ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Один ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² любой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ — связь с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ связана с Ρ„илософиСй, Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ, психологиСй ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ (рис. 1). Ѐилософия — мСтодологичСская основа любой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни связана с Π΄ΠΈΠ°Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ. Для обучСния ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ относится ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌ, Π° ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ½Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠ° ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ областям Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊ тСория воспитания ΠΈ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ отСчСствСнной ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ связано с Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ «Π•ΡΡ‚СствСнной истории» (1786 Π³.), потрСбностями Π² ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊ Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΡŽ. На ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… этапах своСго сущСствования молодая Π½Π°ΡƒΠΊΠ° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ творчСских ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π° ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… отСчСствСнных ΠΈ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π² Π½Π΅ΠΉ происходил ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ мастСрства, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ творчСства ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, основанной Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских исслСдованиях, ΠΈ ΠΎΠ½Π° стала ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ всСм трСбованиям Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ мноТСство ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ исслСдования, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ поставлСнных Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, проводится ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ся ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹. ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ исслСдования, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ процСсс формирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² биологичСских понятий, Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ — мСтодичСскиС условия формирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² филогСнСтичСских понятий Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ изучСния Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π° «Π–ΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Π΅». Π€ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ исслСдования Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ†Π΅Π»ΠΈ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ исслСдования.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° устанавливаСт ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ содСрТаниС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ срСднСго биологичСского образования, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ обучСния ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия школьников, опрСдСляСт состав ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π±Π°Π·Ρ‹ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° наглядных срСдств обучСния, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ ΠΈΡ… ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ словами, ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ основных вопроса: «Π—Π°Ρ‡Π΅ΠΌ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ?», «Π§Π΅ΠΌΡƒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ?» ΠΈ «ΠšΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ?».

Π‘ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, исслСдуСмых ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΎΠΉ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ опрСдСлСния Π΅Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Π’ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ[1] ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, Π²Ρ‹ΡΡΠ½ΡΡŽΡ‰Π°Ρ закономСрности обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ этапС Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ школьного биологичСского образования.

РСшСниС Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ основных ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ связано с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ мноТСства Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ². Π’Π°ΠΊ, ΠΏΡ€ΠΈ выяснСнии ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ условия, ΠΊΠ°ΠΊ: Π°) трСбования общСства ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ срСднСму ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния; Π±) ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития биологичСских ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… с Π½ΠΈΠΌΠΈ ΡΠ΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΡ…ΠΎΠ·ΡΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊ; Π²) ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹; Π³) возрастныС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности школьников ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.

Π‘ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ мноТСства Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² связано ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ систСмы срСднСго биологичСского образования, содСрТания ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΎΠ², состава общСбиологичСских ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… биологичСских понятий, ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… Ρ„ормирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия.

НС ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ слоТна ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°, которая связана с Π²Ρ‹ΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ способов ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ биологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ качСство ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… учащимися Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ связано с Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ обучСния, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскими ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, наглядными срСдствами, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΌ усвоСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€.

Один ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² любой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ — связь с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ связана с Ρ„илософиСй, Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ, психологиСй ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ (рис. 1). Ѐилософия — мСтодологичСская основа любой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни связана с Π΄ΠΈΠ°Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ. Для обучСния ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½ΠΎ СстСствСннонаучноС ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅. ИспользованиС диалСктичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… мСтодологичСских ошибок: ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, нСльзя ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния; содСрТаниС любого Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π° школьного курса Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния — Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ обучСния ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ — Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ². ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ курса Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй общСства, развития биологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, возмоТностСй усвоСния учащимися ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ обучСния Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° ΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΡƒ, ΠΎΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΊ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅, ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΊ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ.

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

Рис. 7. Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

ю Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ диалСктичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° позволяСт Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ противорСчия, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ростом Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, ΠΈ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния.

БиологичСскиС (Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ΠΈΠΊΠ°, зоология, анатомия ΠΈ Ρ„изиология Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, цитология, Π³Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΈ ΡΠ΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΡ…озяйствСнныС Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ (ΠΏΠΎΡ‡Π²ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, агрономия, зоотСхния ΠΈ Π΄Ρ€.) слуТат для ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ основным источником ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Из Π½ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ основныС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, закономСрности, понятия ΠΈ Ρ„актичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π° ΠΈΡ… Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅.

ПСдагогика для ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — источник Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… закономСрностСй обучСния, воспитания ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия школьников. Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ пСдагогичСскиС знания, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈΡ…, наполняСт ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ содСрТаниСм. Π’Π°ΠΊ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ «ΠΎΡ‚ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠΌΡƒ», ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ устанавливаСт, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΈ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ стСпСни Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹ учащимся Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ мСтодичСскиС условия ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ этого ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°, ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Бвязь ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ с ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ двусторонняя, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ тСория воспитания ΠΈ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… закономСрностСй ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ мСтодичСских исслСдований, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

Знания ΠΈΠ· ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ психологии ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ…, ΠΊΠ°ΠΊ процСссы усвоСния ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΡ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ учащимися, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСс ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ прСдставлСний ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠΉ ΠΎ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Π’Π°ΠΊ, для Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, связанных с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ закономСрности развития ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π° Π΄Π»Ρ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ развития ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ Π΅Π΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€. ΠŸΡΠΈΡ…ология для ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния, связанныС с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ основных Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² курса Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. ΠžΠ±Ρ‰Π°Ρ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ исслСдуСт Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, ΠΊΠ°ΠΊ содСрТаниС ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° школьного курса Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ курса, воспитаниС Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Сдинство содСрТания ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния, взаимосвязь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€. Π§Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (каТдая ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Ρƒ) Π²Ρ‹ΡΡΠ½ΡΡŽΡ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π°, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Π½Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ вопросам Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ обучСния частных ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. ΠžΠ±Ρ‰Π°Ρ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ тСсно связана с Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. Π•Π΅ Ρ‚СорСтичСскиС Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎ-мСтодичСских исслСдованиях, Π° ΠΎΠ½ΠΈ, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ общСмСтодичСскиС Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° Π΅Π΄ΠΈΠ½Π°: Π² Π½Π΅ΠΉ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ части.

Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ обучСния Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌ (Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠΈ, Ρ…ΠΈΠΌΠΈΠΈ) Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° исслСдуСт закономСрности обучСния основам Π½Π°ΡƒΠΊ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Π»ΠΎ с ΠΆΠΈΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, слоТными Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ двиТСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ, ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΈΡ… ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ.

  • [1] Π”ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ часто употрСбляСтся ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅Π΅ (ΡƒΡΡ‚Π°Ρ€Π΅Π²ΡˆΠ΅Π΅) Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ — «ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° прСподавания Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΡΠΎΠ²ΡΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ — одностороннийпроцСсс ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учитСля, Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ — двусторонний процСсс, связанный с Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ учитСля ΠΈ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ учащихся. Π’ Π’ΠΠšΠ΅ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ 13.00.02 — «ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° прСподавания Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ» Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½Π° Π½Π° Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ «Π’Сория ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания (биология)»
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ