Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы образования фона: камуфляж и мимикрия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно принципу близости, предметы, находящиеся рядом друг с другом во времени или пространстве, воспринимаются объединенными. То есть объекты или фигуры, которые расположены близко друг к другу, представляются более связанными между собой, нежели вещи, которые находятся друг от друга на расстоянии. Даже если предметы имеют радикальные отличия, но расположены близко друг к другу, визуально они… Читать ещё >

Механизмы образования фона: камуфляж и мимикрия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важными механизмами искусственного включения здания в архитектуру фона становятся камуфляж и мимикрия.

В основе законов камуфляжа лежат принципы зрительного восприятия, хорошо описанные в гештальтпсихологии. Основное правило заключается в том, что наше сознание стремится сложить из разрозненных цветовых пятен и форм законченный рисунок. Таким образом, целое становится больше, чем сумма составляющих его частей.

Дж. Рао[1] выделяет четыре основных закона камуфляжа: законы близости, схожести, непрерывности и замкнутости.

Согласно принципу близости, предметы, находящиеся рядом друг с другом во времени или пространстве, воспринимаются объединенными. То есть объекты или фигуры, которые расположены близко друг к другу, представляются более связанными между собой, нежели вещи, которые находятся друг от друга на расстоянии. Даже если предметы имеют радикальные отличия, но расположены близко друг к другу, визуально они воспринимаются вместе.

Принцип схожести утверждает, что похожие предметы стремятся сгруппироваться.

Согласно принципу непрерывности, в нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию.

Принцип замкнутости говорит о том, что мы стремимся завершить незаконченные фигуры — заполняем существующие пробелы.

Мимикрия представляет собой действие, прием или способ непосредственного подражания, которое часто используется для копирования или изображения природы.

Модель социальной мимикрии структурно похожа на природную мимикрию. Она включает три главных элемента: объект-имитатор, объект-прототип и оператор, в качестве которого может выступать отдельная личность, малая или большая социальная группа. Однако при социальной мимикрии человек часто не сам является имитатором, а делает продукт своей деятельности похожим на что-то, чем этот объект в действительности не является. Таким образом, структура социальной мимикрии расширяется и включает не три, а четыре компонента.

Такая усложненная структура своеобразно реализуется в архитектуре. Под мимикрией понимается близкое внешнее сходство одного архитектурного объекта (имитатора) с другим архитектурным или неархитектурным объектом (прототипом), которое «обманывает» оператора. Мимикрия имеет место в том случае, когда оператор начинает приписывать свойства объекта-прототипа объекту-имитатору.

Дж. Пуэтц[2] рассматривает мимикрию как производное от «миметического» подражания. Мимесис является неотъемлемой частью отношений между природой и искусством. Для того, чтобы образ стал достоверным и допустимым, человек должен узнать в искусстве характерные черты своего собственного опыта восприятия мира. Мимесис ограничивает сферу иллюзий, призрачности, эстетики и образности, в которых существующий мир открыт, изменен, переосмыслен. Образы являются частью нашего материального существования, но в то же время миметически привязывают наше восприятие реальности к субъективности и подразумевают чувственное восприятие, которое выходит за пределы реального.

По форме следует различать хроматическую и морфологическую мимикрию. Хроматическая мимикрия (гомохромность) — цветовое сходство архитектурных объектов с другими постройками или объектами. Морфологическая мимикрия (гомоморфизм) предполагает не только цветовое, но и морфологическое сходство архитектурного объекта со средой.

Вследствие разнообразия объектов-прототипов социальная мимикрия в архитектуре распадается на ряд типов.

В случае камуфляжной мимикрии имитатор копирует форму (камуфляжный гомоморфизм) или цвет (камуфляжная гомохромность) существующей естественной среды.

Вернакулярная (от лат. vernaculus — «местный») мимикрия, в отличие от камуфляжной, подражает форме (вернакулярный гомоморфизм) или окраске (вернакулярная гомохромность) не природных объектов, а продуктов определенной культуры. Этот тип мимикрии представляет собой попытку «вписать» постройку в существующий архитектурный контекст, добавляя ей характерные для данной культурной традиции элементы. Если считать архитектуру в целом особым языком, то постройки каждого региона будут представлять собой своего рода диалект этого языка. В словаре архитектурного ареала закрепляются уникальные знаки, которые в той или иной степени отличаются от универсальных элементов архитектурного языка.

Стилистическая мимикрия — это имитация архитектурных форм определенной эпохи или стиля. Она всегда имеет временной вектор. Ее прототип разделен с архитектурным объектом-имитатором во времени. Стилевое развитие архитектуры носит эволюционный характер. Эпохи сменяют друг друга, образуя определенную линейную последовательность. При этом накопленный в определенный исторический момент стилистический опыт по-разному реализуется в границах определенного географического пространства — страны, региона, города. Одни области оказываются более прогрессивными, другие более инертными. Каждый регион занимает определенную позицию на стилевой оси. Отстающей в стилистическом развитии областью в качестве образца для подражания может быть выбрана как предшествующая, уже пройденная данной архитектурной традицией форма, так и еще не освоенная. Таким образом, стилистическая мимикрия может быть ретроспективной и футуроспективной. Отставание в развитии региональной архитектузо ры имеет ряд причин. Самая существенная среди них — более низкий уровень технического и финансового обеспечения. Поэтому футуроспекция чаще всего сопровождается имитацией новых дорогостоящих строительных технологий, материалов и конструкций.

Функциональная мимикрия предполагает маскировку существующей архитектурной постройки под определенный тип общественного сооружения. В. Б. Кашкин называет функциональной мимикрией ситуацию, когда объект «имеет маркеры одной функции, однако на деле выполняет другую»[3].

Формы архитектурной мимикрии характеризуются не только разной продуктивностью и коннотативными векторами, но и различными стратегиями взаимодействия прототипа и имитатора. В случае камуфляжной мимикрии прототипом служат природные объекты (небо, вода, деревья, земля), в случае вернакулярной — продукты культуры, которые никак не реагируют на имитатора. При функциональном типе мимикрии прототип и имитатор в действительности каждый является моделью для другого, сближаясь в ходе эволюции. Стилистическая мимикрия представляет собой типично паразитический случай: неприспособленный организм подражает социально адаптированной модели, которая из-за этого частично теряет некоторую степень своей защиты. В процессе социокультурной эволюции модель, как правило, уклоняется от имитатора, который ее догоняет.

Важный вклад в понимание механизмов архитектурной мимикрии вносят методология Ж.-Ф. Ланкло[4], предлагающая использовать в дизайне цвета окружающей природы, и методология Б. Ланге[5], связанная с изучением исторического контекста городского пространства.

  • [1] Rao J. Introduction to Camouflage and Deception. Delhi: Metcalf House, 1999.
  • [2] Puetz М. Mimesis // Theories of Media. Chicago: University of Chicago Press, 2002.
  • [3] Кашкин В. Б. Коммуникативная мимикрия и социальная власть [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kachkine. narod.ru/Articlea2003/Comm.Mimicri/htm (дата обращения: 25.11.2011).
  • [4] Lenclos J.-Ph., Lenclos D. Colors of the world: the geography of color; prefaceby F. Barre; translated by G. Bruhn. New York: Norton, 2004; Lenclos J.-Ph., Lenclos D. Couleurs de la France, Geographic de la Couleur. Paris: Le Moniteur, 1992; Lenclos J.-Ph., Lenclos D. Couleurs de l’Europe, Geographic de la couleur. Paris: Le Moniteur, 2003.
  • [5] Lange B. The Colours of Copenhagen. Copenhagen: The Royal DanishAcademy of Fine Arts, School of Architecture, 1997; Lange B. The Colours of Rome. Copenhagen: Royal Danish Academy of Fine Arts, School of Architecture Publishers, 1995.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой