Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое государство и его признаки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

O правовое обеспечение прав человека и гражданина. Это предполагает, что в государстве существует система юридических гарантий прав человека и гражданина. Таким образом, естественные права получают закрепление в позитивном праве. «Позитивным» правом называются нормы, содержащиеся в нормативных актах государства; термин «позитивное право» служит неким противопоставлением термину «естественное… Читать ещё >

Правовое государство и его признаки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовое государство — это доктринальное, идеологическое понятие; концепция, которая задает государствам модель оптимального устройства. На определенном этапе некоторые современные развитые государства стали наращивать отдельные признаки правового государства; зарождение части таких признаков можно отнести к периоду буржуазных революций или даже раньше. Идеально правовых государств не существует. Есть государства, которые принято считать правовыми или которые сами считают себя правовыми. В основном это развитые государства западного типа (например, Швеция), хотя и там есть проблемы с правами человека и есть вопросы, касающиеся содержания государственно-правового режима. Слово «правовое» применительно к государству не означает, что государство — эталон, образец, пример в обеспечении прав человека. Слово «правовое» добавляется как достаточно условное определение; на самом деле речь идет об «условно правовых» государствах.

Правовой характер государства в той или иной степени зафиксирован в конституциях ФРГ, США, Франции, Австрии, Греции. Россия также обозначена в Конституции РФ как правовое государство (ст. 1); в действительности в нашей стране, как и в других странах, много остаточных явлений прошлого; у всех таких государств еще есть заделы для совершенствования своей правовой природы. Политики, эксперты-практики и государствоведы-ученые разных стран спорят по поводу правового характера ведущих развитых стран.

В самом деле, может ли считаться правовым государство, если в нем функционирует более 30 различных спецслужб с огромным аппаратом и исключительными полномочиями, а выборы президента — не прямые, а двухступенчатые (США)? Может ли считаться правовым государство, если оно принимает полицейские меры по этническому принципу (изгнание цыган) и инициирует бомбардировки другого государства, в результате которых гибнет гражданское население (Франция — Ливия, 2011)?

Корни учения о правовом государстве уходят в идеи древних философов (Аристотель и др.), которые говорили о незыблемости и верховенстве закона, необходимости соответствия закона праву. Мысль Цицерона о том, что государство — это достояние народа, фактически означала «юридизацию государства». Немецкий философ Эммануил Кант (1724−1804) определял государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». В первой половине XIX в. в работах немецких ученых появился сам термин «правовое государство» .

Видно, что одна из главных идей в концепции правового государства состояла и состоит в том, что государство должно быть ограничено правом, само должно подчиняться праву, не может «перешагивать» через право, обязано закрепить основные права граждан законами и гарантировать эти права.

Элементы/признаки правового государства возникали там, где общество имело стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции. Еще во времена раннего феодализма в Европе собирались, пусть и нерегулярно, съезды феодалов; позднее они трансформировались в парламенты. Судебные системы Англии и Франции появились и оформились, потому что существовало право вассала на публичный суд, который должен был твориться не господином, а каким-то третьим лицом. Практическое воплощение некоторых элементов правового государства началось, по всей видимости, в Англии более 700 лет назад: в 1328 г. был принят так называемый Нортхэмптонский статут (закон), в соответствии с которым никакое королевское распоряжение не должно было и не могло влиять на ход правосудия. Фактически в древней Англии сложилось определенное разделение властей на королевскую законодательно-исполнительную и королевскую судебную ветви власти, а между этими ветвями власти встал Нортхэмптонский статут как прообраз механизма сдержек и противовесов.

Следовательно, механизм разделения властей, система сдержек и противовесов, уравновешивающая ветви власти, — все это необходимые элементы правового государства. Правда, не следует забывать, что в Европе эти элементы появлялись в государствах классовых, в которых один класс (меньшинство) угнетал другой класс — большинство народа.

Разделение властей — необходимое условие правового государства, одно из средств общественной безопасности. Государство само по себе объективно может быть опасным для общества, и общество должно иметь возможность контролировать власть. Смысл концепции разделения властей состоит в том, что власть должна быть разделена на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти имеет свои задачи и функции, является самостоятельной и автономной, находится в определенном балансе с другими ветвями власти.

Ни одна ветвь власти не должна иметь возможность «встать над другими» ветвями власти, подмять их под себя. А для этого во взаимоотношения между ветвями власти необходимо «вмонтировать» механизм системы сдержек и противовесов, т. е. распределить полномочия таким образом, чтобы ни одна ветвь не получила слишком сильные полномочия; чтобы каждая ветвь власти на применение против нее какого-то инструмента воздействия могла применить «контринструмент». Эта система заставит ветви власти контролировать, уравновешивать друг друга и ослабит опасность власти для общества, опасность узурпации власти одним лицом, партией, классом.

Идеи разделения властей развивал Шарль Луи Монтескье (1689−1755). Он, в частности, указывал, что нет свободы, если исполнительная и законодательная власти соединены; судебная власть должна быть отделена, иначе воцарится произвол и угнетение.

Итак, попробуем синтезировать основные элементы/ признаки правового государства. К ним, в частности, относятся:

  • o приоритет, верховенство права, полнота права. Это предполагает, что праву подчиняется не только общество, но и государство (ограничение власти правом); в правовой системе государства наличествуют все необходимые законы: конституция, законы, гарантирующие права человека и гражданина;
  • o наличие общественного договора между властью и обществом. Это предполагает, что государство и общество несут взаимные права и обязанности, «говорят на одном языке», понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом на основании конституции. Конституция выступает как своего рода общественный договор между властью и обществом, по которому за обеими сторонами закреплены определенные права, обязанности, взаимная ответственность. В правовом государстве признается суверенитет народа; народ передает часть своего суверенитета государству. Наиболее важные вопросы в правовом государстве решаются путем референдумов. На протяжении большей части своей истории государства выступали по отношению к обществу в роли «хозяина», «надсмотрщика», «господина», «начальника». В правовом государстве роль государства кардинально меняется: оно становится «партнером», может быть даже «слугой» общества или своеобразным «менеджером» (управленцем), которого общество нанимает для ведения общих дел;
  • o разделение властей. Это предполагает, что власть разделена на три истин законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение называется горизонтальным разделением властей. В правовом государстве власть не должна быть сосредоточена в одних руках, существуют демократические процедуры передачи власти, контроля за властью. В государстве обеспечивается система сдержек и противовесов между ветвями власти. Наряду с «горизонтальным» разделением властей в федеративных государствах должен проводиться также принцип «вертикального» разделения на два уровня власти — между федерацией и ее субъектами;
  • o правовое обеспечение прав человека и гражданина. Это предполагает, что в государстве существует система юридических гарантий прав человека и гражданина. Таким образом, естественные права получают закрепление в позитивном праве. «Позитивным» правом называются нормы, содержащиеся в нормативных актах государства; термин «позитивное право» служит неким противопоставлением термину «естественное право». В правовой системе сочетаются два типа правового регулирования: действия гражданина регулируются по принципу «разрешено все, что не запрещено законом», действия государства — по принципу «запрещено все, что не разрешено» (т.е. государство, его органы и должностные липа вправе принимать решения и действовать только в пределах своей компетенции). Государство и право ориентированы на человека: человек, его благосостояние и благополучие являются высшей целью государства;
  • o наличие гражданского общества. Это предполагает, что между государством и личностью стоит гражданское общество, связывающее воедино интересы правового государства и отдельного человека.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой