Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вюрцбургская школа в психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Альную задачу, испытуемый должен был дать отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Кюльпе разработал собственную программу лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики (Карл Бюлер, Карл Марбе, Нарцисс Ах, Отто Зельц и др.). Среди важнейших открытий данной научной школы особое место занимает понятие антиципаторной схемы, обогатившее представление… Читать ещё >

Вюрцбургская школа в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КОММЕНТАРИИ Вюрцбургская школа в психологии (по г. Вюрцбург в Баварии) была основана Освальдом Кюльпе (1862−1915) и известна тем, что в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Кюльпе и его сотрудники частично совершенствовали интроспективный метод. Изменение инструкции, которая дается испытуемому перед началом эксперимента, привело к тому, что главное внимание было сконцентрировано уже не на результатах деятельности, а на ее процессе. Поставив перед испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления.

Эксперименты ученых Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, вовторых, что эти элементы сопряжены с умственной деятельностью субъекта и, в-третьих, что неосознанность этих актов требует внести коррективы в метод интроспекции.

Так была заложена основа метода «систематической экспериментальной интроспекции». Решая интеллекту;

Вюрцбургская школа в психологии.

альную задачу, испытуемый должен был дать отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Кюльпе разработал собственную программу лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики (Карл Бюлер, Карл Марбе, Нарцисс Ах, Отто Зельц и др.).

Реализация этой программы показала наличие несенсорных компонентов в сознании, выявила наличие нового фактора, детерминирующего процесс мышления. Таковым являлось принятие задачи: именно задача, ее содержание направляет и регулирует мышление. Более детальное изучение мышления как процесса помогло выявить новые важные закономерности, в частности, установку сознания, определяющую ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. В зависимости от этой установки испытуемые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Содержание направленности на решение задачи вюрцбуржцы связали со значением данной задачи или ситуации для испытуемых, что сближало позицию Вюрцбургской школы с позицией Ф. Брентано.

Среди важнейших открытий данной научной школы особое место занимает понятие антиципаторной схемы, обогатившее представление о процессе принятия решения идеей о возможности предвидеть его результат уже в начале мыслительной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой