Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Социальная политика государства и бизнеса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Студентам российских университетов хорошо знакомы учебники по социальной политике, подготовленные преподавателями Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Каждый из них отличает авторский подход к трактовке социальных функций государства, целей и содержания… Читать ещё >

Предисловие. Социальная политика государства и бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы социальной политики, и в первую очередь социальной политики государства, традиционно привлекают внимание российских исследователей — представителей различных научных направлений: экономики, социологии, политологии, государственного и муниципального управления. Широко известны работы таких авторов, как А. Н. Аверин, II. В. Бобков, Н. А. Волгин, Е. Ш. Гонтмахер, И. А. Григорьева, Т. Ю. Сидорина, С. Н. Смирнов, В. Н. Ярская, работы экспертов Независимого института социальной политики[1]. Предметом исследования и обсуждения, как правило, становятся теоретические и методологические основы социальной политики; взаимосвязь экономики, экономической и социальной политики; социальная структура общества; вопросы прикладного характера (демографические проблемы, проблемы занятости, рынка труда и миграции, эффективность и производительность труда, оплата труда, социальная защита), отдельные аспекты, или направления, социальной политики государства (политика государства в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. д.).

Студентам российских университетов хорошо знакомы учебники по социальной политике, подготовленные преподавателями Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации[2], Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»[3]. Каждый из них отличает авторский подход к трактовке социальных функций государства, целей и содержания социальной политики, направлений ее реформирования. Как правило, авторы акцентируют внимание на различных прикладных аспектах (направлениях) социальной политики: политике в сфере трудовых отношений, здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.

Характерной особенностью учебников, изданных в России в 2000;е гг., является традиционный подход к оценке роли субъектов социальной политики. Признавая необходимость формирования многосубъектного подхода, в соответствии с которым в качестве субъектов социальной политики наряду с государством рассматриваются негосударственные институты (бизнес-организации, институты гражданского общества), авторы не раскрывают их роль и функции. Однако многосубъектный подход является логическим завершением дискуссии о том, кто должен нести бремя социальных обязательств и социальной ответственности (государство, бизнес или общество), свидетельством осознания необходимости формирования новой модели социальной политики, предполагающей перераспределение социальных обязательств и функций между всеми заинтересованными сторонами.

Также обращает на себя внимание отсутствие концептуального подхода к изложению материала, предполагающего формирование целостной, непротиворечивой системы взглядов на субъект, объект, предмет, цели и направления социальной политики, пути ее реформирования, системы релевантных понятий. Многие исследователи признают, что говорить о существовании общепринятой концепции, дающей комплексное, системное представление о сложившейся в России модели социальной политики, способах и направлениях ее реформирования, преждевременно. Это не случайно. На наш взгляд, можно назвать несколько причин сложившейся ситуации.

Во-первых, необходимо отметить, что системные исследования социальной политики (речь идет прежде всего о социальной политике государства) начали проводиться относительно недавно — лишь в середине XX в., в связи с формированием в ряде стран модели социальной рыночной экономики, социального государства, реализацией кейнсианской модели макроэкономического регулирования.

Во-вторых, следует сказать о продолжающейся полемике по вопросу о том, предметной областью какого научного направления является социальная политика — экономики или социологии. Следствием этого становятся параллельно развивающиеся теории и подходы к пониманию ее содержания и целей. Многие социологи склонны рассматривать ее как предметную область социологии[4].

Третья причина того, что социальная политика не концептуализирована на системном уровне, заключается в достаточно радикальной смене модели социальной политики государства в России, произошедшей в 1990;е гг. в связи с переходом к рыночной экономике. «В конце XX столетия Россия оказалась в довольно сложной ситуации — ситуации перехода от патернализма в области решения социальных проблем к некой повой парадигме, имеющей в своей основе рыночные принципы и механизмы распределения»[5].

Анализ точек зрения на содержание социальной политики, представленных в публикациях российских авторов (в первую очередь в учебной литературе), позволяет выделить как минимум три наиболее характерных подхода. Сторонники первого из них понимают под социальной политикой «искусство соединения человеческих интересов», «политику, отражающую взаимоотношения классов и социальных групп»[6]. В соответствии со вторым подходом социальная политика рассматривается как совокупность мер, способов и механизмов, направленных на решение конкретных социальных проблем, проблем определенных социальных групп[7]. Вместе с тем подавляющее большинство исследователей трактуют социальную политику как деятельность по управлению социальной сферой — одну из сфер и одно из направлений деятельности государства[8].

Нетрудно заметить, что в целом наиболее типичные взгляды на содержание и цели социальной политики отражают сложившуюся в России модель, которая может быть охарактеризована как формирующаяся и условно институциональная, — модель вертикального контракта, в которой основным субъектом продолжает оставаться государство. Низкая эффективность социальной политики свидетельствует о том, что данная модель не отвечает современным требованиям и вызовам, необходима иная модель, основанная на идеях и принципах, адекватных масштабам и характеру стоящих перед обществом социальных проблем, задачам инновационного, устойчивого развития.

Необходимость поиска альтернативных вариантов социальной политики только начинает осмысляться. Вместе с тем можно отметить, что постепенно формируются новые подходы к пониманию ее основополагающих принципов, целей и содержания[9]. Новая идеология социальной политики формируется, с одной стороны, иод влиянием глобальных вызовов и социальных рисков, с другой — под влиянием активно развивающихся концепций, ассоциируемых с проблематикой корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Очевидно, что она должна быть ориентирована не столько на рост уровня жизни (что, впрочем, для России продолжает оставаться крайне актуальным), сколько на повышение ее качества, достижение большей социальной устойчивости человека в ситуации быстро меняющихся условий жизнедеятельности, активизацию его творческих способностей, накопление человеческого капитала.

На каких принципах должна базироваться новая модель социальной политики? Обозначим лишь один из них — принцип взаимной солидарной ответственности всех сторон, заинтересованных в решении социальных проблем и снижении социальных рисков, — государства, бизнеса и общества. Реализация указанного принципа предполагает:

  • — системный подход к социальной политике, в соответствии с которым она рассматривается как система, включающая такие ее элементы, или виды, как социальная политика государства (федеральный уровень), социальная политика местных органов власти (региональный и муниципальный уровни), социальная политика организаций и компаний (корпоративная социальная политика);
  • — отношение к социальной политике как к форме реализации социальной ответственности каждой из сторон;
  • — определение сферы, границ и предмета социальной ответственности каждого субъекта социальной политики, общих и специфических (локальных) для каждого субъекта целей и направлений;
  • — распределение бремени социальных обязательств между всеми заинтересованными сторонами;
  • — переход к модели горизонтального социального контракта.

Целостность этой системы должна обеспечиваться общими (разделяемыми всеми) социальными ценностями, единством стратегических целей, единым подходом к механизму формирования и реализации социальной политики на любом уровне.

Настоящий учебник подготовлен коллективом авторов — преподавателей экономического и социологического факультетов СанктПетербургского государственного университета. При его подготовке авторский коллектив поставил перед собой следующие задачи:

  • — познакомить студентов с современными подходами к трактовке целей и содержания социальной политики;
  • — дать целостное представление о социальной политике как сложном системном объекте, включающем такие ее виды (уровни), как социальная политика государства и корпоративная социальная политика, об их целях, объектах, предмете и направлениях;
  • — раскрыть особенности современной модели социальной политики, особенности и основные направления социальной политики государства;

обосновать необходимость формирования новой модели социальной политики, адекватной современным вызовам и рискам, предполагающей реализацию принципа общей (разделяемой всеми) социальной ответственности;

  • — сформировать представление о социальной политике как об инструменте формирования долгосрочных конкурентных преимуществ;
  • — раскрыть новые механизмы взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере;
  • — раскрыть понятие корпоративной социальной политики, ее цели, объект, предмет, направления, механизм формирования и реализации;
  • — познакомить студентов с ключевыми понятиями, используемыми как в теории, так и на практике.

Что отличает этот учебник от других? Основными его особенностями являются:

— авторский подход к трактовке социальной политики как форме реализации социальной ответственности государства, бизнес-организаций и общества; совокупности принципов, ценностей и целей; деятельности, направленной на их достижение; системе соответствующих мер;

  • — обоснование необходимости формирования новой модели социальной политики, основанной на принципе общей (разделяемой) социальной ответственности; повышения социальной ответственности бизнес-организаций, их возрастающей роли как субъекта социальной политики;
  • — обоснование роли социальной политики как ключевого фактора экономического и социального развития, инструмента устойчивого развития.

Учебник состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы социальной политики, раскрываются ключевые понятия (ее субъект, объекты, предмет, цели; социальная сфера, социальные риски и социальные проблемы и т. д.). Второй раздел посвящен социальной политике государства (необходимость государственного регулирования социальной сферы, социальные функции и социальные расходы государства, направления социальной политики государства и ее трансформации). В третьем разделе освещается корпоративная социальная политика (понятие, цели, предмет, направления, механизм формирования и реализации).

Учебник предназначен для широкой аудитории студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры различных направлений, в первую очередь по направлениям «Экономика», «Социология», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», и изучающих дисциплины «Социальная политика», «Корпоративная социальная ответственность», «Корпоративная социальная политика». Для успешного освоения учебных дисциплин авторы советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • — рассматривать материалы учебника как дополнительные материалы к лекциям учебного курса;
  • — в целях проверки усвоения материала ответить на вопросы и выполнить задания, сформулированные в конце каждого раздела в рубрике «Практикум»;
  • — для более глубокого изучения тем, вызвавших наибольший интерес, следует воспользоваться литературой, список которой завершает каждый раздел учебника.

Учебная дисциплина «Социальная политика», к сожалению, не относится к числу дисциплин, вызывающих особый интерес у студентов. Возможно, это связано с тем, что у многих из нас она ассоциируется с проблемами, которые традиционно относят к социальным: бедностью, болезнями, старостью, безработицей, социальной незащищенностью. Но ведь вся наша жизнь, ее уровень и качество, условия жизни, уровень социальной защищенности, наши возможности, способность адаптироваться к стремительно меняющимся реалиям, самым непосредственным образом связаны с социальной политикой. Мы надеемся, что осознание ее возрастающей роли в формировании условий для развития человека, устойчивого развития экономики и общества, повышения корпоративной устойчивости, переосмысление ее принципов, целей и приоритетных направлений позволят повысить интерес к изучению данной дисциплины.

  • [1] Независимый институт социальной политики — автономная некоммерческая организация, образованная в 2000 г. в целях формирования, развития, поддержки идей и инициатив, имеющих социальный эффект и предлагающих новые подходы к социальной политике (Москва).
  • [2] Экономическая и социальная политика. В 2 ч. Ч. 2. Социальная политика: учеб.-метод.комплекс / под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина. М.: Изд-во РАГС, 2010.
  • [3] Смирнов С. //., Сидорина Т. 10. Социальная политика. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004.
  • [4] Сидорина Т. Ю. Социальная политика — между экономикой и социологией // Общественные науки и современность. 2006. № 4. С. 54—57.
  • [5] Сидорина Т. /О. Социальная политика в обществе социального контракта // Мир России. 2007. № 2. С. 107.
  • [6] Экономическая и социальная политика. В 2 ч. Ч. 2. Социальная политика: учеб.-мстод.комплекс / под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина. М.: РАГС, 2010.
  • [7] Ярская В. И. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журн. исслед. соц. политики. 2003. Т. 1. № 1. С. 15.
  • [8] Труд и социальное развитие: словарь. М.: Инфра-М, 2001. С. 217; Волгин Н. Л. Социальное государство: учебник / Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко [и др.|. М.: Дашков и К0,2003. С. 163; Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. М.: Науч. эксперт, 2008. С. 15; Смирнов С. //., Сидорина Т. Ю. Социальная политика. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. С. 36.
  • [9] О новой социальной политике, в частности, пишут авторы доклада «Стратегия-2020.Новая модель роста — новая социальная политика» / под ред. В. A. May, Я. И. Кузьминова.М.: Дело, 2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой