Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Форма государства. 
Конституционное право зарубежных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Форма государства имеет свои разновидности, но в литературе отсутствует признанная классификация форм государства. Обычно такая классификация осуществляется по элементам формы (по форме правления различаются монархии и республики, по форме территории, политического устройства — унитарное и федеративное государство и т. д.). Правда, в марксистско-ленинской литературе предлагалась более обобщенная… Читать ещё >

Форма государства. Конституционное право зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевые термины и понятия:

  • • форма государства;
  • • монократическая форма;
  • • поликратическая форма;
  • • сегментарная форма;
  • • форма правления;
  • • монархия;
  • • республика;
  • • абсолютная монархия;
  • • дуалистическая монархия;
  • • конституционная монархия;
  • • президентская республика;
  • • парламентская республика;
  • • смешанная республика;
  • • федерация;
  • • унитарное государство;
  • • политический режим.

В результате изучения данной главы студент должен.

знать:

  • • классификацию форм государства с учетом принципа построения и взаимоотношений основных органов государства;
  • • формы правления и их типологию, раскрывающую организацию верховной государственной власти, правовой статус высших органов государства, способы участия граждан в избрании этих органов;
  • • формы государственно-территориального устройства, юридический статус составных частей государства;

уметь:

определять политический режим, который складывается в результате использования различных способов и методов осуществления государственной власти;

владеть:

• навыками ориентации в формах государства, формах правления и политических режимах.

Понятие формы государства, виды форм государства

В правовой доктрине форма государства является одной из самых давних концепций, которые исследовали феномен государства вообще и организацию и деятельность государства в частности. Длительное время под формой государства понималась совокупность наиболее общих признаков государства, и в связи с этим в юридической литературе нередко утверждалось, что форма государства не является предметом изучения конституционного права, что это понятие относится к категориям общей теории государства и права. Считается (и это нашло отражение почти во всех учебниках по конституционному праву), что нужно изучать не форму государства в целом, а две ее составные части: форму правления (в первую очередь структуру и порядок взаимоотношений высших органов государства) и форму государственного строя (территориально-политическую организацию государства). В последние годы вместо понятия «государственный строй» используют понятия «территориальная организация публичной власти», «политико-территориальная организация государства» .

Форма государства раскрывает особенности его внутренней организации: порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов между собой, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организационной и управленческой деятельности. Более кратко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют конкретно-исторические условия возникновения и развития данного государства, исторические традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др.

В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет и одинаковых форм государств. Тем не менее теория государства и права выработала модели форм правления, государственного устройства и государственно-правовых режимов.

Какой бы ни была форма государства в упомянутых трех аспектах, с точки зрения элементов построения, главных характеристик государство как политический или социальный феномен остается неизменным. Хотя страны и имеют разные формы государства, эти формы представляют те же главные характеристики, которые определяют государственный феномен.

Международная панорама

Так, Австрия, Великобритания, Иран, КИР, США имеют разные формы государственного правления, государственного строя и даже политического режима, но самые существенные их характеристики — те, которые определяют государственные черты, — остаются одинаковыми: эти государства являются субъектами права в конституционно-правовых отношениях и т. п., равными между собой с юридической точки зрения.

Причины разнообразия форм государства в современном мире многочисленны. В литературе главными среди них называют следующие:

  • 1) исторические традиции развития национальной государственности. В частности, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Дания, Швеция, объясняется тем, что монархия в этих государствах существовала в течение многих веков;
  • 2) политические особенности становления национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного строя такими странами, как Мексиканские Соединенные Штаты, США, ФРГ, Швейцария, объясняется политическими условиями возникновения самого государства, а не национальными условиями;
  • 3) национальный состав населения данной страны. Именно это обстоятельство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия;
  • 4) избрание той или иной государственной формы в странах, которые освободились от колониальной зависимости, в значительной мере зависело от влияния метрополии. Так, во многих прежних колониях монархической Великобритании (например, Тринидад и Тобаго, Ямайка) после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то же время прежние колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Бенин. Буркина-Фасо. Габон, Кот д’Ивуар, Исламская Республика Мавритания);
  • 5) доминирующая в обществе система морально-религиозных ценностей (например, теократическая республика в Иране).

Определенным образом на форму государства может повлиять и субъективный фактор. Достаточно вспомнить о том, какое влияние оказал генерал де Голль на функционирование институтов Пятой республики во Франции.

Рассмотренные вопросы касаются в основном доктринальной разработки понятия формы государства. Но, на наш взгляд, при этом нужно обратить внимание еще на один не менее важный спектр анализа формы государства: на характеристику конкретных конституционных норм, которые и определяют ее. При этом необходимо учитывать, что форма государства не только в той или иной мере определяется соответствующими нормами конституций, но и складывается в значительной мере в результате политической и конституционной практики. В частности, государственно-правовая практика является иногда источником своеобразных конституционных норм, которые определяют множество существенных сторон формы государства (например, конвенционные соглашения в Великобритании регулируют некоторые принципиальные вопросы отношений главы государства, парламента, кабинета министров).

В специальной литературе проблематика формы государства длительное время рассматривалась в основном с теоретических позиций и совсем мало внимания уделялось анализу конкретных конституционных норм. Для этого существовали объективные причины: термин «форма государства» в основных законах не употреблялся, а впоследствии использовался очень редко и ограниченно при характеристике формы правления. Практически только во второй половине XX в. форма государства стала объектом конституционного регулирования. Из анализа конституционных текстов можно сделать неопровержимый вывод о том, что основные законы некоторых стран стали употреблять термин «форма государства» в значении, очень близком к приведенным выше доктринальным положениям.

Конституционная формула

Так, один из разделов Конституции Турции 1982 г. имеет название «Форма государства». Положения, которые относятся к разным элементам формы государства, содержатся в разд. 3 «Организация государственной власти» Конституции Македонии 1991 г., разд. 4 «Государственная власть» Конституции Словении 1991 г., разд. 3 «Публичные власти» Конституции Молдовы 1994 г. В конституциях многих государств содержатся «синтезированные» формулировки, которые относятся к форме государства в целом. Конституция Швейцарии устанавливает, что страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1). В ст. 1 Конституции Испании 1978 г. зафиксировано, что Испания — правовое демократическое социальное государство, а его политическая форма — парламентская монархия.

Политическая Конституция Колумбии 1991 г. содержит достаточно всеохватывающую формулировку: ст. 1 провозглашает, что это государство социальное, правовое, в форме унитарной республики, децентрализованное, с автономией ее территориальных единиц, демократическое, партиципаторное и плюралистическое. В некоторых конституциях отдельные положения о форме государства входят в разделы, которые устанавливают территориальную организацию государства и организацию органов государственной власти. Заметим, что как в вышеупомянутых, так и в других основных законах идет речь не об одном из трех «элементов» формы государства, а о двух-трех или о форме в целом. Это свидетельствует о том, что конституционное регулирование формы государства в наше время все чаще осуществляется на основе комплексного или поэлементного анализа, а ее конституционная характеристика, дополненная политической практикой, приближается к доктринальной.

Обычно форму государства рассматривают как соединение нескольких элементов — двух (форма правления и форма территориально-политического, или, как иногда говорят, государственного устройства), трех (плюс форма государственного, или государственно-правового, политического режима), четырех (плюс политическая динамика).

Форма государства, как и любая форма, определяется его содержанием, в которое входит сущность государства, определяющая наиболее принципиальные, главные черты формы. Например, сущность КНДР как государственного (социалистического) типа по сравнению с Республикой Кореей (Южная Корея) определяет отказ от разделения властей, провозглашение советов единственным полновластным органом, демократическим центром, государственные меры по ограничению «эксплуататоров» и т. д.

Содержание богаче сущности, оно определяет остальные черты формы государства (например, использование в соответствии с традициями монархической формы правления в Великобритании и конституционный запрет применять такую форму во Франции).

Главным в сущности и содержании, определяющим форму государства, является социальная сущность и социальное содержание. Вместе с тем жесткой зависимости формы государства только от социальной сущности и социального содержания не существует. Эти факторы могут определять, а могут и не определять те или иные стороны формы. Так, республиканская и монархическая формы правления существовали и при рабовладельческом строе, и при феодализме. Федеративное территориально-политическое устройство использовалось и при капитализме, и при социализме и т. д.

Форма государства — это комплексное явление государственности, определяемое прежде всего социальным содержанием государства (но не только им). Это организационно-функциональная структура государственности, характеризующая способ организации и осуществления государственной власти, а также методы прямой и обратной связи с населением.

Форма государства имеет свои разновидности, но в литературе отсутствует признанная классификация форм государства. Обычно такая классификация осуществляется по элементам формы (по форме правления различаются монархии и республики, по форме территории, политического устройства — унитарное и федеративное государство и т. д.). Правда, в марксистско-ленинской литературе предлагалась более обобщенная классификация: выделялись буржуазно-демократическая и фашистская форма, республика советов как форма социалистического государства, революционно-демократическая республика в странах социалистической ориентации в Азии и Африке.

Некоторые из определений такого рода имеют принципиальное значение, например различные формы государства в условиях демократического капитализма и тоталитарного социализма (а иного еще не было). Однако они не исчерпывают всего разнообразия даже в условиях современности, не говоря уже о прошедших веках. Кроме того, перечисленные выше классификации основывались главным образом на учете социального содержания, а качество самой формы как таковой почти не принималось во внимание. В таком подходе преобладал идеологический фактор.

В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы. Выделяются три главные формы государства: монократическая (единовластная), поликратическая (плюралистическая) и сегментарная (смешанная).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой