Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование государственной и муниципальной службы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости совершенствования правового регулирования данного института, устранении противоречий и пробелов в законодательстве о государственной службе, установлении соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использовании новых современных технологий государственного… Читать ещё >

Правовое регулирование государственной и муниципальной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие, сущность, систему и законодательное регулирование государственной и муниципальной службы;
  • • особенности правового регулирования видов государственной службы и муниципальной службы;
  • • юридическую конструкцию правового статуса государственного и муниципального служащего;
  • • правовой статус государственного и муниципального имущества;

уметь

  • • применять полученные теоретические знания в ситуациях, связанных с государственной и муниципальной службой;
  • • давать самостоятельную оценку принятым управленческим решениям государственными и муниципальными служащими;

владеть

  • • навыками системного анализа норм, регулирующих государственную и муниципальную службу;
  • • навыками поиска необходимой информации по прохождению государственной и муниципальной службы.

Понятие, сущность, система и законодательное регулирование государственной службы

Институт государственной службы создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства.

Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности (производства).

Государственная служба — сложный социально-правовой институт, который представляет собой систему норм, регламентирующих государственно-служебные отношения. Они связаны:

  • — с поступлением граждан на государственную службу;
  • — ее прохождением и прекращением;
  • — определением правового статуса государственного служащего.

Назовем характеристики, делающие публичную службу государственной:

  • 1) ее содержание, принципы и функции являются производными и определяются целями и задачами государства;
  • 2) обеспечивает решение политических, социальных и экономических задач;
  • 3) государственный служащий выступает от имени и по поручению государства в решении вопросов, относящихся к его компетенции, и обладает государственно-властными полномочиями;
  • 4) государственная власть реализуется через деятельность органов государственной власти на должностях государственной службы.

Таким образом, государственная служба — это практическое и профессиональное участие граждан в реализации функций государства посредством замещения государственных должностей в государственных органах.

Государственная служба является комплексным правовым институтом, регулируемым конституционным, административным, трудовым, финансовым и другими отраслями права. Можно выделить характерные признаки государственной службы:

  • — является государственной деятельностью;
  • — является профессиональной деятельностью, отвечающей специальным квалификационным требованиям, предъявляемым к служащим;
  • — это служебная деятельность по реализации функций соответствующих государственных органов;
  • — предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

Государственная служба — это связующее звено между гражданами и государством. Она является одним из видов социальной деятельности людей. Предметом труда государственного служащего является информация, с помощью которой он воздействует на сознание и волю людей.

Исторический экскурс

В конце 1990;х гг. был принят пакет нормативных правовых актов, касающихся отдельных категорий государственных служащих: Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Указы Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации», «О денежном содержании федеральных государственных служащих» и др.

Однако к 2001 г. все еще не была создана эффективная государственная служба, качественно управляющая государством. Поэтому для устранения имеющихся недостатков в ее правовом регулировании была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г.

Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости совершенствования правового регулирования данного института, устранении противоречий и пробелов в законодательстве о государственной службе, установлении соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использовании новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, изменении половозрастной структуры занятого населения страны, повышении авторитета государственной службы и др.

Для реализации поставленных Президентом РФ задач 27 мая 2003 г. был принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Он установил новую систему государственной службы, которая включает три ее вида — гражданскую, военную и правоохранительную. С 1 января 2016 г. термин «правоохранительная служба» был заменен на государственную службу иных видов.

27 июля 2004 г. был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако до сих пор не принят новый закон о военной службе.

В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службе Российской Федерации» определено, что государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий:

  • — Российской Федерации и федеральных государственных органов;
  • — субъектов РФ и государственных органов субъектов РФ;
  • — лиц, замещающих должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ (лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ).

По смыслу этого определения государственная служба РФ характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. В целях обеспечения профессионализма и компетентности государственных служащих определены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Профессиональная пригодность и степень профессионализма, специализации того или иного кандидата на замещение вакантной государственной должности могут быть проверены путем проведения конкурса и испытания при замещении государственной должности государственной службы. Срок испытания — от трех месяцев до одного года.

Служебная составляющая государственной службы заключается в особом правовом статусе государственных служащих и их правоотношениях с нанимателем. Ключевым моментом здесь являются ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, которые в трудовых отношениях, как правило, не встречаются. Так, Закон запрещает государственному служащему в связи с прохождением службы участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход, и т. д.

Установлено, что деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ, не регулируется Федеральным законом «О системе государственной службе Российской Федерации». Перечень этих должностей был утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации». К ним относятся: Президент РФ; Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры, чрезвычайные и полномочные послы РФ, руководители палат Федерального Собрания, судьи, Генеральный прокурор РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, Уполномоченный по правам человека, руководители органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, руководители и аудиторы Счетной палаты, председатель Центрального банка РФ, члены Центральной избирательной комиссии РФ и другие лица. Лица, замещающие эти должности, непосредственно осуществляют функции государства и отвечают за положение дел в стране. Обеспечивают исполнение ими своих полномочий подчиненные им аппараты, состоящие в основном из государственных служащих.

Важно запомнить!

На федеральном уровне государственная служба осуществляется в Администрации Президента РФ, аппаратах Правительства РФ, Совете Безопасности РФ, Счетной палате РФ, Конституционном Суде РФ, Высшем арбитражном суде РФ, Верховном суде РФ, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и т. д.

В субъектах РФ — в администрации высшего должностного лица субъекта РФ, аппаратах органов законодательной (представительной) власти субъекта РФ, органов исполнительной власти субъекта РФ и др.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устранил неясность в отношении военнослужащих, проходящих службу не в органах государственной власти, а в воинских частях, соединениях, а также в отношении сотрудников правоохранительных органов, проходящих службу не в органах государственной власти, а в учреждениях правоохранительной системы и имеющих специальные звания и классные чины. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. они не относились к государственным служащим, а новый Закон отнес их к государственным служащим.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой