Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Первоначальный этап расследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В подобных условиях возможно предъявление не только протокола задержания с поличным, но и материалов видео-, звукозаписи. При этом целесообразно обращать внимание на данные, подтверждающие наличие сговора участников переговоров. Допрашиваемому могут быть предъявлены документы, свидетельствующие о необоснованном затягивании решения вопроса в пользу заявителя, о контактах с ним перед задержанием… Читать ещё >

Первоначальный этап расследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На первоначальном этапе расследования коррупционных преступлений нередко возникают сложные проблемно-конфликтные ситуации. В частности, они формируются, когда при задержании подозреваемые успевают избавиться от полученного предмета подкупа, взятки и заявляют, что его подбросили. В таких ситуациях допрашиваются лица, передававшие незаконное вознаграждение, а также все участники операции по задержанию с поличным. У них выясняются обстоятельства подготовки и детали проведения задержания: готовился ли к передаче предмет, обнаруженный на месте задержания, как он был упакован, какие специальные метки на него наносились, обнаружен ли на месте задержания именно этот, похожий на него или совсем другой объект, видел ли опрашиваемый, как задержанному передавался предмет, и что он при этом говорил, где был обнаружен предмет и как он там оказался, осуществлялась ли в момент задержания видеозапись и воспроизводилась ли она после задержания, какие следы были обнаружены па теле и одежде задержанного.

Одежда задержанного, изъятое у него подногтевое содержимое, смывы с тела (как правило, с рук) направляются на экспертизу для идентификации вещества, нанесенного на передававшийся предмет. Для идентификации подозреваемого по оставленным па указанном предмете следам рук назначается дактилоскопическая экспертиза. На разрешение экспертов может быть поставлен вопрос о том, в результате какого захвата образовались обнаруженные следы.

В случае возбуждения уголовного дела по заявлениям граждан о фактах коррупции, имевших место в прошлом, расследование начинается с допроса заявителя. У него выясняются те же вопросы, что и при опросе па стадии возбуждения уголовного дела.

Большое значение имеет своевременное проведение выемок и обысков в учреждении, в котором работает подозреваемый. Их целью прежде всего является изъятие документов, отражающих действия нарушителя. При обнаружении искомых объектов необходимо обращать внимание на условия их хранения: были подшиты, сброшюрованы с другими аналогичными документами, располагались ли в соответствии с порядковым регистрационным номером или же находились отдельно. При обнаружении отклонений от порядка хранения рекомендуется провести следственный осмотр всей папки и зафиксировать в протоколе выявленные обстоятельства.

После изъятия документов проводится их осмотр для выявления возможных следов материального или интеллектуального подлога либо нарушения сроков и порядка рассмотрения, а также принятия по ним решения.

Далее выявляются свидетели, которые могут подтвердить факт контактов заявителя и чиновника. Это знакомые, сослуживцы заявителя, знающие с его слов о встречах с указанным субъектом, работники отделов пропусков, вахтеры, гардеробщики учреждения, в котором происходили встречи, секретари-референты и другие лица. Если встречи происходили не в служебных помещениях, а в общественных местах, то в качестве свидетелей могут быть допрошены другие посетители, обслуживающий персонал и т. п.

В конфликтных ситуациях некоторые свидетели из числа сослуживцев показаний, ссылаясь на забывчивость, невозможность запомнить большое количество посетителей. До начала допроса рекомендуется прогнозировать подобные ситуации, изучать отношения допрашиваемого с интересующим следствие должностным лицом, выявлять свойства личности свидетеля и допрашиваемого, которые обуславливают дачу необъективных показаний. В некоторых ситуациях допрос указанных лиц следует проводить так, чтобы об этом не стало известно по месту их работы. Для этого они могут быть приглашены в служебный кабинет следователя в нерабочее время, допрошены по месту жительства или в другом помещении.

Чтобы преодолеть противодействие, целесообразно предъявлять документы, подтверждающие скрываемые факты. Наиболее сильное воздействие оказывает предъявление документов, составленных самим допрашиваемым. Например, секретарю должностного лица может быть предъявлен пропуск, в котором допрашиваемым проставлено время посещения заявителем предполагаемого субъекта коррупционного преступления.

Свидетели, категорически отрицающие фаю своего знакомства с заявителем, могут быть предъявлены ему для опознания. В дальнейшем возможно проведение между ними очной ставки.

При допросе добросовестно заблуждающихся свидетелей целесообразно использование приемов оживления ассоциативных связей, предъявление названных выше документов и др.

К другой группе относятся свидетели выполнения должностного или служебного действия в пользу заявителя. Среди них в первую очередь выделяются непосредственные исполнители этого действия, лица, участвующие в согласовании документов заявителя, визировавшие их, обсуждавшие и принимавшие по ним решения, консультировавшие заявителя. Они также могут давать необъективные показания под влиянием должностных лиц, своего непосредственного руководства или из чувства солидарности. На стадии подготовки к допросу таких лиц рекомендуется изучить документы, в составлении, обсуждении, согласовании которых принимал участие допрашиваемый. При этом проверяются обоснованность принятого по ним решения, соблюдение установленных порядка и процедуры рассмотрения вопроса. Известно, что в ряде случаев сроки принятия решения по представленным документам нарушаются в связи с тем, что просителя склоняют к даче взятки, ссылаясь на отсутствие у него необходимых оснований, документов, подтверждений и т. д. После получения незаконного вознаграждения время рассмотрения представленных документов резко сокращается.

Выявление названных фактов требует изучения не только официальных документов, отражающих выполнение должностных и служебных действий, но и документов, регламентирующих основания и процедуру их совершения.

Содержание этих документов изучается по текстам, публикуемым в официальных изданиях, из которых делаются выписки, заверяемые подписью следователя и подразделения, в котором он работает.

Некоторые акты не публикуются в официальных изданиях и подлежат копированию по месту их принятия. В ряде случаев следователь вправе истребовать из органа, принявшего нормативный акт, разъяснения, но поводу возникших у него вопросов, коллизий в толковании и применении.

Локальные акты, изданные в организациях, где происходило исследуемое событие, изучаются непосредственно по месту их формирования. При этом рекомендуется проводить осмотр документа с фиксацией не только содержания, но и условий его хранения. В практике встречаются случаи, когда интересующий следствие текст заменялся уже после выявления фактов коррупции. В связи с этим рекомендуется обращать внимание на то, совпадает ли временная последовательность и нумерация сброшюрованных вместе документов, не отличаются ли они по цвету и формату, не выделяются ли из общей массы листы, на которых исполнен искомый документ, совпадают ли его реквизиты с такими же признаками аналогичных текстов, подшитых вместе с ним.

При производстве выемки локальных актов рекомендуется изымать экземпляр, с которым ознакомлен подозреваемый. В некоторых случаях для сравнения могут изыматься также первый или контрольный экземпляр.

Все изъятые документы подлежат осмотру. При обнаружении искомых признаков проводятся технико-криминалистические, почерковедческие экспертизы с целью выявления фактов подделки, установления множительных приборов, с помощью которых они изготавливались, идентификации исполнителей имеющихся в документе подписей, применявшихся при этом пишущих приборов и красителей.

В ситуациях, когда до возбуждения уголовного дела проводилась документальная проверка, расследование начинается с осмотра указанных в акте документов. Если они отсутствуют, производится их выемка.

Акт проверки внимательно изучается в целях определения полноты проведенной проверки, установления безупречности использованных методик, логики и аргументации промежуточных и окончательных суждений. При наличии сомнений в обоснованности выводов проверяющих могут быть назначены повторные документальные проверки или судебно-бухгалтерские, финансово-экономические экспертизы. Следует подчеркнуть, что перечисленные экспертизы и проверки относятся к числу неотложных следственных действий. Сразу же после возбуждения уголовного дела требуется решить вопрос о необходимости их назначения, собрать и изучить всю нужную для этого документацию.

При установлении факта выполнения определенного действия конкретным субъектом необходимо выяснить, совершено ли оно с использованием должностного либо служебного положения. Для этого также изучаются документы, в которых устанавливается статус указанных лиц. Это могут быть нормативные акты федеральных органов, учреждений субъектов федерации и местной власти, регулирующие отдельные виды деятельности, определяющие некоторые виды должностных (служебных) полномочий, а также типовые положения о ряде должностей. Они изымаются и приобщаются к материалам уголовного дела.

Выемке подлежат и подлинники приказов о назначении на должность, контракты, распорядительные, учетные, отчетные и иные документы, содержащие сведения о правах и обязанностях подозреваемых. При осмотре рекомендуется обращать внимание на наличие или отсутствие отметки об ознакомлении указанных субъектов с изымаемыми документами, наличие их росписи и даты ознакомления, получения копии и т. д. О том, что субъект реально исполнял определенные должностные или служебные полномочия, могут свидетельствовать приказы о его поощрении, наказании за качество исполняемых обязанностей, а также документы об оплате труда (начисление надбавок, премирование, оплата за совмещение должностей и т. п.).

Определенной спецификой отличается и допрос подозреваемых в совершении коррупционных преступлений. Выбор и реализация приемов этого следственного действия в значительной степени определяется объемом и качеством информации, послужившей фактическим основанием для процессуального подозрения, а также сведений о свойствах личности допрашиваемого.

Подозреваемых, задержанных с поличным, рекомендуется допрашивать сразу после возбуждения уголовного дела. Несмотря на дефицит времени, необходимо изучение личности подозреваемого. Характеризующие его сведения могут быть получены в процессе подготовки и проведения задержания с поличным, непосредственно в процессе допроса. В конфликтных ситуациях некоторые из задержанных заявляют, что никакого преступления они не совершали, а имела место провокация со стороны правоохранительных органов и содействующих им лиц.

В подобных условиях возможно предъявление не только протокола задержания с поличным, но и материалов видео-, звукозаписи. При этом целесообразно обращать внимание на данные, подтверждающие наличие сговора участников переговоров. Допрашиваемому могут быть предъявлены документы, свидетельствующие о необоснованном затягивании решения вопроса в пользу заявителя, о контактах с ним перед задержанием с поличным. Одновременно возможно применение тактических приемов выявления противоречий в показаниях подозреваемого и указание на них допрашиваемому. Внимание подозреваемого обращают на имеющиеся в протоколе задержания сведения об обнаружении на теле и одежде допрашиваемого следов красящего вещества, которым был помечен предмет взятки, а на упаковке передаваемого объекта — отпечатков его рук.

В ситуациях, когда фактические основания для подозрения появляются спустя продолжительное время после совершения преступления, со стороны подозреваемых также возможно противодействие. Иногда оно начинается в ходе опросов на стадии возбуждения уголовного дела. В этих ситуациях молено предположить, что противодействие будет продолжено в ходе допроса. Некоторые подозреваемые отрицают контакты с заявителем, рассчитывая, что следствию не удастся доказать обратное. В таких ситуациях целесообразно предъявление документов, содержащих просьбы заявителя, на которые наложена резолюция подозреваемого, специально составленных и подписанных им.

Случается, подозреваемый объясняет подписание им документов с решением в пользу определенных лиц тем, что его ввели заблуждение подчиненные, разъяснениям которых допрашиваемый поверил на слово. В этих ситуациях возможно предъявление документов, отражающих посещение заявителем учреждения, в котором работал подозреваемый: корешков и копий пропусков, записей в журналах их выдачи и сдачи, книгах учета и регистрации лиц, принимавшихся допрашиваемым, и т. п. Подозреваемому могут быть предъявлены данные о переговорах с заявителем по сотовой и электронной связи. Кроме того, предъявляются показания свидетелей контактов, а также протокол осмотра места указанной встречи, подтверждающий знание заявителем обстановки, в которой происходил контакт.

Подозреваемые, которые давали письменные указания, обычно отрицают незаконный характер выполняемых действий и какую-либо личную заинтересованность в их совершении. Таким допрашиваемым могут быть предъявлены документы, устанавливающие правила, вопреки которым выполнялись должностные или служебные действия. Кроме того, подозреваемым, занимающим подобную позицию, предъявляются документы, свидетельствующие об отступлениях от процедуры выполнения исследуемых операций, но сравнению с аналогичными действиями по рассмотрению ходатайств других лиц.

Факт получения незаконного вознаграждения обычно устанавливается показаниями субъекта, его передававшего, свидетелей, знающих об этом со слов других лиц, путем осмотра и исследования документов, в которых фиксируются передача в собственность допрашиваемого определенного имущества, осуществление незаконных выплат (премий, надбавок и т. д.), а также данные об образовании недостачи ценностей, находившихся на подотчете подозреваемого, либо о незаконной передаче его в собственность других лиц. Рекомендуется также предъявление документов о материальных затратах, превышающих легальные доходы подозреваемого.

В ходе обысков у подозреваемых могут быть обнаружены незаконно полученные от заявителей деньги, предметы либо упаковка от них, записи допрашиваемого о получении средств от заявителей и о передаче части прибыли соучастникам.

При выявлении группы подозреваемых сначала желательно допрашивать лиц, склонных к даче правдивых показаний, недовольных своим положением в преступном формировании, испытывающих отрицательные эмоции в связи с участием в коррупционной деятельности. Сведения о таких лицах могут быть получены при производстве не только следственных, но и оперативно-разыскных действий.

В процессе допроса рекомендуется использовать сведения о существующих между подозреваемыми конфликтных отношениях, неравномерном распределении доходов от преступной деятельности, а также приемы проявления большей осведомленности следователя. Не исключается использование тактических приемов обращения к определенным качествам допрашиваемого, приведение противодействующим субъектам отрицательных примеров оказания противодействия и положительных в случае сто прекращения и т. п. Следует отметить, что для преодоления противодействия подозреваемых нередко требуется неоднократное проведение допросов этих лиц в сочетании с другими следственными и оперативно-разыскными действиями в рамках тактических операций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой