Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика отдельных форм внеурочной деятельности но обществознанию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К первому виду относятся экскурсии в музеи, которые можно использовать в изучении курса обществознания. Для Санкт-Петербурга, например, это российский этнографический музей, музей политической истории, государственный музей истории религии, музей истории парламентаризма и др. Работники современных музеев составляют специальные экскурсии, ориентированные на школьную программу, в том числе… Читать ещё >

Характеристика отдельных форм внеурочной деятельности но обществознанию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поскольку способов организации внеурочной деятельности по обществознанию очень много, мы здесь сможем охарактеризовать только самые важные из них. О руководстве проектной и исследовательской деятельностью школьников вы узнаете в следующей главе. Начнем с предметной олимпиады, поскольку она организуется на государственном уровне, а участие в ней является правом каждого ученика. Если вы не будете проводить школьный этап олимпиады, а назначите участников следующего тура сами или вообще проигнорируете участие в олимпиаде, родители и ученики смогут предъявить к вам вполне обоснованные претензии.

Предметные олимпиады. Сегодня в России ширится учебное олимпиадное движение. Победы в олимпиадах учитываются как составляющие портфолио ученика при приеме в вуз, оцениваются при аттестации учителя, сопровождаются большими денежными премиями — как для учеников, так и для их наставников.

Можно выделить несколько видов олимпиад. Первый — самый главный — Всероссийская олимпиада по предмету. Она проводится в несколько туров — школьный, районный, городской, региональный и общероссийский. За победу (любое из трех мест) в последнем туре старшеклассники (10—11 классы) получают право поступления без экзаменов на любой факультет любого вуза России, где обществознание является профильным предметом.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию проходит в сентябре — октябре. Его участниками могут быть учащиеся с 7-го, но 11-й класс. Задания для этого тура обычно составляются самими учителями или районными методистами. В этом туре могут принимать участие все желающие. В следующий тур проходят только победители и (или) призеры предыдущего тура. Чтобы стать победителем, надо не только набрать баллов больше всех, но и перейти порог в половину максимального балла, в противном случае определяются только призеры, число которых определяется установленной квотой. Районный этап олимпиады проходит в ноябре — декабре во всех районах одновременно. Его организатором является районный орган управления в сфере образования, а задания для составляются методистами города.

В региональном этапе участвуют только учащихся 9—11-х классов — победители и призеры предыдущего этапа, а также победители и призеры прошлого года. Региональный тур проводится в середине января — феврале по заданиям, разработанным Центральной предметно-методической комиссией олимпиады, т. е. присылаются во все регионы из Москвы. Этап проводится одновременно, однако задания для разных регионов могут отличаться. Региональный и общероссийский этапы олимпиады включают в себя задания трех видов: познавательные задания, проект и эссе.

В заключительном туре участвуют учащиеся 9—11-х классов — победители и призеры предыдущего этапа и прошлого учебного года. Представительство субъекта на заключительный этап Всероссийской олимпиады устанавливается Министерством образования и науки РФ. По этим же правилам проходят всероссийские олимпиады школьников по праву и экономике.

Существуют в стране и другие олимпиады и конкурсы по обществознанию, победа в которых помогает поступлению в вуз. В каждом регионе несколько вузов ежегодно получает право проводить олимпиады по отдельным предметам, а их результаты засчитываются как 100 баллов за ЕГЭ по соответствующему предмету в других вузах страны.

Задания разных видов олимпиад существенным образом отличаются друг от друга и от ЕГЭ. Задания вузовских олимпиад обычно повторяют по форме типы заданий единого государственного экзамена, но по содержанию гораздо сложнее и проверяют углубленные знания по предмету. Задания всех туров Всероссийской олимпиады ориентированы больше на проверку общего социального кругозора и креативного мышления. По форме они содержат минимум тестовых заданий и разнообразные проблемно-познавательные задания, задачи, мини-проекты и сочинения.

Участие в олимпиаде — это право, а не обязанность ученика. Тот, кто хочет участвовать в олимпиаде, должен знать, что ее задания вовсе не должны соответствовать школьной программе по предмету. Напротив, они должны выходить за рамки учебной программы, проверять дополнительные знания и умения, их глубину, способность учащегося оперировать разнообразной информацией, неординарно мыслить. Подготовиться к таким задания трудно — кроме отличного знания предмета необходимо также обладать развитым логическим мышлением, любить обществознание, читать много книг на социальную тематику, интересоваться общественной жизнью.

Подумайте!

Объясните, почему учителя, которые просто отправляют на олимпиады отличников, редко получают из них победителей олимпиады.

Неделя общественных наук. В течение всего учебного года в школах проводятся предметные недели — по всем предметам поочередно. Расписание устанавливается коллективом и администрацией школы.

Эти недели проводятся с целью мотивировать учащихся к изучению соответствующих предметов с помощью разнообразных интересных форм и привлечения большого числа участников.

Основные правила организации предметной недели:

  • • планируется всем методическим объединением учителей;
  • • задействованы все классы по всем общественно-научным предметам;
  • • осуществляется межпредметное взаимодействие;
  • • наличествует соревновательный элемент;
  • • привлекаются социальные партнеры;
  • • используются разные формы, в том числе наглядные (конкурсы стенгазет, плакатов и т. д.), радиопередачи, очные мероприятия;
  • • учащиеся привлекаются не только к участию, но и к организации работы, в частности, по принципу — старшие для младших.

Предметная неделя должна стать заметным событием — праздником предмета в школе, где каждый получает возможность по-разному проявить себя на обществоведческом поприще.

Например В одной из школ в рамках недели обществознания традиционно проводится выставка-конкурс социального плаката. Проанализируйте предшествующее ей объявление.

Прими участие в школьной выставке социальной фотографии «Мир глазами ученика».

12 марта 2014 г. в фойе второго этажа будет открыта общешкольная выставка-конкурс фотографий на социальную тематику «Мир глазами ученика».

К участию принимаются индивидуальные и коллективные фотоработы, выполненные учениками 7—11-х классов и выпускниками школы разных лет.

В качестве гостей выставки могут быть приняты работы учителей школы, родителей учащихся школы и их друзей из других школ (эти работы не участвуют в конкурсе) Творческие работы будут отбираться для участия в выставке-конкурсе по следующим критериям:

  • • Творческий и самостоятельный характер работы.
  • • Высокое техническое качество исполнения.
  • • Соответствие одному из требований (образность, художественность, острота проблемы, редкость кадра, оригинальность композиции …).

Фотографии на социальную тематику должны утверждать гуманистические ценности, уважение к нравам и свободам человека, идеалы демократии, культуры, мира, толерантности, здорового образа жизни.

Школьное самоуправление. Школьное самоуправление может быть организовано по-разиому. Рассмотрим наиболее близкий учителю обществознания вариант общешкольной деловой игры по созданию школьного государства, которое максимально имитирует государственный строй в стране, и основные процедуры политической жизни общества. Администрация школы с учителем обществознания и родителями принимают решение о границах полномочий, которые они готовы выделить ученическому самоуправлению, и характер взаимоотношений с ним. Классы выступают как субъекты федерации, правила жизни в которых могут частично различаться. В деятельность органов власти школы входит организация выборов руководителей классов и представителей в парламент, выборы президента, распределение портфелей в правительстве. Можно проводить торжественную инаугурацию президента, присвоение почетного гражданства и т. д. Все основные правила игры должны быть зафиксированы в конституции. В разработке ее участвуют учителя обществознания, выпускники и родители, юристы, администрация школы. Проект размещается на сайте школы для публичного обсуждения. По итогам проект конституции обсуждается на заседании школьного парламента (возможно, в нескольких чтениях), в него вносятся поправки. Готовый проект конституции выносится па школьный референдум и принимается (ратифицируется) парламентом.

Кроме того, модуль предполагает знакомство с реальным политическим устройством на федеральном, региональном или местном уровне через экскурсии в местные органы власти, приемные партий и т. д. Данная деловая игра нацелена не только на политическую социализацию и становление гражданских качеств личности, но и на развитие лидерских качеств, умения отстаивать свою позицию, поэтому в этот модуль также входят тренинги, но развитию лидерских качеств и соревнования, но дебатам. (Дебаты как педагогическую технологию вы проходили в главе 32).

Обществоведческая экскурсия. Обществоведческая экскурсия — это универсальная форма внеурочной деятельности, но предмету, так как может эффективно использоваться в любом классе на материале любого блока курса. Составленная и проведенная самими учениками, она может быть одним из ученических проектов, экскурсия в редакцию газеты может служить мастер-классом для школьных СМИ, экскурсия в местный парламент может быть составляющей деятельности школьного самоуправления, она может стать одним из мероприятий недели общественных наук и т. д.

В современном информационном обществе катастрофически сокращается живой эмпирический опыт учащихся, в том числе опыт социального взаимодействия. Для подрастающего поколения характерна социофобия, в то время как успешная самореализация без активного конструктивного взаимодействия с другими людьми и социальными институтами невозможна. Решить эту проблему помогают обществоведческие экскурсии. Их можно разделить на два вида:

  • 1) традиционные экскурсии по объектам социального содержания;
  • 2) собственно социальные экскурсии — выход в открытый социум, объекты которого не являются экскурсионными.

К первому виду относятся экскурсии в музеи, которые можно использовать в изучении курса обществознания. Для Санкт-Петербурга, например, это российский этнографический музей, музей политической истории, государственный музей истории религии, музей истории парламентаризма и др. Работники современных музеев составляют специальные экскурсии, ориентированные на школьную программу, в том числе по обществознанию. К этому же виду могут быть отнесены уличные пешеходные, велосипедные или автобусные экскурсии по объектам государственного значения: здания Государственной Думы, Конституционного суда, прокуратуры, законодательного собрания, мэрии и т. д.

Ко второму виду относятся экскурсии на социальные объекты, которые не являются экскурсионными — метро, магазин, рынок, улица, деревня, транспорт, храм, студенческий городок, антикафе, детская площадка, парк, вокзал, общественная приемная, банк, биржа труда, многофункциональный центр документов …

К промежуточному виду можно отнести экскурсии по объектам, которые не являются экскурсионными, но сами организуют экскурсии или дни открытых дверей для школьников. Таких объектов становится все больше. К ним относятся, например, тюрьма, киностудия, правительственные здания, отечественные и иностранные предприятия, посольства и др.

Для обществознания наиболее интересными в рамках новых ФГОС становятся именно социальные экскурсии. Такой опыт был наработан в нашей стране в 1920;х годах. Сейчас он широко применяется в зарубежных странах. Например, в Японии учащиеся с наставником могут даже неделю поработать на одном из рабочих мест. В нашей стране в пример можно привести Высшую школу экономики, которая предоставляет старшеклассникам возможность неделю пожить в студенческом городке и походить на занятия.

Самостоятельные разработка и проведение обществоведческой экскурсии — сложный процесс, которому надо специально обучаться. Он требует не только знания материала и объектов, но и правил построения экскурсии и их безопасности. Кроме того, современная учебная экскурсия должна носить интерактивный характер, сопровождаться активной поисковой деятельностью учащихся. При соблюдении этого условия обществоведческая экскурсия превращается в своеобразный квест.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой