PUBLIC ADMINISTRATION как современный этап развития системы государственного управления
Основу Public Administration составляют следующие базовые принципы: 1) отказ от доминирования вертикальных управленческих коммуникаций и переход к системе регулятивного управления; 2) внедрение менеджмента в сферу государственного управления; 3) разнообразные формы внедрения публичности (открытости информации); 4) участие населения в принятии управленческих решений; 5) постоянный мониторинг… Читать ещё >
PUBLIC ADMINISTRATION как современный этап развития системы государственного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ТЕОРИЯ PUBLIC ADMINISTRATION: понятие и основные этапы
Понятие и отличительные черты Public Administration
Пожалуй, нет ни одного направления в социальных науках, где бы отставание нашей науки было столь очевидным, как научное понимание государственного управления. Особенно обидно, что именно эта область знания крайне востребована в стране. Российская наука пока мало что может предложить для решения таких проблем, как, например, оценочный анализ эффективности государственного управления (за период и по различным регионам), социальный анализ бюджетных программ, сравнение обещаний и реальных действий лидеров органов власти и партий. Истинные мотивы деятельности членов Правительства РФ и чиновников (всех звеньев и уровней) мало изучены и не описаны. За рубежом эти и другие проблемы давно стали предметом научного анализа, сформировав особую область научного знания — Public Administration.
Public Administration — это особый этап в развитии государственного управления. Он стал возможным благодаря техническим и социальным условиям, отражающим развитие современного общества. Основными проявлениями Public Administration являются эффективность деятельности государственных служб и участие населения в управлении, проявляемое в многообразных формах, таких как социальный контроль, публичные слушания, экспертиза законодательных актов и др.
Термин Public Administration используется одновременно как для обозначения этапов развития системы государственного управления, так и для поля научных исследований, его изучающих. В самом термине заключены его базовые отличия. Публичность (Public) означает особые отношения взаимной ответственности и соподчиненное™, вытекающие из национальной государственной общности (как жителей страны, как плательщиков налогов, как соседей и т. п.). Ее воплощением в реальность являются участие (или хотя бы интенция к участию) населения в управлении, обязательность отчетов органов власти о выполненной работе, выборность не только президента, но и исполнительных чиновников на местах: директоров школ и больниц, начальников полиции и руководителей социальных центров.
Вторая составляющая названия — Administration — обозначает эффективность и качество работы органов власти и управления. Она предполагает реформирование государственной службы с целью повышения экономичности расходов на ее содержание, обязательную отчетность служб перед населением, а также возможность привлечения в сферу государственного управления самых достойных и подготовленных работников.
Предпосылками перехода к новому этапу государственного управления являются всеобщая грамотность и высокий уровень образованности населения, развитие СМИ, включая Интернет, создающих всеобщую коммуникационную связь. Не менее значимо и развитие демократических институтов: выборность руководителей власти и управления, наличие законов, регламентирующих их деятельность, появление Открытого правительства и др. Они спит обязательными условиями современного государства. В табл. 11.1 приведены положения, раскрывающие суть отличий нового этапа управления.
Таблица 11.1. Основные отличия системы Public Administration от традиционного государственного управления
Критерии различения | Государственное управление | Public Administration |
Цели управления. | Порядок в стране и благополучие правящего класса. | Эффективность работы государственных служб и благополучие граждан. |
Задачи управления. | Максимизация налогов;
| Оптимизация налогообложения;
и собственным населением, и др. |
Направления управленческих коммуникации. | В основном «сверху вниз» . | Координация взаимодействия. |
Доминирующий тип (формы) воздействия. | Приказы, распоряжения, законодательные акты. | Взаимодействие, координация, анализ. |
Применяемые управленческие технологии. |
|
общественный контроль в форме принятия отчетов о деятельности служб, мониторинг показателей развития и т. д., и многие другие. |
Показатели оценки эффективности управления. | Количественные статистические показатели динамики развития страны, региона, комитета, учреждения. | Дополнение экономических показателей социальными, включая динамику численности населения, рост ИЧК, эффективность государственных расходов, учет качественных показателей: удовлетворенность жителей властью и условиями жизни, экологией и т. д. |
Субъект, формирующий социальные Ценности. | Государство. | Население, инициативные группы. |
Методы оценивания результатов. | Закрытая информация в виде отчетов правительству. | Открытый и доступный для пользования мониторинг социально-экономических показателей развития страны. |
Основу Public Administration составляют следующие базовые принципы: 1) отказ от доминирования вертикальных управленческих коммуникаций и переход к системе регулятивного управления; 2) внедрение менеджмента в сферу государственного управления; 3) разнообразные формы внедрения публичности (открытости информации); 4) участие населения в принятии управленческих решений; 5) постоянный мониторинг качества принятия управленческих решений и др.
На разных стадиях развития, а также в разных странах делался акцент на различных принципах (из перечисленных выше) Public Administration, что предполагает его различные модели: New Management (усиление роли менеджмента, 1980—1990 гг.), New Public Administration (развитие принципов публичности, с 1990;х гг. но настоящее время).
New Management — стадия и одновременно направление Public Administration, в ходе которой государства пытались реализовать курс на экономию затрат на финансирование государственных услуг. Он также воплотился во внедрении принципов менеджмента в управление государственными службами за счет предоставления автономности департаментам, переведенным в статус агентств.
New Public Administration — модель, воплощающая акцент на участие населения в государственном управлении. Она вызвана к жизни естественным расширением публичного пространства и появлением интернет-технологий, развитием Открытых правительств. Данная модель формирует новый тип взаимодействия государства и населения, при котором правительство признает служение народу как свою главную функцию.
Public. Administration — новый этап государственного управления, принципы которого в большей или меньшей степени внедряет большинство стран мира. Повышение качества и публичности управления стало предметом административных реформ, которые прошли в большинстве стран мира (гл. 12). Принципы Public Administration внедряются и в нашей стране: повышается качество работы органов государственной власти и управления, созданы агентства как особый вид обособленных правительственных комитетов, растет автономность территорий (регионов), внедряются новые технологии деятельности: отчетность, регламенты должностных обязанностей и качества обслуживания органов власти и управления и т. д.