Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Своеобразие культуры нового времени в ее развитии (от ренессанса до наших дней)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие товаро-денежных отношений требовало большего, чем это было ранее, практицизма в жизни, а значит, вело к расшатыванию догматизма и авторитаризма в мировоззрении. Рождающаяся буржуазия остро нуждалась в полезных знаниях и умениях и ценила ученость. Тенденция к изменению мировоззрения проявилась уже в позднем Средневековье. В XIII в. в учении Фомы Аквинского была развита доктрина «двойной… Читать ещё >

Своеобразие культуры нового времени в ее развитии (от ренессанса до наших дней) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕНЕССАНСНЫЕ ПОПЫТКИ ЗЕМНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

Цивилизационные изменения в Европе эпохи Возрождения

Многие исследователи не случайно считают период Возрождения, или Ренессанса (от франц. renaissance — возрождение) переходным от Средневековья к так называемому Новому времени. В Европе этот переход оказался наиболее рельефно проявившимся, наиболее ранним и ярким в Италии. Более поздним, но очевидным, — в северных и центрально-европейских странах, менее заметным — в восточноевропейских. В последних, в том числе в славянских землях, временная растянутость переходных процессов и их незавершенность сделали элементы Ренессанса размытыми. В Западной Европе Ренессанс, как сдвиг в жизни общества, проявился компактно и мощно. Рассматривая его процессуально, ученые выделяют подготовительный этап «проторенессанс?» в Италии XIII—XIV вв. После этого в европейской идейности и культурном развитии в XIV—XVI вв. произошли существенные изменения, которые, кроме Италии, захватили ряд других стран (Францию, Германию, Англию, Испанию и т. д.). Некоторые исследователи находили нечто ренессансное в развитии Китая, в Средней Азии.

Ренессанс повсюду вроде бы отталкивался от «темных» веков, от Средневековья, но многое и наследовал от него. Границы между поздним Средневековьем, Ренессансом и Новым временем достаточно зыбки. Изменения, происходившие в период Возрождения в цивилизации и культуре Европы, — заметны, важны, и, в то же время, противоречивы, неоднородны, разновременны. В этот период становящаяся европейская цивилизация рождается в качестве рыночной с преобладанием товарного производства. Постепенно преодолевается натуральный характер хозяйств и утверждается доминирование денежной формы доходов. Это обусловливает изменение отношений в господствующих слоях общества и (позже) их отношений с другими его слоями.

Изменяется характер светской, в частности королевской власти. На смену феодально-договорному принципу («первый среди равных») приходит власть самодержавного типа, расширившая свой суверенитет и увеличившая доходы. И хотя рыночность (товарность) хозяйства плохо совмещается с деспотизмом власти, переход к ней совершается при посредстве замены мелкого деспотизма крупным. Последний помогает разрушить внутренние (и частично внешние) преграды для свободы товаро-денежных отношений, свободы торговли. Как ни странно, в этих условиях абсолютистский деспотизм оказался «демократичнее» мелкого. Перед «королем-солнце» все были равны. Во всяком случае, перед ним уравнивались знатность и богатство его подданных.

Развитие товаро-денежных отношений требовало большего, чем это было ранее, практицизма в жизни, а значит, вело к расшатыванию догматизма и авторитаризма в мировоззрении. Рождающаяся буржуазия остро нуждалась в полезных знаниях и умениях и ценила ученость. Тенденция к изменению мировоззрения проявилась уже в позднем Средневековье. В XIII в. в учении Фомы Аквинского была развита доктрина «двойной истины»: истины веры и истины знания (разума). Согласно этой доктрине, хотя истины знания всегда должны согласовываться с высшей истиной — истиной веры (не противоречить ей), они имеют сферу своего действия (природу, доступную опыту) и опираются на опыт и логику. Таким образом, открывались и оправдывались пути опытного, эмпирического и рационально-логического познания и, что не менее важно, — путь к разграничению юрисдикций Церкви и науки, Церкви и государства. Это, в частности, позволило оживить в практике элементы римского права. В развитии правовых отношений стали нуждаться европейские общества, отношения между людьми в которых менялись. Для того чтобы новые отношения узаконить наилучшим образом, и было использовано прекрасно разработанное римское право, которое переосмысляли, приспосабливая к новым условиям.

Вообще античное наследие — наследие богатейшей цивилизации — вдруг было как бы заново обнаружено и приобрело практический смысл, словно бы действительно возрождаясь. Оно оказалось необходимым и наиболее удобным для оформления новых правовых и политических отношений, нового в искусстве, этике, эстетике, натурфилософии. Оно стало пригодным для выражения секуляризованного, светского мышления. Поэтому естественным стало стремление довольно многих людей к античной образованности, тяга к воспитанию в античном (по форме) духе детей в господствующих слоях общества. В связи с этим появляются и особого рода люди — знатоки и ценители античного наследия, так называемые «гуманисты». Жизнь в это время впитывала в себя многое из античности и из недавнего прошлого (из культуры Средних веков). Все это перерабатывалось, смешиваясь, без рабского следования чемулибо. Заимствовались формы осмысления и представления нового, еще становящегося, самостоятельно не оформившегося. И формы эти приспосабливались к условиям современности.

Общие цивилизационные сдвиги в Европе ренессансной не просто заметны. Они были действительно существенны. Кроме указанных выше начинающихся изменений в характере хозяйствования, началась экспансия торговая, связанная с Великими географическими открытиями. Географические и астрономические открытия (Г. Галилея, Дж. Бруно, Н. Коперника) привели к новому взгляду на Вселенную. Мир, окружающий человека, внезапно расширился. Появились новые ошеломляющие знания о нем, стал быстро нарастать интерес к его познанию. Все эти изменения — в хозяйстве, во взглядах на мир, на жизнь — повели к изменениям в отношениях между людьми, их восприятия жизни, природы, самих себя и себе подобных. Последнее уже явно касается собственно культуры, существенных изменений в ней.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой