Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и история зарубежной литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всегда была «культуроцентричной», на что указывает сам термин (лат. literatura — написанное, от litera — буква): совокупность записанных и имеющих общественную значимость текстов, в более узком смысле — только художественная литература, вид искусства слова. Поэтому в рамках культуры велико значение художественной деятельности как древней и фундаментальной ее составляющей. Формальный метод… Читать ещё >

Теория и история зарубежной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические основы истории литературы

Литература

всегда была «культуроцентричной», на что указывает сам термин (лат. literatura — написанное, от litera — буква): совокупность записанных и имеющих общественную значимость текстов, в более узком смысле — только художественная литература, вид искусства слова. Поэтому в рамках культуры велико значение художественной деятельности как древней и фундаментальной ее составляющей.

Литература

обладает самыми существенными признаками искусства, сложившимися при его рождении и сохранившимися во всех его видах.

В отличие от других видов искусства литература выполняет особую функцию посредника (медиатора) благодаря словесной форме, т. е. она может соединять художественную и системно-логическую формы освоения мира человеком. Данное свойство она может придать некоторым синтетическим видам и жанрам искусства — театру, опере, песне и т. д.

История литературы как наука — один из разделов гуманитарного знания о литературе, включающего философию литературы (т.е. определение целей, задач, ориентиров, онтологию, гносеологию, аксиологию литературы), эстетику литературы (понимание прекрасного), этику литературы (понимание нравственного идеала), социологию, поэтику, психологию, педагогику, экономику литературы и ряд других областей, причем все они пересекаются и не существуют отдельно одна от другой.

История литературы предстает на сегодняшний день относительно новой наукой, насчитывающий не более двух веков. Однако на протяжении тысячелетий человечество тем или иным образом фиксировало сведения о ее развитии. В устной форме бытовали, а потом записывались легенды о древних правителях, мудрецах, певцах, сказителях — Тутанхамоне, Орфее, Гомере, Конфуции и Заратустре. Во многом на легендах построены и биографии провансальских трубадуров (XIII в.) и первая биография Шекспира (Н. Роу, 1709). Реальное, документальное органично смешивалось с фантастическим, история представала в персоналиях авторов, главное не отделялось от второстепенного.

Параллельно развивался и другой источник науки о литературе — поэтика как нормативная теория (Аристотель, Гораций, Н. Буало и др.). В частности, со времен Аристотеля господствовало убеждение в неизменности извечных законов литературного творчества, особое внимание уделялось жанровой классификации и стилевой кодификации.

Третий важный источник истории литературы — литературная критика, достигшая больших высот уже к XVIII в.

Вершиной реализации возможностей истории литературы как науки в конце XX в. можно считать «Историю всемирной литературы», подготовленную коллективом известных российских ученых (М.: Наука, 1983;1994).

К основным литературоведческим методам изучения литературного процесса следует отнести:

  • — библиографический метод, созданный Ш.-О. Сент-Бевом, который трактовал литературное произведение в свете биографии его автора;
  • — культурно-исторический метод, разработанный И. Тоном в 1860-х гг., заключался в анализе массива произведений на основе выявления детерминации литературы — жесткого действия трех законов («расы», «среды» и «момента»), формирующих культуру;
  • — сравнительно-исторический метод (в настоящее время компаративистика, основанная на этом методе, переживает новый взлет) утвердился к концу XIX в.;
  • — социологический метод, оформившийся в первые десятилетия XX в., оказал огромное влияние на науку о литературе, когда литературные явления рассматривались как производные от социальных процессов. Вульгаризация данного метода («вульгарный социологизм») стала знаменитым тормозом в развитии литературоведения;
  • — формальный метод, предложенный отечественными литературоведами (Ю.Н. Тынянов, В. Б. Шкловский и др.). выделял в качестве главной проблемы изучение формы произведения. На указанной базе сложились англо-американская " новая критика" 1930;1940;е гг., а позднее — структурализм, в котором широко использованы количественные показатели исследований;
  • — системно-структурный метод, родственный структурализму, сформировался в трудах тартуской школы (Ю.М. Лотман и другие); крупнейшие структуралисты (Р. Барт, Ю. Кристева и другие) в своих поздних работах перешли на позиции постструктурализма (деконструктивизма), провозгласив принципы деконструкции и интертекстуальности;
  • — типологический метод заявил о себе во второй половине XX в.: в отличие от компаративистики, исследующей контактные литературные взаимодействия, представители данного метода рассматривали сходство и различие в литературных явлениях не на основе прямых контактов, а путем выяснения степени сходства условий культурной жизни;
  • — историко-функциональный и историко-генетический методы заявили о себе в это же время: первый ставил в центр изучение особенностей функционирования литературных произведений в жизни общества, а второй — обнаружение источников литературных явлений;
  • — историко-теоретический метод, сложившийся в 1980;е гг., имеет два аспекта: с одной стороны, историко-литературное исследование приобретает ярко выраженное теоретическое звучание; с другой — в науке утверждается представление о необходимости внесения исторического момента в теорию. Метод позволил выявить значительный объем данных, чтобы представить развитие культуры как смену стабильных и переходных периодов.

К основным категориям [терминам) истории литературы следует отнести следующие:

  • — " литературный процесс" как термин появился в конце 1920;х гг. для характеристики исторического существования, функционирования и эволюции литературы как целостности, воспринимаемой в контексте культуры. Каждый период литературы порождает свой тип писателя и его мировосприятия, а также утверждает свой специфический образ человека;
  • — жанр (система жанров), передающий меру и характер условности в искусстве, есть исторически понятный тип формосодержательного единства в литературе;
  • — художественный метод — это система принципов отбора, оценки и восприятия действительности; в его основе лежат концепция мира, человека и искусства и нравственно-эстетический идеал;
  • — направление — наиболее общее типологическое объединение писателей определенной эпохи на основе сходства художественного метода;
  • — течения — более тонкая дифференциация писателей на группировки в рамках одного направления, не сформировавшиеся в направления литературные явления;
  • — стиль — характеристика формы произведения (композиция, язык, способы создания характеров и т. д.) и аспект единичного, особенного.

История литературы предстает одним из способов изучения культурной традиции. Современная теория интертекстуальности, рассматривающая любой тест как составленный из ранее существовавших текстов, привлекла повышенное внимание к проблеме традиционности литературного творчества. История литературы, таким образом, может быть описана с помощью персональных моделей. Среди наиболее плодотворных могут быть названы: модель Гомера (пример подражания — «Энеида» Вергилия), модель Анакреонта (анакреонтика в мировой поэзии XVII—XIX вв.), модель античных драматургов-трагиков (трагедии французского классицизма), модель «Божественной комедии» Данте («Мертвые души» Н. Гоголя), модель Петрарки (петраркизм), модель Шекспира (европейский романтизм, «Борис Годунов» А. Пушкина), множество персональных моделей XX в. (Джойса, Пруста, Кафки, Камю, Хемингуэя, Брехта и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой