Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Cвоеобразие византийского гуманизма

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многоязычная и многоликая византийская историография IV — первой половины VII в., включающая труды греческих, сирийских, латинских, коптских, армянских и других авторов, необычайно пестрая по своей политической и религиозной окраске, с большой наглядностью отразила всю сложность социально-политической борьбы в Византии этой переходной эпохи. В историографии, как и в жизни, происходили острые… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Определение места и роли человека в православной доктрине
    • 1. 1. Предназначения человека в византийском богословии
    • 1. 2. Оценка источников иконоборческого периода
    • 1. 3. Искусство времени иконоборчества
  • Глава 2. Философия и теология в системе византийского мышления
    • 2. 1. Cоотношение богословия и философии в византийской мысли
    • 2. 2. Соотношение между религией, теологией и философией
    • 2. 3. Средство интеллектуального освоения христианства
  • Глава 3. Культура средних веков и начала нового времени
    • 3. 1. Новое переосмысление античности
    • 3. 2. Судьба византийской культуры в первые десятилетия иноземного господства
    • 3. 3. Роль интеллектуалов в придворном мире поздней Византии
  • Заключение
  • Литература

Cвоеобразие византийского гуманизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Византийская культура — неотъемлемая часть европейской культуры средних веков.

Многоязычная и многоликая византийская историография IV — первой половины VII в., включающая труды греческих, сирийских, латинских, коптских, армянских и других авторов, необычайно пестрая по своей политической и религиозной окраске, с большой наглядностью отразила всю сложность социально-политической борьбы в Византии этой переходной эпохи.

В историографии, как и в жизни, происходили острые столкновения двух идеологических течений — идеологии уходившего рабовладельческого мира и идеологии нарождавшегося феодального общества, несшей семена прогресса, но вместе с тем уже скованной мертвящим дыханием христианской церковности.

В каждом из них были свои прогрессивные и консервативные черты. Наряду с «родимыми пятнами» рабовладельческой идеологии, присущими первому из этих течений, — презрением к рабам и к народным массам, сословными предрассудками, прославлением римской исключительности и высокомерным отношением к варварским народам, тайными симпатиями к умирающему язычеству, идеализацией древнего Рима, пессимизмом, свойственным общественным классам, уходящим с исторической арены, — оно все еще таило в себе огромную притягательную силу античной цивилизации.

У историков, принадлежавших к этому направлению, сохранялись научное понимание мира, хорошее знание жизни соседних племен и народов, античные философские представления, высокое ораторское искусство, чистота греческого языка.

Вместе с тем нарождавшаяся историография средневековья, наряду с прогрессивными чертами — отказ от рабовладельческой идеологии, переход от концепции римской исключительности к изображению всемирно исторического процесса, «уравнение» перед лицом истории всех народов, — несла на себе печать церковного догматизма, религиозной нетерпимости, пренебрежения к античной науке; в трудах историков этого направления наблюдалась тенденция к замене разума верой, что таило в себе опасность падения научного уровня исторических знаний, открывало возможности торжества мрачных суеверий, подчинения человеческой личности церковной догматике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб., 2006
  2. В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Том 1. Раннее христианство. Византия. — М. — СПб.: Университетская книга, 1999.
  3. А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов. — СПб.: Алетейя, 1998.
  4. А. Л. Философия и христианство // Сборник докладов конференции ≪Христианство и философия≫. М., 2000.
  5. С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.
  6. Жития святых, чтимых Православной церковью/ Сост. Филарет Черниговский. В 12 т. М.: издательство Сретенского монастыря. 2000.
  7. И.М. «Очерки византийской дипломатики», Ленинград. Издат. «Наука», 1988.
  8. С.А. Византийское юродство между Западом и Востоком // Византия между Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики. — СПб., 1999
  9. Игнатий Брянчанинов. «Слово в неделю православия» / Брянчанинов И. // Анафема. История и ХХ век / Составитель П. Паламарчук. — М.: издательство Сретенского монастыря, 1998.
  10. А. П. Византийская культура. СПб., 1997.
  11. А.В. Вселенские Соборы. Клин, 2002.
  12. Культура Византии XIII — первая половина XV в. (К XVIII международному конгрессу византинистов (8—15 августа) Наука, 1991
  13. Кущ Т. В. Византийский Seatgov конца XIV — XV в.: некоторые наблюдения // Античная древность и Средние века. Вып. 31. Екатеринбург, 2000.
  14. М.В. История Византии. ОГИЗ М.1940. Стр. 119.
  15. Летопись Феофана Исповедника / Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. (Под заведованием Бодянского О.М.) — М.: В университетской типографии на Старом Бульваре, 1891 г.
  16. Мазарис // Византийский сатирический диалог / подг. С. В. Поляковой и И. В. Феленковской. М., 1986.
  17. Мазарис // Византийский сатирический диалог / подг. С. В. Поляковой и И. В. Фелен-ковской. М., 1986.
  18. И.П. Византийский гуманизм — XV вв. — Л.: Издательство «Наука», 1976.
  19. И.П. Падение Константинополя в греко-итальянской гуманистической публицистике XV века // Византия между Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики. — СПб., 1993.
  20. Мейендорф Иоанн (протоиерей). Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы: Пер. с англ. В. Марутика. — Мн.: Лучи Софии, 2001. — 336 с.
  21. А.В. Из истории архивов Византийской церкви X—XV вв.. / А.В. Меньшиков// Отечественные архивы. — 2005. — №. 4.
  22. Никифор, патриарх Константинопольский. Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон / Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского — Минск, 2001.
  23. Плифон Георгий Гемист. Речи о реформах / пер. и предисл. Б. Т. Горянова // Византийский временник. 1953. Т. 6.
  24. Плифон Георгий Гемист. Речи о реформах / пер. и предисл. Б. Т. Горянова // Византийский временник. 1953. Т. 6. С. 386−412.
  25. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. — М., 1992. Т.1.
  26. С. В. Византийский сатирический диалог // Византийский сатирический диалог / подг. С. В. Поляковой и И. В. Феленковской. М., 1986.
  27. Правила Святого Вселенского Седьмого Собора, Никейского/Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями — М.: Паломник, 2000
  28. Преображенский П. Г Новые задачи по изучению древнего памятника византийской историографии — летописи преподобного Феофана Сигрианского. — Вена, 1912.
  29. Прп. Иоанн Дамаскин. Диалектика, или Философские главы. М., 1999.
  30. З.Г. Роль византийской школы в организации системы обучения в окружающих империю странах VII-ХП вв. // Византия между Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики. — СПб., 1994.
  31. А. И. Иоанн Грамматик Кесарийский (к характеристике византийской философии в VI в.) // Византийский Временник. 1988. Т. 49.
  32. А. А. Патрология и патристика. М., 2001.
  33. М.Я. Проблемы иконоборчества в Византии. Свердловск. 1948.
  34. В.И., Бородин О. Р. Византия и Запад: Культурные отношения в VII-ХП вв.// Византия между Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики. — СПб., 1999
  35. К.Н. Очерки по истории Византии. -М., 1917.
  36. К.Н. Очерки по истории иконоборческого движения в Византийской империи в VIII—IX вв.. Феофан и его хронография. М.: АНСССР, 1951
  37. С. Л. Две шкалы римской системы ценностей // Вестн. древ. истории. 1972. № 4. С. 19−33.
  38. К.В. Особенности византийской цивилизации. — М.: Наука, 2005.
  39. Хрестоматия по истории средних веков. / Под. ред. Грацианского Н. Л.: В 3 т., -М., 1946
  40. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. -М.: Большая Российская энциклопедия. Т. 3. 1995.
  41. А. А., Поляковская М. А. Интеллектуалы и власть в Византии // Византийские очерки: тр. рос. ученых к XIX междунар. конгрессу византинистов. М., 1996.
  42. И.В. Собрание символов и вероизложений Православной Церкви от времен апостольских до наших дней // Христианское чтение. 1869. — № 5
  43. К. Бог послал Сына Своего: Христология. М., 2003.
Заполнить форму текущей работой