка, и представляет их для рассмотрения в Национальный финансовый совет, Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу, а после утверждения основных направлений Совет директоров призван обеспечить их выполнение.

Совет директоров рассматривает и утверждает общий ежегодный отчет о деятельности Банка России, годовую финансовую отчетность Банка России с аудиторским заключением и заключением Счетной палаты РФ, готовит анализ состояния экономики страны. Все названные документы в составе годового отчета Банка России передаются в Национальный финансовый совет, после чего представляются в Государственную Думу. Кроме того, Совет директоров готовит и представляет в Национальный финансовый совет для утверждения планируемые показатели по основным статьям расходов Банка России на предстоящий год, устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих Банка России.

Совет директоров осуществляет главным образом регулирующие функции Банка России. Так, Совет устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских групп, а также некредитных финансовых организаций, утверждает порядок формирования резервов кредитными организациями; в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ и т. д.

Кроме того, к компетенции Совета директоров относится принятие оперативных решений по важнейшим вопросам функционирования финансового рынка в России:

  • — о выпуске банкнот и монеты нового образца, изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца;
  • — о выпуске (дополнительном выпуске) и размещении облигаций Банка России;
  • — об изменении процентных ставок по кредитам Банка России;
  • — об изменении ставки рефинансирования;
  • — об определении лимитов финансовых операций на открытом рынке и т. д.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов; члены Совета директоров назначаются Государственной Думой сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Члены Совета директоров работают в Банке России на постоянной основе в данной должности. К кандидатам в члены Совета директоров предъявляются по Закону о Банке России определенные требования: они не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ; они не могут состоять в политических партиях, не могут занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Кроме того, на членов Совета директоров распространяются ограничения, установленные для служащих Банка России; эти ограничения предусмотрены в ст. 90 Закона для тех служащих, которые занимают должности, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России.

Например, таким служащим и, соответственно, членам Совета директоров Банка России запрещено работать по совместительству либо на основании договора подряда (за исключением преподавательской, научно-исследовательской и иной творческой деятельности) в других организациях, занимать какие-либо должности в кредитных и других организациях. Им запрещено получать в связи с исполнением служебных обязанностей не предусмотренные законодательством вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Подарки, полученные служащими Банка России в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и подлежат передаче служащими Банка России по акту в Банк России, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Служащий Банка России, сдавший подарок, полученный им в связи с его работой, вправе выкупить его в установленном порядке.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц; кворум имеет место при наличии на заседании не менее восьми членов Совета директоров и обязательном присутствии Председателя Банка России или его заместителя, его замещающего. На заседаниях Совета директоров председательствует Председатель Банка России, а в случае его отсутствия — лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, по их требованию заносится в протокол заседания Совета директоров.

Несмотря на наличие таких коллегиальных органов, как Национальный финансовый совет и Совет директоров Банка России, наделенных столь широкими полномочиями, важную роль в обеспечении функционирования всего Банка России играет его Председатель. Поскольку в структуре Банка России не предусмотрено коллегиального исполнительного органа, например правления или президиума, все функции по оперативному руководству деятельностью Банка России сосредоточены в ведении Председателя с предоставлением ему определенных полномочий. Он обеспечивает реализацию функций Банка в соответствии с Законом о Банке России и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением, естественно, тех вопросов, которые Законом закреплены за Национальным финансовым советом и Советом директоров. Именно поэтому, как сказано в п. 7 ст. 20 Закона, Председатель Банка России «несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России». Это положение тем не менее представляется не совсем корректным; ответственность за деятельность Банка России с учетом распределения компетенции и смещением акцента на властные прерогативы Национального финансового совета и Совета директоров должна возлагаться не только на Председателя Банка России, но и на членов Национального финансового совета и членов Совета директоров. Представляется пробелом в действующем законодательстве то, что в структуре высших органов Банка России не предусмотрен такой коллегиальный исполнительный орган, как правление или президиум Банка России. Как мы видим, Совет директоров Банка России может собираться не реже одного раза в месяц, а Национальный финансовый совет — даже один раз в квартал, т. е. один раз в три месяца, не реже. А многие вопросы, требующие коллегиального обсуждения, могут возникать едва ли не ежедневно. Можно лишь предположить, что, несмотря на то, что это не предусмотрено Законом, Председатель Банка России все же достаточно часто проводит оперативные совещания со своими заместителями и руководителями профильных департаментов. По это во многом зависит от стиля руководства. Поэтому было бы целесообразно предусмотреть в Законе обязательное формирование коллегиального исполнительного органа — правления Банка России — и установить основные требования к его компетенции и порядку работы.

Как первое лицо Банка России Председатель без доверенности действует от его имени, представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными и другими финансовыми организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями, организациями и гражданами; председательствует на заседаниях Совета директоров, подписывает нормативные и другие акты Банка России, протоколы заседаний и решения Совета директоров, соглашения (договоры и контракты), заключаемые Банком России, приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми подразделениями и служащими Банка России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет по представлению Президента РФ; Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России также по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд[1]. Председатель Банка России не вправе совмещать свою основную деятельность с другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности[2]. Еще одно ограничение состоит в том, что Председатель Банка России не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или законодательством РФ, межбанковским соглашением или соглашением с иностранным регулятором финансового рынка, или случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций, допускаемых Законом о Банке России.

Председатель Банка России назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности, вправе делегировать им некоторые свои полномочия. Как правило, полномочия Председателя Банка России могут быть делегированы его первым заместителям; один из первых заместителей исполняет обязанности Председателя Банка России на время его отсутствия. Заместители Председателя Банка России курируют определенные подразделения центрального аппарата Банка России. При распределении обязанностей между своими заместителями Председатель Банка России должен учитывать, во-первых, необходимость специализации и профессионализма в руководстве основными направлениями деятельности Банка России: осуществление денежно-кредитной политики, управление золотовалютными резервами, осуществление банковского регулирования и надзора, а также осуществление регулирования, контроля и надзора в остальных сегментах финансового рынка; во-вторых, необходимость предотвращения, выявления и управления потенциально возможными конфликтами интересов в руководстве деятельностью всей системы Банка России. Последнее требование предусмотрено ст. 83.1 Закона. В настоящее время распределение обязанностей между Председателем Банка России и его заместителями, включая первых заместителей, утверждено приказом Председателя Банка России от 23.10.2013.

Итак, руководящими органами Банка России являются Национальный финансовый совет, Совет директоров и Председатель Банка России. Но Национальный финансовый совет в большей степени выполняет контрольные и координирующие функции, поэтому он находится в особом положении — как бы над руководством Банка России; в этом контексте к руководству Банка России можно отнести членов Совета директоров, Председателя Банка России, его заместителей, руководителей департаментов, главных управлений и служб центрального аппарата, а также первых заместителей этих руководителей.

Закон о Банке России возлагает всю полноту ответственности за деятельность Банка России на его Председателя, что не отражает распределение компетенции между Национальным финансовым советом, Советом директоров и Председателем Банка России. Ответственность за результаты деятельности Банка России должны нести не только Председатель Банка России, но и все члены Национального финансового совета и все члены Совета директоров Банка России.

Основные подразделения центрального аппарата Банка России называются департаментами: департамент наличного денежного обращения, департамент национальной платежной системы, департамент операций на финансовых рынках, сводный экономический департамент и т. д. В связи с расширением функциональных задач Банка России в составе его центрального аппарата в 2012—2013 гг. были созданы новые службы и департаменты, например департамент развития финансовых рынков, департамент коллективных инвестиций и доверительного управления, главное управление рынка микрофинансирования, главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках, департамент страхового рынка, служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров и др.

Существует, естественно, и юридический департамент, который занимается правовыми аспектами деятельности Банка России. Директор юридического департамента по должности является заместителем Председателя Банка России; он непосредственно координирует и контролирует работу юридического департамента. В его функциональные обязанности, в частности, входит: организация претензионно-исковой работы в системе Банка России, обеспечение представительства Банка России в судебных инстанциях и ведение судебных дел по защите прав и интересов Банка России; договорно-правовая работа; систематизация и учет действующего законодательства, в том числе нормативных актов Банка России; справочно-информационное обслуживание структурных подразделений Банка России по вопросам применения действующего законодательства и др. Директор юридического департамента принимает участие в работе по выявлению и устранению коррупциогенных факторов в нормативных актах Банка России и по преодолению конфликтов интересов в системе Банка России.

В регионах нашего государства действуют территориальные подразделения Банка России, обобщенно именуемые территориальными учреждениями Банка России. Можно сказать, что именно на территориальные учреждения падает основная тяжесть работы Банка России на местах с многочисленными финансовыми организациями, взаимодействие с представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ и муниципальных образований. В нормах Закона о Банке России (гл. XIII «Принципы организации Банка России», ст. 83−87) содержатся лишь самые общие указания о территориальных учреждениях Банка России. Цели и задачи деятельности территориальных учреждений, их правовой статус конкретизированы в Положении о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 № 46-П[3].

Может быть дано следующее определение этого основного структурного подразделения Банка России: территориальное учреждение — это обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть функций Банка России в соответствии с Законом о Банке России, Положением № 46-П и другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Территориальные учреждения, как правило, создаются и действуют на территории каждого в отдельности субъекта РФ, но по решению Совета директоров Банка России могут создаваться по более крупным экономическим регионам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ. Территориальными учреждениями Банка России являются и национальные банки республик в составе Российской Федерации; все территориальные учреждения Банка России в субъектах РФ и в экономических районах именуются Главными управлениями Банка России. Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России.

Территориальное учреждение Банка России не является юридическим лицом; его начальник (в национальных банках республик в составе Российской Федерации — Председатель) действует на основании генеральной доверенности, выдаваемой Председателем Банка России. Отсюда следует, что по своему правовому статусу территориальные учреждения могут быть признаны филиалами Банка России.

Большая часть функций Банка России реализуется его территориальными учреждениями (национальными банками и главными управлениями в субъектах РФ). Было бы целесообразно предоставить территориальным учреждениям Банка России права юридического лица с тем, чтобы территориальное учреждение Банка России действовало в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации либо государственного автономного учреждения. Это привело бы к расширению их компетенции и, соответственно, к усилению ответственности за результаты деятельности территориального учреждения и его внутренних подразделений.

На территории субъекта РФ или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов РФ, территориальные учреждения участвуют в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, обеспечивают развитие и укрепление банковской системы России, участвуют в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы; обеспечивают осуществление оперативного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, контроль за деятельностью некредитных финансовых организаций на рынке ценных бумаг и в других сегментах финансового рынка, организацию валютного контроля, проводят анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков регионов.

В Положении о территориальных учреждениях № 46-П конкретизированы полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулирования, организации денежного обращения и расчетов, обслуживания счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в области экономического анализа и статистики, по оперативному регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности финансовых организаций, в области банковского санирования и ликвидации кредитных организаций и т. д.

Но полномочия территориального учреждения не столь широки, как полномочия руководства всей системой Банка России; они ограничены определенными рамками. Так, территориальное учреждение не имеет права принимать нормативные акты, не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, не вправе без разрешения руководства Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами, не вправе выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства. Территориальное учреждение осуществляет правомочия по владению и пользованию имуществом, находящимся на его балансе, а также по распоряжению им в пределах, определяемых руководством Банка России. Согласно п. 7 Положения № 46-П Совет директоров Банка России может устанавливать особенности деятельности и объем полномочий для отдельного территориального учреждения. С учетом увеличения объемов их деятельности следовало бы расширить компетенцию и повысить ответственность территориальных учреждений (главных управлений) Банка России за осуществление регулирования и контроля за функционированием финансового рынка и признать территориальные учреждения Банка России юридическими лицами, действующими в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации либо государственного автономного учреждения.

По своей структуре территориальные учреждения Банка России являются сложными образованиями; в их составе в качестве их внутренних структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, образовательные и другие функциональные подразделения. Руководители структурных подразделений территориальных учреждений при необходимости вступления в правовые отношения с третьими лицами действуют от имени Банка России по доверенности, выдаваемой начальником территориального учреждения (Главного управления) на основании генеральной доверенности в порядке перепоручения. Через РКЦ благодаря системе корреспондентских счетов и банковских идентификационных кодов (БИК) проводятся платежные операции в порядке безналичных расчетов[4].

Специализированным функциональным учреждением Банка России является организация, именуемая «Российское объединение инкассации (РОСИНКАС)». Эта организация осуществляет инкассацию и перевозку наличных денежных средств и других ценностей на всей территории России; в ее структуру входят 78 территориальных управлений, действующих на правах филиалов Объединения. Подразделения Объединения оказывают услуги по инкассации и сторонним организациям, не входящим в систему Банка России; причем эту деятельность подразделения Объединения осуществляют на возмездных началах.

В отличие от других внутренних структурных подразделений Банка России, которым, как правило, не предоставлена юридическая самостоятельность, Объединение «РОСИНКАС» является юридическим лицом и внесено в ЕГРЮЛ (ОГРН 1 027 739 529 641; запись внесена 11 ноября 2002 г.), но без указания на его организационно-правовую форму, что, на наш взгляд, не согласуется с положениями действующего законодательства. Объединение «РОСИНКАС» по своей организационно-правовой форме, конечно, не является объединением, так как не соответствует легальному понятию и признакам объединения, предусмотренным в ст. 121 и 121.1 ГК РФ и ст. 11 и 12 Закона о некоммерческих организациях. Иногда Объединение «РОСИНКАС» называют государственной компанией, что также не соответствует законодательству (ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях). Поскольку Объединение «РОСИНКАС» является де-факто дочерней структурой Банка России, его, на наш взгляд, можно признать автономной некоммерческой организацией либо государственным автономным учреждением, и в том и в другом случае — с правом осуществления предпринимательской деятельности.

Ввиду того что название подразделения Банка России, занимающегося инкассацией и перевозкой наличных денежных средств и других ценностей, — Российское объединение инкассации («РОСИНКАС»), не отражает его организационно-правовую форму, поскольку оно не является объединением, следовало бы признать, что эта организация, будучи юридическим лицом, действует в определенной организационно-правовой форме — либо как автономная некоммерческая организация, либо как государственное автономное учреждение, и в том и в другом случае — с правом занятия предпринимательской деятельностью.

Для банковского обслуживания воинских частей, организаций и учреждений Министерства обороны РФ, иных государственных органов и организаций, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также граждан, проживающих на территории воинских частей и других указанных организаций, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно, Банком России совместно с Министерством обороны РФ создаются так называемые полевые учреждения Банка России, которые по своему правовому статусу являются воинскими учреждениям, в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о нолевых учреждениях Банка России, утверждаемом совместно Банком России и Министерством обороны РФ.

Вспомогательные подразделения — вычислительные центры, образовательные учреждения, подразделения безопасности, административно-хозяйственные службы и другие внутренние структурные подразделения — осуществляют необходимые функции по обеспечению деятельности основных подразделений Банка России.

По приблизительным данным в системе Банка России работает на постоянной основе по трудовому договору около 69 тыс. человек. Естественно, что трудовые отношения работников Банка России с ним как юридическим лицом — работодателем основываются на положениях ТК РФ и других актов трудового законодательства. Специальные требования к служащим Банка России предусмотрены в гл. XIV Закона о Банке России «Служащие Банка России», ст. 88−92. Наряду с этим Совету директоров Банка России предоставлено право устанавливать в соответствии с федеральными законами особенности найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права служащих Банка России, систему дисциплинарных взысканий (ст. 88 Закона о Банке России). В то же время Закон предусматривает дополнительные социальные гарантии для работников Банка России: создание по решению Совета директоров пенсионного фонда для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, организацию страхования жизни и здоровья и медицинского страхования служащих Банка России (ст. 89 Закона). Эти положения Закона следовало бы уточнить, в частности указать, о каком медицинском страховании идет речь — обязательном или добровольном. Далее, не ясно, реализована ли обязанность Совета директоров создать пенсионный фонд путем учреждения специализированного негосударственного пенсионного фонда в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», и если такой фонд уже создан, то каков его правовой статус и какая управляющая компания осуществляет управление таким фондом; эти нюансы целесообразно конкретизировать в Законе о Банке России.

Можно предположить, что, поступая на работу в Банк России и заключая трудовой договор, гражданин принимает на себя обязательство по неразглашению информации о деятельности Банка России, ибо в ст. 92 Закона сказано, что служащие Банка России «не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров». Эта обязанность сохраняется и после расторжения трудового договора, но лишь для тех граждан, которые занимали должности, перечень которых утвержден Советом директоров. Таким гражданам запрещается «разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением служебных обязанностей» (ч. 3 ст. 90 Закона). Вместе с тем ввиду огромного значения, которое приобретает в современных условиях использование инсайдерской информации, необходимо урегулировать на уровне Закона общие вопросы о пределах раскрытия информации о деятельности Банка России. В частности, должно быть четко и ясно предусмотрено, информация о каких решениях Национального финансового совета и Совета директоров Банка России подлежит обязательному и незамедлительному опубликованию и какая информация является конфиденциальной и раскрытию не подлежит.

В связи с тем что многие решения руководящих органов Банка России затрагивают имущественные интересы граждан и юридических лиц, необходимо четко определить, информация о каких актах Национального финансового совета и Совета директоров и действиях Председателя Банка России и в каком порядке подлежит раскрытию. Для этого следовало бы включить в Закон о Банке России специальную главу, положениями которой было бы установлено, какие сведения подлежат обязательному опубликованию, и был бы урегулирован порядок опубликования информации, предоставляемой Банком России. Это в значительной мере снизило бы возможность недобросовестного использования на финансовых рынках так называемой инсайдерской информации.

Структура Банка России в 2012—2013 гг. претерпела значительные изменения в связи с расширением функций Банка России по регулированию всех сегментов финансового рынка в стране. Очевидно, еще некоторое время в структуру центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России, представленную здесь по состоянию на 1 апреля 2014 г., будут вноситься изменения, необходимые для отлаживания функционирования механизмов всей огромной системы Банка России. И эти механизмы должны быть дееспособными и эффективными, ибо от Банка России во многом зависит состояние экономики и благосостояние населения нашей страны.

  • [1] Три раза по пять лет (15 лет) — это очень большой срок для пребывания одного человека на таком ответственном посту, как должность Председателя Центробанка; представляется, что со всех точек зрения было бы целесообразно сократить этот срок до 10 лет. Специалист, который в течение 10 лет возглавлял Центробанк, может продолжать работу в системе Центробанка в качестве советника действующего Председателя Центробанка.
  • [2] Но в Законе о Банке России (подп. 10 ст. 20) подчеркнуто, что при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность Председателя Центробанка не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ или межбанковским соглашением.
  • [3] Утверждено решением Совета директоров Центробанка от 10.04.1998, протокол № 15.
  • [4] По данным статистики, национальная платежная система обслуживается 999 расчетно-кассовыми центрами Центробанка.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой