Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л. А. Акимовой, Н. Д. Вавилиной, Ю. А. Стрельцовым, В. Я. Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко — педагогические аспекты социального воспитания студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности
    • 1. 1. Социальное воспитание студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности как проблема исследования
    • 1. 2. Социально-педагогическая характеристика культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи
    • 1. 3. Анализ решения исследуемой проблемы повышения эффективности социального воспитания в учебно-воспитательном процессе высшей школы
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Организационно-педагогические условия эффективности социального воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности
    • 2. 1. Диагностика пространственно-временной структуры и содержания свободного времени студентов
    • 2. 2. Формирование у студентов опыта организации культурно-досуговой деятельности
    • 2. 3. Подготовка студентов и профессорско-преподавательского состава по специализации «Социально-педагогическая анимация»
  • Выводы по главе 2

Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени во все времена определялись интеллектуальной мощью и уровнем духовности населения. Мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и социального воспитания, которая обеспечила социальное развитие молодого поколения, постоянное возрастание духовного и материального богатства общества.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. оказали определенное влияние на статус воспитания в высших учебных заведениях, обновление его структуры и содержания, пропаганду и распространение передового опыта воспитательной деятельности в высшей школе. Во многих высших учебных заведениях разработаны собственные воспитательные программы, которые соотносятся с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Однако, состояние нынешней системы воспитания в целом можно характеризовать как сложное, что связано с распадом основных целеобразую-щих элементов воспитательной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании. Происходят изменения ценностных ориентаций у различных социально-демографических групп населения России, в том числе у молодежи и, прежде всего, у представительной ее части — студенчества.

Студенчество как наиболее образованная и социально активная макрогруппа молодежи особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Вследствие известных инновационных и деструктивных тенденций в общественном развитии происходит фиксируемый социологами рост прагматизма и индивидуализма у молодежи и студенчества.

В этих противоречивых условиях социальное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.

Значительная роль в воспитании социально ориентированной личности принадлежит высшей школе, что соответствует отечественным педагогическим традициям, учитывающим интересы личности, общества и государства в целом. При этом высшая школа призвана не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать в них социально одобряемые качества, готовность выполнять общественно значимые социальные роли, используя современные педагогические технологии.

Существенно осложняет воспитание студентов отсутствие в стране целенаправленно реализуемой государственной молодежной политики, а также четкой концепции социального воспитания студенческой молодежи в высшей школе. Несмотря на то, что усиливается тенденция в личностно-ориентированном образовании и главной целью вуза было и остается формирование и развитие личности специалиста, педагогика на всех уровнях учебно-воспитательного процесса подменена дидактикой.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л. А. Акимовой, Н. Д. Вавилиной, Ю. А. Стрельцовым, В. Я. Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.

Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в системе воспитания вузов приобрела особую актуальность. Имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, из-за отсутствия необходимых навыков, недостаточной организационно-педагогической помощи студенты часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих их полноценному развитию.

В последние годы заметно обострилось противоречие между потребностью студентов использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны вузов, которая сегодня чаще всего сводится к отдельным развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности. Из-за отсутствия системности организации, координации в осуществлении воспитательной работы и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни молодежи воспитательный потенциал досуговой сферы, а также большой опыт организации кулыурно-досуговой деятельности, накопленный отечественной высшей школой и за рубежом, реализуется не в полной мере.

Степень научной разработанности проблемы.

Социальному воспитанию как составной части социальной педагогики посвящены труды многих современных ученых, среди них В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, И. П. Клемантович, А. В. Мудрик, Л. Е. Никитина, М. М. Плоткин, В. Д. Семенов, Г. Н. Филонов и др. К проблеме социального воспитания в сфере досуга и социально-культурной деятельности в целом обращаются отечественные ученые: Л. А. Акимова, С. Р. Демьяненко,.

A.Д.Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, И. А. Новикова, Ю. А. Стрельцов, В. М. Чижиков и др. Из большого числа зарубежных специалистов выделим Ж. Дюмазедье, Т. Парсонса, К. Франера и др.

Вопросы педагогической организации досуга в широком социокультурном контексте разрабатывали Р. Н. Азарова, Г. А. Евтеева, М. Б. Зацепина,.

B.Я.Суртаев, Б. А. Титов и др.- профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательной системе — Л. Г. Арчажникова, А. Ю. Гончарук, И. П. Клемантович, А. И. Лучанкин, Е. М. Приезжева, Л. А. Рапацкая, В. А. Сластенин, А. А. Сняцкий, И. И. Шульга и др.

Современные исследования проблемы воспитательной работы в вузе представлены работами В. А. Березиной, Е. В. Бондаревской, И. А. Винтина, Н. С. Дежниковой, И. М. Ильинского, Т. С. Комаровой, Е. А. Левановой, В. Л. Матросова, Э. И. Сокольниковой и др. Проблемы внеучебного времени в вузе исследуются в трудах А. А. Бартоломей, Б. З. Вульфова, Л. И. Новиковой,.

B.А.Сластенина и др.

Методологические проблемы исследования молодежи как социально-демографической группы, психолого-педагогические особенности подростково-юношеского возраста всесторонне освещены в исследованиях Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. Н. Иконниковой, Н. П. Ищенко, И. С. Кона,.

C.И.Левиковой, В. Т. Лисовского, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, А. В. Петровского и др.- студенчества как особой самостоятельной социальной группы А. С. Власенко, Т. В. Ищенко, Т. Н. Кухтевич, А. С. Панарина и др.

Несмотря на наличие большого массива социально-педагогической литературы, проведенные до настоящего времени исследования по проблемам социального воспитания студенческой молодежи в условиях досуга не дают ответов на многие сегодняшние актуальные вопросы и рекомендаций по созданию условий для ее культурно-развивающей досуговой деятельности, адекватных проблемным тенденциям, имеющим место в социокультурной сфере современной России.

Актуальность исследования данной проблемы, недостаточный уровень ее теоретико-методологической разработанности обусловили выбор темы диссертации: «Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности».

Цель исследования: разработать и реализовать педагогическую модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности с использованием современных воспитательных технологий.

Объектом исследования является социальное воспитание студенческой молодежипредметом — организационно-педагогические условия повышения эффективности социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности.

Гипотеза исследования: эффективность социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности может быть существенно повышена, если будут разработаны:

• система организационно-педагогических условий, методов и средств, направленных на формирование досуговой культуры студентов, профессиональное освоение ими культурно-досуговых технологий, а именно: развитие навыков рационального использования своего свободного времени, творчески созидательного освоения и распространения духовно-культурных ценностейповышение уровня досуговой активности при участии в социально значимых культурно-развивающих формах проведения досугаразвитие умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности;

• педагогическая модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности с использованием технологий социально-культурной анимации, которые предполагают реализацию программ развития культурно-творческой личности, активного интеллектуально и физически развивающего отдыха, социально-психологической консолидации студенческого коллектива, создания педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе ценностей культуры и искусства.

Задачи исследования.

1. Определить теоретико-методологические основы социального воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности.

2. Охарактеризовать педагогическую сущность и воспитательное значение культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания студентов, исследовать структуру и содержание их свободного времени.

3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия повышения эффективности организации культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания студентов.

4. Разработать и реализовать педагогическую модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности.

Методологической основой исследования явились общефилософские, социологические и психолого-педагогические концептуальные положения о фактах и закономерностях развития личности в социуме, воспитательных отношений в условиях досуга, в частности, природной, культурной и социальной обусловленности этого процесса, содержащиеся в трудах А. И. Арнольдова, Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, С. В. Дармодехина, И. А. Зимней, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В. В. Краевского, В. Т. Лисовского, А. В. Мудрика, А. В. Петровского, И. Н. Семенова, Э. В. Соколова, В. А. Ядова, Е. А. Ямбурга, Н. Н. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки доказательств выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:

• теоретические: сравнительный теоретический анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, социологической литературы;

• эмпирические: обсервационные: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельностиэкспериментальные: моделирование, педагогический экспериментдиагностические: анкетирование, тестирование, интервью, беседыстатистические: математическая и статистическая обработка полученных результатов, их системный и качественный анализ, табличная и графическая интерпретация.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечивается методологической базой исследования, теоретическим обоснованием проблемы, разнообразием использованных методов исследования, адекватных его предмету, гипотезе, задачам и логикерепрезентативностью исследовательской базывозможностью воспроизведения эмпирических данныхсравнимостью теоретико-экспериментальных данных с инновационной массовой практикой.

Научная новизна исследования.

Проанализированы философские, социально-педагогические, психологические подходы к пониманию значения социального воспитания в формировании личности студенческой молодежи с учетом сегодняшней социокультурной ситуации.

Процесс социального воспитания студенческой молодежи рассмотрен с позиции ее включенности в культурно-досуговую деятельность, организуемую в условиях высшей школы, где при организации воспитательной работы большое значение имеет как рекреационно-развлекательный так и культурно-развивающий компоненты.

Расширено содержание понятий «социальное воспитание», «свободное время», «досуг», также конкретизированы такие понятия, как «культура досуга», «культурно-досуговая деятельность», «социально-культурная анимация» применительно к проблемному полю исследования.

Определен педагогический смысл и потенциал культурно-досуговой деятельности в учебно-воспитательной системе вузов, ее культурно-развивающая сущность и социальная значимость. Определены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность социального воспитания студентов с учетом современной социокультурной ситуации, специфики студенческой среды, их досуговых предпочтений, применения в воспитательной работе современных технологий социально-культурной деятельности с использованием соответствующей социокультурной инфраструктуры.

Теоретическая значимость исследования.

Рассмотрение студенческой молодежи как объекта воздействия досуго-вой среды осуществлено с позиции их ценностно-ориентационного отношения к своему свободному времени. Выявлены досуговые интересы студентов в условиях современной социокультурной ситуации, мотивы их участия в досуговой деятельности, а также проблемы, связанные с организацией их свободного времени.

Определены концептуальные основы педагогически целесообразной организации культурно-досуговой деятельности студентов, согласно которым необходимым условием эффективности этого процесса является формирование у студентов досуговой культуры, профессиональное освоение ими досуговых технологий. Разработана педагогическая модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности с использованием технологий социально-культурной анимации.

Практическая значимость.

Положения и выводы проведенного исследования, разработанная педагогическая модель и научно-практические рекомендации, направленные на совершенствование процесса подготовки студентов к организации культурно-досуговой деятельности, могут быть использованы при составлении учебно-методических пособий, разработке программ по организации культурно-досуговой деятельности в центрах по работе с детьми и молодежью, в образовательных учреждениях, в учебном процессе в курсах гуманитарных дисциплин, а также при подготовке преподавателей, социальных педагогов и социальных работников, чья профессиональная деятельность соприкасается со сферой обучения и воспитания в условиях досуга.

На основе результатов исследования разработана и включена в учебно-образовательный процесс специализация 31 344 «Социально-педагогическая анимация» по специальности 31 300 (50 711.65) «Социальная педагогика», направленная на профессиональную подготовку студентов к организации культурно-досуговой деятельности (утверждена Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования 14 ноября 2006 года № 25/03−08).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Социальное воспитание играет одну из ведущих ролей в решении проблем формирования личности и предполагает согласованное участие в этом процессе всех институтов воспитания, на основе полноценного использования потенциала личности, воспитательных средств и возможностей социокультурного окружения. Социокультурная сфера и, в частности, воспитание в системе высшего образования, рассматривается как важная составляющая социального воспитания молодого поколения.

2. Педагогическая сущность культурно-досуговой деятельности студентов в процессе социального воспитания определяется тем, что досуг — это, прежде всего, необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является пространством для удовлетворения студентами потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей, тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле.

В досуговой сфере заключены широкие воспитательные возможности на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты.

С социально-педагогической точки зрения досуг студентов рассматривается как: время духовного общения, где им предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролейсфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражениидеятельность, развивающая возможности студентов, их творческие способности в наиболее целесообразном применениисоциальная среда, в которой студенты открыты для влияния различных общественных институтов и организаций.

3. Организационно-педагогическими условиями эффективности организации культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания студентов являются:

• формирование досуговой культуры студентов, а именно: развитие навыков рационального использования свободного времени через планирование своего свободного времени, направленность на самообразование, творчески созидательную деятельностьповышение уровня досуговой активности через привлечение к участию в социально значимых культурно-развивающих формах досуга;

• использование при организации культурно-досуговой деятельности студентов всей окружающей социокультурной инфраструктуры, привлечение специалистов в области педагогики досуга;

• развитие у студентов умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности через использование технологий социально-культурной анимации, которые предполагают создание педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе широкого использования общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности реальные условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды деятельности.

4. Педагогическая модель социального воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности учитывает содержательно-целевую основу организации досуга, специфику студенческой субкультуры в современной социокультурной ситуации, их досуговые предпочтения и базируется на широком использовании педагогического потенциала досуговой сферы, применении современных воспитательных технологий.

Опытно-исследовательской базой послужил Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова и его филиалы при активном участии студентов факультета педагогики и психологии, а также организационном содействии профессорско-преподавательского коллектива кафедр теории и методики воспитательной работы и прикладной психологии.

Этапы исследования.

Первый этап (2001;2003 гг.) — поисково-теоретический (констатирующий): изучение и анализ философской, культурологической, социальнопедагогической, психологической литературыопределение и формулировка цели, объекта, предмета, общей гипотезы и задач, плана и стратегии исследованияустановление исходных позиций исследованияопределение теоретико-методологических основ исследования, уточнение и конкретизация основных понятий, значимых показателей.

Второй этап (2004;2005 гг.) — опытно-диагностический (формирующий): накопление, систематизация и научный анализ накопленных данных, их теоретическая интерпретация. Проведение диагностики, количественно-качественный анализ и обобщение полученных результатов, формулировка первичных выводов, поиск путей решения проблем, выявленных по ходу исследования.

Третий этап (2006;2007 гг.) — заключительно-обобщающий (контрольный): разработка и реализация экспериментальной педагогической модели, систематизация и оформление результатов исследования. Формулировка выводов и методических рекомендаций по итогам исследования, оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования использовались диссертантом в его практической учебно-воспитательной работе по организации различных культурно-досуговых мероприятий со студентами, обучающимися на факультете педагогики и психологии МГТУ им. М. А. Шолохова. Они стали основой докладов на научно-практических конференциях, заседаниях кафедры теории и методики воспитательной работы вышеуказанного вуза. Некоторые идеи исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практической конференции, посвященной «Гражданскому становлению и патриотическому воспитанию студенческой молодежи», проходившей в первой московской поликультурной школе № 1650.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Выводы по Главе П:

Результаты диагностики и определенные нами организационно-педагогические условия преодоления выявленных проблем позволили обозначить замысел и ход последующей опытно-экспериментальной работы, которая была осуществлена в соответствии с задачами исследования.

1. Исследование пространственно-временной структуры и содержания свободного времени студентов было направлено на выявление их досуговых интересов и склонностей, мотивов выбора тех или иных досуговых занятий, потребностей и возможностью удовлетворения их в условиях досуга, уровня сформированности умений и навыков рационального использования свободного времени, а также определение потенциала развития студентов в процессе вузовской культурно-досуговой деятельности.

Полученные результаты выявили проблему, заключающуюся в том, что студенты используют лишь незначительную часть культурно-развивающего потенциала досуговой среды по причине низкого уровня культуры использования ими своего свободного времени. Широкие организационно-педагогические ресурсы университета во многом остаются невостребованными.

2. Для достижения цели формирования у студентов опыта организации культурно-досуговой деятельности нами была разработана экспериментальная педагогическая модель развития у студентов умений и навыков педагогической аниматорской деятельности. Смысл этой идеи в том, чтобы сформированные качества личности, направленные на культурно-творческое, созидательное освоение духовно-культурных ценностей в условиях досуга, в процессе досугового взаимодействия в группе способствовали бы созданию воспитательной среды вокруг себя, тем самым, педагогизации досугового взаимодействия, а также профессиональной педагогической деятельности в сфере досуга.

Модель анимационной подготовки представляет собой педагогическую систему по формированию профессиональных знаний, умений и отношений, способствующих педагогически целесообразной организации культурно-досуговой деятельности.

Анализ научно-теоретической литературы по проблеме, изучение методических и практических источников, посвященных содержанию и описанию различных технологий процесса подготовки по различным педагогическим специальностям, позволили обозначить замысел и ход последующей опытно-экспериментальной работы, которая была осуществлена в соответствии с целями и задачами исследования.

Процесс развития у студентов умений и навыков педагогической анима-торской деятельности с целью формирования у них опыта организации культурно-досуговой деятельности предполагал использование в учебно-воспитательной работе курса по выбору «Организация культурно-досуговой деятельности детей и молодежи».

Опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемой педагогической модели по формированию у студентов опыта организации культурно-досуговой деятельности, отражающегося в уровне сформированное&tradeумений и навыков педагогической аниматорской деятельности, осуществлялась по критерию востребованности полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков по результатам изучения курса по выбору «Организация культурно-досуговой деятельности детей и молодежи» (теоретическая и практическая подготовленность студентов), а также, по критерию действенности организационно-педагогических условий реализации поставленных учебно-воспитательных задач по итогам проведения культурно-досуговых проектов.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы количественные и качественные показатели свидетельствуют, на наш взгляд, об эффективности используемой экспериментальной модели развития у студентов умений и навыков педагогической аниматорской деятельности.

Таким образом, реализация экспериментальной модели способствовала формированию и развитию у них мотивационно-ценностного отношения к указанной деятельности, росту когнитивной и процессуальной готовности к профессиональному взаимодействию досуговой сфере, а также существенному развитию творческих и рефлексивных возможностей на основе глубоко осмысления ими своих индивидуальных художественно-творческих, коммуникативных, организаторских возможностей.

В целом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о правомерности выдвинутой гипотезы о том, что эффективность социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности может быть существенно повышена, если будет использована основанная на технологиях социально-культурной анимации разработанная нами система организационно-педагогических условий, методов и средств, реализуемых в предлагаемой педагогической модели.

На основе положительного опыта применения в учебно-воспитательной работе педагогических технологий социально-культурной анимации и организационно-педагогических условий, способствующих их эффективной реализации, на кафедре теории и методики воспитательной работы факультета педагогики и психологии МГТУ им. М. А. Шолохова разработана и включена в процесс подготовки студентов по специальности 31 300 «Социальная педагогика» специализация 31 344 «Социально-педагогическая анимация».

Заключение

.

Данное исследование, вызванное проблемой, заключенной в противоречии между потребностью студентов использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в свободное время в силу недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны вуза, было направлено на научное обоснование и разработку педагогической модели социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности с использованием современных технологий социально-культурной анимации.

1. В проведенном исследовании решены все поставленные задачи, получила подтверждение гипотеза, предполагающая поиск, обоснование и опытно-экспериментальную проверку условий, средств и методов повышения эффективности социального воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности.

2. Достигнута цель исследования. Разработана и реализована педагогическая модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности, учитывающая содержательно-целевую основу организации досуга, специфику студенческой субкультуры в современной социокультурной ситуации и основанная на широком использовании педагогического потенциала досуговой сферы, применении современных воспитательных технологий.

3. В исследовании определена ведущая роль социального воспитания в решении проблем формирования личности, предполагающего согласованное участие в этом процессе всех институтов воспитания на основе полноценного использования потенциала личности, воспитательных средств и возможностей социокультурного окружения. Воспитательная работа в высшей школе рассматривается как важная составляющая социального воспитания молодого поколения, где главным направлением является организация культурно-досуговой деятельности студентов.

4. Педагогическая сущность культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания определяется тем, что досуг присутствует как необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни людей и является одной из доминирующих сфер деятельности, тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле. Полноценная реализация широкого воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты.

5. Проведенная диагностика досуговых предпочтений студентов, мотивов выбора занятий в свободное время, проблем, организации их своего свободного времени показала, что в досуговой деятельности студентов преобладают в основном пассивно-созерцательные формы, где значительное место занимает информационно-коммуникационное потребление. Значителен групповой характер использования студентами своего свободного времени, характеризующийся отсутствием целеполагания в выборе видов деятельности и отличающийся стихийной направленностью досуга. В качестве ведущих мотивов участия в досуговой деятельности выявлены: информационно-познавательный, развлекательный, престижно-конформистский.

6. Организационно-педагогическими условиями эффективности организации культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания студентов является: формирование у них досуговой культурысистематическое исследование досуговых предпочтений студентовиспользование при организации культурно-досуговой деятельности всей окружающей социокультурной инфраструктуры, привлечение специалистов в области педагогики досугаразвитие у студентов профессиональных умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности.

7. Значительный педагогический опыт эффективного использования в работе различных воспитательных институтов технологий социально-культурной анимации показывает на их педагогическую значимость. Применение данных технологий предполагает создание педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе широкого использования общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды деятельности. Исследование показало, что использование в учебно-воспитательной работе технологий социально-культурной анимации во многом способствовало достижению поставленных воспитательных целей. Проведенное исследование не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Научный поиск в этой области может быть продолжен как в направлении поиска новых форм и методов подготовки к педагогической аниматорской деятельности, так и в направлении совершенствования системной диагностики готовности к указанной деятельности и пр.

В ходе осмысления результатов исследования наметились новые задачи, решение которых имеет принципиальную важность. Среди них, например, дальнейшее теоретико-методологическое обоснование и организационно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональных умений и навыков организации педагогически целесообразной культурно-досуговой деятельности.

Предложенная концепция социального воспитания студентов в культур-но-досуговой деятельности предполагает углубленное изучение процессов подготовки студентов к педагогической аниматорской деятельности.

На основе положительного опыта применения в учебно-воспитательной работе педагогических технологий социально-культурной анимации, разработана и включена в учебно-образовательный процесс специализация 31 344 «Социально-педагогическая анимация» по специальности 31 300 (50 711.65) «Социальная педагогика», направленная на профессиональную подготовку студентов к организации культурно-досуговой деятельности (утверждена Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования 14 ноября 2006 года № 25/03−08).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ш. Поэтом можешь и не быть // Студенчество: диалоги о воспитании. — 2003. — № 2. — С. 12.
  2. А.И. История российских университетов: Очерки. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. — 192 с.
  3. Р.Н. Социально-педагогическая организация учащейся молодежи. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 2006. — 42 с.
  4. JI.A. Социология досуга: Учеб. Пособие. М.: МГУКИ, 2003. -123 с.
  5. Актуальные проблемы социального воспитания / Редколл.: Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львова. -М., Запорожье, 1990 г.
  6. Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2000.- 263 с.
  7. Аристотель Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1976, т.4. — 348 с.
  8. А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. М.: Изд-во АСОПиР РФ., 1996. — 28 с.
  9. Л.Г. Методика музыкального воспитания / Уч. пособ. Для студентов III IV курсов. — М., 1990. — 52с.
  10. И.А. Основы возрастной периодизации / Возрастная физиология. Серия: Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1975. — С. 5−67.
  11. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  13. А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время воспитанию студентов // Высшее образование в России, 1995, № 1. — С. 7−16.
  14. Е.П. Методологические основы изучения образования / Е. П. Белозерцев // Весник Елец. Гос. Ун-та. 2005. Вып. 7. С. 4−28.
  15. В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Высшее образование сегодня. 2002. — № 11. — С. 6−12.
  16. Бестужев-Лада И. В. Какая ты, молодежь? М., 1988. — 111 с.
  17. Бим-Бад Б. М. Петровский A.B. Образование в контексте социализации / М., Педагогика. 1996.
  18. М.И. Развитие социального опыта младшего школьника и семейный досуг // 10 лет социальной педагогики в России: результаты и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции. -Самара, 2001. С. 22−24.
  19. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. А. М. Прохорова. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.
  20. Е. В. Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие для студентов сред и высш. уч. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на Дону: ТЦ «Учитель», 1999. — 560 с.
  21. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: «АРГУС». 1994. -208 с.
  22. А.П. Изучение студентами социальной педагогики // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 1. — С. 24−25.
  23. О.С. Педагогический артистизм. М.: Академия. 2001. — 239 с.
  24. Н.Д. Социальный мир молодежи. Новосибирск, 1999. — 208с.
  25. М.А. Культурно-досуговая деятельность и ее влияние на формирование личности студента. Барнаул: Издательство Алтайского политехнического колледжа, 2002. — С. 11.
  26. М. Основные социологические понятия / Западно-европейская социология XIX-начала XX веков. М., 1996. — С. 455−491.
  27. И.А. Педагогические основы самоопределения студентов во вне-учебной деятельности в высшем учебном заведении. Автореф. дисс. доктора пед. наук. Елец, 2006. — 49 с.
  28. Ю. Р. Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 1997.-211 с.
  29. A.C. Некоторые вопросы воспитания советского студенчества на современном этапе / Ученые записки Московского обл. института им. Н. К. Крупской. М., 1971.
  30. Возростная и педагогическая психология. Учебное Пособие / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. -М., «Академия», 2003.
  31. Б. З. Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 288 с.
  32. JI.C. Проблема возраста. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. -432 с.
  33. Высшая школа в зеркале социологии // Информационный бюллетень Госкомвуза. 1994. № 1. — С. 3−10.
  34. .С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 3−12.
  35. А.Ю. Педагогика зрелищных искусств в канун века образо-' ванности и профессионализма: Монография в 2-х ч. М.: Моск. Пед. ин-т.1997.-221.
  36. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. 1998. № 9.
  37. JI.A., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972.
  38. .А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967.- 175 с.
  39. М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособ. для педагогов. -М.: Амалфея, 2000.
  40. В.В. Научное обеспечение образования в свете педагогического мьшления / Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика. 1989.-281 с.
  41. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. -М.: ТЕРРА, 1994.
  42. C.B. Семья и государство: Монография. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. — 208 с.
  43. А. Избр. пед. соч. М., 1956.
  44. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дисс. доктора пед. наук. -М., 1983.-32 с.
  45. С.Р. Формирование культуры досуга молодежи. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1989. — 23 с.
  46. Д. Введение в философию воспитания. M. 1921.
  47. . На пути к цивилизации досуга. М., 2003. — 197 с
  48. Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1980. — 35 с.
  49. С.П. Досуговая ориентация работающей молодежи и ее отражение в бюджете времени. М.: Изд-во Ин-та социологии А.Н. СССР, 1990.
  50. П.М. Технология актерского искусства. М.: 1992. — 360 с.
  51. Жизненый путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований. / Отв. Ред. Л. В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987.
  52. В.И. Социальное образование как фактор развития цивилизации / Доклады международной конференции «Социальные реформы и образование: мировой опыт и общественная практика». М.: Изд-во СОЮЗ МГСУ, 1996.-45 с.
  53. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
  54. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Российская газета. № 115 от 27.05.1995.
  55. Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» // Российская газета. № 98 от 10.04.2000.
  56. A.C. Проблемы гуманитарного образования / Человек и образование в современной России: Социологигические очерки:. Сб. статей / Под. ред. Л. А. Вербицкого, В. Т. Лисовского, В. Т. Пуляева. С-Пб: Изд-во С-Пб. ун-та, 1998. — С. 153−174.
  57. В.В. Социальные и нравственные основы жизнедеятельности студенчества в современных условиях. Автореф. дисс. канд. социолог, наук. -Улан-Удэ, 1995.-24 с.
  58. М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами куль-турно-досуговой деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2005. — 44 с.
  59. Ю., Титов И. Студенческое движение В России / Молодежная политика: Информационный бюллетень. М., 1996. — № 124.
  60. Г. Е. Орлов Г. П. Досуг: Действительность и иллюзии. -Свердловск, 1970.
  61. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  62. А.Е. Студенчество России конца XIX начала XX века: социально-историческая судьба. М, 1999.
  63. Игры: Энциклопедический сборник / Редкол. А. И. Лазарев и др.- Сост. В. А. Черноземцев. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995.- 800 с.
  64. С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат., 1987. — 203 с.
  65. С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.
  66. С.Н. Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества: Автореф. докт. дисс. Л., 1974.
  67. И.М. Проблемы воспитания российской молодежи / Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза» 2−4 марта 1999 г. М., 1999. С. 33−34.
  68. JI. Острые проблемы современного высшего образования // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С. 79−84.
  69. Т.В. Место студенчества в социальной структуре советского общества / Молодежь как общественная группа (материалы II всесоюзной конференции по проблемам изменения социальной структуры советского общества). М, 1972.
  70. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -144 с.
  71. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание! -М.: Новая школа, 1996.
  72. Т.Г. Культурология и социальная педагогика: линии сопряжения // современные проблемы культурологического образования: Сб. статей / Науч. ред. Т. Г. Киселевой. М.: Изд-во МГИК, 1993. — С. 20−25.
  73. Т.Г. Теория досуга за рубежом: Лекции по курсу «Культур-но-досуговая деятельность». -М.: МГИК, 1992. 50 с.
  74. Т.Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. -М.: МГУКИ, 2004. 539 с.
  75. И.П. Формирование профессиональной культуры социального педагога. Монография. М., 2000. — 274 с.
  76. И. П. Калмыков Г. А. Социальная педагогика. Учебно-методический комплекс. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. -179 с.
  77. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М., 1999. С. 191.
  78. Л.Н. Культурный уровень и культурная деятельность / Исследование культурного уровня и культурной деятельности населения городов Урала: Сборник статей. Свердловск, 1979.
  79. О.Н. Интеллигенция в российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. — № 1.
  80. Т.С. Школа этического воспитания. М.: Изд. дом «Зимородок», 2006.-418 с.
  81. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1987. — 64 с.
  82. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  83. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  84. Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: Автореф. дис. канд. социол. наук. Ставрополь, 2003. — 163 с.
  85. Концепция государственной молодежной политики. М., 2001.
  86. А.И. Социология: Уч. пособие. Екатеринбург, 1998. — 384 с.
  87. В.В. Методология педагогического исследования. М.: 2001. — 248 с.
  88. В.К. Наука о молодежи: история и политика. М., 1999.
  89. Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. СПб., 1994.
  90. О.В. Формирование умений и навыков самоорганизации досуга подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук, С-Пб., 1999. — 27 с.
  91. Культура и образование: проблемы, перспективы развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. Часть № 2 / Отв. ред. В. А. Лыкова. -Смоленск: СГИИ, 1997. 144 с.
  92. Культурно-досуговая деятельность. / Учебник. Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. — 461 с.
  93. Т.Н., Козырев Ю. Н., Гегель Л. А. Социальная защита студенчества- должное сущее // Социально-политические науки. 1991. — № 10.
  94. Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности: Уч. по-соб. для студентов вузов. М., 2003. 94 с.
  95. С.И. Молодежная субкультура: Уч. Пособие, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-608 с.
  96. Т.С. Формирование эстетической направленности личности студента. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев. 1989.
  97. A.A. Педагогическое общение. М., 1979. — 48 с.
  98. В.Т. Формирование личности современного студента. Автореф. канд. дис. Л., 1976.
  99. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Уч. пособие. С-Пб.: С-Пб ГУП, 2000. — 519 с. о
  100. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. М.: ЮРАИТ, 1999.-523 с.
  101. .Е. Философия образования. Спецкурс: Уч. пособие для студентов учебных заведений и слушателей ИПК и УПК. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  102. В.Д. Теория и практика повышения воспитательного поте-циала досуга молодежи рабочих общежитий: Автореф. дис. канд пед. наук.-Л.- 1990.
  103. Ю4.Лучанкин А. И., Сняцкий A.A. Социально-клубная работа с молодежью. -Екатеринбург. 1997.
  104. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Педагогика. 1980.
  105. .М. Известия АН СССР. М.: ОЛЯ, 1945−1946. — 68 с.
  106. Ю7.Лясников Н. В., Лясникова Ю. В. Социально-экономические условияформирования духовной культуры студенческой молодежи. М., 2003.
  107. A.C. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 5. М., 1975. — 583 с.
  108. Ю9.Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие. -Казань: Медицина, 1995. 140 с.
  109. ПО.Мамбеков Е. Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Сп-б., 1992.
  110. В.Л. Образование на уровень мировых стандартов / В. Л. Матросов // Пед. ун-т. — 2006.- № 9−10.
  111. Методологические проблемы исследования молодежи / Составитель Б. А. Ручкин. М., 1998.
  112. Милюков П. Н Интеллигенция и историческая традиция / Вехи- Интеллигенция в России: Сб. статей 1909−1910.-М., 1991.
  113. Е.М. Социально-культурная деятельность молодежных общественных объединений как фактор самореализации личности. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 26 с.
  114. Моделирование воспитательных систем: теория и практика. Сб. науч. статей. -М.: 1995.
  115. Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред. сост. Э. Ю. Днепров. М.: ГУ ВЭШ, 2002.
  116. Молодежь в XXI веке: Социальное участие: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции (11−12 июля 2002 г.). Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2002.
  117. Молодежь: выбор судьбы: Социологическое исследование. СПб., 1998.
  118. .Г. Досуг: Методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. -М.: Изд-во МГУК, 1995.- 96 с.
  119. A.B. Социальная педагогика / Под. Ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2003. — 198 с.
  120. A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 137 с.
  121. B.C. Возростная психология. М., 2000.
  122. П. Культура народа и культура личности. СПб., 1912.
  123. В.В., Нехаева Т. Г. Социально-правовые аспекты реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. М.: Социум, 1999,-С. 157.
  124. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: Гелиос, 2000.
  125. JI.E. К вопросу о новых идеях и принципах развития воспитания // Научные труды Государственного научно-исследовательского инстатута семьи и воспитания. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания. — 2004. -Т.1.-С. 11−19.
  126. К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 117 120.
  127. В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. Омск. 1992.
  128. И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность: Автороеф. дисс. д-ра пед. наук. С-Пб., 1992.
  129. Новый энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. П. Горкин. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1456 с.
  130. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под редакцией Н. Ю. Шведовой., 23-е изд., испр. -М: Рус. яз., 1990. 916 с.
  131. Г. П. Свободное время и личность. М, 1983. — 176 с.
  132. Э.А. Социокультурные проблемы и формы решения. Парадигмы социального взаимодействия. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. — 126 с.
  133. Н.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности / Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1999.
  134. Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 гг. / Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. — № 4 — С. 23−39.
  135. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. СПб. -1999.
  136. Основы законодательства РФ «О культуре». М.: Юрист. 1998. — 23 с.
  137. A.C. Философия политики. М, 1996.
  138. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2003. 608 с.
  139. A.A., Янаев Г. И. Возмужание. М., 1973.
  140. Т. О структуре социального действия. М.: Академия, 2000. -880 с.
  141. О. Латино-русский словарь / Репринт 9-го изд. 1914 г. -М., 1994.
  142. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
  143. В.М. Культура досуга. Киев, 1990. — 240 с.
  144. С.И. Качество высшего образования. М., 2003. — 654 с.
  145. М.М. Социальное воспитание школьников: Монография. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. — 200 с.
  146. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  147. Е.М. Педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе профессионального туристского образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.2000. — 21 с.
  148. Проблемы управления воспитательными пространствами / Науч. ред. Л. А. Борисова. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001.
  149. Г. А. Свободное время трудящихся в социалистическом обществе // Коммунист. 1960. — № 15.
  150. JI.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников. М.: МГОПУ., 1992. — 94 с.
  151. Е. Ю. Подходы к социализации в зарубежной педагогике / Социализация личности: исторический опыт советского народа и современные тенденции: Сб. науч. Трудов. -М., 1993.
  152. М.И. Социальные проблемы как фактор социализации учащихся //Ярославский пед. весник. № 1, 1994. — С. 16−19.
  153. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова и др. -М.1993.Т.1, Т.2.-608 с.
  154. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 1968.
  155. Л.Я. Советское студенчество. М., 1981.
  156. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  157. Е.И. Семейные студенты: реальность, проблемы, перспективы // Воспитательная работа с учащимися РУДН в современных условиях: концепции, проблемы, организация. М.- 1997. — С. 116−120.
  158. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Пед. соч.: В 2 т., Под ред. Г. Н. Джибладзе. М., 1981.
  159. И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи Авто-реф. дисс.канд. социолог, наук. С-Пб., 1992.
  160. Свободное время молодежи за рубежом. М., 1990. — 28 с.
  161. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. -М.: Нар. образование, 2002.
  162. И.Н. Рефлексивная психология творчества и педагогика творчества: принцип дополнительности в развитии творчества // Гуманизация образования. 2005. — № 2. — С. 58−69
  163. В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург: УрГУ, 1993.
  164. C.B. Воспитательная работа со студентами-заочниками важная составляющая учебного процесса // ВУЗ. XXI век: Научно-информ. Вестник. Вып. 4. Западно-Уральский институт экономики и права. -Пермь, 2002. — С. 55−58.
  165. И.Н. Россия в XXI веке: проблемы образования и воспитания. // Философские науки. 2002. — № 5 — С. 62−72.
  166. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М, 1997.-510 с.
  167. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО: Всероссийское социологическое исследование. М.: Изд. центр АПО, 2002.
  168. Э.В. Досуг как составная часть социалистического образа жизни / Молодежь и культура. JI., 1977.
  169. Э.В. Свободное время и культура досуга. JL: Лениздат 1977. -208 с.
  170. Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф. дис. докт. филос. наук. JL, 1981. — 36 с.
  171. П.А. Общая социология / Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1993.
  172. Социальная педагогика: Монография / Под. ред. В. Г. Бочаровой. М.: ВЛАДОС, 2004.-418 с.
  173. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (по материалам социол. обследований) / Отв. ред. В. Н. Шубкин. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999.
  174. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во СПбУ, 1996.-460 с.
  175. Социально-психологический портрет инженера: По материалам обследования инженеров ленинградских проэктно-конструкторских организаций / Под. Ред. В. А. Ядова. М., Мысль, 1977.
  176. И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. -Спб.: Наука, 1893−1912.
  177. К.С. Работа актера над собой. М., 1951. — 508 с.
  178. Ю.А. Социальная педагогика досуга: Учеб. пособие. М. МГУКИ., 1996. — 128 с.
  179. Сулейманова 3.3. Формирование информационно-коммуникативной культуры молодежи во взаимодействии учебной и досуговой деятельности. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 2006.
  180. В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности: Учебное пособие. СПб., 1992. — 84 с.
  181. В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. Ростов-на-Дону, 1997.
  182. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб.: ГАК, 1997.-276 с.
  183. .А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление.-СПб., 1991.-151 с.
  184. К.Д. Предисловие к 1 тому «Педагогической антропологии» // Избр. пед. соч. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1953.-С. 161−200.
  185. М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т., Т. 3. СПб.: Азбука, 1996.
  186. Федеральная программа развития образования в России. М., 2000.
  187. Г. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований // Педагогика. 2000. — № 9.
  188. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
  189. M.B. Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.: ВЛАДОС, 2001.- 432 с.
  190. К. Педагогика свободного времени / Воспитание и обучение. -Вена. -№ 1, — 1989.
  191. В.Е. Социально-психологический портрет современного студента. М.: Ось-89, 2003. С. 54.
  192. А.Г. Социология воспитания. М., 1990.
  193. В.Н. Педагогическая импровизация. М. 1991.
  194. П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. М.: Рус. яз., 1994.
  195. Е.В. Формирование досуговой культуры студентов в условиях клубного объединения: Автореф. дис. канд. пед. наук: Ставрополь, 2000.
  196. С.Т. Пед. соч.: В 4 т. -М.: Изд-во АН СССР, 1960−1963. т. 3.
  197. . К. Студенты: становление личности. М.: Прогресс, 1982. — 135с.
  198. И.И. Подготовка социального педагога к профессионально-педагогической аниматорской деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: Новосибирск, 2002. — 18 с.
  199. A.A. Молодежь и общество: опыт социологического анализа. -М., 1997.
  200. Ю. Хотим дружить со всеми // Студенчество: диалоги о воспитании. 2003. № 4. — С. 28
  201. В.А. Диспозиционная концепция личности / Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. М., 1979. — 350 с.
  202. П.М. Психология чувств и мотивации. М., 1998.
  203. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  204. H.H. Социально-культурная анимация: Уч. пособие, Изд. 2-е. -М., 2005.- 126 с. 1. АНКЕТА.
Заполнить форму текущей работой