Актуальность исследования. Современное состояние табасаранской поэзии — это результат длительного и динамичного развития национальной литературы, отпочковавшейся еще в ХУШ веке от фольклора и ставшей самостоятельным эстетическим явлением. А за последнее столетие табасаранская литература проделала огромный путь в своем развитии, вырастив целую плеяду самобытных поэтов, прозаиков и драматургов: М. Шамхалова, Т. Шалбузова, А. Везирова, А. Джафарова, Б. Митарова, М. Митарова, Б. Раджабова, Ш. Казиева, Ю. Базутаева, Ш. Шахмарданова, П. Касумова, П. Асланова, Г. Гасанова и других.
Становление и развитие современной табасаранской литературы трудно представить без творческих поисков талантливого поэта, прозаика, фольклориста, переводчика, лауреата премии имени С. Стальского, народного поэта Дагестана (1990 г.) Муталиба Митаровича Митарова (род в 1920 г.). Его многогранная творческая деятельность за более чем пятьдесят лет, охватила многообразие лирических, лиро-эпических и эпических жанров литературы, опубликованных в тридцати восьми книгах, в том числе в двадцати одном издании на русском языке. Произведения М. Митарова в советский период и после стали доступны всесоюзному читателю через публикации в журналах «Огонек», «Москва», «Звезда», «Дружба народов», «Молодая гвардия», «Готовность», «Днепр», «Отчизна», «Азербайджан», «Литературный Дагестан», различных антологиях и сборниках. Его творения переводились и публиковались на тридцати двух языках народов СНГ и мира. Поэтому всестороннее монографическое исследование богатого и самобытного творчества М. Митарова представляет большой научный интерес не только для дагестанского, но и российского литературоведения.
В формировании эстетических взглядов поэта и писателя Мута-либа Митарова огромную роль сыграли родное устное народное творчество, а также достаточно сильное творческое влияние художественных сокровищ русских классиков, восточных и дагестанских поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Фирдоуси, И. Низами, Вагифа, Физули, С. Рустама, С. Вургуна, Е. Эмина, С. Стальского и других.
В становлении и творческой деятельности поэта решающей и переломной вехой стала Великая Отечественная война, участником которой стал М.Митаров. Поэт лично испытал нечеловеческие тяготы и лишения войны и вернулся с фронта инвалидом первой группы. Как поэт-фронтовик, переживший «трагический сорок первый», не мог не посвящать свои произведения друзьям-однополчанам, навсегда оставшимся в «Долине смерти» Заполярья. Поэтому о минувшей войне и героике защитников «крыши Европы» г. Мурманска и Заполярья в целом им написано около половины своих художественно достоверных лирических и лиро-эпических творений, в том числе шесть поэм-посвящений и мемориальных поэм, пять героических баллад и сотни стихотворений и этюдов.
Многогранное творчество поэта и писателя, вобравшее в себя любовную и гражданскую лирику, баллады, рассказы, повести, исторические, героические, философские, психологические и трудовые поэмы, литературные обработки народных преданий, легенд, притч и другие, отображает через художественное восприятие и оценку автора нравственные, патриотические, гуманистические, социальные, философские проблемы прошлой и современной действительности. Поэт творил в русле жестких требований социалистического реализма, ставшего на многие годы теоретической, методологической базой и идеологической концепцией многонациональной советской литературы, — в авторском осмыслении жизни советского народа, его исторического прошлого и современности в реалистическом ракурсе с конечной целью нравственного воздействия на читателя, воспитания его в духе патриотизма и интернационализма. Как писал В. Г. Белинский, «для того, чтобы быть поэтом, мало ума: нужно чувство и фантазия. Делать поэмы сможет всякий, творить — один поэт».1 Именно в рамках этих требований и литературных традиций поэт Митаров и «творил» свои произведения, составляющие достояние всей послевоенной многонациональной советской литературы.
Вклад Муталиба Митарова в развитие табасаранской, да и всей общедагестанской литературы, огромен, во многих жанрах и их разновидностях, темах, средствах поэтики он выступает как новатор в родной литературе. Поэтому изучение в одном исследовании его многогранного и многопланового творческого наследия, представляющего целую эпоху табасаранской литературы — задача нелегкая. По количеству изданных книг, самобытному таланту и жанровому многообразию творчества.
М.Митаров стоит в одном ряду с Р. Гамзатовым, С. Рабадановым, А. Абу-бакаром, Ф. Алиевой, А. Аджаматовым, Х. Авшалумовым, Ю. Хаппалаевым, А.Аджиевым. Поэтому мы ограничили рамки своего исследования изучением лишь отдельных разновидностей митаровских поэм: героикол исторических и поэм о Великой Отечественной войне.
Выбор темы работы продиктован тем, что в творчестве М. Митарова историческая и военная тематика поэм занимает превалирующее положение в крупных формах его поэзии и определяет самобытность поэта, его художественный метод, стиль и поэтику. Именно в этом жанре поэт проявил себя как талантливый художник слова, знаток военной тематики и «человеческих душ». Как писал известный белорусский лите.
1 Белинский В. Г. Поли. собр. соч. М.:Гослитиздат, 1953.Т.1.С.232.
2 В силу ограниченности объема настоящей работы, из пятнадцати разнотемных поэм Муталиба Митарова в научное изучение вовлечено лишь девять произведений на упомянутую тематику. ратуровед А. Г. Жаков, «самым значительным завоеванием советской литературы стало углубление историзма мышления, проявляющееся как в содержании, так и в структуре поэмы. Оно выражается в изображении жизненных явлений в процессе их становления и развития, в сопоставлении разных эпох, в свободном владении художественным временем, в соотнесении прошлого с современной проблематикой».1.
Степень изученности темы. Изучение табасаранской литературы и фольклора в целом, и творчества отдельных художников слова в частности, началось лишь в последние десятилетия XX века. В монографических трудах М.М.Гасанова2, М. М. Курбанова, 3 М.Г.Юсуфова4 изучаются общие закономерности зарождения и развития табасаранского фольклора и литературы. Изыскания «первопроходцев» охватывают общие этапы становления и динамического развития духовной культуры всего этноса, начиная с первобытных времен, до конца XX века. В этих основополагающих работах исследователи заложили основу для дальнейшего серьезного исследования табасаранского фольклора и литературы.
Изучение творческого наследия Муталиба Митарова также находится лишь в начальной стадии. В фундаментальном обобщающем труде «История дагестанской советской литературы"5 его творчество рассматривается в общем контексте развития всей дагестанской многонациональной литературы. Несмотря на широкую известность поэта за пределами рес.
1 Жаков А. Г. Современная советская поэма. Минск: Изд-во БГУ, 1981.С.166. Гасанов М. М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971.
3 Курбанов М. М. Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986; его же: Эпические жанры табасаранского фольклора. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1995; его же: Душа и память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
4 Юсуфов М. Г. Ц1ийи дережейихъна. Махачкала, 1980; его же: Табасаранская советская литература. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986; его же: Табасаранская национальная литература. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1994.
5 История дагестанской советской литературы. В двух томах. Махачкала, 1967. публики и России, до сих пор в дагестанском литературоведении еще нет монографических исследований, посвященных его творческому наследию. Правда, в общесоюзных литературных и общественно-политических журналах и отдельных изданиях, начиная с конца шестидесятых годов XX века, появлялись различные позитивные отклики об отдельных поэмах и сборниках М.Митарова.
Так, поэт и литературовед А. Говоров, подчеркивая идейно-тематические достоинства героико-исторической поэмы М. Митарова «Иран-Хараб», в журнале «Огонек» в 1969 году высоко оценил эстетическую значимость творения и восхищался оригинальностью художественного мышления поэта: «Необычные, точные, красочные сравнения. Когда я читал эту книгу, я окунулся в сказочный мир, приближенный поэтом к настоящему времени и будущему."1 Аналогичным же образом откликнулся и дагестанский литературовед и журналист М. Гасан-гусейнов в своей статье «Поэт в поисках».2.
О поэзии и прозе М. Митарова отзывались известные поэты, прозаики, исследователи дагестанской и русской литературы в различных литературных журналах, книгах и периодической печати.3 Всех их объединяет стремление постичь тайну поэтической образности, самобытный талант поэта-фронтовика и оценить по достоинству его вклад в развитие всей советской многонациональной литературы.
Жанровое многообразие творчества М. Митарова, богатство тематики поэм, их историзм, реализм и высокая художественная образность.
1 Говоров А. Доброе знакомство. / Огонек -№ 7. М., 1969.С.24.
1 Гасан-гусейнов М. Поэт в поисках. «Даг. правда» от 11 января 1969. С.З.
3 Алексеев М. Снова в строю. М.: Современник, 1975.С.639−641. Двагеев М. Золотой приз «Огонька». «Даг.правда» от11 мая 1983 г.-Абуков К. И. Открытие продолжается. «Даг. правда» от 29 ноября 1990 г.- Дереч Д. Братья Митаровы. «Литературная Россия» от 19 октября 1990 г.- Раджабов Б. «Я свет души усилю.». «Даг. правда» от 19 ноября 1990 г.- Рамазанов К. Военно-патриотическая тема в творчестве М.Митарова. //Я вижу привлекали внимание многих литературных критиков и исследователей. Поэтесса и литературный критик И. Шевелева впервые попыталась затронуть большую сферу поэтических поисков М. Митарова в объемной статье с емким и образным названием, взятым из одноименного стихотворения поэта, «В копилку жизни внес свою я долю».1 Внимание критика привлекла лирическая и военная поэзия поэта-фронтовика, в которой «творческая сила приходит к нему в единении с земной неоглядной красой и силой», где романтически воодушевленный поэт видит «душу каждого цветка». Оценивая творческое дарование поэта, И. Шевелева отмечает высоту таланта и эстетическую образность поэта-реалиста в военных поэмах-посвящениях «Сказание о чунгуре» и «Полярная баллада».
Такому же обзорному анализу подвергаются философская лирика, исторические и военно-патриотические поэмы «Иран-Хараб», «Кровавые скалы», «Сказание о чунгуре» и «Без вести пропавшие» в интересной статье литературоведа П. К. Карпова.2 В ней исследователь пытается изучить многообразие взглядов и поисков поэта в эпической и лиро-эпической разновидностях жанра поэмы. Автор работы достаточно высоко оценивает художественную насыщенность и многообразие эстетических приемов в поэмах исторического плана, основой которых стали удачно использованные поэтом сюжеты табасаранских преданий и легенд.
В фундаментальном труде «Дагестанская поэма: Становление и развитие жанра"1 исследовательница Ч. С. Юсуфова всесторонне изучает процессы зарождения и интенсивного развития жанра поэму в разноязычной дагестанской литературе. Однако, к сожалению, в обобщающей работе душу каждого цветка. Сост. Б. Митарова Махачкала, 1990. Вагидов A.M. Память сердца. «Даг. правда» от 9 мая 1996 г. и другие.
1 Шевелева И. «В копилку жизни внес свою я долю». «Литературная Россия» от 19 октября 1990 г. С. 16.
2 Карпов П. К. Поэзия Муталиба Митарова. // Я вижу душу каждого цветка. Сост. Б. Б. Митарова. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1990. С. 67 — 80. автор ограничивается лишь упоминанием о некоторых лиро-эпических поэмах М.Митарова.
Проблемы формирования творческих поисков М. Митарова и общую картину художественного творчества в различных жанрах освещаются в обзорном плане в общем контексте развития всей табасаранской советской литературы в монографиях литературоведа М. Г. Юсуфова «Табасаранская советская литература» и «Табасаранская национальная литература». В них анализу творений изучаемого поэта отводится лишь эпизодические места в силу постановки более общих задач освещения всей табасаранской литературы за много веков ее развития.
До сих пор в дагестанском литературоведении нет ни обобщающих трудов, ни монографических исследований по творчеству самобытного поэта и прозаика Муталиба Митарова. Поэтому данная диссертационная работа является первой попыткой всестороннего монографического исследования некоторых разновидностей жанра поэмы: исторических поэм и поэм о Великой Отечественной войне. При этом мы не претендуем на исчерпывающее освещение данной темы и считаем свои изыскания лишь первыми шагами в освоении многопланового наследия табасаранского поэта и прозаика.
Цели и задачи исследования. Цель работы — исследование исторических поэм и поэм о Великой Отечественной войне, выявление их идейно-тематической и поэтической специфики, осмысление проблемы художественных традиций. Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
— изучение исторических и фольклорных истоков, героики и поэтики исторических поэм М. Митарова;
1 Юсуфова Ч. С. Дагестанская поэма: Становление и развитие жанра. М.:Наука, 1989.
— выявление новаторства поэта в табасаранской литературе в сфере использования им сюжетов, сюжетных мотивов, образов, поэтики из фольклора, степени и форм переосмысления народных преданий и легенд;
— исследование художественного метода поэта, тематики, проблематики, поэтики, и специфики эстетического осмысления автором фронтовой действительности в поэмах о Великой Отечественной войне;
— выявление жанровой, идейно-тематической и типологической общности поэм М. Митарова и военных и послевоенных поэм в советской литературе.
Теоретическая и методологическая основа работы. В работе используется аналитический, сравнительно-исторический и историко-типологический методы, ориентированные на всестороннее изучение эпических и лиро-эпических поэм М.Митарова.
Теоретической основой работы служат фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей: В. Г. Белинского, А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, Л. М. Лотмана, Л. И. Тимофеева, Г. Н. Поспелова, Б. Храпченко, Г. Ломидзе, А. Бушмина, Н. Конрада, Р. Ф. Юсуфова, И. Г. Неупокоева, К. К. Султанова и других. В процессе формирования взглядов автора при изучении творчества М. Митарова существенную роль сыграли труды известных дагестанских литературоведов и фольклористов: Г. Г. Гамзатова, К. Д. Султанова, Ч. С. Юсуповой, С. М. Хайбуллаева, А. М. Вагидова, С. Х. Ахмедова, М. М. Курбанова, К. И. Абукова, З. Н. Акавова, С. Х. Акбиева, М. Г. Юсуфова, Р. М. Кельбеханова, З. З. Гаджиевой, А. Ю. Абдулатипова и др.
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое монографическое исследование поэм народного поэта.
Дагестана Муталиба Митарова с позиции идейно-тематического, поэтического анализа и их специфики. В работе для системного изучения впервые в научный оборот вводятся до сих пор неизученные исторические поэмы «Кровавые скалы» и «Сказание о поющей скале», а также поэмы-посвящения, мемориальные и поэмы-воспоминания о войне («Без вести пропавшие», «Полярная баллада», «Поклонимся обелискам», «Цветы на граните», «Возвращение «и другие).
Исследование поэм М. Митарова проводится в общем контексте развития традиций послевоенной советской литературы в целом и жанра поэмы в частности. Одновременно в диссертации изучается художественный метод поэта, многогранность его эстетических взглядов и поисков, а также оценивается роль его наследия в общем развитии многонациональной дагестанской литературы.
Практическая значимость диссертации видится в том, что ее материалы, основные положения и выводы могут быть использованы при чтении курса лекции по «Истории дагестанской советской литературы» в Даггосуниверситете, Даггоспедуниверситете, при составлении учебников и учебных пособий по табасаранской и дагестанской литературе для вузов, педагогических училищ, колледжей и общеобразовательных школ республики, а сама работа, — как учебное пособие по творчеству Муталиба Митарова.
Поскольку поэмы М. Митарова изучаются в таком аспекте впервые, диссертация может оказать существенную помощь при дальнейшем исследовании послевоенной и современной дагестанской литературы. На основе этой работы могут быть прочитаны специальные курсы на факультете дагестанской филологии ДГУ и филологических факультетах ДГУ и ДГПУ.
Объектом исследования являются поэмы Муталиба Митарова. Притом, из пятнадцати разнотемных поэм к изучению привлекаются: исторические поэмы «Иран-Хараб», «Кровавые скалы», «Сказание о поющей скале" — лиро-эпические поэмы на тему о Великой Отечественной войне: поэмы-посвящения «Сказание о чунгуре», «Без вести пропавшие», «Полярная баллада», мемориальные поэмы «Поклонимся обелискам», «Цветы на граните» и поэма-воспоминание «Возвращение».
Апробация работы. Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы работы опубликованы в республиканских журналах «Тангчолпан"("Утренняя звезда» — на кумыкском языке), «Ппази» («Соколенок» — на табас. языке), в межвузовских сборниках Даггоспедуниверситета, изложены в тезисах докладов на научно-практических конференциях ДГПУ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем составляет 161 страница компьютерной верстки, в том числе и библиографии, включающей 128 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Историко-филологическое исследование исторических поэм и поэм о Великой Отечественной войне Муталиба Митарова позволяет заключить, что его произведениям присущи как общие для всей дагестанской и советской литературы процессы и законы, так и собственные, специфические факторы, обусловленные своеобразием национальной истории и культуры. Это связано, прежде всего, с использованием поэтом готовых текстов устных народных сокровищ табасаранцев в своем эпическом и лиро-эпическом творчестве. Обращение к фольклорным сюжетам, сюжетным мотивам и образам в творчестве М. Митарова было продиктовано не столько «велением времени» холодной войны, сколько желанием по-своему воспроизвести героико-историческое прошлое родного народа с целью идейно-патриотического и интернационального воспитания читателя и сохранения примеров национального героики предков в памяти народной.
Изучение поэм М. Митарова привело нас к мысли, что в создании крупных эпических и лиро-эпических форм прослеживается некоторая тенденция в художественном творчестве поэта: осмысление далекой истории народа через исторические поэмы 50 — 60 годов и обращение уже в 70−80 годы к героике времен Великой Отечественной войны. (В то же самое время автор написал и ряд других поэм о труде, нравственно-философских: «Мастерица», (1954 г.),"Бавтугай" (1965 г.), «Солнце Сулака» (1977 г.), «Судьба абрикосового дерева» (1979 г.), «Симфония Харагской долины» (1981 г.), «Воскрешение» (1990 г.). Притом, эта тенденция основывается на устоявших традициях дагестанской литературы — от романтизации национальных исторических персонажей и освободительного движения горцев против многочисленных иноземных захватчиков к реалистическому отображению и обобщению событий и героев периода Великой Отечественной войны.
В исторических поэмах М. Митарова наблюдается закономерный творческий симбиоз: искусное переплетение исторических реалий XIУ, ХУ1 и ХУШ веков, сюжетов и сюжетных мотивов табасаранских преданий и легенд в унисон с художественным вымыслом талантливого поэта. Этот синтез породил с одной стороны романтических героев, похожих на персонажей эпоса, с другой, — обозначил стремление автора к реалистическому освещению героической истории родного народа. Усиление эпической тенденции в митаровских исторических поэмах вовсе не означает растворение лирики в эпосе. В исторической поэме «Сказание о поющей скале» (1973 г.) изложены лирические и лирико-философские медитации автора, достаточно емкие для идейной и художественной оценки произведения. Последние качества в поэмах Муталиба Митарова десятки лет динамически развивались и достигли наивысшего уровня в поэмах о войне, созданных в конце восьмидесятых годов.
Новаторство М. Митарова как первого поэта в табасаранской литературе, обратившегося к фольклорным образцам, обнаружило неисчерпаемые возможности эстетического освоения идейного и художественного богатства табасаранского народного творчества. Такими же путями и способами создавали свои творения и другие поэты в дагестанской литературе: Аткай («Танец узоров»), Ю. Хаппалаев («Песня о Муртузали»), М.-З. Аминов («Каменный мальчик»), Р. Гамзатов («Сказание о Хочбаре»), Ш. Казиев («Черное Серебро», «Ямисат») и другие.
В совершенно ином плане написаны митаровские поэмы о Великой Отечественной войне. В них доминирует реалистический метод изображения в традициях послевоенной эволюции жанра поэмы, где патетическая героика и событийность произведений пятидесятых годов меняется лирико-философским осмыслением в 70−80 годах минувшей военной действительности.
Из пятнадцати поэм М. Митарова шесть посвящены теме войны. В поэмах-посвящениях, мемориальных и поэмах-воспоминаниях поэт создал целую галерею ярких образов защитников отечества, основанных на реальных прототипах, и обрисовал трагическую эпопею начального периода войны с фашизмом. Событийная насыщенность, художественное осмысление сложнейших морально-психологических процессов, происходивших в душах митаровских персонажей, освещение невыдуманного массового и индивидуального героизма советских людей, стремление автора к точному воспроизведению отваги и трусости, высокого духа и морального падения, военных тягот и всеобщей веры в победу над захватчиками — главные достоинства поэм М.Митарова. Он первый и единственный поэт-фронтовик в дагестанской литературе, который так много и правдиво написал о прошлой войне. Его поэмы, баллады, рассказы, многочисленные стихотворения и повести создали целую панораму войны через авторское созерцание и воспроизведение трагедии сорок первого года в собственной памяти, спустя много десятилетий. Именно с истечением определенного времени после войны эстетическим талантом художника созданы поэмы с лирико-философским подтекстом, трезво оценивающим и осознающим прошлую трагедию с позиции современности, обобщая пережитое советским народом через мудрость автора и аксакала.
За сорок лет творческой деятельности в жанре поэмы М. Митаров прошел этапы от романтического отражения исторической и героической действительности к реалистическому и философскому переживанию событий времен войны. До М. Митарова в табасаранской литературе о войне писал А. Джафаров в поэмах «Живых не хоронят» и «Сестры», в которых тематическая популярность международного эпического сюжета «муж на свадьбе своей жены» и неуникальность фабул поэм компенсируются высокой идейностью произведений. М. Джафаров не мог писать о войне лучше, поскольку не был очевидцем военных событий. Он сидел в ГУЛАГЕ как «враг народа», но затем реабилитирован. А поэт Митаров как человек, побывавший не раз «у смерти на краю» и переживший ужасы военной жизни, смог в поэмах-посвящениях запечатлеть истинный (не романтический) дух и настрой советского человека. Его поэмы «Сказание о чунгуре», «Без вести пропавшие и «Полярная баллада» по художественным и реалистическим качествам могут быть отнесены к лучшим творениям советской литературы на военную тематику.
Мемориальные поэмы открывают новую страницу в дагестанской литературе с аналогичными поэмами Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, М. Атабаевой, Ш. Казиева и других. Это лирико-философские раздумья, фронтовые воспоминания, навеянные священными реликвиями поэмы. В них Митаров «со слезами на глазах» воспроизводит через свою память монологи-размышления о собственном долге как поэта и всех живых перед «павшими смертью храбрых». В них в образной форме оживают павшие, ведутся диалоги седой матери со своим сыном, поэта со старшим братом Багаутдином и погибшими однополчанами.
Художественная условность и реальность, высокая психологичность и авторское лирическое «я», создавая уникальный эстетический сплав, становятся в поэмах Митарова «Цветы на граните» и «Поклонимся обелискам» базой для лирико-философских обобщений «седого поэта» о долге и совести, о жизни и смерти, о жестокости и гуманизме, о «назначении Человека». Автору удалось создать реалистические образы десантников-однополчан Спирина, Хаджитая, М. Ярова, политрука Шевченко, комсорга Фролова, командира Кислякова, героев-земляков летчика Леонида Галченко, снайпера Сайда Алиева, подводника Магомеда Гаджиева. Таким же достижением художественного мышления автора является формирование в поэмах обобщающих интернациональных образов «седых» и «страдающих матерей».
Если в исторических поэмах образ автора, воспроизводимый через его лирическое «я», был еле заметен, то в поэмах о войне «солдат, похожий на меня» или «молодой лейтенант», занимают равнозначное с другими персонажами место. Особенно это проявляется в поэмах «Без вести пропавшие», «Цветы на граните», «Возвращение». М. Митаров не ставил перед собой цели создать автобиографические поэмы. Нет. В то же время «авторское участие» как художественный прием введен в освещаемые события для достоверности воспроизведения увиденного, выражения личного отношения к событиям и самооценки.
За десятки лет работы в жанре поэмы четко наблюдается эволюция эстетического совершенства творений Муталиба Митарова. Если в поэмах 50−60 годов сюжетная событийность давлела над художественностью, то поэмы о войне, используя свои излюбленные формы восьмисложного и одиннадцатисложного катрена, насыщаются богатством различных изобразительно-выразительных средств поэтики. Отточенность стиха и строф, целая палитра художественных приемов, мастерство поэта-баталиста и поэта-психолога, новаторство в сюжетостроении поэм, авторское видение предметов и явлений окружающего мира, лирико-философское осмысление пережитого на войне и иные качества составляют высокую художественность митаровских поэм.
Вместе с тем, как нам представляется, лиро-эпическая поэзия М. Митарова страдает не от излишества событийности, а от отсутствия портретных характеристик персонажей при достаточном насыщении их душевной индивидуальности. Только в отдельных моментах — образы «седых матерей» (поэма «Возвращение») — автор пытается описать внешний облик и характерные физические особенности героини. Иногда встречаются примеры излишних детализаций событий, растяжение описательных батальных сцен («Поклонимся обелискам») и т. д. Однако это — частности.
Исследование поэм о войне М. Митарова подводит к мысли, что все они держатся на главной магистральной идейной установке автора — воспевании героики войны, интернационализме советских людей и призыве к нынешнему и будущим поколениям беречь мир на нашей земле. Все, что создано гением поэта, — это огромный вклад в развитие дагестанской и российской многонациональной литературы.
По примеру и образцу митаровских творений эффективно развивается жанр поэмы в родной табасаранской литературе: в творчестве Шамиля Казиева («Земля и пепел», «Черное серебро», «Ямисат», «Слуги и господа» и др.), П. Асланова («Звезда надежды», «Наедине с землей») и др. Весь многолетний жизненный и творческий путь народного поэта Дагестана Му-талиба Митарова можно охарактеризовать словами, взятыми из его же философского стихотворения: «В копилку жизни внес свою я долю». И мы надеемся, что любимый поэт всего дагестанского народа еще не раз обрадует нас своими новыми поэтическими и прозаическими образцами, обогащая многонациональную дагестанскую литературу. Время требует от современных поэтов и писателей большой идейной глубины, проблемности, эстетического совершенства произведений, особенно теперь, когда мир разделился на две взаимоисключающие силы: прогресс, общечеловеческие ценности, толерантность и религиозный фундаментализм разных мастей и направлений.