Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Французские шпалеры в собрании Радищевского музея

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шпалеру отличают нарядная декоративность, легкое изящество и непринужденно построенная композиция. На лоне природы, среди раскидистых деревьев пастушеская идиллия — прекрасная пастушка, пасущая коз, и юноша с собакой, предлагающий ей рыбу. Грациозно склоненные головки и изящные жесты. Все рассчитано на впечатление деревенского уединения. Стремясь подчеркнуть сближение с природой и ее настроением… Читать ещё >

Французские шпалеры в собрании Радищевского музея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Французские шпалеры в собрании Радищевского музея

Изменение вкусов общества на рубеже XVII—XVIII вв. обусловило изменение стиля как в архитектуре, так и в прикладном искусстве. В этот период в искусстве Франции складывается новое стилистическое направление — рококо. Заказчиков привлекает искусство изысканное и утонченное. Желание окружить себя комфортом вызвало преображение и архитектуры и прикладного искусства. Пышные дворцовые залы сменяют небольшие камерные салоны и уютные будуары, в украшении которых господствуют развитая декоративность, обилие завитков, легкие панели с золочеными бордюрами и зеркала. Предметы интерьера — мебель, ткани, фарфоровые вазы — образуют неразрывное целое с внутренней отделкой комнат. Изменилось и место стенных ковров в убранстве помещений, шпалера должна была прежде всего стать органичной частью изысканного ансамбля интерьера рококо, и конечно, это не могло не повлечь за собой изменения стиля художественного ткачества. Торжественные, монументальные композиции ковров, обрамленных широким бордюром, которые так подходили к громадным дворцовым залам, оказались слишком громоздкими для небольших зданий и комнат этой эпохи. Крупные декоративные формы, характерные для второй половины XVII в., сменяются более легкими, героические сюжеты — галантными. Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи — пастораль.

Несомненно, одним из стилеобразующих факторов является развитие орнамента, и немаловажную роль в создании нового стиля сыграли работы художников-декораторов, таких как Ж.-М. Оппенор, Н. Пино, Ж. О. Мейсонье, а также декоративные композиции К. Жилло и А. Ватто. Свойственная рококо тяга к экзотике находит свое отражение в разработанных ими орнаментальных мотивах, которые использовались для оформления интерьеров, украшения тканей и т. п. Среди них можно встретить персонажей comediadell? arte, сценки из жизни китайцев, растительные экзотические мотивы. Изощренность вкуса требовала постоянной новизны и необычности, и художники вводят в свои декоративные композиции забавные сценки с обезьянами (сэнжри), заменяя ими человеческие фигуры: обезьяны катаются на коньках, лечат друг друга, музицируют.

На фрагменте нижнего бордюра шпалеры из собрания Радищевского музея также изображены сценки с играющими обезьянками и сатирами, которые резвятся среди цветов и ваз с фруктами на светлом золотисто-желтом фоне. Композиция бордюра решена в легкой, причудливой, несколько фривольной манере, столь характерной для искусства первой четверти XVIII в., в так называемом стиле регентства. В самом орнаментальном решении чувствуется переработка мотивов ренессансного гротеска. Капризное нагромождение форм, получеловеческие, полузвериные фигуры сатиров, резвящиеся обезьянки, обрамленные прихотливыми завитками, и почти материальная осязаемость лежащих в вазах плодов, — все линии изогнуты, подвижны, все это еще симметрично, но так изящно и легко скомпоновано, что в этом чувствуется переход к декору XVIII столетия. Искусное изображение птиц, обезьян и сатиров свидетельствует о незаурядном мастерстве ткачей. Подобные бордюры, обрамляя центральный сюжет шпалеры, придавали ей изысканную орнаментальность. К сожалению, бордюр не имеет тканого клейма, и поэтому возникают сложности с датировкой и местом производства. Однако вышесказанное позволяет предположить, что данный бордюр был частью шпалеры, выполненной французскими мастерами на рубеже XVII—XVIII вв.

В середине XVIII в. необычайной популярностью пользуются небольшие шпалеры-пасторали. «Сельские сцены» украшают аристократические салоны и будуары. Темы, еще недавно казавшиеся низкими и некрасивыми, сегодня увлекают своей новизной. На смену античным богам и богиням приходят пастушки, рыбаки, служанки — представители третьего сословия.

Если стиль барокко в архитектуре и прикладном искусстве стремился к возможно большей силе впечатления, то в рококо считается главным праздник жизни, утонченное наслаждение, а основными сюжетами становятся пасторали, галантные празднества, любовные сцены, где сама природа и оживляющие ее фигурки отмечены намеренной изысканностью. Водяная мельница, живописные руины, изящные пастушки, сидящие под сенью деревьев у ручья, юноши, ловящие рыбу, — излюбленные темы живописных работ и Франсуа Буше — яркого представителя французского рококо. Первый художник короля, директор Королевской академии живописи и скульптуры, директор мануфактуры Бове, Буше олицетворял единение живописи и прикладного искусства и несомненно оказал большое влияние на формирование нового стиля. Он обладал необычайным декоративным даром, который проявился не только в живописи, но и в прикладном искусстве. Кроме живописных работ, Буше создавал театральные декорации, эскизы костюмов, рисунки для вееров. По его эскизам создавались картоны, которые были крайне популярны и часто повторялись, подвергаясь многим стилистическим изменениям, ткачами шпалерных мануфактур Бове и Обюссона. Как живописные полотна Буше, так и шпалеры-пасторали, созданные по его картонам, с легкостью становились частью интерьера.

В 30-е г. XVIII столетия Ф. Буше совершил путешествие в Бове вместе с Ж.-Б. Удри для подготовки эскизов к шпалерам и в его рисунках нашла отражение скромная природа тех мест. Он пишет с натуры реальные уголки в окрестностях Бове: крестьянские хижины, водяные мельницы на берегах тихих речек, местных прачек и рыбаков. Многие рисунки Буше стали, главным образом, этюдами к картинам или послужили основой для создания картонов для шпалер. Примером могут служитьдва рисунка с изображениеммельницы из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина — «Мельница» Французский рисунок XVI—XVIII вв.еков. Из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина. М.: «Изобразительноеискусство», 1977. № 14.и «Пейзаж с мельницей"Тамже. № 15. (Илл. 4). Изображенный мотив — мельница, ручей, рыбак, ловящий рыбу, — все это с небольшими вариантами мы можем увидеть на настенных коврах, вытканных мастерами Обюссона, в частности на шпалерах «Пейзаж с водяной мельницей» из собрания Радищевского музея и «Водяная мельница» или «Мельница в Шератоне» из коллекции ШевальеChevalier. D, Chevalier P, Bertrand P. E. Les tapisseries D’Aubusson et de Felletin (1437−1791).С. 146.

Шпалера «Пейзаж с водяной мельницей"Инв.№ П-2113. Шерсть, шёлк, 5 нитейосновына 1 см. 201×244 см.(Илл. 2) поступила в Саратовский Радищевский музей в 1885 г. от его основателя А. П. Боголюбова и была записана в инвентарной книге и в Указателе музеяУказательРадищевскогомузеявСаратове. Саратов. ТипографияГубернскогоправления, 1886. С. 40, № 6. как «Сельская сцена по рисунку Буше».

Шпалеру отличают нарядная декоративность, легкое изящество и непринужденно построенная композиция. На лоне природы, среди раскидистых деревьев пастушеская идиллия — прекрасная пастушка, пасущая коз, и юноша с собакой, предлагающий ей рыбу. Грациозно склоненные головки и изящные жесты. Все рассчитано на впечатление деревенского уединения. Стремясь подчеркнуть сближение с природой и ее настроением, Буше вводит в декоративную композицию легкий пейзаж — раскидистые деревья, горбатый мостик, перекинутый через реку, мельничное колесо и т. п. От бордюра, обрамлявшего центральную часть ковра, сохранились только верхняя и нижняя стороны. Он выполнен в виде узкой желто-коричневой полосы, перевитой кремовой лентой, украшенной цветами и листьями аканта. Шпалера соткана из шерстяных и шелковых нитей. Лица, волосы, одежда персонажей, стена мельницы выполнены ткачами в нюансах одного тона. Яркие цвета барокко сменяются нежными, пастельными. На первый план выступают приглушенные, вянущие тона — кремово-белый, светло-желтый, кофейно-коричневый.

Близкая по типу шпалера «Водяная мельница», или «Мельница в Шератоне» (Илл. 3) выполненная в мастерских Обюссона в 1755—1759 гг., находится в коллекции Шевалье (AnciennecollectionChevalier) и воспроизведена в книге, посвященной шпалерному ткачеству Обюссона и ФелетенаChevalier D., Chevalier P., Bertrand P. F. Op.сit.С. 146. Композиции шпалер очень близки — слева изображение водяной мельницы, деревянные мостки, изящно сгруппированные купы деревьев, на переднем плане пасущиеся козы и овцы, а справа — сидящие под деревьями пастушка и рыболов, предлагающий ей рыбу. Однако в центре нашей шпалеры — девушка в нежно-розовом платье и ослик с плетеными корзинами и только фрагмент мельницы, а на ковре из собрания Шевалье здание изображено полностью и дополнено фигурами рыбака, ловящего рыбу, и женщины, стоящей на мостках. Кроме того, фигуры рыбака и пастушки, а также трактовка лиц персонажей на шпалере из собрания Шевалье переданы беспомощно, рисунок неточен, особенно бросаются в глаза погрешности в передаче движения.

К сожалению, «Пейзаж с водяной мельницей» из собрания Радищевского музея не имеет тканых клейм. Однако несомненное стилистическое сходство в изображении фигур, деталей пейзажа со шпалерой из собрания Шевалье, а также с изображениями на коврах из собрания Государственного Эрмитажа «Сельские развлечения» и «Цыганка» Бирюкова Н. Ю. Французские шпалеры конца XV—XX вв.ека в собрании Эрмитажа. Аврора, Л.1974. № 83,84., выполненных в Обюссоне, позволяет сделать предположение об их принадлежности к одной и той же мастерской.

Как отмечает известный исследователь шпалерного ткачества Н. Ю. Бирюкова, шпалерам из Обюссона и Фелетена свойственны более смелая стилизация изображений и несколько наивная трактовка фигур и пейзажа, а также условная, построенная на преобладании сочетания синих, зеленых и коричневых тонов красочная гаммаБирюкова Н. Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII—XVIII вв. Л., 1972.С. 61. Шпалеры из Обюссона и Фелетена отличаются более рубчатой фактурой, чем гобелены или ковры из Бове, поскольку шерсть, из которой ткались эти шпалеры, более низкого качества.

Вышесказанное позволяет предположить, что «Пейзаж с водяной мельницей» был выполнен на мануфактуре Обюссона в середине XVIII в. по картонам Ф. Буше.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой