Искусство Древнего Востока
Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы были украшены скульптурами и деревянными поделками. Трёхэтажные постройки имели огромные залы, живописные стены, украшенные драгоценными камнями, золотыми и серебряными растениями и образами животных. Фасады украшали заострёнными арками и балконами. С дворца Ганга по направлению шли… Читать ещё >
Содержание
- Искусство Древнего Востока поражает своим многообразием и уникальностью, что в значительной степени повлияло на формирование и характер современной культуры
Древним Востоком называют обычно Египет и страны, расположенные обычно в долине Евфрата и Тигра. Это название в наше время совершенно условно и употребляется только как пережиток периода римского владычества, когда и Египет и Двуречье, входя в состав римской провинции (Восток) по отношению к Риму были действительно Востоком. Однако, исследования 19−20 веков показали, что понятие «Древний Восток» следует значительно расширить. Таким образом, в понятия «Древний Восток» входят: Египет, страны Двуречья, Палестина, Сиро-Финикия, Северная Сирия с северным Двуречьем, центральное плоскогорье Малой Азии (страна Хеттов), страна Урарту, Древнее Закавказье, Иранское плоскогорье с Эламом, области по реке Инду и его притокам, а в последнее время, стало возможным также включить область древнего Хорезма (Средняя Азия); Китай.
Историческое значение искусства Древнего Востока огромно. К этой ступени развития мирового искусства восходит и эллинская античность, и западное и восточное средневековье. В сравнении с искусством доклассового общества, Искусство Востока знаменует огромный шаг вперед.
Лишь здесь впервые можно говорить об единстве стиля в разных видах искусства. Суровая дисциплина всего древневосточного общества сказалась и в художественном творчестве.
В основе искусства Древнего Востока лежит более ясное миропонимание, четкое представление о мировом порядке, богато разработанная мифология, развитые художественные идеи. Передовой для того времени была и основная тема этого искусства: прославление сильного и деятельного человека, хотя правда, человек этот обычно представлялся в образе деспота. В этом сильном, могучем человеке уже пробудилась жажда счастья, личного спасения, искание правды, вера в ее осуществимость, и это вносило черты гуманности в его образ.
На Востоке значительно ослабли первобытные магические воззрения на искусство и, наоборот, усилилось стремление к созданию больших и величественных памятников. В них человек подчинял своему замыслу огромные массы камня и претворял их в целостный изобразительный цикл или в огромную архитектурную композицию.
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Индии, Китая возникла на основе всего, что было первобытными предшественниками.
1. Искусство Древнего Египта.
Древний Египет первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство.
Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было также позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего будет внутри мощной защищенной отсвета и посторонних взглядов усыпальнице пирамиде.
Самая ранняя из египетских пирамид пирамида фараона Джоссера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница к небу.
Пирамида Джоссера
Имя ее строителя Имхотеп. Пирамида
Джоссера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов, не отличавшегося еще стройностью общей планировки.
Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи масдаба, поставленных одна на другую. Из-за такой конструкции ее называют ступенчатой.
Гробница Джоссера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного материала камень.
Усыпальница Джоссера важна и по своей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение.
Было осознанно и осуществлено основное здание начало расти вверх и камень был определен, как главный материал египетского монументального зодчества.
Пирамида Джоссера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид классического типа.
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина три великие пирамиды в долине Гиза. В них были захоронены три известных правителя Древнего Египта отец, сын и внук.
Первый из них, Хеопс, был погребен в гранитном склепе внутри величественной пирамиды, которая носит его имя. Площадь пирамиды Хеопса 52 900 кв.м. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор. На ее строительство было затрачено 2,5 кубических километров камня, она возвышается на 147 м., единственный вход в нее расположен на высоте 15 м. от основания на северной стороне. Стороны пирамиды точно ориентированны на север, юг, восток и запад. В древности она вся была покрыта полированным гранитом, который местами сохранился и до нынешних времен.
Вторая пирамида в Гизе принадлежит сыну Хеопса, Хефрену. Она несколько меньше, но производит не менее величественное впечатление. В ее комплекс входит пирамида-гробница, храм мертвых восточной стороны, в котором царь еще при жизни приносил жертвы богам, а также дорога, выводящая из долины, и храм в конце нее, в котором тело покойного царя бальзамировали перед захоронением.
Третья пирамида в Гизе была построена как гробница для сына Хефрена царя Микерина. Она вдвое меньше пирамиды Хеопса, но так же, как и две выше названные включает в свой монументальный ансамбль номинальный храм на горе, храм в долине и соединяющую их галерею.
Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с телом льва и головой человека фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу его египетского правителя. Самый большой сфинкс до сих пор стережет пирамиду Хефрена.
Сфинкс фараона Хефрена в Гизе.
Первая половина 3 тыс. до н.э.
Сфинкс фараона Хефрена — гигантский лев с человеческим лицом (лицом самого Хефрена), высечен из скалы и достигает высоты 21 метр, а длины около 73 метров.
Список литературы
- Верман, К. История искусства всех времен и народов. Т.1: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX стоетия — М.: АСТ, 2001. — 944с.
- Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен/П.П. Гнедич. М., 2000. С.29−54.
- Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира / Н. А. Дмитриева, Н. А. Виноградова.- М., 1986.- С.178−183.
- Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М. В. Алпатов и др. изд., испр. и доп. М.: «Просвещение», 1987. 288 с., ил.
- История Древнего Востока /Под ред. В. И. Кузищина.- М., 2003.- С.12−58.
- Любимов, Л. Искусство древнего мира/ Л. Любимов.- М., 1980.- С. 5−38.
- Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи/ Н. Петровский, А. Белов — Л., 1973. С.68−96.
- Словарь античности /пер. с нем. — М., 1994.- С. 264.
- Янсон, Х.В. Основы истории искусств/ Х. В. Янсон. — СПб., 1996. С. 52−60.