Политико-правовые взгляды г. В. Плеханова
Однако он сыграл и более крупную роль, поскольку созданные им идеология и революционная стратегия социал-демократии позволили широкому и растущему кругу русской интеллигенции, ненавидевшей как русский царизм, так и западный буржуазный капитализм и искавшей особый русский путь к социализму с опорой на мужика и его традиционную сельскую общину, найти свою благородную и полезную роль, прогрессивную… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Плеханов Г. В.: социал-демократ и революционер
- 2. Основные положения политико-правовых взглядов Г. В. Плеханова
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Плеханов Георгий Валентинович (1856, д. Гудаловка Тамбовской губ. — 1918, Питкеярви, Финляндия) — основоположник марксизма в России. Родился в мелкопоместной дворянской семье. В 1873 окончил Воронежскую военную гимназию и поступил в Константиновское юнкерское училище в Петербурге. В 1874, разочаровавшись в военной карьере, сдал экзамены в Петербург, горный институт, но завершить образование не успел, так как с 1875 установил связи с народническим кружком.
В 1876 во время первой в России полититической демонстрации рабочих и студентов у Казанского собора произнес антимонархическую речь в защиту Н. Г. Чернышевского, после которой перешел на нелегальное положение. Будучи пропагандистом, участвовал в «хождении в народ», получив известность как теоретик, публицист и один из руководителей «Земли и воли».
В 1879, после раскола организации, выступил против тактики заговоров и террора, возглавив пропагандистский «Черный передел». В 1880 эмигрировал, спасаясь от ареста, и пробыл за границей 37 лет: занимался в Сорбоннском и Женевском университетах, изучал марксистскую литературу, встречался с лидерами социал-демократии, сотрудничая с европейской и российской печати.
В 1882 перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса — работа, превратившая Плеханова в убежденного марксиста.
В 1883 в Женеве им была основана первая русская марксистская группа «Освобождение труда». Ряд крупных теоретических работ Плеханов («Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.) не только развенчивали народнические идеи, но и способствовали развитию марксизма в России.
Плеханов стал одним из лидеров II Интернационала. В 1900 -1903 участвовал в организации газеты «Искра»; был одним из главных участников II съезда РСДРП. Пытался прмирить большевиков с меньшевиками; был избран членом редколлегии газеты «Искра» и председателем Совета партии.
Вскоре после съезда из-за усилившихся разногласий с В. И. Лениным Плеханов стал одним из меньшевистских лидеров. Во время первой российской революции 1905 — 1907 не имел возможности приехать в Россию. Выступил против большевиков по основным тактическим вопросам. Полагал несвоевременной забастовку, приведшую к неподготовленному, не поддержанному армией Декабрьскому восстанию в Москве. Считал нужным выступать в блоке с кадетами вовремя выборов в Государственную думу в 1906 — 1907.
В 1909 начал огромный труд «История русской общественной мысли», который не успел завершить. После Февральской революции 1917 вернулся в Россию. Убеждал в необходимости продолжения первой мировой войны до победы над Германией («Теперь мы сделали революцию и должны помнить, что если немцы победят нас, то это будет означать не только наложение на нас ига немецких эксплуататоров, но и большую вероятность восстановления старого режима»).
Плеханов выступил против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом». В своей газете «Единство» давал характеристику существующему положению в России и вел полемику по основным вопросам революционной деятельности. Считал, что мельница истории еще не смолола муки, из которой будет испечен пшеничный пирог социализма. Должно пройти время, прежде чем страна будет готова к буржуазно-демократической революции, а после того, как капитализм в России завершит свою цивилизаторскую работу, — и к социалистической.
1. Плеханов Г. В.: социал-демократ и революционер
Плеханов Г. В. очень быстро утвердился как основной теоретический вождь русской социал-демократии и крупнейший марксистский философ европейского социализма как впоследствии его станут называть, Плеханов некоторое время спустя после возвращения из изгнания в 1917 году в своей речи на Государственном совещании в Москве гордо заявил, что считает себя революционером и не кем иным, как революционером.
В действительности, в то время как его практическая революционная деятельность в России была непродолжительна и, как ни странно, имела весьма слабый резонанс среди эмиграции, его революционная теория составил его главный и самый значительный вклад в русский марксизм.
Эта теория, следовательно, будет основным предметом данного исследования, а к его марксистской философии мы будем обращаться лишь постольку, поскольку она будет сталкиваться с его революционной теорией и с ролью, которую он сыграл в русской и европейской социал-демократии. Не неравноправие и несправедливости при буржуазном капитализме, а глубокая ненависть к царскому деспотизму и русской отсталости, которая, по его мнению, была основой этого деспотизма, сделали из Плеханова революционера. И в равной степени боязнь реставрации деспотизма формировала его революционную теорию, заставляя его отвергать все максималистские схемы скороспелого завоевания власти, все теперь или никогда якобинца Петра Ткачева и бланкизма Народной воли, а также и ленинской программы революционной диктатуры 1905 и 1917 годов. И не менее смело он боролся против всех попыток ревизионистов, легальных марксистов, экономистов и ликвидаторов, стремившихся отделить социализм от революции.
Больше всего на свете Плеханов ненавидел деспотизм. В ходе одной из конференций в Берне в 1896 году он предупреждал тех, кто считал, что русские должны якобы бороться за равенство и социализм, а не за политическую свободу: такая программа и подобный приоритет привели бы лишь к упрочению восточного деспотизма там, где, как говорил Николай Некрасов, его любимый поэт, стоны рабов заглушаются лестью да свистом бичей. Решительно капитализм плох, но деспотизм еще хуже. Капитализм развивает в человеке зверя; деспотизм делает из человека вьючное животное. Капитализм налагает свою грязную руку на литературу и науку; деспотизм убивает науку и литературу… Даже самое благожелательное из патерналистских государств, однажды лишив своих подданных политических прав, в лучшем случае превращает их в сытых рабов, хорошо откормленный рабочий скот.
Список литературы
- История политических учений / Под ред. О. В. Мартышина. М., 2004.
- История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2008.
- История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М, 2007.
- История политических и правовых учений: Древний мир. М., 1985.
- История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.
- История политических и правовых учений XVIIXVIII вв. М., 1989.
- История политических и правовых учений XIX в. М., 2003.
- Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. М., 2007.
- Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2004.
- Переписка Г. Плеханова и П. Аксельрода. М, 1925.