Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика культурной среды провинциального города

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основную массу административно-территориальной России составляли небольшие города, которые формировались в первую очередь как административные, а не экономические или культурные центры. Это накладывало отпечаток на их внешний облик. В николаевское «регулярное» время составлялись типовые проекты казенных зданий для всех городов империи, что делало застройку центральных улиц стандартной. В центре… Читать ещё >

Специфика культурной среды провинциального города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Город как самостоятельная культурная единица начал заявлять о себе в России в XIX в. При небольшом росте числа городов за столетие (с 400 до 500 в Европейской части России) численность их населения увеличилась в 3,5 раза. Но и в конце XIX в. доля городского населения в России едва превышала 13%, что было в несколько раз меньше, чем в европейских странах. Тем не менее это почти 15 млн человек, что в несколько раз больше, чем население двух столиц. В конце XIX в. было всего 14 крупных городов с населением более 100 тыс. жителей. Только в этих городах появляется электрическое освещение, водопровод, трамвай, телефон, т. е. создаются особые условия городского быта.

Основную массу административно-территориальной России составляли небольшие города, которые формировались в первую очередь как административные, а не экономические или культурные центры. Это накладывало отпечаток на их внешний облик. В николаевское «регулярное» время составлялись типовые проекты казенных зданий для всех городов империи, что делало застройку центральных улиц стандартной. В центре располагались административные здания, торговые ряды, пожарная каланча, церковь. Обычно эту улицу мостили, она освещалась масляными или спиртовыми фонарями. Остальная часть города мало отличалась от сельской местности: деревянные постройки, утопающие в зелени садов, пыльные улицы. Таким образом, провинциальный город был как бы моделью всего чиновничьего государства.

Несколько иной облик имели портовые города (Одесса, Нижний Новгород, Саратов, Казань и др.), которые ориентировались на пристань или порт, вблизи которых располагался торговый центр. Набережная, как правило, была излюбленным местом гуляния горожан. Значительно изменились те города, через которые во второй половине XIX в. прошла железная дорога. Своеобразными культурными центрами стали вокзалы. Обычай превращать вокзалы в концертные площадки начался со времени строительства первой железной дороги в России от Петербурга до Царского Села. Дорога была убыточной. Чтобы привлечь публику, власти пригласили из Австрии «короля вальса» И. Штрауса дать несколько концертов в роскошном здании нового Павловского вокзала.

Строительство важнейшей для России железнодорожной магистрали между двумя столицами увенчалось возведением великолепных вокзальных зданий в Москве и в Петербурге (по проекту архитектора КА Тона). С тех пор здания вокзалов во многих небольших городках, как правило, строились по тому же образцу. Они выделялись своей парадной архитектурой, роскошью отделки и имели едва ли не лучший в городе ресторан и эстраду.

Культурные возможности городов зависели от культурно-образовательных учреждений. Выделялись университетские города.

(Петербург, Москва, Казань, Юрьев, Варшава, Одесса). В обычном губернском городе была гимназия, епархиальное училище, несколько частных учебных заведений, библиотека, семинария, краеведческий музей, иногда — институт и совсем редко — университет. Ключевую роль играли учебные заведения, в первую очередь гимназии, которые были в большинстве губернских городов. Вместе с начальными школами они составляли образовательную основу провинциального культурного пространства.;

Массовое появление гимназий началось в связи с образовательной реформой Александра I. В 1803—1804 гг. были законодательно установлены основные положения гимназического обучения. Однако далеко не сразу каждый губернский город России обзавелся гимназией. В правление Александра I в России их было 40, а училось в них не более 3 тыс. человек. Гимназии существовали в 70% губернских городов. Только Московский учебный округ имел полный штат средних учебных заведений.

В каждом губернском центре гимназия появилась к концу XIX в. Во многом способствовали этому местные благотворители. Их общественная активность возросла в реформаторское время, что и определило благополучное завершение проекта. В конце XIX в. максимальное количество гимназий имели густонаселенные учебные округа вокруг столичных университетов, минимальное — территории Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Систему гимназий дополняли приходские и начальные школы. Во второй половине XIX в. появилась массовая земская школа. Часть гимназий в это время дала начало лицеям, институтам, университетам (в Казани, Одессе, Харькове, Нежине).

Помимо подготовки специалистов для местных учреждений, губернские гимназии готовили молодых людей к поступлению в университеты. Так формировался контингент столичного студенчества, закладывалось мировоззрение интеллектуальной элиты страны. В тех губернских городах, где были еше и университеты или институты, преподаватели вузов часто работали и в гимназиях. Складывалась своего рода преемственность образовательной среды. В числе учителей гимназии в Казани были профессора математики Н. И. Лобачевский, М. Ф. Бартельс, профессор экономики П. С. Кондырев и другие. Директор пензенской гимназии И. И. Лажечников, автор известного исторического романа «Ледяной дом» («русский Вальтер Скотт», как называли его современники), пришел в гимназию с военной службы. Преподавание в губернской гимназии давало жизненный старт многим известным деятелям России. Тот же И. И. Лажечников стал вице-губернатором Твери. Учитель естественной истории в Черниговской гимназии И. А. Дубровин стал профессором и ректором Харьковского университета.

Те функции, которые выполняли учебные заведения в провинции, далеко выходили за рамки чисто образовательных. Вокруг них складывалась вся инфраструктура местного культурного мира. Большинство библиотек начинало работать именно при учебных заведениях, что нередко становилось истоком целого культурного движения.

Так, Публичная библиотека имени М. Ю. Лермонтова была открыта в Пензе в 1892 г. после десятилетней подготовки этого события, которое активизировало культурную жизнь в городе. Просьбы о пожертвованиях в библиотечный фонд были посланы многим известным писателям, ученым, общественным деятелям в России и в Европе. На этот призыв откликнулись Л. Н. Толстой, А. Н. Майков, Н. К. Михайловский. В адрес библиотеки прислали свои труды Э. Золя, Ж. Лемстр, А. Доде. Книги из личных собраний передали историк В. О. Ключевский, этнограф Ф. Ф. Чекалин, племянница писателя А. Н. Радищева и многие другие. Затем в городе открылась бесплатная народная читальня имени В. Г. Белинского.

Гимназии стали центрами массовых просветительских мероприятий: благотворительных публичных чтений, бесплатных уроков и образовательных курсов для бедных детей. Они содействовали тому, что все более значительное место в жизни провинциальных городов стали играть научные и просветительские общества, библиотеки, читальни. Сформировался и свой круг читателей: учителя, чиновничество, священнослужители, студенты, мещанство.

Разрешение «вольного» книгопечатания подтолкнуло к созданию типографий, издательских проектов. Уже в первой четверти XIX в. в провинции вышло более 400 наименований книг. С конца 30-х гг. повсеместно стали выходить «Губернские ведомости». А. И. Герцен иронически писал о «муках творчества» провинциальных публицистов: «Они думают, перечитывают „Библиотеку для чтения“, „Отечественные записки“, боятся, посягают и наконец пишут статейки». Появились и провинциальные журналы, Распределение периодических изданий между Санкт-Петербургом, Москвой и провинцией в первой четверти XIX в.

Город.

Петербург.

Москва.

Провинция.

;

;

Всего.

первыми из которых были «Казанский вестник» и «Заволжский муравей» в Казани, «Отечественный памятник» в Орле и Могилеве.

Мода на все «национальное» в николаевское время вызвала повышенный интерес к «вестям с мест». Соответствующие разделы появились и в центральной прессе. А в пореформенное время рубрики «Внутреннее обозрение», «По России», «Земская летопись» можно было встретить в каждом солидном журнале или газете. Русская общественная мысль впервые попыталась осознать место провинциальной культуры в «Очерках русской жизни» публициста Н. В. Шелгунова, которые в 1886—1890 гг. печатались в журнале «Русская мысль». А в 1897 г. тот же журнал опубликовал «Очерки провинциальной жизни» И. И. Иванюкова. Однако провинциальная пресса на порядок отставала от столичной и по массовости читателей, и по тиражам, и по остроте обсуждаемых проблем.

В провинции существовали своеобразные социальные связи: семейные узы, обычаи, стиль поведения. Поэтому провинциальная культура приобретала монолитный облик, рождая удивительный тип людей, которых можно назвать «обстоятельными талантами». Их отличала тяга к просвещению, самоуглубленность, не подверженная капризам модных веяний. Потому выходцы из провинций чаще удивляли обширностью и основательностью знаний, обоснованностью и продуманностью идей.

Например, основатель и «душа» нового сообщества музыкантов («Могучая кучка») М. А. Балакирев был родом из Нижнего Новгорода. Среди своих единомышленников он обладал наиболее обширными профессиональными знаниями, показав себя знатоком как европейской, так и национальной музыкальной культуры. Выдающийся филолог, искусствовед, академик Петербургской академии наук, профессор Московского университета Ф. И. Буслаев был знатоком языка, народных традиций и обрядов, древнерусской культуры, одним из учителей будущего императора Александра III. Лекции Ф. И. Буслаева в Московском университете слушал его земляк, будущий историк В. О. Ключевский. Благодаря реформам в системе образования этот сын священника смог покинуть свое сословие и, выдержав 16 экзаменов, поступил в Московский университет. В. О. Ключевский стал основоположником новой исторической школы. Среди его многочисленных учеников были известные историки и общественные деятели начала XX в.: П. Н. Милюков, А. А. Кизеветгер.

Провинция во многом повторила путь, который проделала культура Петербурга и Москвы в XVIII — начале XIX вв.: от европейского заимствования до выработки самостоятельных «воззрений». Уже европеизированный столичный город в XIX в. играл роль своего рода «заграницы». В провинциальных городах в течение XIX в. шло непростое сращивание собственной «самобытности» и модных столичных новаций: в системе образования, круге обсуждавшихся идей, театре, стиле общения, выборе читаемых книгах и т. п. Из столицы, словно из-за границы, приходили новинки европейской культуры, часто в форме официальных указов. Чего стоила, например, эпопея Николая I с утверждением единых фасадов зданий по всем губерниям, которая позволила Гоголю назвать Россию «фасадной империей».

Во второй половине XIX в. положение постепенно меняется. Все чаще провинция уже сама ищет и жадно усваивает новинки из столицы. Решающую роль в этой адаптации столичной культуры к местным условиям сыграла реформа образования 60—70-х гг. Главными ее героями стали земские учителя, что повысило роль местной интеллигенции и значительно увеличило ее ряды. Государственное и общественное реформаторство этого времени сыграло роль настоящей «эпохи Просвещения и просветителей» для губернских и уездных городов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой