Формирование навыков общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованных игр
Диссертация
Анализируя практику организации процесса общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, нами выявлены противоречия между сложностью формирования коммуникативных качеств у детей данной категории и недостаточной практической реализацией новых социально-культурных технологий, одной из которых является использование метода театрализованных игр. Как родовой метод… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Коммуникативная деятельность как объект научного исследования
- 1. 1. Основные подходы к исследованию проблемы общения в 15 современной отечественной практике
- 1. 2. Сущность и специфика формирования навыков общения у детей дошкольного возраста
- 1. 3. Задержка психического развития как категория нарушений, включающая нарушения коммуникативной деятельности
- ГЛАВА 2. Театрализация как средство развития навыков общения у детей с задержкой психического развития
- 2. 1. Театрализованная игра как вид игровой деятельности
- 2. 2. Роль театрализованных игр в развитии личности ребенка
- 2. 3. Социально-культурные технологии формирования коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой gQ психического развития
- ГЛАВА 3. I Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического 97 развития средствами театрализации
- 3. 1. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников, су задержкой психического развития средствами театрализации
- 3. 2. Обеспечение педагогических условий формирования навыков общения у дошкольников с задержкой jQg психического развития
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. -334с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психол. журн. -1985. Т. 4. — N 5. — С. 3 -18.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1983. -144с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы." — М.: Изд-во МГУ, 1990. 240 с.
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2001. — 191с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской.- М.: 1982.- 120с.
- Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. — М.: Изд-во МГУ, 1991. -150с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -338с.
- Ананьев Б. Т. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.—380с.I
- Ананьев Б. Г., Палей И. М. О психологической структуре личности // Проблемы личности. — М.: Наука, 1970. — С. 39−50.I
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 415с,
- Андреева Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я.Яноушека.
- М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 6−19.
- Аникеева: Н. П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989. С. 131.183.
- Анциферова JI. И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990. — С. 7−17.
- Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 2. — С. 126−129.17: Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1991.- С.5−10.
- Арушанова А. Коммуникативное развитие: Проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6, с. 97−103- № 7, с. 100−106.
- Ахутина Т.В., Панаева И. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей общения // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хамской. М., 1995. — С.160−170.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-меФодическое пособие. СПб.: Изд-во «Союз», 2001. — 310 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — ' 424с.
- Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.—311с.
- Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — JL: Изд-во ЛГУ, 1965.123с.
- Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 134 с.
- Бодалев А.А. Формирование личности — актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося. М.:
- Педагогика, 1980.- С. 6−9.
- Бодалев А. А. Личность в общении. — М.: Педагогика, 1983. 272с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 435с.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. — 207с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей // Учебно-методическое пособие.- М.: Гном-Пресс, 1999. 56 с.
- Бреслав П М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Брудный А.А. К теории коммуникативного взаимодействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1977.-С. 32−49.
- Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1977. С. 165 183.
- Брудный А. А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 64с.
- Буева JI.П. Общественные отношения и общение // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. С. 136−150.
- Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. -325с.
- Буева Л. П. Социокультурный опыт и механизм его освоения человеком // Культурный прогресс: Философские проблемы. — М.: Наука, 1984. -С. 68−90. .
- Вальдман А. В., Звартау Э. Э., Козловская М. М. Психофармакология эмоций. — М.: Медицина, 1876. 328 с.
- Василец Т.Б. Детский социальный театр как развивающая и психотерапевтическая площадка // Журнал практического психолога. -1998. № 5. — С.62−68.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. — 336с.
- Вересов Н., Хаккарайнен П. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001.• № 1.-С.37−46.
- Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис.канд. пед. наук.— СПб., 2000. t
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.:Изд-во МГУ, 1976.-142с, 46.* Вичев В. Общение как основа и источник социальной психики // Вичев В. Мораль и социальная психика / Под ред. Ю. А. Шерковина. М.: Прогресс, 1978.- С. 46−63.
- Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975.- № 6.-С. 8−17.
- Власова Т.А., Лубовский В. И., Никашина Н. А. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 173 с.
- Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 88 с.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФС^Р, 1956.-519с.52.' Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 328с. I
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-93с.
- Выготский Л.С., Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. 479с.55.* Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов н/Д: Феникс. — 1998. — 479с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992. 142с. I
- Гельгорн Э.-, Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М.: Мир, 1966.-672 с. 58.* Герт В. А. Общение как основа индивидуализации человека (методологический аспект исследований): Автореф. дис. канд. филос. наук. — Свердловск, 1982. 24с.
- Гончарова: Н. Театрализованные игры в коррекции заикания // Дошкольное воспитание. 1998. — № 3.
- Готовимся к школе. Програмно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /И.К.Белова, Р. В. Боглич, С. Г. Шевченко, И. А. Кузнецова и др.- М.: Ника-Пресс, 1997. 192 с.
- Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М.: Просвещение, 1990.- 144 с. t
- Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
- Даниленко О. И. Методологические проблемы изучения культуры общения // Методологические исследования культуры. JL: Изд-во ЛГИК, 1984. — С.79−87.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В .И. Jly бовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. — 256 с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной —М., 1987. С. 18−26.
- Джидарьян И. А. Психология общения и развития личности //I• Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 127−158.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.- Просвещение, 1987. — 207с.
- Дорожевец Т.В. Использование «сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. 1998. — № 5. — С.48−56.
- Доронова Т.Н., Доронова Е. Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. М., 1997. — 92 с.
- Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования.— М., 1997. С.38−46.
- Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии / Отв. ред. И. Т. Левыкин — М.: Наука, 1984. 268 с.
- Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: Автореф. дис.. канд. пед. наук.—М., 1988.- 22с.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1993.- 95 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986.
- Запорожец А. В. Эльконин Д. Б. Вклад ранних исследований А.Н.Леонтьева в развитие теории деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 14.-Психология. — 1979. — № 4. — С. 14−24.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей дет. сада и родителей.- М.:Просвещение, 1993.- 191 с.
- Зимняя И.А. Педагогическое общение как форма реализации учебного сотрудничества преподавателя и студентов // Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. — С.42−60.
- Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. — Киев: Наукова думка, 1981.—115 с.
- Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1976. —- 146с.
- Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации / Сост. Е. Л. Трусова.— Киев, 1991.
- Изард К. Е. Психология эмоций / Пер. с англ. А.Татлыбаевой. СПб.- М: — Харьков, 1999. — 460с.
- Изард К. Е. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980. 439с.
- Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. 169с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988 319с.
- Калашникова М.Б. Учет возрастной сензитивности при организации . коррекционной работы с младшими школьниками с задержкойпсихического развития / М. Б. Калашникова // Психол. наука и образование. 2002. — № 2. — С.67−74.
- Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр -дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек.
- Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет.садов. М.: Просвещение, 1982. — 191с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 1988. — 140 с.
- Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
- Кожевникова В.А. Особенности эмоциональной регуляции деятельности при решении задач нравственного выбора детьми 6−7 лет: Автореф.дис. канд. психол. наук.— Киев, 1990.- 24с.
- Коломинский Я. JI. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. 350с.
- Коломинский Я. JL, Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С.35−43.
- Колупаева Е.И. Психолого-педагогические и методические основы формирования личности ребенка средством театрального искусства: Учеб.-метод. Пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. — 62с.
- Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. 383с.
- Кон И. С. Л1оди и роли // Новый мир. 1970. — N 12. — С. 168−191.
- Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. — М.: Наука, 1979. С. 85−113.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: * Политиздат, 1987. — 366 с.
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5−9 лет. М.: «Издательство Гном и Д», 2001. — 48с.
- Коробейников B.C. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба. — М.: Политиздат, 1976. — 143 с.
- Крысин Л. П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. — М.: Наука. 1976. С. 42 131
- Кудрина Г. Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте // Развитие речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой.— М., 1990.
- Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.173с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1999. — С. 17−26.
- Куликов В.'н. Проблемы социальной психологии. — Иваново: Изд-во ИвГУ, 1979. 74с.104: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.-167с.
- Левыкин И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Мысль, 1975. —256с.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. — М: Наука, 1975.—С.106−123.
- Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. -365с.
- Леонтьев А.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: К обоснованию «педагогики сотрудничества» // Вестн. высш. шк. 1989.- № 11. С. 39−48.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.—304с.
- О.Леонтьев А. Н. Общее понятие деятельности // Основы теории речевой деятельности. — М., Наука, 1974. — С. 5−20.
- Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. — 1990. № 7. — С. 18−22.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. —144с.
- ИЗ. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологическийжурнал. i981. — № 5. — С.3−23.
- Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопр. филос.- 1979. N 8. — С. 34−47.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С. 64−93.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.-С. 124−135.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии: вместо введения // Проблема общения в психологии. — М.- Наука, 1881. С. 3−23.
- Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. С. 151−164.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.:Изд-во МГУ, 1979. — 319с.
- Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ рещения проблем ребенка / Перев. с англ. Л. Р. Мошинской. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.-320с.
- Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.— М.: Просвещение, 1971. 415с. t
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком в период раннего детства). СПб.: Речь, 2002.- 176с. t
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.- М., 1993. 148 с.
- Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. Вступ. ст. и общ. ред. А. А. Бодалева и А. Б. Добрович. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
- Мухина В. С. Детская психология. 2-е изд. — М.: Апрель Пресс- М.:1. ЭКСМО Пресс, 1999. 352с.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: «Речь», 2002. — 240с.
- Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1984. — 301 с.
- Нудельман' М. М. Методы исследования воображения аномальных детей.— М., 1978.
- Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 150с.
- Обухова Л.' Ф. Детская психология: Учеб. пособие для вузов / Пед. об-во России. 2-е изд. — М., 1999. — 444с.
- Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стерхиной.,-М., 1990.
- Павленко ' Г. В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1988. 24с.
- Цанферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1971. -№ 7. — С. 126 — 131.1. 4 '. ' .
- Парыгин Б.Д. К . вопросу о структуре социально-психологического общения // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. — Л., 1970. С.23−29.
- Парыгин Д. Социальная психология как наука, — Л.:Лениздат, 1967.—263с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития //Дефектология. 1972. — № 3. — С. 3−9.
- Петрова Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2001. -№ 4. — С.32−40.
- Петрова Т.И., Сергеева E.JL, Петрова E.G. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: разработки занятий для всехIвозрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная Пресса, 2003.-128с.
- Петровская JI. А. Компетентность в общении: Социально1психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровский А. В. К психологии активности личности // Вопр. психол. -1975.-№ 2.-С.26−38.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.—254с.
- Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психологияI• коллектива-. —М.: Просвещение, 1978. — 173 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и франц./Вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина.-М., 1994.
- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие / Моск. пед. ун.т. -М.: Рос. пед. агенство, 1996.-269с.tt
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.— М., 1997.- С. 14−27.
- Познание и общение / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, М. Коул. -М.: Наука, 1988. 208 с.
- Понамарев Я.А., Гаджиев Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе // Психология творчества / Под ред. Я. А. Понамарева. — М.: Наука, 1990. —С. 92−103.
- Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. -280с.
- Психологические исследования общения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. — М.: Наука, 1985. —344 с.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой. — М.: Наука, 1979. — 335 с.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой и М. И. Бобневой. — М.: Наука, 1976. 368с.
- Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М: Педагогика, 1981.—223с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой.— М.: «Полиграф сервис», 1998. -226с.1.
- Развитие: • Программа нового поколения для дошкольныхобразовательных учреждений: Младшая группа / Под ред. О. М.
- Дьяченко.— М.: Гном-Пресс, 1999.-88с.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Подготовительная группа / Под ред. О. М. Дьяченко.— М.: Гном-Пресс, 1999. — 86с.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Средняя группа / Под ред. О. М. Дьяченко.— М.: Гном-Пресс, 1999. 89с.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Старшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко.-^ М.: Гном-Пресс, 1999.- 88с.
- Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для '- педагогов дошк. Учреждений. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.-224с.
- Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. А. Ждан. М.: Изд-во Моск. унив-та, 1986. — С. 200−231.
- Родионова Е.А. Общение как условие формирования личности. — М.: Наука, 1981.—С. 118−134.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — 2-е изд. — М.:1. Педагогика, 1976. 416с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра — М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 224с.
- Рузская А. Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. 1988. — № 3. — С.37−45.
- Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр (в детском саду) // Дошкольное воспитание. 1988. — № 8. — С.55−58.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М, 1990.- С.38−47.
- Смирнова Е.А., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со . сверстниками // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 167−174.
- Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Развитие речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой М., 1990.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учеб. для вузов и училищ: Школа-Пресс, 1997. 383с.
- Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.5−13.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. — 1997.- №, 6, 10, 12- 1998, № 2.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр — творчество — дети»// Дошкольное воспитание. 1996. — № 8, 9,11.
- Социальные изменения и образ мира у шестилетних детей / М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, С. Д. Пьянкова, Ю. Д. Черткова // Мир психологии. 2002. — № 1. — С.99−105.
- Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. — М.- Наука, 1979. — 344 с.
- Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. М.: Педагогика, 1981. — 141с.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т.— М., 1959. Т. 3−6.
- Станкин М.И. Психология общения: курс лекций: М.: ИнститутI• практической психологии, 1996. 296 с.
- Степанова А. Л. Социальное и художественное развитие младшихJшкольников средствами театрализованной, деятельности: Дис.. канд. пед. наук.— М., 1987. 169с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — М., Медицина, 1965. 334с.
- Толстых А, В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. — М.: Педагогика, 1988. —128 с.
- Трусова Е. JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1986. 24с.
- Ульенкова.У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М, 1990.-228с.
- Урунтаева.: Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.- 219с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М., 1993.
- Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой.— М.: Гуманит. йзд. центр ВЛАДОС, 1999. 216с.
- Фрейд 3. «Я и Оно»": Труды разных лет: Пер. с нем.— Тбилиси: Мерани,. 1991.-397с.
- Шаляпин Ф.И. Собр.соч. Т.1. — М.: Искусство, 1957. — С.349.
- Шевченко С.Г. Знания и представления об окружающем мире //Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой,
- Эльконин Д. Б. Психология игры.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-359с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.- Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.
- Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. и науч. редакция: А. А. Алексеев. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.- 415с.
- Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления: Пер. с нем. — М.: Изд-во ACT ЛТД- Львов: Инициатива, 1998. — 475с.
- Ядов В. А. Взаимосвязь социологического и социально-психологического подходов к исследованию образа жизни // Психология жизни и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1987. С. 89−93.
- Якобсон М.П. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964.-144с. ,
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.— М.: Педагогика, 1984.- 87с. '
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Dance F.E.X. The Concept of Communication // Journal of Communication. 1970. Vol. 20, № 2.
- Kirk S.A., Gallagher J. J. Edicaton exception children.— Boston: Haghton Mifflin.