1. Проблема определения территории МО может решаться политическим путем (как результат борьбы за контроль над ресурсами) и (или) функциональным (для эффективного решения местных вопросов). Установление размеров и границ МО предполагает учет двух противоположных тенденций: 1) приближение к населению, что ведет к уменьшению территории; 2) обладание большими ресурсами на территории, что ведет к укрупнению МО. Данные тенденции приводят к появлению МО разных видов, размеров, с разным числом жителей, с разным кругом решаемых вопросов местного значения.
2. Территории МСУ формируются на западе снизу, в процессе инкорпорации. Размеры территорий, количество жителей в них, предоставление им статуса МО и территориальная структура МСУ во всем мире сильно различаются.
3. В России принята двухуровневая модель МСУ с МО четырех типов: поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородская территория города федерального значения.
4. Установление и изменение границ МО, преобразования МО могут осуществляться только региональными законами, при этом в случае проживания населения на изменяемой территории такие законы должны предусматривать проведение местного референдума.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Объясните отличия политического пути определения территории МО от функционального.
2. Какие две противоположные тенденции следует учитывать при определении размеров и границ МО?
3. Какие способы предоставления территории статуса МО вы можете назвать?
4. Назовите отличительные особенности территориальной структуры МСУ в зарубежных странах.
5. Существует ли иерархия отношений между органами МСУ различных уровней?
6. Какие модели территориальной организации МСУ предписывал Федеральный закон № 154-ФЗ?
7. Какие модели территориальной организации МСУ предписывает Федеральный закон № 131-ФЗ?
8. Сколько уровней МСУ имеется сегодня в России?
9. Как происходит преобразование МО, изменение его границ?