Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Англия. 
История зарубежной литературы конца xix

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересной фигурой была Этель Лилиан Войнич (1864—1960), романист и переводчик с русского языка. Она училась в Берлинской консерватории, увлекалась славянской филологией, сблизилась с русскими революционерами-народовольцами, в 1887—1889 гг. жила в России, вышла замуж за польского революционера, который бежал в Европу из сибирской ссылки. До 1920 г. жила в Англии, после чего переселилась… Читать ещё >

Англия. История зарубежной литературы конца xix (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА ИСХОДЕ ВЕКА: ОСКАР УАЙЛЬД

Последняя треть века в Англии — время, отмеченное редким богатством художественных школ и течений, яркими писательскими именами. После ухода великих Диккенса (1870) и Теккерея (1863) на смену им пришло новое поколение выдающихся мастеров слова: при этом сам литературный климат определялся историко-культурными факторами, характерными для заключительного этапа долгого правления королевы Виктории (1837—1901). В культуре на исходе столетия продолжает господствовать дух викторианства как олицетворение буржуазных морально-нравственных и религиозных ценностей в их специфически английском варианте. Литературная панорама последней трети века богата и многокрасочна. Выдающуюся роль играет реалистический, поздневикторианский роман. Происходит обогащение реализма, поэтика которого аккумулирует стилевые особенности неоромантизма, натурализма, эстетизма, символизма.

Разные грани художественного процесса: от Гарди до Морриса

Преуспевает в жизни лишь тот, чье сердце становится мягче, кровь — горячее, ум — живее, а дух — умиротвореннее.

Джои Рёскин

Томас Гарди и другие. Наследие Томаса Гарди (1840—1928) — явление заключительной фазы викторианского романа. Демократ и гуманист, «скорбный и мужественный художник» (А. Луначарский), Гарди не без горечи запечатлел вторжение индустриального прогресса в патриархальную деревенскую жизнь: он принимал близко к сердцу думы и чаяния простых тружеников — земледельцев и фермеров.

Замечателен цикл его «уэссекских» романов, действие в которых развертывается в сельской местности на юго-западе Англии («Под деревом зеленым», 1872; «Вдали от обезумевшей толпы», 1874; «Мэр Кестербриджа», 1886; и др.). В цикл входит хрестоматийный роман Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891), снабженный подзаголовком «Чистая женщина, правдиво изображенная». Героиня Тэсс действительно чиста, честна и обаятельна, хотя ханжеское окружение полагает ее падшей. Это один из трогательных образов общеанглийского масштаба; натура благородная и глубоко чувствующая, наделенная природным обаянием. Но судьба ее складывается горестно. Рожденная для преданной любви, Тэсс — жертва насилия со стороны фатоватого Алекса д’Эрбервиля.

Родившийся вне брака ребенок вскоре умирает. «Согрешившая» же Тэсс становится объектом злоязычия окружающих. Но, кажется, судьба на время к ней благосклонна. Энджел Клер, сын священника, искренне ее полюбивший, женится на Тэсс. Но когда Тэсс признается мужу в своем прошлом, тот в праведном гневе оставляет жену и уезжает в Бразилию. Оставшись одна, в атмосфере ханжества и зависти, Тэсс сходится с Алеком. Когда все же Энджел возвращается, Тэсс чувствует, как глубоко любит мужа, а разлука выше ее сил. В отчаянии она совершает последний «грех», убивает Алека. Несколько дней Тэсс с Энджелом скрываются, пока полиция ее не арестовывает. Энджел и сестра Тэсс с ужасом наблюдают, как над тюрьмой поднимается черный флаг. Это знак того, что Тэсс казнена.

В образах героев присутствуют романтические краски, сюжет динамичен и мелодраматичен, в нем господствуют случайности, несчастливые совпадения. Характер героини дан в развитии; композиция отличается гармонической стройностью, отражая жизненные этапы героини. В ее судьбе значима роль рока. Язык выразителен, сочен, музыкален, а пейзажи развертываются параллелью с переживаниями героев. В целом Гарди, приверженный к классической повествовательной манере, называл свои произведения «романами характера и сердца».

В конце века Гарди расстается с прозаической эпической формой и обращается к поэзии философско-медитативного характера. Среди его поэтических произведений — эпическая поэма «Династы» (1903—1908) из эпохи наполеоновских войн. В конце жизни Томас Гарди, патриарх английской литературы, воспринимался как живой классик.

Одновременно с ним творили еще несколько видных мастеров поздневикторианского романа. Социально-психологическое направление этого жанра представлял Джордж Мередит (1826—1909) (романы «Испытания Ричарда Феверела», 1859; «Виттория», 1867; «Карьера Быочемпа», 1875; и др.). Плодовитым автором, новеллистом, драматургом, критиком (его наследие содержит более 100 книг) был Арнольд Беннет (1867—1931). Наиболее известный роман Беннета, приверженного к традиционной манере повествования, — «Повесть о старых женщинах» (1908). Традиции Свифта развивает Сэмюэл Батлер (1835—1902) в сатирико-аллегорическом романе «Эдгин» (1872). Достоверностью бытописания и детализации отмечен его «воспитательный», несущий автобиографические черты роман «Путь всякой плоти» (1903).

Неоромантизм. В 1880-е гг. в Англии заявляет о себе художественное течение неоромантизм, в основе которого — утверждение контраста между героикой, идеалом и бездуховностью мещанского бытия. Неоромантизм был своеобразной реакцией на «бескрылость» натурализма, а также пессимизм, настроения упадка, безнадежности, отличавшие искусство декаданса.

Неоромантическую философию и поэтику представлял Роберт Луис Стивенсон (1850—1894), книги которого, прежде всего приключенческие романы, были исполнены живости и увлекательных сюжетных коллизий.

Черная стрела», 1888; «Катриона», 1893; и др.); они имели международный резонанс. Спутником нс одного поколения юношества стал его знаменитый роман «Остров сокровищ» (1893). В ином художественном ключе написан его фантастическо-философский роман «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (1886), в основе которого убеждение в двойственности, неоднозначности человеческой натуры, в которой порой причудливо проявляются то добро, то зло.

Выдающимся художником-маринистом, давшим классические образцы «морского романа» {"Лорд Джим", 1900; «Ностромо», 1904; и др.), был Джозеф Конрад (1857—1924). Плодовитый писатель, предвосхитивший в ряде произведений идеи экзистенциализма, Конрад представляет своих неординарных героев в экстремальных обстоятельствах, используя нетрадиционную повествовательную технику. Он был один из предтеч, а отчасти и творцов повой прозы в литературе XX в.

На исходе века выступил Артур Конан Дойль (1859—1930), плодовитый мастер широкого жанрового диапазона, романист, поэт, публицист, драматург. Всемирное признание он получил прежде всего как классик детектива, создатель всемирно знаменитого, обретшего едва ли не мифологические масштабы литературного персонажа Шерлока Холмса и его приятеля доктора Ватсона («Приключения Шерлока Холмса», 1905).

Эстетизм. Рассматриваемый период — время плодотворной активности критической и эстетической мысли.

Получает развитие эстетизм — течение, принадлежащее как истории литературы, так и искусствознанию и идеологии. Ее наиболее яркий авторитетный представитель Джон Рёскин (1819—1900) в своих трудах, в частности в книге «Политическая экология искусства» (1857), писал о воспитательной функции художественного творчества, которое должно быть обращено к жизненным проблемам широкого круга людей. Рёскин с эстетических позиций порицал социальное неравенство и современное общество с его убогим прагматизмом и бездуховностью. Эти взгляды Рёскина вызывали одобрение Л. Н. Толстого.

Уолтер Пейтер (1839—1894), ученик Рёскина, расходился со своим учителем, настаивавшим на социальной функции искусства, утверждающего общественные и политические добродетели. Эстетическая программа Пейтера была ориентирована не на средневековое искусство, а на культуру Возрождения. Пейтер исходил из того, что искусству следует избегать морально-нравственных оценок, ибо красота субъективна. Задача художника — в самовыражении, в передаче ощущений глубоко личных, индивидуальных.

Пейтер-философ разделял идеи неокатолицизма и неоплатонизма. Он выступил вдохновителем декадентских журналов «Желтая книга» и «Савой». Идеи Пейтера были восприняты поэтами-символистами Артуром Саймсоном и Эрнестом Доусоном, художником Обри Бердслеем. Пейтер-критик был близок Генри Джеймсу. После смерти Пейтера ведущая роль теоретика и практика эстетизма перешла к Оскару Уайльду.

Эстетизм формировался в условиях полемики с натурализмом, который в Англии не был так влиятелен, как во Франции.

Прерафаэлиты. Идеи Рёскина получили поддержку от группы живописцев, искусствоведов и скульпторов, образовавших «Братство прерафаэлитов» (1848—1853). Его участников объединяло романтическое неприятие бескрылого академизма в живописи, а также засилье бездуховности в искусстве. Эстетическим ориентиром прерафаэлитов были художники Проторенессанса и Раннего Возрождения, предшественники Рафаэля (прерафаэлиты), Джотто, Боттичели и др., чей религиозный дух, наивное возвеличивание красоты виделись им как противовес помпезности Высокого Ренессанса. Литературными кумирами прерафаэлитов были Данте, Шекспир и романтики — поборники Прекрасного, такие как Блейк, Шелли, Ките. Лидером прерафаэлитов был поэт Данте Габриэль Россетти (1828— 1882), сын итальянского революционера, бежавшего от преследований в Англию.

В стихах Россетти (сборник сонетов «Дом жизни», 1870) причудливо совместились мистицизм и порыв к чувственным радостям (за что он подвергся нападкам ханжеской критики). Особенности его стилистики — музыкальность и пристрастие к романтической цветистости.

Поэзия. В отличие от эпохи романтизма, когда английская поэзия переживала исключительный расцвет, ее достижения на переломе веков не столь впечатляющи. И тем не менее поэты этой эпохи оригинальны и значительны. Официально признанным поэтом «викторианской» Англии считается Альфред Теннисон (1809—1892), которого прославила пейзажная лирика и стихотворный цикл «Королевские идиллии» (1859), искусно стилизованные средневековые предания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Роберт Браунинг (1812—1889), влюбленный в Античность, большую часть своей жизни провел в Италии. Стихией Браунинга был жанр «драматического монолога», который строился как лирическое излияние, исповедь (циклы «Драматическая лирика», 1842; «Драматические поэмы», 1845; «Мужчины и женщины», 1855; и др.). Браунинг сочетал в себе поэталирика, гуманигария-эрудита и тонкого психолога.

Близок к эстетике прерафаэлитов был Алджернон Чарльз Суинберн (1837—1909), в произведениях которого звучали страстность и чувственность как вызов пуританской благонамеренности «викторианцев» {"Стихи и баллады", 1866; 1878; 1889). Перу Суинберна принадлежат также и образцы политической лирики: он сочувствовал освободительной борьбе итальянского народа {"Песнь об Италии", 1867). Поэт пользовался авторитетом у современников, видевших в нем мастера, открывшего новые художественные горизонты.

Литература

социалистической ориентации: У. Моррис, Э. Л. Войнич.

Во второй половине XIX в. в Англии становятся популярными разного рода реформистские и социалистические идеи. Они отразились в творчестве Б. Шоу, Г. Уэллса, но особенно решительно у Морриса.

Уильям Моррис (1834—1896) — поэт, романист, публицист, был поначалу последователем Д. Рёскина и прерафаэлитов. Ему импонировал тезис о целесообразности возрождения средневекового искусства, а также ремесла как особой формы свободного труда, носящего творческий характер.

К классическим образцам утопии принадлежит роман У. Морриса «Вести ниоткуда» (1891). Это своеобразная литературная полемика с романом Э. Беллами «Взгляд в прошлое» (1888). Моррис обращается к форме видения, но герой во сне переносится не в прошлое, а в будущее. Перед нами Англия, в которой в результате всеобщей забастовки восторжествовал социализм. Как это свойственно утопиям, образ будущего рисуется публицистическими приемами и откровенно наивен. По Моррису, «промышленное рабство» ведет к «упадку искусства». Цель последнего — «увеличивать счастье людей, наполняя их досуг красотой и интересом к жизни, утверждая в них надежду и вызывая физическое наслаждение от самого труда».

Интересной фигурой была Этель Лилиан Войнич (1864—1960), романист и переводчик с русского языка. Она училась в Берлинской консерватории, увлекалась славянской филологией, сблизилась с русскими революционерами-народовольцами, в 1887—1889 гг. жила в России, вышла замуж за польского революционера, который бежал в Европу из сибирской ссылки. До 1920 г. жила в Англии, после чего переселилась в Америку. Ее знаменитый роман «Овод» (1895) имел огромный успех, в том числе и у русских читателей. В центре — обрисованный романтическими красками образ Артура Бартона, который, пройдя через многие иллюзии и разочарования, вырастает в героическую фигуру революционера, отдающего жизнь в борьбе за свободу Италии (действие происходит в 1830— 1840-х гг.). Последующие романы Войнич («Джек Реймонд», 1901; «Оливия Лэтам», 1904; «Прерванная дружба», 1910; и др.) развивают революционную проблематику, но уступают в значимости ее литературному первенцу.

Жизненный путь Войнич продолжался 96 лет. В последние годы она ничего не писала, пребывала в забвении, многие считали, что ее уже давно нет в живых. В конце 1950;х гг. ее обнаружила в Ныо-Йорке советский критик и литературовед Е. Таратута, написавшая о ней несколько книг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой