Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие практики призрения детей в России в XIX веке на основе анализа данных социальной статистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение литературы показало, что генезис становления практики призрения на основе статистических данных еще не стал предметом самостоятельного исследования. Между тем, как подчеркивают современные авторы, слабая разработанность проблемы методов исследования тормозит развитие социальной педагогики (Г.В. Бочкарева, М.А. Галагузова), и историческая рефлексия в этом плане может послужить основанием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Процесс призрения детей в XIX веке как предмет теоретического анализа
    • 1. 1. Понятийный аппарат проблемы взаимосвязи двух областей научного знания: статистики и практики призрения
    • 1. 2. Современные подходы к изучению историко-культурных процессов
    • 1. 3. Программа исследования взаимосвязи статистики и практики призрения на разных этапах исторического развития
  • Глава II. Выявление взаимосвязи статистики и практики призрения на разных этапах исторического развития России
    • 2. 1. Параллельное развитие практики призрения. и статистики в первой половине XVIII века
    • 2. 2. Сближение процессов практики призрения и статистики во второй половине XVIII века
    • 2. 3. Взаимодействие практики призрения и статистики как научных направлений в первой половине XIX века
  • Глава III. Взаимовлияние процессов практики призрения и статистики во второй половине XIX века
    • 3. 1. Анализ исторического контекста эпохи, в который вписаны исследуемые процессы
    • 3. 2. Анализ антропологических идей, влияющих на содержание процессов развития статистики и практики призрения
    • 3. 3. Анализ состояния практики призрения в России во второй половине XIX века на основе связи со статистикой
    • 3. 4. Анализ состояния статистики в России во второй половине XIX века
    • 3. 5. Взаимодействие практики призрения и статистики в России. во второй половине XIX века

Развитие практики призрения детей в России в XIX веке на основе анализа данных социальной статистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования процесса становления теории и практики призрения детей в России на основе использования данных статистики определяется современной научной ситуацией в области человекознания, которая характеризуется рядом тенденций, нацеленных на анализ современного исторического этапа развития России как особого и уникального. Специфика современного научного знания состоит, с одной стороны, в том, что оно стремится охватить исследованием глобальные процессы общественного развития, в которые включена страна, с другой стороны, внимание исследователей сдвигается в сторону анализа индивидуальных явлений человеческой жизнедеятельности, как того требуют принципы гуманизма и демократизации. В этой связи вопрос о методологии научного исследования вообще, об использовании статистических данных к анализу социально-педагогических процессов, в частности, выступает как актуальный и значимый. Социальная педагогика как наука о гармонизации отношений человека и социума, активно развивающаяся с 90-х годов XX века, подвела некоторые итоги своего становления и должна перейти из статуса эмпирического описания к статусу теоретического осмысления.

Сегодня социальная педагогика переживает этап активного развития как особая область научного знания. Поэтому важно выявить истоки данного процесса. Именно обращение к истории вопроса позволяет проследить, как развивался исследовательский компонент призрения, какими методами пользовались авторы прежних эпох при осмыслении данного феномена, какое место в исследовательском процессе занимала статистика, раскрывающая масштаб социальных проблем человека на разных этапах общественного развития.

Предварительный анализ литературы по проблеме показал, что исторический процесс становления теории и практики социальной педагогики рассмотрен с разных сторон. В литературе охарактеризовано содержание призрения на разных исторических этапах его становления и развития (JI.B. Бадя, М. В. Фирсов и др.) — выявлена роль церкви, государства, общества в управлении этим процессом (П.И. Георгиевский, В. И. Герье, Н.В. Исаков) — охарактеризована деятельность различных союзов, общественных организаций и учреждений, реализующих разные направления призрения (И.П. Пятковский, А. Д. Стог, И. И. Бецкой, В. Н. Драшусов, Е.Д. Максимов). В историко-культурных источниках исследован комплекс социальных проблем нищенствующего и бедствующего человека и способы организации социальной и педагогической помощи (A.A. Левенстим, И. Г. Прыжов, C.B. Бахрушин, М. Н. Гернет, Е. Д. Максимов, Г. И. Лысенкова, С. О. Сперанский, И.П. Чистяков). Для нашей диссертации, ориентированной на анализ количественных подходов к исследованию призрения, приобрели особую значимость исторические работы, в которых социальная педагогика рассматривается как становящаяся область научного знания (М.В. Фирсов, Н. А. Никитина и др.).

Изучение литературы показало, что генезис становления практики призрения на основе статистических данных еще не стал предметом самостоятельного исследования. Между тем, как подчеркивают современные авторы, слабая разработанность проблемы методов исследования тормозит развитие социальной педагогики (Г.В. Бочкарева, М.А. Галагузова), и историческая рефлексия в этом плане может послужить основанием для анализа современности. В поисках основания для анализа проблемы мы обратились к процессам становления статистики как особой области научного знания, предположив, что она могла, развиваясь от одного исторического этапа к другому, сыграть определенную роль в генезисе подходов к анализу социально-педагогических проблем нуждающихся людей. На эту мысль натолкнул предварительный анализ деятельности Санкт-Петербургского императорского воспитательного дома, возникшего в последней трети XVIII века, в архивных материалах которого мы нашли статистические данные о смертности «несчастнорожденных» младенцев, рассуждения членов опекунского совета по поводу этих тревожных цифр и предложения путей сохранения жизни воспитанников. Предварительный анализ деятельности благотворителей разных исторических эпох показал, что они довольно часто прибегали к аргументации своих идей с помощью статистических данных. Речь идет о деятельности таких известных государственных и общественных деятелей — благотворителей, как Н. В. Исаков, В. И. Герье, Е. Д. Максимов и другие. Вместе с тем современные исторические работы, содержащие упоминания о статистических данных процесса становления практики призрения на разных этапах общественного развития, немногочисленны, что определило выбор темы исследования, его объекта, предмета, цели и задач.

Тема исследования — развитие практики призрения детей в России в XIX веке на основе анализа данных социальной статистики.

Объект исследования — исторический процесс призрения детей в России в XIX веке.

Предмет исследования — процесс развития практики призрения детей в России в XIX веке на основе анализа статистических данных.

Цель исследования — раскрыть процесс развития практики призрения детей в России в XIX веке на основе анализа статистических данных.

Задачи исследования:

— выявить исторические факторы, обусловливающие развитие в XIX веке практики призрения детей;

— выявить и систематизировать статистические данные, отражающие масштаб социально-педагогических проблем нуждающихся детей (смертности, нищенства, бедности и др.), способов их решения и дифференциации на разных этапах развития практики призрения детей в XIX веке;

— выявить влияние статистических данных, отражающих масштаб социально-педагогических проблем нуждающихся детей, на расширения диапазона видов их призрения;

— определить этапы развития практики призрения в России на основе анализа статистических данных, раскрывающих по мере движения от начала к концу XIX века масштаб и специфику детских проблем и способов их решения.

— раскрыть процесс становления педагогических научных понятий, отражающих проблемы детей и способы их призрения.

Гипотеза исследования: процесс развития практики призрения детей в России в XIX веке может быть достаточно целостно охарактеризован на основе следующих предположений:

— исследование процесса развития практики призрения детей в России в XIX веке предполагает выявление определенных социально-педагогических и нормативных факторов, которые обусловливали развитие в XIX веке практики призрения детей;

— анализ данных социальной статистики позволяет выявить поле социальных проблем детей и пути их решения, которые обусловили развитие деятельности учреждений призрения в XIX веке;

— в течение XIX века расширялся диапазон использования статистических данных: в начале XIX века — для выявления масштаба проблем, уточнения причин бедственного положенияк концу XIX векадля широкой дифференциации бедствующих детей на группы и поиска способов оказания помощи им в различных учреждениях;

— исследование процесса призрения на основе анализа статистических данных в управлении процессом призрения и расширения диапазона видов поддержки способствовало превращению умозрительных понятий, связанных с призрением, которыми пользовались благотворители XIX века, в научные понятия.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Современные теории методологии историко-педагогических исследований в области социальной педагогики, раскрывающие сущность методологии, количественных и качественных методов исследования, понятийного аппарата социальной педагогики (В.Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. А. Липский, H.A. Никитина);

— Современные теории, характеризующие понятие «социальное сиротство» (М.В. Крестьянинова, М. Б. Торбина, Е.И. Холостова);

— Исторические теории, характеризующие понятия сиротства и нищенства детей в России в XIX веке (С.В.Бахрушин, Н. В. Исаков, Д. А. Линев, Е. Д. Максимов, И.П. Чистяков);

— Теории периодизации становления статистики (К.И. Арсеньев, К. Ф. Герман, А. И. Гозулов, Н. К. Дружинин, М. Клочков. Б. Г. Плошко, A.A. Чупров);

Теории периодизации становления социальной педагогики, представленные в исторических трудах (М.И. Демков, А.К. Медведков) и в современных трудах (Л.В. Бадя, М. А. Галагузова, К. В. Кузьмин, С.А. Расчетина).

Источниковая база исследования: Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные материалы, которые можно разделить на следующие группы:

1) Законодательные и нормативные акты. В эту группу включены законодательные документы, примерные уставы, правила и циркуляры, касающиеся устройства и функционирования учреждений общественного призрения, характеризующие основы организации призрения в Российской империи в XIX веке («Устав общественного призрения», «Устав Императорского человеколюбивого общества» (1816), Свод законов Российской Империи (1892 г.), Полное собрание законов Российской империи, Положения о губернских и уездных земских учреждениях).

2) Документация центральных благотворительных органов, материалы по благотворительности и труды государственных и общественных деятелей. В эту группу включены труды государственных и общественных деятелей, занимавшихся вопросами благотворительности и социальных проблем: Бахрушин C.B. (Малолетние нищие и бродяги в Москве) — Максимов Е.Д.

Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903;. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии в России. СПб., 1906. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Б.м., 1894- Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России. Б.м., 1900; Очерки частной благотворительности в России//Трудовая помощь. 1897. № 1. (ноябрь). С. 57) — Левенстим А. (Профессиональное нищенство, его причины и формы: бытовые очерки. СПб., 1900) — Лыкошин П. И. (Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. СПб., 1901) — Линденмайер А. (Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ).

3) Справочно-статистические документы: данные переписей населения Российской империи, которые дали возможность получить относительно полные данные о проблемах детского населения (1897г.) — материалы российских ревизийПоложение об административно — статистических учреждениях в России (1834 г.) — показатели количества лиц, получивших средства к существованию от нищенства в Костромской, Ярославской губерниях в Российской империи по данным всеобщей переписи населения 1897 года.

4) Материалы благотворительных обществ и заведений (уставы, отчеты, протоколы и т. д.). В эту группу документов вошли материалы самих благотворительных организаций: уставы, отчеты (отчёты Санкт-Петербургского и Московского Воспитательных домов), протоколы заседаний правления и общих собраний членов. Каждое благотворительное общество и заведение обязано было иметь устав, утвержденный Министерством внутренних дел (до 1906 г.). В уставах определялась цель общества, задачи, состав, средства, полномочия правлений, а также общих собраний членов. Регулярные отчеты — ценнейший, обязательный для публикации источник. Все частные благотворительные учреждения должны были предоставлять (обычно ежегодно) отчеты (финансовый и общий отчет о деятельности) в Министерство внутренних дел. Многие отчеты выходили отдельными изданиями, а также нередко публиковались на страницах журналов и газет. Протоколы, фиксировавшие повестку заседаний, содержание и итоги общих собраний членов являются тоже значимым источником. Поименные указатели вступивших в общество лиц могут много рассказать о его социальном статусе. Балансовые сметы характеризуют финансовое положение организации.

5) Периодическая печать исследуемого периода. Периодическая печать, содержащая богатый информативный материал о деятельности благотворительных учреждений: журнал «Трудовая помощь» (1897 — 1918 гг.), «Вестник благотворительности» (1897 — 1902 гг.), журнал Новгородского губернского статистического комитета (1864г.).

6) Архивные документы ЦГИА (Ф.8 Оп.1 Д. 80, Д. 10,Д.19, Д. 27, Д. 49, Д. 376, Д. 426, Д. 198, Д. 153, Д.).

7) Диссертационные исследования по истории становления практики призрения и статистики за период с 1998 — 2011 гг.

Этапы работы над проблемой:

На первом этапе (2006;2007гг.) изучалась и анализировалась социально-педагогическая литература, материалы, отражающие историческое и современное состояние статистики, историческое и современное состояние процессов призрения. Выявлялась актуальность проблемы становления социальной педагогики как области научного знания. Разрабатывались объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.

На втором этапе (2007;2008 гг.) проводился сбор материала, шел поиск подходов к его интерпретации, уточнялась концепция и гипотеза исследования, из прошлого опыта выделялись наиболее важные этапы развития разных видов призрения обездоленным детям, выделялись этапы развития статистики.

На третьем этапе (2008;2010 гг.) разрабатывалась структурная схема соотношения статистики и практики призрения в историческом прошлом, выявлялась их взаимосвязь и степень влияния статистики на становление количественных и качественных подходов к анализу процесса призрения детей, а также возможность использования статистики (ее данных) для разработки способов предотвращения проблем. Были сформулированы теоретические выводы, оформлены рекомендации.

Хронологические рамки исследования. В поле зрения находился период исторического времени в России, охватывающий XIX век. Это время выбрано для исследования в связи с тем, что здесь представлено активное становление теории и практики призрения детей и одновременно — активное развитие статистики. Вместе с тем рамки исследования расширились за счет обращения к XVIII веку, то есть ко времени, когда статистика выступала, формируясь, как одно из средств управления государством, и к первой четверти XX, характеризующегося обращением к статистике в анализе различных сторон жизнедеятельности социально незащищенного населения и поиске средств управления процессом призрения различных групп населения.

Методы исследования:

— общетеоретические методы: анализ, синтез, систематизация;

— историко-генетический метод, посредством которого в диссертации изучался генезис двух становящихся областей научного знания: практики призрения и статистикикультурологические методы, связанные с «вживанием» в историческую ситуацию на основе анализа художественных описаний ситуаций нищенства детей России XIX века, представленных в трудах ученых A.A. Левенстима, И. Г. Прыжова и др.;

— сравнительно-исторический метод, включающий синхронический и диахронический анализ связей, возникающих между практикой призрения и статистикой на разных этапах общественного развития.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Развитие практики призрения детей в России в XIX веке было обусловлено влиянием социально-педагогических и нормативных факторов, к числу которых относятся: расширение поля социальных проблем детствастановление философских и педагогических теорий детства, (просветительские концепции начала XIX века, западнические и славянофильские середины XIX века, социологические конца XIX века) — формирование нормативно-законодательной базы, определяющей деятельность государственных и общественных призревающих структурразвитие теории и практики статистики, и расширяющееся применение статистических данных к решению задач, отраженных в нормативноправовой базе XIX века.

2. Анализ данных социальной статистики позволил выявить наиболее острые проблемы детства в России XIX веке (ранняя и младенческая смертность, нищенство, сиротство, бродяжничество) и определить пути их решения на основе дифференциации учреждений призрения по признакам: основной проблемы, возраста ребёнка, уровня социальной заброшенности, отклонений в развитии.

3 .Анализ процесса призрения детей в России на основе соотнесения с социальной и моральной статистикой, представленной в исторической литературе и архивных документах исследуемого периода, позволяет выделить и охарактеризовать следующие этапы развития процесса призрения в учреждениях в XIX веке:

I этап: Последняя треть XVIII века — начальный этап становления практики призрения на основе анализа статистических данных относительно смертности младенцев — «несчастнорожденных детей», покидаемых родителями, завершившийся открытием первых учреждений призрения, спасающих жизнь детей. Ключевые учреждения, использующие статистику для анализа смертности младенцев — Московский и Санкт-Петербургский императорские воспитательные дома.

II этап: Первая половина XIX века — этап «накопления статистических данных», связанный с обращением к статистике для выявления масштаба детского нищенства и дифференциации этого явления и поиска средств решения проблем по признакам причинно-следственных связей. Ключевые учреждения: Ведомство учреждений императрицы Марии, ведущее статистику детей «недостаточных родителей», помещаемых в институты благородных и мещанских девиц, Санкт-Петербургское особое городское присутствие, ведущее статистику нищих детей петербургского «дна», дифференцирующее на основе статистических данных способы оказания помощи нищим детям.

III этап: Вторая половина XIX века — начало XX века — этап широкого использования статистических данных для управления учреждениями, выявления масштаба социальных проблем детей, поиска способов их решения с опорой на дифференциацию причинно-следственных связей. Ключевые учреждения — приюты для детей, организованные по принципу широкой дифференциации детских проблем и возможных способов оказания адресной поддержки детям по наличию разных признаков бедственного положения (уровень запущенности: приюты для нищих «нравственно покинутых» детей и нищих детей, «сохранивших нравственное здоровье" — уровень физического здоровья: приюты для здоровых и больных детейналичие родителей: приюты временного и постоянного проживания).

4. Широкое использование статистики для анализа детских проблем и способов их решения подготовило почву для преобразования бытовых понятий, характеризующих проблемы детства и способы их решения, в понятия научные, отражающие причинно-следственные связи:

— «нищенство»: как нравственный подвиг отречения от богатства в XVII веке — как социальный процесс претворения крестьянина в неработающего человека в XIX веке (общественный деятель и благотворитель И.П. Чистяков);

— призрение: слабо дифференцированный процесс оказания помощи в начале XVIII века — процесс адресной поддержки нуждающегося человека в конце XIX века (общественный деятель и благотворитель П.В. Каменский).

5. Работы таких благотворителей как И. И. Бецкой, Е. О. Гугель, Н. В. Исаков и др. создали теоретическую основу призрения детей как области социальной педагогики, а именно: описали положение разных категорий покинутых родителями детейобъяснили причины нищенства детейразработали проекты учреждений призрения (И.И. Бецкой — конец XVIII века), положения о приютах (В.Ф. Одоевский — середина XIX века), программы призрения бедных и больных детей в закрытых учреждениях (конец XIX века).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Выявлены исторические факторы, непосредственно влияющие на развитие в XIX веке практики призрения детей, к числу которых отнесены:

— наличие поля социальных проблем детства, описание которого представлено в исторических источниках;

— философские и педагогические теории детства, (просветительские концепции начала XIX века, западнические и славянофильские середины XIX века, социологические конца XIX века):

— формирование нормативно-законодательной базы, определяющей деятельность государственных и общественных призревающих структур, с вменением им обязанности выявления масштаба проблем и дифференциации нуждающихся детей в соответствии со спецификой проблемы (смертность, болезни, бедность, сиротство, нищенство и др.);

— развитие теории и практики статистики, расширяющееся применение статистических данных к решению задач, отраженных в нормативноправовой базе XIX века.

2. Представлена периодизация развития практики призрения и определены этапы этого процесса на основе исторических факторов, базовым из которых является связь двух становящихся областей научного знания: социальной статистики и практики призрения в России в XIX веке, включающая три периода, характеризующихся нарастанием потребности благотворителей в статистических данных для выявления масштаба детских проблем (конец XVIII века), выявления путей решения детских проблем на основе дифференциации причин возникновения явления (первая половина XIX века), для управления процессом призрения и оказания дифференцированной и адресной (открытой и закрытой) помощи.

3. Выявлены, охарактеризованы и систематизированы по этапам наиболее острые социальные проблемы детства, попавшие в поле зрения благотворителей, и анализируемые на основе использования статистических данных на протяжении всего XIX столетия (младенческая и ранняя смертность, нищенство, бродяжничество, сиротство).

4. Доказано, что данные социальной статистики использовались для целенаправленного управления процессом призрения и расширения диапазона видов поддержки в учреждениях, имеющих длительную историю развития, принадлежащих Ведомству учреждений императрицы Марии, Обществу попечения о бедных и больных детях и др.

Теоретическая значимость исследования.

1. Доказано, что использование статистических данных для анализа практики призрения содействовало превращению умозрительных понятий, связанных с призрением, в научные понятия. В частности, глубокому преобразованию подверглось содержание понятий:

— «нищенство»: как нравственный подвиг отречения от богатства в XVII веке — как социальный процесс претворения крестьянина в неработающего человека в XIX веке (общественный деятель и благотворитель И.П. Чистяков).

— призрение: бытовое представление о процессе оказания помощи как о призрении в учреждениях, дифференцированных в соответствии с четырьмя основными нуждами (воспитательный дом — для сирот, богадельня для не имеющих родства, больница для страдающих недугами, работный дом — для тунеядцев) в начале XVIII века, — теория адресной поддержки нуждающегося человека в широко дифференцированных учреждениях разного профиля (приюты для детей, дифференцированные по признаку нужды, возраста, уровня нравственной «заброшенности», способности к ремесленному труду, дефектов развития, наличия родителей и др.) в середине и конце XIX века (общественные деятели и благотворители Н. В. Исаков, П. В. Каменский, Е. Д. Максимов и др.).

2. В историю социальной педагогики внесены архивные статистические данные, позволяющие углубить научное знание об аналитической деятельности некоторых учреждений, призревающих детей, доказывающие, что статистические подходы становятся важной составляющей для управления учреждениями, постановки целей и осуществления практики призрения (приюты Ведомства учреждений императрицы Марии, Общества попечения о бедных и больных детях).

Достоверность полученных научных результатов обеспечивается: непротиворечивостью исходных методологических позиций рассмотрения историко-педагогической проблемы с позиции системного подходаприменением комплекса общетеоретических, историко-генетических, сравнительно-исторических и культурологических методов исследования, позволяющих раскрыть развитие практики призрения детей на основе статистических данных, отражающих социальные проблемы детей, их масштаб и способы призрения и описаний нищенствующих детей XIX векадостаточно полной базой исследования, включающей: законодательные и нормативные актыдокументацию центральных благотворительных органовматериалы по благотворительности и труды государственных и общественных деятелейсправочно-статистические документыматериалы благотворительных обществ и заведений (уставы, отчеты, протоколы и т. д.) — периодическую печать исследуемого периодаархивные документы ЦГИА.

Практическая значимость.

Содержание исследования рекомендовано при разработке и проведении курсов для студентов по дисциплинам «История педагогики и образования», «Социальная педагогика», «Социальная квалиметрия», «История социальной педагогики и социальной работы».

Разработанная рабочая программа курса по выбору «Статистика и социально-педагогическая поддержка» рекомендована к использованию в процессе преподавания дисциплин стандарта третьего поколения: «История социальной педагогики и социальной работы».

Разработанный раздаточный материал, отражающий статистические данные о проблемах детства и способах их решения на разных этапах становления практики призрения от начала XVIII века до конца XIX века, рекомендован к использованию при написании выпускных квалификационных работ.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию 13 статей по проблеме диссертациичерез участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам социально-педагогической поддержки детей в рамках дней СНО в 2008, 2009, 2010 гг. в РГПУ им. А. И. Герценачерез выступление на Всероссийской научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья (кафедра андрагогики и педагогики ЛОУ ДПО ТОГГИРО, Тюмень, 2009 г.) — через выступление на II Общероссийской научно-практической конференции с международным участием (Красноярск, 2010 г.). Основные результаты проведенного исследования отражены в 10 публикациях, из них 2 в рецензируемых журналах.

Структура диссертации: диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографию, представленную 201 источником. Объем основного текста 167 страниц, 15 схем, 31 таблица, 1 приложение.

Выводы по третьей главе.

Анализ состояния статистики и практики призрения во второй половине XIX века позволил сделать следующие выводы.

1. Процессы практики призрения и статистики во второй половине XIX века разворачиваются на фоне сложного политического, экономического и общественного положения большинства населения страны. Иначе говоря, необходимы были правительственные меры по улучшению уровня жизни в стране, а, следовательно, нужны были мероприятия по развитию практики призрения.

2. Заострение противоречий в ситуации общественного развития предреволюционной России обеспечило глубокий интерес интеллигенции к социальной составляющей жизнедеятельности человека и общества. В этот период времени умами многих благотворителей овладевали социологические идеи. Это в решающей мере способствовало становлению социальной педагогики как самостоятельной области научного знания. К концу XIX века активно формируются теоретические знания о практики призрения (в частности, о социальном призрении). Благодаря наличию социологических идей, с одной стороны, и тесной интеграции со статистикой, с другой стороны, происходит активное становление понятийного аппарата призрения. Статистика, применяемая к анализу социальных проблем нуждающихся детей, выступает важным фактором становления научных подходов, которые в более поздний период времени превращаются в количественные методы.

3. Активное развитие статистики в России во второй половине XIX века было обусловлено развитием всех сторон политической, экономической и социальной жизни Российской империи, что требовало обращения к статистическим данным в процессе принятия решений в области администрирования и управления, как государством, так и отдельными сферами государственной системы. Статистика оформилась как самостоятельное научное направление, охватывающее своим исследованием многие стороны жизни России, и послужила основанием для научного управления процессами призрения.

4.Взаимодействие статистики и практики призрения выражалось в том, что, с одной стороны, статистика помогала выявлять социальные недуги и их масштабы, осуществлять разбор нищих не умозрительно, а на основе статистических данных, заставляла искать новые формы оказания практики призрения, с другой стороны, развитие форм и методов практики призрения заставляло статистику совершенствовать и разрабатывать новые методы сбора и обработки информации для количественного описания форм и способов призрения.

Заключение

.

1 .Проведенное исследование по проблеме позволило решить основные задачи, подтвердить гипотезы, касающиеся исторического процесса развития практики призрения детей на основе анализа данных социальной статистики. В ходе исследования были установлены факты взаимосвязи между практикой призрения и статистикой, раскрыта специфика этой взаимосвязи на разных этапах исторического развития в России в ХУШ-Х1Х века.

2.Методологическим основанием для сближения и последующей интеграции двух областей выступили антропологические идеи той или иной эпохи, на которые опирались в своем развитии оба процесса: просветительские идеи на этапе Екатерининских реформ, кантовские идеи «категорического императива» в первой половине XIX века, социологические идеи в пореформенное время.

3. В ходе проведенного исследования выделены этапы развития практики призрения на основе анализа данных статистики. Обращение к ретроспективе позволило выявить и кратко охарактеризовать предварительные этапы становления двух параллельных процессов: практики призрения и статистики. Он охватывает время Петровских реформ, характеризующееся в основном параллельным развитием практики призрения и статистики. Анализ процессов практики призрения и статистики, реализуемых в конце XVIII — XIX веке, позволил выделить три этапа, характеризующиеся последовательным сближением и интеграцией этих процессов:

Первый этап — последняя треть XVIII — первое десятилетие XIX векастановление практики призрения на основе анализа статистических данных относительно смертности младенцев — «несчастнорожденных детей», покидаемых родителями, завершившийся открытием и функционированием первых учреждений призрения, спасающих жизнь детей;

Второй этап — первая половина XIX века — «накопление статистических данных», связанное с обращением к статистике для выявления масштаба детского нищенства и дифференциации этого явления и поиска средств решения проблем по признакам причинно-следственных связей.

Третий этап — вторая половина XIX века — начало XX века — широкое использование статистических данных для управления учреждениями, выявления масштаба социальных проблем детей, поиска способов их решения с опорой на дифференциацию причинно-следственных связей.

4.В диссертации приведен материал, показывающий, что по мере движения от последней трети XVIII века к концу XIX века центральное звено технологической цепочки оказания призрения — «разбор нищих» последовательно преобразовывалось и «двигалось»: от умозрительногоделения нищенствующих людей на категории в XVIII веке к научному осмыслению на основе использования статистических данных во второй половине XIX века. Анализ статистических данных позволил сделать вывод о х> том, что практика призрения развивалась: по линии все расширяющегося «разбора» нищих, то есть дробления основных категорий, выявленных при Петре I (бедствующие, больные, профессиональные, преступные) на более мелкие группыпо линии расширения сфер практики призрения, соответствующих испытываемой нужде.

Многочисленные факты, почерпнутые из разных источников, доказывают, что развивающаяся статистика охватывала своим анализом социальные проблемы человека, что позволяло благотворителям XIX века выявлять масштабы таких социальных проблем как нищенство, бедность, бродяжничество, сиротство, алкоголизм, смертность и осуществлять на этой основе дифференциацию групп нуждающихся людей.

5. Синхронический анализ документальных источников, относящихся к статистике и призревающей практики, показал, что результатом привлечения статистики и ее данных к анализу причин бедственного положения нуждающихся людей явилась возможность производить не только количественный, но и качественный анализ. Имеется в виду, что использование и привлечение данных статистики позволило переходить от описания бедственного положения человека к объяснению его причин, коренящихся в личностных и социальных условиях, а также к нахождению путей их искоренения.

6. Диахронический анализ развития практики призрения и статистики показал, что некоторые проблемы, связанные с бедственным положением различных групп детей, попали в поле зрения благотворителей в первой трети XVIII века и оставались в центре внимания в течение всего XIX века. Речь идет о смертности детей в раннем возрасте и нищенстве детей от 3 до 14 лет. Первый процесс исследовался на основе статистических данных, начиная с эпохи Екатерины, второй — начиная с 60-х годов XIX века.

7.Представленные факты позволяют говорить о том что: развивающаяся статистика действительно содействовала развитию практики призрения как особой области научного знанияна перепутье XIX и XX веков сближение и синтез двух процессов выступили надежным основанием для развития призрения как особой области научного знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альтернативность истории. //Р. В. Манекин, Я. Г. Шемякин, А. В. Коротаев, И. Н. Ионов: «Анналы» — научно-публицистический альманах. Выпуск № 3, Донецк: 1992.— 175 с.
  2. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Пер с англ. М.: Прогресс, 1972. — 390 с.
  3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.) Текст. /сост.П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1987. 560 с.
  4. Антология социальной работы в 5 томах, том 3: «Социальная политика и законодательство в социальной работе7/сост. М. В. Фирсов М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995 — 544 с.
  5. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 2. Феноменология социальной патологии. /Сост. М. В. Фирсов.— М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995.-400с.
  6. К. И. Начертание статистики Российского государства, СПб., 1818—1819.
  7. К. И. Статистические очерки России, СПб., 1848.
  8. Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. — 255 с.
  9. Ю.Бадя Л. В. Благотворительность и нищенство в России: Краткий исторический очерк. -М., 1993. 121 с.
  10. Е.С. Американская социология (традиции и современность): Курс лекций. Екатеринбург: «Деловая книга" — Бишкек: «Одиссей», 1997.- 176 с.
  11. H. Ф. История социальной педагогики : учеб. пособие для вузов по спец. 31 300 «Соц. педагогика». / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Academia, 2005. — 256 с.
  12. И.Бахрушин C.B. Малолетние нищие и бродяги в Москве. -М., 1913. 51 с.
  13. А.Н. Исторический очерк 25-летней деятельности Императорского Вольного экономического общества с 1785 по 1890 г. СПб, 1890.-200 с.
  14. , В.Г. Опыт системы нравственной философии / В.Г. Белинский//Телескоп. -1836. С. 15−19
  15. Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Социол. исслед. 2001. — № 1. — С. 5−9.
  16. И.И. Генеральный план императорского Воспитательного дома //Антология педагогической мысли России XVIII в. M., 1985.-С.285
  17. И.И. Учреждение Императорского воспитательного дома для приемных детей и госпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве.- Без м. и г. 203 с.
  18. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России: в 2 т. Т. 1. / под ред. П. И. Лыкошина. СПб., 1901.-594 с.
  19. Благотворительность в России /Сост. Канцелярия по учреждениям Императрицы Марии. СПб.: Типо-Литография Н. Л. Ныркина, 1907. -Т. 1.-422 с.
  20. Благотворительные учреждения Российской империи. Составлено по повелению Собственно е.и. Величества. Канцелярия по учреждениям императрицы Марии: т. 1−3-СПб: 1900.-Зт.
  21. Благоторительность в России. СПб.: типограф. Н. Л. Ныркина, Т.1, Приложение, 1907. С. VIII
  22. С. М. Система профессиональной классификации, М., 1913.
  23. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. И доп.-М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 2001, — 1456 с.
  24. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. М.: Советская Энциклопедия, 1979. — С.78
  25. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. -М.-Ростов н/Д, 1999. -560 с.
  26. П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая. — М.: Панорама, 1991. — 48 с.
  27. Д. Пьянство среди детей. СПб, 1910.-66 с.
  28. В. Е. Статистические сведения по обрабатывающей фабрично-заводской промышленности Российской империи за 1908, СПб., 1912.
  29. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2004. — 232 с.
  30. И.В. Исторический очерк практической статистики. М., 1855.-92 с.
  31. Воспитательный дом // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. T. VII. СПб., 1892. С. 277.
  32. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996. С. 10−37.
  33. A.C. Обзор деятельности Нижегородского статистического комитета за десятилетний период (1865−1875)//Сборник в память первого русского статистического съезда 1870 г. Нижний Новгород, 1875.
  34. К. Ф. Всеобщая теория статистики для обучающих сей науке. Издания от Главного правления училищ при императорской Академии наук, СПб., 1809.-107 с.
  35. П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб.: Типография Морского Министерства, в Главном Адмиралтействе, 1894, — 118 с.
  36. А.И. Очерки истории отечественной статистики М., 1972.- 260 с.
  37. П.А. О необходимости издания свода погубернских историко-статистических сведений по России за реформенный период времени. СПб., 1899.
  38. П. Система природы // Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1. — М., 1963.-715 с.
  39. A.C. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики / А. С. Готлиб. М.: Флинта, 2005 — 384 с.
  40. С.И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии. Учебное пособие. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2001. 252 с.
  41. А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу// Споры о проблеме. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг школы Анналов. М., 1993.- С. 13
  42. А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории.-1991.-№ 2−3 С. 21−38.
  43. А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы «Анналов». М., 1993. С. 16−29.
  44. М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. Опыт историко-педагогической хрестоматии. -М., 1915.- 338с.
  45. Демографический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1985. — 608 с.
  46. В. Предисловие // Материалы для истории Императорского Московского воспитательного дома. Вып. I. М., 1863.- С. 64.
  47. А. В. «Очерки из крестьянского быта» А. Ф. Писемского // Библиотека для чтения 1857. — № 1, отд. V. — С. 1−36.
  48. Н. К. Подушные переписи в русской статистике. // Вестник статистики. 1955, № 5.-С. 15−18
  49. Н.К. Основные направления в русской теоретико-статистической мысли последней трети XIX и в начале XX столетия // Вестник статистики. Л., 1965. № 12 С.8
  50. Н.К. Хрестоматия по истории русской статистики. (История теоретических взглядов). М., 1963. -295 с.
  51. В. Общественные работы в Сибири. // Трудовая помощь, 1903. № 2-С.217−250.
  52. С.Ф. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 400 с.
  53. В.Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России.- М.: Институт молодежи, 1993. 70 с.
  54. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996.-368 с.
  55. M.P., Бычкова С. Г. Социальная статистика: Учебн. пособие/М.Р.Ефимова, С.Г.Бычкова- Под ред. М. Р. Ефимовой.. М.: Финансы и статистика, 2003.- 560 с.
  56. M.P., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ИНФРАМ, 2000.-416с.
  57. П. Николай II и его семья. Изд: Русь, 1991. 288 е.
  58. Д.П. Об источниках и употреблении статистических сведений. Киев, 1846.
  59. B.C. Методологические основы разработки целостной теории формирования личности // Методологические проблемы развития педагогической науки. М, 1985.- С. 167.
  60. История советской государственной статистики, изд. 2, переработанное и дополненное, М, «Статистика», 1969. 528 с.
  61. История в схемах и таблицах, М, 2002. 91 с.
  62. Н. А. Статистика, изд. 2, М, 1915.
  63. Н. А. Статистика, изд. 3, М, 1916.
  64. М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974.-. 328с.
  65. С.Т. «Лапласе о роли статистики в изучении общества»// Союз социологии и статистики: исторический аспект// Социология: 4 М. 2001. № 13.-С. 137
  66. В. Ф. Избранные педагогические сочинения// Под ред., с вступ. ст. и прим. В. Я. Струминского.- М.: Учпедгиз, 1955.-651с.
  67. Н.Ю., Бойцова А. Т., Кошкина B.C., Курцева Е. Г. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку: учеб.-метод. Пособие. СПб.: КАРО, 2005. 224 с.
  68. В. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.
  69. Н.М. История государства Российского, т. 1. Изд. 2-е. СПб., 1818.-366 с.
  70. А. А. Вопросы второй всеобщей переписи, «Статистический вестник», книги 1—П. 1914.
  71. А. А. Теория и метод статистики, М., 1912.
  72. Ф.И. Теория и практика опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: Вологда, 2002.- 339 с.
  73. И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России: Письмо Е. Е. Комаровскому, написанное в 1852 г. // Киреевский И. В. Полное собрание сочинений. Т. 1.- С. 219
  74. М. Население России при Петре Великом по переписям того времени. Т.1.: Переписи дворов и населения (1678−1721). Спб., 1911.
  75. В.О. Русская история, Издательство: Эксмо, 2009.- 915 с.
  76. С. Из прошлого земли русской: Время Петра Великого: Книга для чтения по русской истории. М.: Планета 1991. 712с.
  77. С.А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи Александра II./ Под ред. прфессора С. В. Рождественского.- М.: «Польза», 1910. 240 с.
  78. Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику. -М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  79. Р.Дж. Идея истории. Автобиография /Пер. С англ. М.: наука, 1980.-485 с.
  80. И.И. Научно-историческая деятельность статистических комитетов //Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1987. С. 85 -96
  81. Т.Б. Очерки истории благотворительности: Учебное пособие / Т. Б. Кононова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — 340 с.
  82. В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманит. ун-тов / Краевский В. В. СПб.: СПбГУП, 2001.- 145 с.
  83. В.В. Методология педагогического исследования. — Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994. — 164 с.
  84. В.В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2001. — 323 с.
  85. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина- сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. Политиздат, 1988 — 479 с.
  86. И.Н. Отечественная История: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 800 с.
  87. К.В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала XX века). 4-е изд., доп. и испр Изд-во Академический проспект, 2006. 623 с.
  88. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 391 с.
  89. А. Профессиональное нищенство, его причины и формы: бытовые очерки. СПб., 1900. 161 с.
  90. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. -М.: Педагогика, 1980. -264с.
  91. А. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ.// Великие реформы в.. России. 1856−1874. Сборник / Под ред. Н. Захаровой, Б. Эклофа. М. 1992. — С. 288.
  92. Д.А. Причины русского нищенства и необходимые меры борьбы против них. СПб.: тип. В. Демакова, 1891.- 44с.
  93. И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 320 с.
  94. A.B. Что такое образование? М., 1918. 22 с.
  95. М. Клочков. Население России при Петре Великом по переписи того времени, т. 1, СПб., 1911. 426 с.
  96. Н. Педагогические воззрения графа Л. Н. Толстого: Киев, 1902 г. 63 с.
  97. Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России.. СПб., 1894
  98. Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. С-пб: Гос. Тип, 1903. 137с.
  99. Е.Д. Причины русского нищенства и меры борьбы с ним. СПб.: тип. В. Киршбаума, 1901.- 135с.
  100. О.М., Толстова Ю. Н. Методология и методы. // Социология в России. Под ред. Ядова В. А. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998 С. 71−103.
  101. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. -304 с.
  102. H.A. Проектирование в образовании./ Под ред. проф. Б. В. Пальчевского. Минск: Технопринт, 1999.-288 с.
  103. В.П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 344 с.
  104. Методология научного исследования: учебное пособие / В. В. Краевский. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 2001. — 148 с.
  105. Методология: вчера, сегодня, завтра. В 3-х тт. ред.-сост. Крылов Г. Г., Хромченко М. С. М.: Изд-во Школы Культурной Политики, 2005. — 472 с.
  106. Т.Д. Государь Николай И. Изд.: Народное Радио, 2005.
  107. А. В. Социальная педагогика : учеб. высш. пед. вузов. / А. В. Мудрик. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Academia, 2002. — 194 с.
  108. Н.М. Проект конституции, М.: 1821.
  109. Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для высш. пед. учеб. заведений по спец. «Социал. педагогика». / Ф. А. Мустаева. М.: Акад. проект, 2001. — 415 с.
  110. НАРК. Ф, 27. Оп.2. Д 5/70 л.5
  111. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России.. М.: РУСАКИ, 2000. -208 с.
  112. Л.Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. — М: Академический проект, 2003. — 272 с.
  113. A.M., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. -668 с.
  114. С.С., Соловьев A.B. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. — 2-е изд. — М: Академический Проект- Фонд «Мир», 2006, — 496с.
  115. Л. Призрение общественное //Энциклопедический словарь института Гранат. -7-е изд.-Т. 6.-М., 1937.
  116. О развитии революционных идей в России. Произведения 1851 -1852 гг. // Герцен А. И. Полн. собр.соч. в 30-ти томах. С. 91
  117. Общая теория статистики и математическая статистика. Курс лекций. / Сост.: Мизина Е. В. Донецк: ДонГТУ, 2001. — С. 3−25
  118. Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика: дис. .д-ра пед. наук / Олиференко Л. Я. М., 1999. — 347 с.
  119. Педагогическая поддержка в образовании / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова. Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. Науч.ред. Н. Б. Крылова. М.: Академия, 2006. 340 с.
  120. Петербургский воспитательный дом. Исторические сведения. 1865.-56 с.
  121. ПЗС 2.T.XXXV. Отделение II № 35 453.
  122. . Г. История статистики: учеб. пособие / Б. Г. Плошко, И. И. Елисеева. М.: Финансы и статистика, 1990. — 294 с.
  123. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности. Учебное пособие / под общ. Ред. С. А. Расчетиной. СПб: Изд-во Буковского, 2005. 244с.
  124. Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830. — Т. 16, № 11 908. — С. 353−354.
  125. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т.4 № 1856
  126. ПСЗ 2 Т. XXXV. Отделение II. № 36 453.
  127. ПСЗ 2.T.XXXV. Отделение 2. № 56 453. § 2.
  128. ПСЗ. Собр. 2. T.XXII. № 16 421
  129. ПСЗ. Собр.2., Т. XXXIX. СПБ., 1878. № 40 450 139. ПСЗ. Т4№ 2447
  130. ПСЗ. Т. 7 № 4335, № 4450, № 4624
  131. ПСЗ. Т.5 № 2956, № 2409, № 3294, № 3 003 142. ПСЗ. Т.6 № 2867, № 3718,
  132. ПСЗ-2. Т. XXXV. Отдел II. № 36 453
  133. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус» Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, 2004, № 2(6). -С. 18−31.
  134. А.П. Санкт-Петербургский воспитательный дом под управлением И.И. Бецкого 1772−1795. Историческое исследование по архивным источникам // Русская старина. 1875. — Т. 14.
  135. С.А. Социальная педагогика развивающаяся область образования: Учебное пособие / Под ред. К. Д. Радиной. — Псков, 1998. -110 с.
  136. А. Заметки о сельских школах. СПб.: Синодальная типография, 1883. — 123 с.
  137. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. / Пер. с итал. С. Мальцевой. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994−1997. — 336 с.
  138. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой: В 2 т. М.: Институт социальной работы, 1997.-364 с.
  139. Российское законодательство X XX веков: Законодательство периода расцвета абсолютизма. В 9-ти томах. Т. 5 / Отв. ред.: Индова Е.И.- Под общ. ред.: Чистяков О. И. — М.: Юрид. лит., 1987. — 528 с.
  140. Н.И. Методология и методы социологии в трансформирующемся обществе// Социология: методология, методы, математические модели, М., 1997, № 8, С. 194−195
  141. В.Н., Чурилова Э. Ю., Шпаковская Е. П. Статистика. М., 2009.-290 с.
  142. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.
  143. Сартр Ж.-П. Ситуации. СПб., 1997
  144. Свод законов Российской Империи. —Т.2, —Кн. 1. —М., 1910. -912с.
  145. Свод законов Российской империи. Т.13. СПб., 1832
  146. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. — 292 с.
  147. Словарь по социальной педагогике /Авт. сост. JI.B. Мардахаев.-М., 2002. — С.307.
  148. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику / авт.- сост. J1. В. Мардахаев. М.: Academia, 2002. — 365 с.
  149. С.М. История России с древнейших времен. М., 1963. Кн. IX.
  150. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред.М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416с.
  151. Социальная работа в России: прошлое и настоящее: Сб. ст. и материалов. / Отв. ред. Л. В. Бадя. Ин-т педагогики социал. работы РАО и др. М., Ставрополь, 1998 341 с.
  152. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. -Москва: Академия, 2002. 256 с.
  153. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и статьи научных исследований кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета «Экологии детства» ТОГИРО).-СПб- Тюмень: ТОГИРО, 2002.-182с.
  154. Статистический словарь / л. ред. Королев М. А. 2-е изд., иерераб. и доп. — М.: Финансы и статистика. — 1999. — 62 с.
  155. А. Об общественном призрении в России / А. Стог. СПб, 1818. — С. 385
  156. Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов и др.- Под ред. С.И. Григорьева- Ин-т «Открытое общество». М.: Наука, 1994. — 185 с.
  157. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Г. JI. Громыко. М.: ИНФРА-М, 2000.- 414с/ «
  158. Ю. Н, Масленников Е. В. Качественная и» t 1 t 1 количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерениев широком смысле // Социологические исследования. 2000. № 10. С.101—109.
  159. JI.H. О народном образовании // Отечественные записки. 1874. №>9. С. 148.172. Трудовая помощь, 1898. № 71TJ гуч V» г"э. 1 руды первого съезда русских деятелей по оощественному и частному призрению. 8−13 марта 1910 г, -- СПб, 1910.¦• 873 с. Ч
  160. Философская знниклопедия, т. 5. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998. — 326 с.
  161. Философия: Энциклопедический словарь /' Под ред. A.A. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
  162. М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001.- 256 с.
  163. .Е. Педагогическая поддержка личностно1. Ч ' V ' ' ' 'профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08: Биробиджан, 2004. -453.с.
  164. Е.И. Генезис социальной работы в России. Учебное пособие. Дашков и К, 2006. 232 с.
  165. Хрестоматия по истории СССР, 1861−1917. Учеб. пособие. / Под ред. М. Ю. Забугринского. М.: Знание, 1990.- 414 с.
  166. П.Я. История социальной работы: учеб. пособие / П. Я Циткилов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 448 с.
  167. Н.Г. «Антропологический принцип в философии» // Современник.-1860,-No 4−5
  168. П. С. Нищета и нищенство.— СПб., 1908.—28 с.
  169. A.A. Вопросы статистики. М., 1960.
  170. A.A. История статистики, М., 1982.
  171. А.К. Первый русский научный гуманитарный журнал: к 70-летию издания при РАН статистического журнала // Библиотека РАН, 1977.-С. 114
  172. И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников средствами самоанализа: Методические рекомендации классным руко-водителям, воспитателям и школьным психологам / И. Ю. Шустова. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.- С.49−52
  173. Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования, 1988. № 2. С. 129−137.
  174. С.Э.Термен. О причинах смертности детей в грудных отделениях Санкт-Петербургского Воспитательного дома. Сп-б.1893.
  175. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю. Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 480 с.
  176. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. -390с.
  177. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995. — 328с.
  178. В.А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. М: Добросвет, — 1998. — 595 с.
  179. В. Б., Качественные методы или качество результатов? // Социология: 4 М. 1995, № 5−6. С.25
  180. В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. — Мн.: Бестпринт, 2000. — 416 с.
  181. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890.
  182. Bunge М. Scientific Materialism. Dordrecht- Boston- London, 1981-
  183. Denzin N.K. The Research Act. Theoretical Introduction to Sociological Methods. N.Y., 1997. p. 34−37
  184. Social sciences index/ Ed. by Ch. Ehrens, L. Hoffman, E. Palladino. New York: The H.W. Wilson Company, 1993.
  185. Stanley R. Barrett. The Rebirth of Anthropological Theory. Toronto, Buffalo, L.: Univ. of Toronto Pr., 1984
  186. Burke P. Overture: the New History, its Past and its Future // New Perspectives on Historical Writing. Oxford, 1997. P.3.201. http://www.vlsov.ru/rad2.html
Заполнить форму текущей работой