Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные модели конфликта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуационный подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и в большей степени акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Данный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской традиции… Читать ещё >

Основные модели конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первыми исследованиями, сформировавшими традицию изучения конфликтов как реакции на внешние воздействия, стали работы по изучению агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации агрессии. Начало этим разработкам было положено серией исследований, выполненных в 30−50-х годах группой специалистов Йельского университета (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура и др.). Рассмотрение понятия «конфликт» представляет интерес с позиции двух подходов: социологического и социально-психологического. Принципиальное различие этих подходов заключается в том, что первый ориентирован на анализ общественных конфликтов и их роли в социальной жизни; второй — на взаимодействия, межличностные отношения. В разработку общей теории конфликта внесли свой вклад Л. Козер, К. Болдуин, Т. Шеллинг и др. В работах Р. Уолтона, Р. МакКерзи, Дж. Кросса, С. Зигеля, Л. Фурэйксра и др. делаются попытки формализовать процесс взаимодействия, связанный с конфликтом. Указанные попытки основаны на применении в социальных науках теорий игр и решений.

Существенным является различие между конфликтом и враждебными чувствами. Конфликт, в отличие от враждебных установок или чувств, всегда имеет место в отношениях между двумя или более людьми. Враждебные аттитьюды являются предиспозициями к возникновению конфликтного поведения; конфликт, в противоположность враждебности, всегда есть взаимодействие (L. Cozer, 1968. Р. 37).

Сторонники психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений) (К. Homey, G.W. Kisker). Любой конфликт — это наша нереализованная сексуальность. Конфликт всего лишь даёт разрядку, реализует сексуальную энергию, а в некоторых случаях даёт возможность получить оргазм.

С точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности, т. е. феномены сознания (В.П. Трусов, L. Festinger). Конфликт — особый случай порождения проблемной ситуации в условиях межличностного взаимодействия, который характеризуется межличностным распределением противоречия, составляющим проблему, и выражается в различных игровых, теоретических и личностных позициях (А.М. Матюшин).

Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования (H.J. Eysenck, W. Arnold, R. Mcili).

Социологический подход к исследованиям конфликта представлен взглядами Т. Парсонса, Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарсндорфа, К. Маркса, Э. Мэйо, Р. Мертон и др.

Т. Парсонс — основоположник функциональной («равновесной») модели общества — рассматривал общество как единую, стабильную систему, состоящую из множества функционально взаимосвязанных элементов. Автор развивал идею гармонизации в социальной структуре общества. С точки зрения Т. Парсонса, конфликт — это социальная болезнь, которую необходимо лечить. Решающая роль в стабилизации социальной системы принадлежит социальным институтам (правовым, религиозным и г. д.), которые осуществляют регуляцию в обществе через социальный контроль, ограничения, запреты. Таким образом, для Т. Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Нормой же, с его точки зрения, является бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

Идее «социального равенства» была противопоставлена идея «социального изменения». Г. Зиммель утверждал, что конфликт в обществе неизбежен, что у людей существует изначальная потребность во враждебности, которая оказывается специфической формой или основой человеческих отношений, и личность не способна утверждать себя иначе, как через оппозицию. Исходя из этих утверждений, конфликт понимается нс как столкновение идей, а как выражение враждебности в отношениях между людьми. Он говорит о том, что, наряду с симпатией, существует «естественная враждебность между человеком и человеком», которая является «основой человеческих отношений» (1994, с. 116). По мнению Г. Зиммеля, в мире постоянно происходит борьба, и часто в самых разрушительных её проявлениях.

Немецкий социолог Р. Дарендорф, развивая идеи Г. Зиммеля, определяет социальный конфликт как «любое соотношение элементов, которому присущи объективные («скрытые») или субъективные («явные») противоположности. Конфликт называется социальным, если его можно вывести из структуры социальных единиц, то есть если он не индивидуален (1974). Р. Дарендорф считал, что конфликты всегда были и будут присущи любому обществу в силу неизбежного различия интересов, которые вырастают из противоречий, возникающих в обществе.

Идеи Г. Зиммеля нашли удачное воплощение в теории позитивно-функционального конфликта, разработанной американским ученым Л. Козером. Критикуя подход Т. Парсонса, он отмечает, что конфликты являются продуктом внутренних изменений в обществе, результатом взаимодействия различных элементов социальной системы. Конфликт, по его мнению, не препятствует стабильности. Идее «социального равенства» Л. Козср противопоставил идею динамических социальных изменений, изобилующих конфликтами. Конфликт возникает из-за стремления отдельных членов общества или групп повысить свою долю возна1раждения. Социальный конфликт Л. Козер определяет как борьбу из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы. В этой борьбе целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Успех Л. Козера, по мнению И. В. Гришиной, не в попытках противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка (2000, с. 29). Он признает конфликт в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений.

Социально-психологический подход предполагает рассмотрение конфликта как конкурентного типа взаимодействия, заключающегося в реализации разной направленности ценностномотивационных ориентаций субъектов путем их противодействия и формирования негативного отношения друг к другу. Проблема конфликта решается здесь в рамках мотивационного подхода. Социальное взаимодействие не только может быть инициировано различными мотивами — оно может породить новые и погасить старые.

Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии общую дескриптивную модель конфликта предпринимались А. А. Ершовым (1973), Л. А. Петровской (1977), Б. И. Хасаном (1996), Н. В. Гришиной (2000), Н. И. Леоновым (2002). Эти работы послужили хорошим основанием для разработки типологии стратегий и поэлементного анализа формальных моделей конфликтных ситуаций. Исследования В. А. Соснина (1979), Т. А. Полозовой (1980), Н. И. Фрыгиной (1980), А. И. Донцова (1984), Л. Я. Анцупова (2001) позволили отечественным прикладным психологам выполнить значительное количество практико-ориентированных разработок.

Субъектно-деятельностный подход — один из методологических подходов современной конфликтологической парадигмы, который может стать общеметодологической основой для эффективного анализа концептуальных, методологических и прикладных проблем конфликтологии, лежит в основе методологической и понятийно-категориальной составляющей конфликтологических исследований (Е.И. Степанов). Объективные и субъективные моменты деятельности организуют внутренне противоречивый и конфликтогенный процесс исторического творчества. Выступая базовым сегментом социальных процессов, противоречивый характер деятельности обнаруживает деятельностную природу любого социального конфликта и имманентную конфликтность всякой деятельности. Данный подход, признавая конфликт динамическим типом социального взаимодействия, позволяет провести комплексный анализ противоречиво сознаваемых целей, интересов, потребностей каждой из противоборствующих сторон, а также провести поиск оптимальных путей урегулирования конфликтов и примирения сторон.

Теорию межгруппового конфликта детально сформулировал Д. Кемпбелл: реальный конфликт интересов между группами обусловливает отношения конкуренции и ожидания реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; увеличение внутригрупповой солидарности; полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; увеличение непроницаемости границ группового членства; уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания нарушителя из группы (1979). Итак, в рамках мотивационной концепции были сформулированы основные представления о функциях, типологии конфликта, способах его регуляции.

Наряду с мотивационным подходом к изучению конфликтов, широкое распространение получил ситуационный подход как концепция, утверждающая, что оптимальное решение конфликта есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). Неопределенность внешней среды — функция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.

Ситуационный подход создает методологическую предпосылку для объективного психологического исследования личности в деятельности, в развитии; дает возможность моделировать характеристики конфликтной ситуации в динамике, в структурных и функциональных трансформациях, обусловленных меняющимся ситуационным контекстом жизнедеятельности или профессиональной деятельности.

Ситуационный подход, исходя из развиваемого им понимания природы социальных, в том числе и конфликтных, ситуаций и их влияния на поведение, предлагает иную возможность — изменение ситуации за счет модификации тех или иных её базисных черт. Конструирование соответствующих структурных компонентов конфликта влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участвующих в данной ситуации людей (М. Аргайл, Н. В. Гришина, Ю.Н. Емельянов). Допускается возможность воздействия на поведение человека и взаимодействие людей через изменение ситуации.

Такой подход, акцентирующий внимание на изучении ситуации взаимодействия, получил наибольшее выражение в области исследования межгрупповых конфликтов в работах М. Шерифа. Исследователь видел проблемы межгруппового конфликта в факторах ситуации непосредственного взаимодействия между группами. В соответствии с этим он выстроил эксперимент, искусственно создав ситуации конкуренции и кооперации. В своей теории М. Шериф выдвинул положения о причинности межгрупповых конфликтов (1967).

Ситуационный подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и в большей степени акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Данный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской традиции, сделавшей акценты на внешние детерминанты их возникновения. Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию. Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М. Дойч, который определяет конфликт как следствие объективного столкновения интересов противоположных сторон.

М. Дойч в своей теории описывает конфликт как следствие объективного столкновения интересов. Он выделяет два типа взаимодействия: конкуренция и кооперация. Конфликтным, по мнению М. Дойча, является конкурентное взаимодействие, т.к. достижение целей одной стороны мешает достижению целей другой стороны. Соперничество вызывает использование тактики угрозы и хитрости; ограничение коммуникации; минимизацию осознания сходства в ценностях и увеличение чувствительности к противоположным интересам и т. д. Кооперация, напротив, является наиболее эффективным типом взаимодействия. Её отличает: открытость в коммуникации, усиление восприимчивости участников к сходству и общности интересов, увеличение желания помогать другим и т. д.

Конфликт, как считает М. Дойч, может быть конструктивным или деструктивным. Конфликт является конструктивным, если его участники удовлетворены результатом конфликта. Конструктивная функция конфликта заключается в том, что он способствует личностному и социальному движению вперед; в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение; конфликт может приводить к формированию новых отношений и способствовать росту сплоченности группы. Признаками деструктивного конфликта являются: расширение и эскалация. т.с. конфликт становится независимым от исходных причин, и в случае устранения причин конфликт продолжается. В целом продуктивное развитие конфликта М. Дойч видит в совместном усилии сторон для решения проблемы и сравнивает с решением творческих задач.

Сторонники ситуационного подхода сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возможность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, подстройки сс под существующие условия. К. Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные переменные; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы (1980). К. Левин выводил конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Ценность теории конфликтов К. Левина заключается в том, что он связывает внутриличностный конфликт и поведение.

Определяющее значение для возникновения межличностных конфликтов имеют факторы ситуации. В конкурентной ситуации, например, будучи в отношениях соперничества с партнером либо просто сталкиваясь с его конкурентным поведением, человек оказывается перед необходимостью ответного реагирования. Он будет реагировать выбором конкурентного или кооперативного ответа (либо уходом от взаимодействия) главным образом в зависимости от различных факторов ситуации (характера проблемы, партнера и т. д.), которые могут быть наблюдаемы и описаны.

Ситуационный стиль взаимодействия учителя и ученика, по мнению Г. С. Абрамовой, характеризуется тремя разновидностями: ситуационный (ситуативный), операциональный, ценностный. Ситуативный проявляется в том, что ученик воспринимается учителем как средство решения педагогической задачи. Стиль по типу: «делай то, что делаю я». Операциональный стиль характеризуется принципом: «делай таким же образом, как я», т. е. учитель учит ребенка строить свою деятельность с учетом условий действия. Ценностный стиль взаимоотношений в общем виде может быть выражен так: «человек — мера всего». Это обоснование действий не только с позиции их объективного строения, но и с позиции взаимозависимости в плане человеческой деятельности (1988).

В рамках управленческих процессов интересны исследования С. И. Ериной по изучению ролевого конфликта управленца первичной производственной группы. Ролевой конфликт понимается ею как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнению. При этом под термином «социальные ожидания» понимается система ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посредством которой группа контролирует деятельность своих членов (2005).

Конфликт представляет собой, прежде всего, такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающего в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с сё стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом (Р.Х. Шакуров, 1984, с. 192). Таким образом, общие теории социального конфликта являются системой основополагающих положений, выступающих результатом логического обобщения социальной практики в сфере конфликтного взаимодействия социальных субъектов.

Определяя конфликт как «несовместимость, столкновение противоречивых отношений» В. Н. Мясищев (1956, с. И) вместе с гем подчёркивает, что речь идёт о нарушении не любых, а обобщённых, особо значимых для данной личности отношений, занимающих центральное место в системе её отношений к действительности.

Конфликт — это вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, но в различной степени осознанные противоречия в целях общающихся личностей, с попытками их разрешения на фоне эмоциональных состояний. Следует определить конфликт как такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Конфликты возникают на основе противоположности интересов и социальных установок людей (А.Г. Ковалёв, 1975, с. 129). Под конфликтом, как правило, подразумевают столкновения, вызываемые противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях стремления к достижению какойлибо цели (Н.В. Гришина, 1978, с. 56).

В диалектическом материализме конфликт понимается как одна из стадий развития противоречия, которое отражает черты, свойства, закономерности общественного развития, социальных условий своего времени. Конфликт — предельный случай обострения противоречий (Философская энциклопедия, 1964, с. 55). Как понятие «противоречие» не тождественно понятию «конфликт», так и «…понятие конфликта не тождественно понятию антагонизма. Второе характеризует тип противоречия, а первое — степень его обострения» (Г.М. Штракс, 1962, с. 31).

Конфликт — особая стадия развития противоположностей, когда ряд внешних и внутренних факторов мешают их разрешению (Г.М. Штракс, 1966). Конфликт возникает, когда противоречие созрело (или перезрело) и одна из сторон в соответствии со своими интересами и, пользуясь своими возможностями, затрудняет или затягивает его разрешение (Г.М. Штракс, 1977, с. 26).

Под конфликтом подразумевается такой этап развития противоречия, который характеризуется внешней напряжённостью борьбы противоположностей, в результате чего происходит переход от старого состояния к новому (В.Н. Шаленко, 1980, с. 20).

В настоящее время об обилии подходов к пониманию конфликта можно судить как по количеству издаваемой литературы по данной тематике, так и по читаемым в учебных заведениях различного профиля спецкурсам: «Организационная конфликтология», «Прикладная конфликтология», «Педагогическая конфликтология», «Управление конфликтами», «Теория конфликта», «Маневры в конфликтах и бизнесе», «Теория информационного конфликта» и т. д.

Многочисленные конфликтологические теории, связанные с традицией определения конфликта вне системы социокультурных понятий, как следствие, предпринимают попытки выведения знания прямо из эксперимента либо из непосредственного наблюдения, феноменологии. Однако применение эксперимента (лабораторного, «полевого») в исследованиях и практической регуляции такого специфического феномена имеет ряд особенностей. Вопервых, это достаточно жесткое ограничение уровней интенсивного сти конфликтных условий, которыми можно варьировать в лаборатории, исходя из практических и этических соображений. Вовторых, не любой фенотип конфликта достаточно точно моделируется, наблюдается и формализуется. В-третьих, в эксперименте сложно выразить когнитивную и эмоциональную оценку участниками конфликта степени потенциальной угрозы или трудности в моделируемой конфликтной ситуации. Кроме того, определение конфликта ограничивается концептуальными рамками гой или иной теории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой