Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы финансового контроля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации работников органов финансового контроля, четкого механизма их взаимодействия, поэтому ревизии осуществляют в основном территориальные финансовые управления (бывшие контрольно-ревизионные управления) Минфина России; контрольно-ревизионные отделы (территориальные управления) Росфиннадзора; органы внутриведомственного финансового… Читать ещё >

Методы финансового контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К основным методам финансового контроля относятся: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия, финансово-экономическая экспертиза[1].

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля, применяемым для оперативного выявления соблюдения финансовой дисциплины, а также определения целесообразности всесторонней более глубокой проверки подконтрольного объекта. Основной целью обследования являются общий анализ финансового положения экономического субъекта и выявление его недостатков.

Анализ — специальный метод контроля достоверности бухгалтерской (финансовой), налоговой документации с использованием аналитических приемов расчетно-математических методов. Как правило, объектами анализа являются бухгалтерская (финансовая), налоговая отчетность, регистры бухгалтерского и аналитические регистры налогового учетов, расчет налогооблагаемой базы.

Финансово-экономическая экспертиза связана с проведением исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансово-хозяйственных операций и финансовой (бухгалтерской) отчетности контролируемого экономического субъекта за проверяемый период. Данный прием финансового контроля является довольно сложным, трудоемким, но необходимым как для контролирующего органа, так и для проверяемого субъекта. В ходе проведения финансово-экономической экспертизы финансового положения экономического субъекта проверке подлежат бизнес-планы, промежуточная и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, на основании которых исследуются основные показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Проверка предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе ее осуществления контролирующие органы более глубоко анализируют финансовую деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, используя максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки чаще всего выступают финансовые операции, совершенные этими лицами. Субъектами, имеющими права на проведение проверок, являются практически все органы государственного контроля: Счетная палата РФ, комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию: Главное контрольное управление Президента РФ; Минфин РФ; Федеральное казначейство, Росфиннадзор, ФНС России; ЦБ РФ.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании разработанных органами государственного контроля ежегодных планов (п. 2 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Ежегодный план проверки, утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) размещается на официальном сайте контролирующего (надзорного) органа в Интернете либо иным доступным способом (п. 5 ст. 9 указанного Закона). Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля должны не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки направить копии распоряжения или приказа о проведении проверки юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (п. 12 ст. 9 Закона).

Внеплановые проверки должны быть согласованы органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля с органами прокуратуры (п. 10 ст. 9), в которые направляется заявление о проведении такой проверки с прилагаемыми к нему документами. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до начала се проведения.

На основании упомянутого выше Федерального закона проводятся плановые и внеплановые проверки юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в форме документальной и выездной проверки. Примерами документальной проверки могут служить камеральная налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа, или документальная проверка, проводимая таможенными органами, осуществляющими валютный контроль в пределах своей компетенции. Такие проверки выполняются без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, так как факт сдачи бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя или по месту фактического осуществления их деятельности. Например, объектом выездной налоговой проверки является финансово-хозяйственная деятельность проверяемого налогоплательщика за отчетный налоговый период.

Встречная проверка осуществляется на основании приказа или распоряжения руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

По завершении проверки в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» составляются акт проверки о выявленных нарушениях или — в случае отсутствия нарушений — письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). К акту могут быть приложены протоколы отбора образцов продукции, протоколы и заключения проведенных исследований, экспертиз, объяснения работников проверяемых субъектов, связанные с результатами проверки документы и их копии.

Па основании изложенных в акте проверки фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из следующих решений:

  • — направить проверяемому субъекту предписание об устранении выявленных правонарушений;
  • — применить к нарушителю меры ответственности в соответствии с возложенной компетенцией;
  • — направить материалы в иной компетентный орган государственного контроля для предъявления иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу. Однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства в арбитражном суде или административном процессе. В тех случаях, когда к нарушителю должна быть применена уголовная ответственность, материалы проверки передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Сроки проведения любой проверки не могут превышать 20 рабочих дней.

Ревизия как основной метод последующего финансового контроля — это комплексная проверка, направленная на взаимосвязанное изучение финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Документальная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершения в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации; правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их совершение.

Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых и хозяйственных операций, что достигается в ходе проведения финансового контроля по следующим направлениям финансово-хозяйственной деятельности: соблюдение финансовой дисциплины; рациональное использование государственных бюджетных средств; сохранность материальных и денежных ресурсов; правильность ведения бухгалтерского учета, составление и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности и др.

Документальные ревизии классифицируются по органам, их проводящим, основаниям назначения, объему проверки, методам проверки, составу ревизионной группы и повторяемости проводимых контрольных действий.

1. В зависимости от того, какие органы проводят ревизию, она бывает ведомственной, вневедомственной и внутр и хозяйственной.

Ведомственная ревизия осуществляются контрольноревизионным аппаратом вышестоящих организаций, ведомств и министерств.

Вневедомственная ревизия проводится органами государственного контроля. Чаще всего такой вид ревизии осуществляется контрольно-ревизионными отделами, управлениями Росфиннадзора.

Внутрихозяйственная ревизия проводится в рамках отдельного экономического субъекта по его инициативе или органом, им управляющим. Этот вид ревизий проводится чаще всего на крупных промышленных объектах.

Акт ведомственной и внутрихозяйственной ревизии подписывается ревизором, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации, учреждения.

Акт вневедомственной ревизии подписывает только ревизор, а руководитель и главный бухгалтер организации после ознакомления с актом подтверждают данный факт своими подписями.

2. По основаниям назначения ревизии разделяются на плановые и внеплановые.

Плановые ревизии проводятся в соответствии с заранее составленным планом или графиком ревизионной работы для проверки подведомственных организаций в течение срока, установленного законодательством (ежегодно или раз в два года)[2]. Руководитель вышестоящей организации обязан в конце текущего года составить и утвердить план проведения ревизий в подведомственных организациях, учреждениях на следующий год.

Анализ результатов плановых проверок чаще всего свидетельствует о низкой эффективности этих проверок, так как они почти не вскрывают серьезные нарушения финансовой дисциплины и злоупотребления, а выявляют лишь незначительные недостатки, что в первую очередь объясняется наличием хозяйственных связей между вышестоящей организацией и подведомственными ей организациями.

Внеплановая ревизия — проверка по инициативе руководителя вышестоящей организации, контролирующих или правоохранительных органов при получении ими сигнала о неблагополучном положении дел в экономическом субъекте и злоупотреблениях, нарушениях финансовой дисциплины, чрезвычайных обстоятельствах. В бюджетных учреждениях, государственных и муниципальных унитарных организациях, внебюджетных государственных фондах и коммерческих организациях, получающих средства из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий, бюджетных кредитов и инвестиций, осуществляются как плановые, так и внеплановые проверки.

  • 3. В зависимости от объема ревизии бывают полными, когда ревизия охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого учреждения, организации, и частичными (неполными), когда проверке подвергаются одна или несколько сторон деятельности, отдельные виды хозяйственных операций (кассовые, банковские, расчетные и т. п.) или сохранность и правильность использования различного вида средств (имущества, производственных запасов, подотчетных сумм, наличных денег).
  • 4. В зависимости от метода проведения ревизии бывают сплошными, выборочными и комбинированными.

При сплошной ревизии проверяются все документы, касающиеся проверяемой операции. Сплошная проверка сводит к минимуму возможность пропуска документов, скрывающих злоупотребления, искажений бухгалтерской информации. Сплошной метод отбора проверяемых документов применяется при внеплановой ревизии, проводимой в связи с сигналами о совершении злоупотреблений, хищений, мошенничества.

При выборочной ревизии проверяются не все бухгалтерские документы, а только наиболее важные.

Комбинированные ревизии предусматривают проверку отдельных документов сплошным методом, а некоторых — выборочным. Кассовые и банковские операции проверяются, как правило, только сплошным методом.

5. По составу ревизионной группы различают ревизии бухгалтерские и комплексные.

Бухгалтерские ревизии могут проводиться одним ревизором-бухгалтером или группой ревизоров-бухгалтеров (комиссионная ревизия). Они проводятся в основном в бюджетных организациях.

Комплексные ревизии осуществляются в экономических субъектах, занимающихся производственно-хозяйственной деятельностью. В состав группы, которая будет проводить ревизию, кроме бухгалтеров входят специалисты других областей знаний — экономисты, менеджеры, товароведы, строители и др.

6. По повторяемости контрольных действий ревизии могут быть первичными, повторными и дополнительными.

Первичная ревизия проводится впервые на основании первоначального задания, а также в случаях, когда соответствующие документы проверяются впервые.

Повторная ревизия назначается в случае необходимости проверки обоснованности выводов первичной ревизии, например если первоначальная ревизия была проведена поверхностно или в отсутствие материально ответственных лиц либо были нарушены права ревизуемых лиц. Повторную ревизию проводит другой ревизор, но иногда, в исключительных случаях, в зависимости от причины ее назначения она может выполняться тем же ревизором.

Дополнительной называется ревизия, которая осуществляется, если нужно дополнить выводы первичной или повторной ревизий с целью выявления новых обстоятельств, не вскрытых предшествующими ревизиями.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации работников органов финансового контроля, четкого механизма их взаимодействия, поэтому ревизии осуществляют в основном территориальные финансовые управления (бывшие контрольно-ревизионные управления) Минфина России; контрольно-ревизионные отделы (территориальные управления) Росфиннадзора[3]; органы внутриведомственного финансового контроля (ревизионные комиссии акционерных обществ (ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах») и общественных организаций); управления (отделы) документальных проверок и ревизий органов внутренних дел, а также специалисты, ревизоры подразделений ОВД по экономическим преступлениям; Счетная палата РФ и др.

Основной задачей документальной ревизии является проверка фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которые оказывают или способны оказать влияние на его финансовое положение, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Тема ревизии определяет ее конкретные цели, задачи и то, кем она будет осуществляться.

  • [1] См.: Крохина Ю. Л. Финансовое право России: учебник. М., 2004.С. 149.
  • [2] Например, согласно ст. 85 Федерального закона «Об акционерныхобществах» акционерное общество обязано проводить ревизию своейфинансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год, а ревизии подразделений, состоящих на республиканском бюджете, — нс режеодного раза в два года.
  • [3] Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 1024-р.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой