Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа означает выполнение ряда функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организациях культуры работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели, определяемые как искусство точно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
    • 1. Понятие «оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа
    • 2. Упорядочение принципов и функций менеджмента в процессе внедрения инновационных технологий
    • 3. Специфика самоменеджмента учреждений культурнодосугового типа
  • Глава II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
    • 1. Моделирование ведущий способ внедрения инновационных технологий менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа
    • 2. Программирование — ведущий способ совершенствования менеджмента учреждений культурно-досугового типа
    • 3. Маркетинг — ведущий способ совершенствования менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа

Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что менеджмент учреждения культурно-досугового типа не является системой, в структуре которой множество социальных сущностей (коллектив учреждения культуры, аудитория постоянная, переменная и потенциальная, актив учреждения культуры и т. д.). Отсюда эффективность менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа не обеспечивает реализацию целей, актуальных задач, соответствующих функций и принципов.

Следовательно, менеджмент учреждений культурно-досугового типа не способствует достижению оптимального результата, находящегося в зависимости от определенной решаемой задачи.

Менеджмент учреждений культурно-досугового типа не является гибким и динамичным, ибо каждый штатный специалист, занимающийся управленческой деятельностью среди населения, не создает условия для внедрения инновационных технологий. Отклик на нововведения, предложенные населением, пусть даже локального, местного масштаба, мог бы стать основой для более гибкой, динамичной управленческой деятельности учреждения культурно-досугового типа, которая опирается на ценностные ориентации.

Потребности и запросы населения, формирующиеся при включении личности в определенные нормативные системы, формы жизнедеятельности учреждения культурно-досугового типа, содействуют выработке соответствующих целей и задач учреждения культурно-досугового типа, решение которых требует внедрения инновационных технологий менеджмента.

В менеджменте учреждений культурно-досугового типа и особенно в коллективе художественной самодеятельности, где устанавливаются наиболее прочные коллективные связи между субъектами, где создаются условия для коллективного освоения культуры, оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента происходит наиболее сложно.

Менеджмент учреждений культурно-досугового типа обеспечивает все стороны жизнедеятельности управляемого объекта, решая при этом две основные задачи: поддержание функционирования этой системы в соответствии с нормативными требованиями и целенаправленное воздействие на функционирование коллектива, обеспечивающее его изменения в запланированном направлении.

По характеру управляющих воздействий менеджмент в учреждении культурно-досугового типа следует рассматривать как процесс, в котором административное управление осуществляется отдельными актами и фрагментами деятельности и сводится к поддержанию связи между ними или изменению их в нужном направлении. К этому типу управления относятся и вопросы организации и изменения технологических процессов, финансовой политики, создания коммерческой службы.

Процесс внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа является центральным и определяющим звеном его адаптации к рыночным отношениям. В технологии менеджмента ведущим актом является принятие управленческих решений (единоличных и коллективных) и контроль за степенью и характером реализации этих решений. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимодополняют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального практического смысла.

Актуальность вышеперечисленных проблем, их теоретико-технологическое и практическое значение обусловили содержание и направление диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Менеджмент учреждений культурно-досугового типа является феноменом, который рассматривается многими науками: педагогикой, культурологией, социологией, психологией.

Для нашего исследования актуальными являются взгляды и положения о человеке как субъекте процесса управления, воздействия субъекта на объект в процессе деятельности. Оптимальное управление в любой сфере жизнедеятельности общества, в том числе в учреждениях культурно-досугового типа, предполагает наличие управляемой системы. Поэтому большой интерес для нас представляли исследования по общей теории систем P.JI. Акофа, А. И. Берга, JI. Берталанфи, К. Боулдинга, Н. Винера, У. Р. Эшби и других.

Основоположниками общего менеджмента считаются зарубежные ученые: П. Лоуренс, Дж. Лорш, Ф. Филлер, Р. Моклер, разработавшие теорию управления. Американские ученые Г. Кунц и С. О. Доннел предприняли попытку систематизации имеющихся научных знаний в управлении, а Ч. Барнард разработал теорию сотрудничества и теорию кооперированных систем.

Родоначальником классической школы менеджмента считается Ф. Тейлор и его последователи М. Фоллет, Р. Шелтон, которые рассматривают организацию как закрытую систему, не связанную с внешней средой.

Другое направление в развитии зарубежного менеджмента представлено в трудах Ч. Барнарда, Г. Саймонса, И. Ансоффа, Р. Сайерда, Д. Марча, рассматривающих организацию как систему, как единое целое и разработавших основные функции системы.

Общеметодологические подходы разработаны Л. Берталанфи, А. Рапопортом, К. Боулдингом. Научные труды отечественных ученых, исследовавших проблемы управленческой деятельности: А. И. Арнольдова, Г. А. Аванесовой, О. С. Виханского, П. А. Кохно, Б. Г. Литвак, А. Моль, Я. Р. Рейльяна, В. А. Микрюкова, Э. А. Орловой, К. Э. Разлогова, В. И. Толстыхразработаны не менее фундаментально с учетом российского менталитета и тем самым более полезны для изучения с точки зрения концептуальных подходов к управлению в сфере культуры:

Исходя из цели и задач, поставленных в данном диссертационном исследовании поиска оптимального процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа основной интерес представляют научные труды культурологов, педагогов, управленцев, экономистов отечественной школы.

Поэтому были изучены теоретические положения: о сущности, структуре управленческого процесса, конкретные методики использования менеджмента (Г.М. Бирженюк, Т. И. Заславская, В. Н. Иванов, А. С. Кулагин,.

A.M. Марков, Р. В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко) — о сущности социальных технологий менеджмента (В.Г. Афанасьев, А. И. Зайцев, Э. С. Маркарян, Н. Стефанов) — о применении технологий менеджмента в системе воспитательных воздействий (А.С. Каргин, Н. П. Лапшин, Ю. Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов) — многообразие социальных технологий (В.В. Богдан, В.М. Шепель), прошлый и современный опыт внедрения социальных технологий (С.Б. Брижатова, М. С. Жиров, В. В. Чижиков, О.П. Ширлев) — многоплановость целевого предназначения социальных и социокультурных технологий (Г.А. Герасимов, А. А. Гусева, Л. Я. Дятченко. О. А. Дейненко, С. Е. Домбровский, Г. Я. Тульчинский, B.C. Садовская, Л. П. Селазнина, В.М. Чижиков).

Теоретические концепции и возможности развития интересов и потребностей личности в учреждениях культурно-досугового типа изложены в трудах Т. И. Баклановой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Л. С. Зориловой, А. С, Каргина, Е. И. Смирновой. Общие вопросы системной методологии менеджмента раскрыты в трудах А. И. Арнольдова, В. Г. Афанасьева, Е. В. Клеппер, Н. В. Кротовой, А. Н. Лабейкина, Н. А, Паршикова, В. Е. Триодина,.

B.В, Туева, Г. Л. Тульчинского, В. М. Чижикова, В. В. Чижикова, Н. Н. Ярошенко.

Повышение интереса ученых к управленческой деятельности связано с повышением ее роли в самостоятельном жизнеобеспечении, поиске внутренних резервов учреждений культурно-досугового типа в развитии как экономики, так и культуры.

Для нашего исследования первостепенное значение имел учебник Н. В, Кротовой и Е. Клеппер «Управление персоналом», в котором менеджмент персонала рассматривается как система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер, создающих условия для оптимального функционирования и развития человеческого капитала.

Важное значение для нашего исследования имело и учебное пособие В. М. Чижикова, В. В. Чижикова «Введение в социокультурный менеджмент» (М.: МГУКИ, 2003), где рассматриваются теоретические и практические проблемы менеджмента социально-культурной деятельности, показаны механизмы управления, специфика технологий в учреждениях культурно-досугового типа.

Позитивно оценивая деятельность работы философов, социологов, экономистов, педагогов, культурологов следует отметить, что ни один из них не рассматривает обозначенную нами тему специально.

Проблема исследования — вытекает из противоречия между потребностью общества в совершенствовании деятельности учреждений культурно-досугового типа и положением дел при планировании и программировании, моделировании менеджмента.

Объект исследования — менеджмент учреждений культурно-досугового типа.

Предмет исследования — оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа.

Цель исследования — разработка основных компонентов технологического процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа.

Базами исследования были избраны экспериментальное государственное учреждение культуры города Москвы, Дом культуры «Рублево» и контрольный Дом культуры «Автомобилистов» города Москвы.

Задачи исследования:

— уточнить понятия «менеджмент учреждений культурно-досугового типа»;

— раскрыть понятие «оптимизация процесса внедрения инновационных технологий»;

— выявить основные направления совершенствования процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа;

— определить структуру и содержание, функциональное назначение социально-культурных факторов с позиций оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в учреждениях культурно-досугового типаразработать комплексную социально-культурную программу, проверить её эффективность в ходе экспериментальной работы и на этой основе разработать рекомендации по оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа;

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа может быть наиболее успешным, если будет осуществляться с позиций целостного технологического подхода, обеспечивающего единую целостную систему способную к адаптации в сложных и динамичных социальных условиях, организуемый специалистами-профессионалами процесса способного развития человека как личности и как субъекта, способного жить на уровне данной культуры.

Основные компоненты оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа: культурная политика, структура системы управления, распределения функций, построения и использования специализированной технологии формирования культурно-досуговой программыструктура потребления населением культурных услугдеятельность менеджера по регулированию влияния объективных и субъективных факторов.

Влияние объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на представление менеджера об окружающем мире, ориентируют его в социально-культурном пространстве, происходит прямо или опосредованно. Поэтому единый технологический подход к процессу оптимизации внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа диссертант осуществлял последовательно: анализ современного состояния культурных потребностей населения, культурной среды, материально-технической базы, финансирования и кадровой политики, осмысление потенциала менеджмента на основе имеющихся резервов.

Диссертант рассматривает инновационные технологии менеджмента как комплекс планируемых, проектируемых, моделируемых взаимосвязанных компонентов (программ и услуг), направленных на решение конкретных социальных и культурных задач. Процесс создания и реализации инновационных технологий менеджмента осуществляется на базе деятельности целостной концептуальной модели.

Методы исследования: автор диссертации использовал методы, адекватные поставленным задачам и цели, опираясь на общенаучные методы познания: анализ, систематизация теоретических данных, статистические методы, моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов, изучение текущих материалов, обобщение, сравнительный анализ и синтез данных, опытно-экспериментальная работа, построение научных теорий и гипотез, классификация и типология выводов исследования.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка. Создание различного типа социально-культурных программ и проведение опытно-формирующего эксперимента потребовали введения целого комплекса вышеуказанных методов. В процессе изучения было опрошено 100 городских и 100 сельских специалистов в сфере менеджмента учреждений культурно-досугового типа г. Москвы и Московской области. Около 300 специалистов учреждений культурно-досугового типа участвовали в процессе формирования культурно-досуговых программ различного типа.

Базы исследования. Экспериментальная база — Дом культуры «Рублёво» г. Москвы. Контрольная база — Дом культуры «Автомобилистов» г. Москвы.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа — с 2004 года по 2007 год.

На первом этапе (2004г.) изучалось состояние разработанности проблемы в социальной, психолого-педагогической и управленческой научной литературе. Анализировалась теория формирования культурно-досуговых программ, созданная в исследованиях ученых Московского государственного университета культуры и искусств. Велось наблюдение за подготовленностью к практической деятельности специалистов в условиях рыночных отношений по реализации инновационных технологий менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа.

Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На этом этапе были использованы результаты комплексного социально-педагогического исследования в русле региональной программы «Духовная культура как фактор социального развития Москвы».

На втором этапе исследования (2005;2006 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа, для чего использовались методы: сравнительного анализа документации, научной и методической литературыорганизаторской, творческой деятельности менеджмента социально-культурной деятельности.

Для осуществления опытно-экспериментальной работы диссертант использовал учреждения культурно-досугового типа, решавшие технологические задачи менеджмента.

Социально-педагогический эксперимент проводился в г. Москве в Доме культуры «Рублево» и Доме культуры «Автомобилистов», которые имеют идентичные параметры.

В соответствии с поставленными в диссертации задачами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научных методов: теоретический анализ литературных источников, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, анализ письменных работ, отчетов участников самодеятельных коллективов, социально-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

На всех этапах исследования проводились анкетирование и интервьюирование посетителей учреждений культурно-досугового типа, участвующих в эксперименте.

Наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось во время проведения юбилейных торжеств и праздников. Применялись сплошные и выборочные наблюдения во время посещения информационно-просветительных, художественно-публицистических и культурно-развлекательных программ.

В беседах с членами любительских объединений, участниками художественной самодеятельности, постоянными посетителями учреждений культуры выяснялись мотивы их участия в культурно-досуговой деятельности.

Экспериментальная работа проходила с участием деятельности постоянных членов клубов по интересам, участников самодеятельных коллективов, специалистов всех уровней.

Целью эксперимента являлся поиск совершенствования технологий менеджмента, оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельности учреждений культурно-досугового типа.

В ходе эксперимента проходило внедрение инновационных технологий менеджмента в рамках разработанных целевых и комплексных программ, утвержденных Правительством Москвы.

Анализируя первичные данные о менеджменте учреждений культурно-досугового типа, уровне компетентности специалистов, диссертант пришел к необходимости, определить наиболее эффективные технологии, обеспечивающие оптимизацию процесса внедрения инноваций.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) проводился анализ полученных фактологических данных. Создавалась обобщенная модель оптимизации процесса внедрения инновационных технологий культурно-досугового типа.

Осуществлялись подведение итогов данных наблюдений, бесед, анкетного опроса, статистической обработки результатов, интервью, совместной деятельности учреждений культурно-досугового типапоиск взаимосвязи общих и специальных компонентов оптимизации процесса внедрения инновационных технологий, их корреляции через овладение различными видами деятельности, динамики формирования у специалистов навыков составления культурно-досуговых программ.

Научная новизна исследования заключается в том, что: уточнено содержание понятий «инновационные технологии менеджмента учреждений культурно-досугового типа»;

— раскрыто взаимодействие различных компонентов, составляющих технологию менеджмента учреждений культурно-досугового типа, формирования целевых и комплексных программ с использованием личностных ресурсов, которые служат теоретической основой определения путей и средств оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента культурно-досугового типадоказано непосредственное позитивное влияние социально-культурных факторов (культурная политика, реформы управления, структуры учреждений культурно-досугового типа) на оптимизацию процесса внедрения инновационных технологий менеджмента культурно-досугового типа;

— выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия (советы, собрания, заседания, деятельность на объекте) активного воздействия участников различных формирований и объединений, клубов по интересам в оптимизации процесса профессиональной деятельности на основе сложившихся традиций посредством увеличения значимости социально направленных компонентов, за счёт использования научно-ориентированного функционального подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в ней материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и обобщённой научной информацией об оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа.

Разработана модель оптимизации процесса внедрения, соединяющая результативно-деятельностный, мотивационный, интеллектуальный, творческий и оценочно-прогностический компоненты. В основе моделиактивные методы построения социально-культурной программы, важнейшие детерминанты выбора и способы использования, типология и эффективность оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельности учреждений культурно-досугового типа.

Рассмотрены компоненты создания социально-культурных программ на основе государственной поддержки культурысохранение регионально-национальных традиций общественной жизнифинансовое и кадровое обеспечение деятельности учреждений культурно-досугового типасоздание условий (курсов, базы) для подготовки специалистов по разработке инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа обусловлена целостной стороной мировосприятия специалистов и сотрудников, связанных в этом взаимодействии функциональными отношениями, создающих педагогические условия для эффективного внедрения инноваций;

2. Менеджмент учреждений культурно-досугового типа функционирует на основе объективных и духовных потребностей населения, которые вступают в противоречие с возможностями учреждений культурно-досугового типа культурной политики с учётом исторически сложившихся традиций досуга и культуры.

3. Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа характеризуется спецификой социокультурной среды, характером педагогической интеграции учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа в социуме и синтеза их деятельности в ходе реализации конкретных культурно-досуговых программ.

4. Трансформация функций учреждений культурно-досугового типа как центров общения расширяет и усиливает педагогическое содержание инновационных технологий менеджмента, усиливает социально ориентированное воспитание и образование;

5. Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента включает разработку социально-культурных программ, интеграцию социального, культурного, творческого видов деятельности и представляет целостный процесс взаимодействия социализированных и индивидуализированных компонентов с проектируемыми параметрами в зависимости от целей, задач, возрастных особенностей аудитории и содержательной стороны рекламы и паблик рилейшнз.

Практическая значимость работы.

Материалы исследования были использованы при подготовке ряда целевых программ, определяющих перспективное развитие экспериментального Дома культуры «Рублево» г. Москвы.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться при чтении курса «Деятельность учреждений культуры», а также при проведении исследований творческой лаборатории «Инновационные технологии социально-культурной деятельности» на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Методические и содержательные результаты исследования могут быть использованы при оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа.

Выводы диссертационного исследования также могут быть использованы для разработки социальных планов развития учреждения культурно-досугового типа. Полученные данные имеют как региональное, так и универсальное значение, что позволяет использовать их в различных ситуациях.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались на заседаниях кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Содержание и положения диссертационного исследования были изложены в выступлениях с научными докладами и сообщениями на республиканских, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях:

— Московской региональной научно-теоретической конференции «О проблемах культуры в условиях рынка России» с докладом «Проблемы менеджмента учреждений культурно-досуговой деятельности», Москва, 2004;

Межрегиональной научно-практической конференции «Культура и высшая школа: проблемы и перспективы» с сообщением «Значение поиска инновационных технологий менеджмента», Москва, 2005;

— Международный научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности» с докладом «Теоретические основы внедрения инновационных управленческих технологий в культурно-досуговой деятельности», Москва, 2006.

Достоверность полученных результатов обеспечена актом о внедрении в деятельность учреждений культурно-досугового типа, теоретико-методической обоснованностью позиций исследования, системным применением комплекса исследовательских методов, адекватных поставленным в диссертации целям, задачам, объекту и предмету научного анализа, многолетней и многоаспектной изыскательской работой автора, опорой на широкий массив научных источников, соотношением полученных в исследовании результатов с результатами других смежных исследований, проведенной апробацией результатов в современной практике учебного процесса вузов культуры и искусства, в выступлениях на всероссийских, региональных и межвузовских конференциях.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования следует подчеркнуть, что все поставленные в диссертации задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

В нашей стране технологии менеджмента учреждений культурно-досугового типа со всеми его многочисленными аспектами ранее не изучались, так как они противоречили принципам, стилю и методам управления социалистическим производством. Отрицание научного управления означало игнорирование многих важнейших путей эффективного хозяйствования, возможностей роста производительности труда, рационализации структуры управления, материально-финансовой сбалансированности ресурсов.

В характеристике менеджмента учреждений культурно-досугового типа используются подходы, которые трактуют его как науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей, управляющих организацией. Менеджмент учреждений культурно-досугового типа характеризуется, прежде всего, как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют оптимальный процесс внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа.

Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа означает выполнение ряда функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организациях культуры работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели, определяемые как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента социально-культурной деятельности. Подобным искусством обязаны обладать менеджеры социально-культурной деятельности, чья работа состоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей фирмы. Поэтому менеджмент учреждений культурно-досугового типа нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

Следовательно, коммерческая деятельность учреждений культурно-досугового типа зависит не только от объективных факторов (международных событий, состояния экономики, политики, научно-технического прогресса, социокультурного состояния), но и субъективных (конкурентов, потребителей, государственных законов). Непосредственная роль в решении многих вопросов и развитие производства зависит от личных качеств менеджера социально-культурной деятельности и его инициативы. Взаимодействие же менеджера с различными общественными, государственными и другими структурами — необходимый и самый важный элемент в деятельности учреждений культурно-досугового типа, где происходит процесс функционирования, но и умения правильно управлять этим производством с учетом всех вышеперечисленных факторов.

Менеджмент в учреждениях культурно-досугового типа предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, владеющего как общими основами науки управления, так и специфическими знаниями и умениями в области управления менеджмента, инноваций управления персоналом и технологией.

Менеджер — это тонкий психолог, который может добиться желаемого результата, используя средства и методы, наиболее применяемые только к определенной творческой личности. Знание психологии — необходимое условие, так как оно поможет избежать конфликтов в процессе творческой деятельности.

Немаловажными чертами менеджера социально-культурной деятельности является честность и порядочность по отношению к творческой личности и тем, кто работает в этой сфере, он должен обладать высоким уровнем интеллекта и знаний, представительной внешностью, здравым смыслом, инициативностью и высокой степенью уверенности в себе.

Развитие и функционирование инновационных технологий менеджмента в учреждениях культурно-досугового типа невозможно без профессионализма и умения организовать любую аудиторию. Менеджеру учреждения культурно-досугового типа недостаточно уметь найти и почувствовать талант, предвидеть тот вид деятельности, результат которого принесет воспитательный результат. Менеджеру необходимо иметь педагогические способности, чтобы организовать деятельность с учетом экономических, социокультурных и политических факторов, уметь находить и устанавливать связи с различными структурами как государственного, так и коммерческого характера.

В конечном счете, чтобы заработать прибыль, необходимую для выживания учреждения культуры, необходимо постоянно следить за окружающей средой, в которой оно функционирует. Ведь именно здесь содержится ее главная цель. Поэтому, чтобы определить свою культурную миссию, руководство учреждения культурно-досугового типа должно ответить на два вопроса: «Кто наши клиенты?», «Какие потребности клиентов мы можем удовлетворить?» «Клиентом» в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации, клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами.

На всех этапах деятельности специалисты учреждения культурно-досугового типа находят свое выражение в культурно-досуговых программах, в правильном выборе и ориентации на потребности посетителя. Четкость, конкретность этих целей во многом определяются всесторонней аргументацией менеджера в объяснении самому себе и обществу причин возникновения менеджмента учреждения культурно-досугового типа и характера его деятельности.

Определение целей учреждения культурно-досугового типа особенно релевантно между понятиями «ради прибыли» и «не ради прибыли», характеризующими его деятельность. Классификация учреждений культурнодосугового типа в зависимости от целей получения прибыли может быть представлена двумя основными типами:

— учреждения, субсидируемые правительством (фондами) и не ставящие перед собой цель получения прибыли;

— учреждения, созданные для получения прибыли и функционирующие на основе конкурентной борьбы.

Выживаемость учреждений культурно-досугового типа зависит от общественной значимости их деятельности. В то же время они не могут полагаться только на государственные и иные субсидии, а должны развивать собственную коммерческую инфраструктуру, доходы от которой пойдут на реализацию уставных целей.

В западных странах сложилось три способа финансирования организаций культуры: государственный, за счет местных властей, частный. «Американские неприбыльные театральные и концертные организации в отличие от западноевропейских лишь 14% всей помощи черпают из государственной казныостальное предоставляется фондами, корпорациями, частными лицами. Здесь хорошо развит опыт смешанной государственно-частной поддержки».26.

В нашей стране учреждение культуры на основе совершенствования менеджмента социально-культурной деятельности в условиях рынка может рассчитывать на достижение внутренней согласованности всех элементов управления, и оказать влияние на адаптацию личности к условиям рынка.

26 Глаголев А. И. Экономические отношения в художественной культуре. Т.1. Западный опыт. М. 1991. С. 41.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Абанкина Т. В. Десять замечаний о так называемом культурном маркетинге // Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. М., 1990.
  2. В.И. Творческое введение в исследование художественной культуры // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищных предприятий. М., 1984.
  3. Ю.П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. — 127 с.
  4. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие / А. Я. Айзенберг. М.: Высшая школа, 1986.126 с.
  5. Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие / Л. А. Акимова. М.: МГУКИ, 2003. — 122 с.
  6. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. статей. -М.: МГУК, 1995.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Изд-во БГУ, 1990.- 560 с.
  8. В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань, 1994.-246с.
  9. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1980.-416с.
  10. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.: Экономика, 1991, — 415 с.
  11. М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М. А. Ариарский. СПб.: СПбГУКИ, 1999.- 530 с.
  12. А.И. Культурная политика: реалии и тенденции / А. И. Арнольдов. М.:МГУКИ, 2002, — 63 с.
  13. Н.Арнольдов А. И. Человек и мир культуры / А. И. Арнольдов. М., 1992.237 с.
  14. А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1979. -151 с.
  15. В.Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев.- М.: Политиздат, 1975. 408 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М., 1989.-558 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  18. В.Г. Методика исследования системы политического образования / В. Г. Байкова, В. П. Васильев, Г. Т. Журавлев, В. Н. Зенков, И. Е. Кокорев, В. М. Соколов. -М.: Мысль, 1974. 91 с.
  19. Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие / Н. К. Бакланова. М.: МГУКИ, 2003. — 222 с.
  20. С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. // Педагогика. 2002. № 4.
  21. В.Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. -М.: Педагогика, 1982.- 287 с.
  22. Н. А. Судьба человека в современном мире: Статьи, письма / Н. А. Бердяев. // Новый мир. 1990. № 1.- С. 207−232.
  23. И.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / И. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995, — 336 с.
  24. Бестужев-Лада И. В. Досуг XXI века: будущее свободного времени / И.В. Бестужев-Лада. // Клуб. 1998. № 6.
  25. В.М. Вопросы общего воспитания. / В. М. Бехтерев. М., 1910.383 с.
  26. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1991, — 413 с.
  27. Г. М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / Г. М. Бирженюк, А. П. Марков. СПб., 1992.- 126 с.
  28. П.П. Избранные педагогические и психологические произведения в 2-х т. Т. 1 / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  29. Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учеб. пособие / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2000.- 44 с.
  30. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях, системах воспитания: Учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов н/Д, 1999.- 560 с.
  31. Е.В. Педагогические основы межкультурного общения / Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко. Тирасполь, 2000, — 80 с.
  32. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. — 352 с.
  33. Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  34. Ю.С. Феномены социокультурного пространства / Ю. С. Борцов, Д. В. Матяш, Г. С. Харламова. Ростов н/Д, 2000.- 356 с.
  35. В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. М., 1994.208 с.
  36. В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. СПб.: Профессия, 2004.
  37. Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М., 1997,214 с.
  38. О.С. О роли художественного начала в педагогической деятельности / О. С. Булатова. // Педагогика. 2005. № 3, с. 53−60.
  39. Н.К., Дымников А. И. Планирование и организация производственно-финансовой деятельности ТЭП. Л., 1984.
  40. Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие / Ю. В. Василькова. М.: Академия, 2001.- 160 с.
  41. Введение в педагогическую культуру: Учеб пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 1995, — 172 с.
  42. А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер. СПб.: Университетская книга, 1999. — 565 с.
  43. Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Д. М. Вердиев. -Ростов н/Д, 1999, — 37 с.
  44. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2000.- 176 с.
  45. Ю.Г. Многомерный мир современного человека / Ю. Г. Волков, B.C. Поликарпов. М&bdquo- 1998, — 286 с.
  46. А.Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, — М., 1998.
  47. В.В. Технология воспитания: Пособие / В. В. Воронов. М.: Школьная пресса, 2000. — 96 с.
  48. Выготский J1.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский, — М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 534 с.
  49. Г. М. Управляемость культуры и управление культурными процессами / Г. М. Галуцкий. М., 1998. — 464 с.
  50. А.Г. Образование подключается к рынку / А. Г. Глинчикова. // Политические исследования. 1997. № 4, с.174−184.
  51. Глобальное образование: Глоссарий. / Сост. Л. В. Левчук. Ростов н/Д, 1997. -44 с.
  52. А.И. Совершенствование интернациональных и нравственных качеств личности в истории педагогических систем: Учеб. пособие / А. И. Головня, А. Н. Шпак. М., 1992.
  53. Г. Г. Деловое общение / Г. Г. Гольцов, А. С. Ковальчук, — Орел: НПЦ, 1999, — 128 с.
  54. И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект: Учеб. пособие / И. И. Горлова. Краснодар, 1998.- 319 с.
  55. А.З., Добровенский B.C., Шевелев В. А. Аналитическое, аудиторское обеспечение доходности капитала на предприятиях. М., 1993.
  56. Государственная культурная политика в документах и материалах. /Отв. ред. Б. Ю. Сорочкин.- СПб., 2001.
  57. Гражданский кодекс РФ: ч. 1, 2, 3. По состоянию на 1 сентября 2004 г. М.: НЦПИ, 2004. — 448 с.
  58. .А. Массовое сознание / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987, — 368 с.
  59. О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. В. Гукаленко. Ростов н/Д, 2000. — 47 с.
  60. Гуманитарное пространство современной культуры: В 2-х ч. Ч. 2. Философия. Культурология. Образование. Ростов н/Д, 2005. — 200 с.
  61. П.С. Культурология: Учебник, — 3-е изд., перераб. и доп./ П. С. Гуревич. М., 1999.-288 с.
  62. Гусинский Э, Н. Образование личности / Э. Н. Гусинский. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.
  63. В.Е. В зеркале философии / В. Е. Давидович. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-445 с.
  64. В.Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. -Ростов н/Д: РГУ, 1979, — 261 с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.:Педагогика, 1986. 240 с.
  66. Г. Г. Социально-экономическая проблема театрального искусства. М&bdquo- 1982.
  67. А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Я. Данилюк, — Ростов н/Д, 2001. 37 с.
  68. С.Д. Экологическая педагогика и психология: Учеб. пособие / С. Д. Дерябо, В. А. Левин Ростов н/Д: Феникс, 1996, — 480 с.
  69. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие
  70. А.Н. Джуринский. М.: Владос, 1999. — 200 с.
  71. А.Х. Теория и методика социально-педагогической деятельности парков культуры и отдыха / А. Х. Дзиов. М.: МГУКИ, 2003.
  72. Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.- 208 с.
  73. Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации / Э. Д. Днепров. СПб., 1994.- 118 с.
  74. В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие / В. З. Дуликов, — М.: МГУКИ, 2003, — 88 с.
  75. Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Г. А. Евтеева. Л., 1980, — 35 с.
  76. .С. Социальная культурология: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. / Б. С. Ерасов.- М.: Аспект Пресс, 2000. — 591 с.
  77. А.Д. Кулыурно-досуговая деятельность как общественный феномен / А. Д. Жарков. // Вестник МГУКИ, 2003. № 2, с. 72−79.
  78. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. М.: Профиздат, 2002, — 287 с.
  79. Л.С. Деятельность учреждений культуры. М., МГУКИ, 2000.
  80. Л.С. Деятельность учреяедений культуры: Учеб. пособие / Л. С. Жаркова. М.: МГУКИ, 2000. — 179 с.
  81. Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры. М., МГУК, 1994.
  82. Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л. С. Жаркова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. -М., 1994, — 112 с.
  83. Л.Н. Проблемы потребления и воспитания личности / Л. Н. Жилина, Н. Т. Фролова, — М.: Мысль, 1969, — 109 с.
  84. В.В. Мир художественной культуры / В. В. Журавлев. М.: Мысль, 1987.-237 с.
  85. П. Маркетинг в малом и среднем бизнесе. М.
  86. В.И. Методология и методика социально-педагогическогоисследования / В. И. Загвязинский. Тюмень, 1995.- 97 с.
  87. Закон РФ «Об образовании». Ф.З. РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Юркнига, 2004. — 96 с.
  88. Н.К. Программа курса «Основы межкультурного общения / Н. К. Иконникова.// Социс. 1995. № 7.
  89. С.Н. Высшее образование на рубеже веков/ С. Н. Иконникова. -СПб., 1999.
  90. С.Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова.- Л.: Лениздат, 1987.205 с.
  91. С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд., перераб. и доп. / С. Н. Иконникова. — СПб., 2005. — 474 с.
  92. И. Основы христианской культуры / И. Ильин. // Встреча. 1991. № 9.
  93. И. Путь к очевидности / И.Ильин. М., 1993.- 430 с.
  94. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сборн. науч. трудов. /Под ред. А. Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2000. — 215 с.
  95. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. ст. (Редкол.: Е. Л. Кудрина и др.). Кемерово, 1999. — 181 с.
  96. Информация и научные исследования культуры: Сб. науч. трудов. НИИ культуры. М., 1988.- 154 с.
  97. Л.Г. Основания социокультурного анализа / Л. Г. Ионин. -М., 1995.
  98. Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. 2-е изд. / Л. Г. Ионин. — М.: Логос, 1996.- 278 с.
  99. В.П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной сферы / В. П. Исаенко.- М.: МГУКИ, 2002.
  100. М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.416 с.
  101. С.В. Модульная система обучения / С. В. Кайнова. // Человек и труд. 1998. № 2.
  102. З.И. Педагогика гуманизма / З. И. Калмыкова. М., 1990.
  103. А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях / А. В. Каменец.- М., 1998, — 41 с.
  104. Л.В. Нетрадиционные подходы к проблеме совершенствования человека / Л. В. Катаева. М., 1994.
  105. И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. Т .4. Ч. 2 / И. Кант.- М., 1965.- С. 107−430.
  106. И. О педагогике. М.: Наука, 1980, — 134 с.
  107. А.С. Народная художественная культура: Учеб. пособие / А. С. Каргин. М., 1997.-288 с.
  108. А.С. Культурология: Учебник / А. С. Кармин. СПб., 2001. — 829 с.
  109. Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий: Автореф. дис.. док. пед. наук / Н. К. Карпова. Ростов н/Д: РГПУ, 1996.- 43 с.
  110. С.А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы: Учеб. пособие / С. А. Касаткина. М.: МГУКИ, 2001.
  111. Н.Ф. Агитационно-пропагандистская работа большевиков в войсках и тылу белогвардейцев в период 1918—1920 гг../ Н. Ф. Катков. Л.: ЛГУ, 1977.- 168 с.
  112. М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. М., 1995, — 176 с.
  113. Клубоведение: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1972. -318 с.
  114. А.С. Исследование и проектирование социально-культурной деятельности / А. С. Ковальчук, М. Г. Ковальчук.- Орел: ОГИИК, 2001.- 112 с.
  115. А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пособие / А. С. Ковальчук.- 4-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2006, — 256 с.
  116. А.С. Социально-культурная деятельность как феномен социального образования / А. С. Ковальчук.- Ростов н/Д: РГУ, 2005.- 160 с.
  117. Е.М. Библиотека в системе региональной культуры: Автореф. дис. учен, степени канд. филос. наук /Е.М. Колесникова. Ростов н/Д, 2000.
  118. Концепция модернизации российского общества на период до 2010 г. // Российская газета. 2000. 9 июня, с. 8.
  119. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М., 1990.
  120. И.Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. -Ростов н/Д, 1997.- 112 с.
  121. А.Н. Проблемы информационного взаимодействия в обществе: Филос.-социол. анализ / А. Н. Кочергин, В. З. Коган. -М.: Наука, 1980. 176 с.
  122. А.Н. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев.- Новосибирск: Наука, 1987.-221 с.
  123. А.И. Культурология: Учеб. пособие. / А. И. Кравченко. М.: Академич. проект, 2001. -496 с.
  124. Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие / Ю. Д. Красильников. М., 1993.
  125. П. А. Этика / П. А. Кропоткин. М.: Политиздат, 1991.- 493 с.
  126. Крупенин A. J1. Эффективный учитель / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. -Ростов н/Д: Феникс, 1995, — 480 с.
  127. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова.-М., 1990.- 142 с.
  128. Кто умнее, тот здоровее // Педагогический вестник. 2001. № 5.
  129. Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика / Ф. А. Кузин. М.: Ось, 2002.
  130. Н.В. Методы исследований педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970, — 114 с.
  131. B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушкин,-Ростов н/Д: Феникс, 2000. 448 с.
  132. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т. А. Куликова. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  133. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С. В. Кульневич. Ростов н/Д: Учитель, 2001. — 160 с.
  134. Культура межнационального общения. /Сост. М. Ю. Лихобабин. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ, ВШ, 2003. — 172 с.
  135. Культура России 2006−2010 гг. Федеральная целевая программа // Культура: управление, экономика, право. 2006. № 1. С. 38−46.
  136. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. / Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М., 1998, — 296 с.
  137. Культурно-досуговая деятельность / Под науч. ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. -М., 1998.- 461 с.
  138. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. М., МГУКИ, 1998.
  139. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие. / Под ред. Т. А. Ремизовой. -М.: Просвещение, 1974.- 272 с.
  140. Культурология. XX век. Энциклопедический словарь: В 2-х т. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1998, — 446 с.
  141. Культурология. XX век. Энциклопедический словарь: В 2-х т. Т.2. СПб., 1998.-446 с.
  142. Культурология: Учеб. пособие / Науч. ред. Г. В. Драч. 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 608 с.
  143. А.С. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / А. С. Лабейкин. М., 2001. — 46 с.
  144. В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы.
  145. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001. — 288 с.
  146. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации / Н. И. Лапин. -М., 2000, — 194 с.
  147. И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / И. Т. Левыкин. М: Мысль, 1975, — 256 с.
  148. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования / В. Т. Лисовский // Педагогика. 1998. № 4. С. 40−46.
  149. Э.М. Инновация как социокультурный феномен: Дисс. д-ра соц. наук / Э. М. Лисс. Ростов н/Д, 2002, — 226 с.
  150. .Т. Педагогика: Учебное пособие / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт, 1999,-464с.
  151. Д.С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. СПб.: Логос, 1999.- 672 с.
  152. А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие / А. А. Лобанов. М.: Академия, 2002.- 192 с.
  153. Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий / Н. В. Лопатина. М.: МГУКИ, 2002. — 69 с.
  154. А.Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. М., 1988.- 270 с.
  155. Н.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991, — 367 с.
  156. Н. Благотворительность благо для кого? / Н. Лунин // Академия. 2002. 9 февраля.
  157. А.С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко. М., 1996.
  158. А.С. Педагогические соч. в 8 т. Т. 1/ А. С. Макаренко. М., 1983.- 366с.
  159. А.С. Соч. в 7-ми т. Т.5 / А. С. Макаренко. М., 1958.
  160. К.Р. Брю С.П. Экономика: Пер. с англ., М., 1992.
  161. Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Учеб. пособие / Н. Ф. Максютин. Казань: Медицина, 1999. — 140 с.
  162. Н.Ф. Очерки истории досуга: Учеб. пособие./ Н. Ф. Максютин. Казань: Медицина, 1999. — 128 с.
  163. Н.С. Актуальные вопросы общественной психологии / Н. С. Мансуров.- М., 1968, — 32 с.
  164. Н.С. Комплексный подход к воспитанию / Н. С. Мансуров // Темат. сборник/ Отв. ред. Н.С.Мансуров- ИСИ АН СССР. М., 1978, — С. 730.
  165. А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций / А. П. Марков. СПб., 2005. — 400 с.
  166. О.И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. И. Марков. СПб., 1998, — 46 с.
  167. А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997, — 430 с.
  168. А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Прогресс, 1973, — 406 с.
  169. .Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учеб. пособие / Б. Г. Мосалев, — М., 1995, — 92 с.
  170. А.В. Социальная педагогика: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. /А.В. Мудрик. — М.: Академия, 2003. — 194 с.
  171. Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф. А. Мустаева. М., 2001.
  172. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 1998.
  173. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я. М. Нейматов, М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.
  174. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.
  175. Г. Н. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система // Вестник МГУКИ, 2004. № 2, с. 82−91.
  176. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.216 с.
  177. Общая психология. 2-е изд., доп. и перераб./ Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1977. -479 с.
  178. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. М., 1993.
  179. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ // Российская газета. 1992. 17 ноября.
  180. Основы маркетинга // Савруков Н. Г., Кранчан С. Г., Тесля П. Н., Жизнен С. З., Соловьев В. А. Л., 1991.
  181. Основы социальной работы: Учебник. М.: Инфра-М., 2001. — 395 с.
  182. Н.А. Социология культуры / Н. А. Паршиков, Г. В. Смирнова. -Орел: ОГИИК, 1995.- 120 с.
  183. .Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. -М.: Мысль, 1971.- 348 с.
  184. .Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. СПб., 1999.
  185. Педагогика: Пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие. 4-е изд. испр. / Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 2001. — 510 с.
  186. Подласый И. П, Педагогика: В 2-х кн. Кн. 2. Процесс воспитания: Учебник / И. П. Подласый. М.: Владос, 2002. — 260 с.
  187. Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Орел: ОГИИК, 2001.
  188. В.А. Художественная педагогика / В. А. Разумный. М., 1999. -74 с.
  189. . А. «Предпринимательство и риск». М., Знание, 1992.
  190. Российская Федерация. Федеральный Закон «О библиотечном деле». Принят Государственной Думой 23 ноября 1994 г. // Библиотека. 1995. № 3, с. 41−49.
  191. Российская Федерация. Федеральный Закон «Об общественных объединениях». Принят Государственной Думой 14 апреля 1995. № 21, ст. 1930, с. 3727−3744.
  192. Российский статистический ежегодник (официальное издание). М.: Госкомстат России, 2003.
  193. Российский статистический ежегодник (официальное издание). М.:1. Госкомстат России, 2004.
  194. А.Б. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1991.
  195. C.JI. Основы общей психологии в 2-х т. T.l. / C.JI. Рубинштейн. М., 1989.
  196. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларус. наука, 1998.-319 с.
  197. Рябинский «Азбука бизнеса». М., Просвещение, 1993.
  198. В.В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, современная практика в 3 ч. / В. В. Савельев. М., 1993.
  199. B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография / B.C. Садовская. М.: МГУКИ, 2003. — 252 с.
  200. А.В. Основы клубоведения. Теория и методика клубной работы /А.В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов.- Улан-Удэ: Буряткнигоиздат, 1969. 531 с.
  201. Сборник нормативно-правовых документов для культурно-досуговых учреждений и организаций. М., 2003.
  202. А.З. Курс лекций по социальной работе и благотворительности (отечественный и зарубежный аспект) в 2-х ч. Ч. 1: Отечественный опыт./ А. З. Свердлов. СПб., 2001.
  203. Сент-Марк Ф. Социализация природы / Ф. Сент-Марк.- М., 1977.
  204. Ф. Задачи клубной работы / Ф. Сенюшкин, — М.: ВЦСПС, 1926.-40 с.
  205. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология / В. В. Сериков. Волгоград, 1994.
  206. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  207. В.В. Культура. Деятельность. Общение / Сост. O.K. Румянцев, А. Ю. Шеманов. М.: РОССПЭН, 1998. — 480 с.
  208. Н. Социология: Пер. с англ. / Н.Смелзер. М.: Феникс, 1994.- 687 с.
  209. Е.И. Клубные объединения: Учеб. пособие / Е. И. Смирнова. -М., 1977.- 160 с.
  210. Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации: Материалы науч.-методической конференции. М.: МГУКИ, 2004. — 208 с.
  211. Советский энциклопедический словарь / Научно-ред. совет: A.M. Прохоров (пред.), М. С. Гиляров, Е. М. Жуков и др. -М.: Сов. Энциклопедия, 1980. 1600 с.
  212. Э.В. Культурология: Очерки теории культуры / Э. В. Соколов.-М.: Интерполис, 1994.- 269 с.
  213. B.C. Соч. в 2-х т. Т.1. Философская публицистика / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989. 687.
  214. Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин. -М., 1992.
  215. Е.Н. Детское движение в современном обществе: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 1993. — 118 с.
  216. Социальная педагогика: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2000.
  217. Социальная работа. Теория и практика: Учеб. пособие. М.: Инфра-М., 2002.-427 с.
  218. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. /Под ред. Т. Г. Киселевой. -М.: МГУКИ, 2001.- 136 с.
  219. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей, — М.: МГУКИ, 2000.
  220. Социология перестройки /Отв. ред. В. А. Ядов. М.: Наука, 1990. — 191 с.
  221. К.С. Этика / К. С. Станиславский, — М.: Искусство, 1981.- 45 с.
  222. Ю.А. Культурология досуга: Учеб. пособие. 2-е изд./ Ю. А. Стрельцов. — М.: МГУКИ, 2003, — 296 с.
  223. Ю.А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989.-42 с.
  224. Ю.А. Социальная педагогика досуга / Ю. А. Стрельцов. СПб. -М., 1996.- 128 с.
  225. В.Я. Молодежь и культура / В. Я. Суртаев. СПб., 1999.- 223 с.
  226. В.Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. СПб., 2006. — 272 с.
  227. Г. С. Способы взаимодействия поколений в культурно-образовательном пространстве и парадигмы обучения / Г. С. Сухобская. // Традиции и современность в образовании: Материалы науч.-практ. конференции. СПб, 1996.-С. 15−17.
  228. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп./ Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. СПб.: Лань, 2003, — 528 с.
  229. Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе.- М.: Наука, 1966.-451 с.
  230. А.К. Перестройка и сознание / А. К. Уледов.- М., 1988.- 106 с.
  231. К.Д. Теоретические проблемы педагогики / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974.- 584 с.
  232. Федеральная целевая программа «Культура России 2001−2005 гг."// Культура. 2000. 7−13 сент.
  233. Н.Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. М.: Мысль, 1982, — 711 с.
  234. П.А. Собрание сочинений / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 2000.- 447 с.
  235. В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения / В. Т. Фоменко. Ростов н/Д: РГУ, 1985. — 216 с.
  236. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура. Проблемы изучения и управления / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1986. — 235 с.
  237. Л.С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917−1929 гг.)/ Л. С. Фрид. Л., 1941. — 182 с.
  238. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие / Г. И. Фролова. М.: Просвещение, 1986.157 с.
  239. Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. Томск, 1993.
  240. Человек и культура. М.: Наука, 1990.- 238 с.
  241. Г. Н. Социальная эффективность: сущность и критерии / Г. Н. Черкасов // Соц. исследования. 1987. № 1. С. 39−46.
  242. Ю.И. Информация и управление / Ю. И. Черняк. М.: Наука, 1974.
  243. К. Человек и информация: Критика и обзор. / Пер. с англ. / К. Черри. М.: Связь, 1972.- 368с.
  244. В.М. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб. пособие / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков.- М.: МГУКИ, 2003.- 382 с.
  245. В.М. Менеджмент в культуре: новые профессии / В. М. Чижиков // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации. М.: МГУКИ, 2004, с. 59−61.
  246. О.Г. Полезная информация / О. Г. Чораян. Ростов н/Д: РГУ, 1978. -64 с.
  247. М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / М. В. Шакурова. М.: Академия, 2002. — 265 с.
  248. Шекова E. J1. Менеджмент благотворительной деятельности: опыт российской сферы культуры / E. J1. Шекова. // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2004, с. 44−50.
  249. К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. / Пер. с англ. / К. Э. Шеннон. М.: Изд-во иностр. лит., 1963.- 829 с.
  250. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. М., 1997.
  251. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин, — М.: Мысль, 1973.-215 с.
  252. Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов н/Д, 1995.- 115 с.
  253. В.В. Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2000.-44 с.
  254. В.Е. Инновационное образование: идеи, принципы, модели / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Вятышев, Л. И. Романкова. -М., 1996.
  255. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся вучебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
  256. Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 1998.- 250 с.
  257. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М., 1995.
  258. В.А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. М.: Добросвет, 1998.
  259. Л.И. «Экономические методы управления в социально-культурной сфере». М., Экономика, 1991.
  260. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969.-317 с.
  261. Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 2004.
Заполнить форму текущей работой