Педагогические условия воспитания экогуманистической позиции младшего школьника
![Диссертация: Педагогические условия воспитания экогуманистической позиции младшего школьника](https://westud.ru/work/3121586/cover.png)
Диссертация
Проверяя следующее условие гипотезы — когнитивное, эмоциональное и духовное обогащение ребенка в ситуациях общения с идеальными (воображаемыми) природными объектами — мы опирались на идеи общения с воображаемым партнером как значимым другим, сочетания обучающей и воспитывающей функции детской литературы, актуализации духовных потребностей личности в процессе чтения, значимости богатства… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы воспитания экогуманистической позиции младшего школьника
- 1. 1. Воспитание экогуманистической позиции личности как философско-психологическая проблема
- 1. 2. Педагогические аспекты воспитания экогуманистической позиции младшего школьника
- ГЛАВА 2. Педагогическая практика воспитания экогуманистической позиции младшего школьника
- 2. 1. Включение экогуманистической позиции как ценности в систему профессионально-личностных ценностей учителя начальных классов
- 2. 2. Формирование у младшего школьника опыта эмоционально-ценностных отношений в ситуациях общения с реальными природными объектами
- 2. 3. Когнитивное, эмоциональное и духовное обогащение младшего школьника в ситуациях общения с идеальными (воображаемыми) природными объектами
Список литературы
- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / М: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2000. 416с.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов /А.С.Абрамова. М.: Академический Проект, 2001. — 704с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Аверкина, Е.И. Рефлексия в освоении художественной культуры: дис.. канд. фил. наук/Е.И. Аверкина. Самара, 1994.
- Агеева, И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева. СПб.: Речь, 2006. — 208с.
- Адлер, А. Наука жить / пер с англ. и нем. К.: Port — Royal, 1997.
- Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учеб, пособие / М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2003. 432с.
- Азаров, Ю.П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1996. 480с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 495с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Н. Б. Ананьева. СПб.: Питер, 2001.: -288с.
- Андреев, Д.Л. Роза Мира / Товарищество Клышников Комаров и К*, 1993. — 302с.
- Андреев, Ю.А. Три кита здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 336с.
- Аристотель. Этика / Аристотель- пер. Н. В. Брагинской, Т.А. Миллер- вст.ст.Ф.Х.Кессиди- прим. Н. В. Брагинской, В. В. Бибихина. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. — 492с.
- Арсеньев, A.C. Глобальный кризис и личность / А. С. Арсеньев // Мир психологии и психология в мире.- 1994.- № 0.- С.4−26
- Арутюнян, М.П. Мировоззренческие проблемы гуманизации школы. Учитель -ученик: приглашение к размышлению: Серия «На пути к ноосферному сознанию» / М. П. Арутюнян. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 1998, Вып.1. -82с.
- Атфилд, Р. Этика экологической ответственности //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
- Батищев, Г. С. Диалектика перед лицом глобальной экологической ситуации. М., 1986.
- Батищев, Г. С. Единство деятельности и общения: принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1984.
- Баранова, Е.Ф. Формирование гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Баранова Елена Федоровна. — Архангельск, 2002. 197с.
- Барбер, М Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании / Бар-бер Майкл- пер. Л. Б. Макеевой.- Моск. высш. шк. социальных и экон. наук. М.: Просвещение, 2007. — 349с.
- Барышникова, Г. Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: дис.. канд. пед. наук /Г.Б.Барышникова. М., 1997. — 192с.
- Басина, Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: дис.. канд. псих, наук /Е.З. Басина. М., 1985. — 184с.
- Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — 336с.
- Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
- Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин.- М.: Академия, 2000. 192с.
- Бельков, JI.T. Формирование социально-экологического опыта школьников в образовательном процессе сельской школы: на материале биологии: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бельков Леонид Тимофеевич. Белгород, 2006. — 163с.
- Белухин, Д.А. Учитель: от любви до ненависти. Техника профессионального поведения: книга для учителя /Д.А.Белухин. М.: Народное образование, 1994. — 144с.
- Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / А. Д. Белухин. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.-312с.
- Бердяев, II. Философия свободы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 315с.
- Бердяев, H.A. О назначении человека. М., 1993.
- Берне, Р. Развитие позитивной Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991. — 412с.
- Бим-Бад, Б. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие / авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: изд-во УРАО, 1998. — 576с.
- Блага, К. Я твой ученик, ты — мой учитель: кн. для учителя / К. Блага, М. Шебек- пер. с чеш. — М.: Просвещение, 1991. — 143с.
- Блинов, Л.В. Аксиология постдипломного образования педагогов: монография / Л. В. Блинов. 2-е изд., перераб. и доп. — Биробиджан: БГПИ, 2003. — 142с.
- Бодалев, A.A. Основы социально-психологической теории / ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995.- 352с.
- Бондырева, С.К. Толерантность: введение в проблему / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 240с.
- Братусь, Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Братусь, Б, С. Нравственное сознание личности. М., 1985. — 64с.
- Брудный, A.A. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. -332с.
- Брунер, Дж. Культура образования / Дж. Брунер- пер. Л. В. Трубицыной, А.В. Соловьева- Моск. высш. шк. социальных и экон. наук. М.: Просвещение, 2006. — 223с.
- Бубер, М. Я и Ты. М., 1993.
- Бунеева, Е.В. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве». 3 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, О. В. Смирнова, М. А. Яковлева. 2-е изд. — М.: Баласс, 2003. — 352с.
- Бунеева, Е.В. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс: методические рекомендации для учителя. / Е. В. Бунеева, М. А Яковлева. М.: «Баласс», 1999.
- Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. -М.: Академия, 2001. 352с.
- Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров // Личностно-ориентированное обучение: хрестоматия: для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / сост. Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: СГУ, 2005.-С.110 115.
- Вейнингер, О. Последние слова /пер. Л. Грек. Киев: Гос. библиотека Украины для юношества, 1995. — 253с.
- Вентцель, К.Н. Проблема космического воспитания / К.Н. Вентцель- Свободное воспитание. — М., 1993.
- Виноградова, Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: дис. докт. пед. наук / Виноградова Наталья Федоровна. М., 1994.
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. -М.: Академия, 1999. -320с.
- Волков, Ю.Г. Личность и гуманизм: социологический аспект / Ю. Г. Волков. Челябинск, 1995. -226с.
- Воспитание и образование / сост. Н. Ф. Фролова. М.: Сфера, 1999. — 416с.
- Вульфов, Б.З. Основы педагогики: учебное пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616с.
- Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии /Б.З.Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
- Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / вступ. статья и комментарии В. В. Сапова. -М.: Республика, 1994. -368с.
- Гадамер, Х.Г. Истина и метод. М.: Наука, 1988.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М., 195.-Вып. 2.-С. 16−45.
- Гангнус, H.A. Формирование у младших школьников позитивной я-концепции в учебно-познавательной деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Гангнус Наталья Андреевна. Пермь, 2007. — 229с.
- Ганди, М.К. Моя вера в ненасилие / М. К. Ганди // Вопросы философии. — 1992. № З.-С. 65−66
- Гатальская, Г. В., В школу с радостью: практическая психология для учителя / Г. В. Гатальская, A.B. Крыленко. — Мн.: Амалфея, 1998. — 240с.
- Гатто, Дж. Фабрика марионеток: исповедь школьного учителя / Дж. Гатто- пер. с англ. Ю. Казанцевой. -М.: Генезис, 2006. 128с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. А. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448с.
- Гирусов, A.A. Экология и культура. М.: Знание, 1988. — 64с.
- Глазычев, С.Н. Экологическая культура: пробное учебное издание для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей / С. Н. Глазычев, О. Н Козлова. М.: Горизонт, 1997. — 208с.
- Глассер, У. Школа без неудачников / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1991. 184с.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и франц. /сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. — 495с.
- Гоглова, М.Н. Теоретические основы интегративно-гуманитарной модели экологического образования школьников: дис.. канд. пед. паук / М. Н. Гоглова. М., 2000. — 235с.
- Горкина, A.B. Экологизация и гуманизация науки (философские аспекты): дис. .канд. фил. наук /A.B. Горкина. М., 1995. — 151с.
- Грибанова, Е.С. Информационно-педагогический потенциал природной среды в формировании экологического сознания личности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Грибанова Елена Сергеевна. Вологда, 2006. — 243с.
- Григорьева, Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода: дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Григорьева Надежда Геориевна. Хабаровск, 2001. —450с.
- Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго.: пособие для чтения и рассказывания детям 4−6лет/ З. А. Гриценко. М.: Просвещение, 2001. — 144с.
- Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования- учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 495с.
- Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Гидрометеоиздат, 1990.
- Гундаров, И.А. Отношение как философская категория: дис.. канд. фил. наук / И. А. Гундаров. М., 1983.
- Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов / П. С. Гуревич. М.: Проект, 2004.
- Гусейнов, A.A. Природа как ценность культуры: экология, культура, образование. -М., 1989.
- Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1982. — 287с.
- Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1986. — 383с.
- Дежкин, В.В. Беседы об экологии / В. В. Дежкин. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. -176с.
- Дежникова, Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / С. А. Дежникова // Педагогика. 2002. -№ 10. — С. 51−56.
- Детство без жестокости и насилия / авт.-сост. Е. А. Климкович, C.B. Дормаш. -Минск: Красико-Принт, 2007. 176с.
- Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 310с.
- Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. -Ростов-на -Дону: Феникс, 1996. 480с.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. -СПб.: Речь, 2002.- 176с.
- Дильтей, В. Понимающая психология: хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980.
- Добрович, А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии // сост. и вступ. очерки А. Красило, А.Новгородцевой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 182 — 215.
- Дольник, В.Р. Непослушное дитя биосферы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. 4-е изд, доп. — Спб: ЧеРо-на-Неве- Петроглиф, — 2004. — 352с.
- Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. СПб.:Петербург XXI век, 1997.
- Думая как гора: на пути к совету всех существ / Дж. Сид, Дж. Мейси, П. Флеминг, А. Наэсс // Советско-Американская Гуманитарная Инициатива- Golubka. M.: Россия молодая, 1994. — 126с.
- Ефимова, Е.И. Методологические основы становления экологической культуры: монография / Е. И. Ефимова. Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2000. — 260с.
- Железнов, Ю.Д. Человек в природе и обществе: введение в эколого-философскую антропологию / Ю. Д. Железнов, Э. А. Абрамян, Э. А. Новикова. изд. 2-е, испр. и доп. — М.: МНЭПУ, 1998. — 300с.
- Занков, JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1996. — 432с.
- Зарипова, A.A. Педагогические условия становления экологической культуры старших дошкольников: дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Зарипова Антонина Афанасьевна. Владимир, 2006. — 211с.
- Захарова, A.B. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. Минск, 1993.
- Звенигородская, Г. П. Практика рефлексивного самообразования: смысловой эффект / Г. П. Звенигородская. Хабаровск: ГОУ ВПО ХГПУ, 2003. — 133с.
- Зеньковский, В.В. Психология детства. М.: Школа Пресс, 1996. — 333 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 384с.
- Змеёв, С.И. Основы андрагогики: учебное пособие для вузов / С. И. Змеёв. М.: Флинта: наука, 1999. — 152с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанова, О. В. Соколова. -М.: АПК и ПРО, 2003. 101с.
- Иванов, С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1999. — 160с,
- Из истории мировой гуманистической мысли: хрестоматия для учащихся ст. классов общеобразоват. учреждений / сост., вступ. ст. и примеч. А. Ф. Малышевский и др. М.: Просвещение, 1995. — 431с.
- Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М.: Академия, 2004. -288с.
- Ильенков, Э.В. Философия и культура. М., Политиздат, 1991. — 464с.
- Ильин, И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И. А. Ильин. М.: Эксмо, 2006.-912с.
- Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1988. 319с.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. Санкт-Петербург, 1996. — 414с.
- Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М., Роспедагенство, 1995 г.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. М., 1987.
- Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица. М., 1997.
- Капра, Ф. Уроки мудрости. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996.
- Караковский, В.А. Воспитание для всех / В. А. Караковский. М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 240с.
- Караковский, В.А. Школа практического гуманизма / В. Караковский, Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. 2007. — № 1. — с.45−59.
- Карапетян, Ф.А. «Отношение человека к миру» как философская категория: дисс.. докт. фил. наук / Ф. А. Карапетян. Ереван, 1991,
- Карсавин, Л.П. Saligia/ Noctes Petropolitanae / Л. П. Карсавин. М.: ACT, 2004. -237с.
- Катрич, Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: дис. канд. псих, наук/Г.И. Катрич. М., 1994.
- Келлерт, С. Девять основных ценностей природы и биофилия / Любовь к природе. Международная школ-семинар «Трибуна 6». — Киев, 1997. — С.7−26.
- Киреев, Г. Н. Сущность насилия. М.: Прометей, 1990.
- Клизовский, А. Основы миропонимания новой эпохи. В 3 т. Т.1. / А. Клизовский. Рига: Виеда, 1990. — 310с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. Академия, 2000, — 176с.
- Колесников, В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В. Н. Колесников. -М.: Институт психологии, 1996. 224с.
- Колычев, П.М. Категория отношения и ее методологические функции: дис.. канд. фил. наук / П. М. Колычев. Саратов, 1989.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982.-656 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335с.
- Кондаков, Н.И. Логический словарь. -М: Наука, 1971. 655с.
- Константинов, В.Н. Основы психологии Духовности: учебное пособие /
- B.Н.Константинов, К. Г. Столыпина. Хабаровск: ХК ИПГЖ ПК, 2005. — ч.5. — 153с.
- Кнорре, Е.Б. Значение «диалога с природой» в современный период / Е. Б. Кнорре //Наука и школа. 1997,-№ 3. — С. 12−17.
- Королёва, Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: практическое пособие / Е. В. Королёва, П. Г. Юрченко, Т. Н. Бурдыгина. — М.: АРКТИ, 2006. — 80с.
- Корнелл, Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей / Дж. Корнелл- пер. с англ. Е. Ламанова, Е.Кочеткова. — Владивосток: ИСАР — Дальний Восток, 1999. — 265с.
- Корчак, Я. Как любить детей /Я.Корчак- пер. К. Э. Сенкевича Хабаровск, 1988. -144с.
- Кривов, Ю.И. Экология человеческого развития Ури Бронфенбреннера / Ю. И. Кривов // Педагогика. 1998, — № 8. — С. 100−105
- Кроль, В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для техн. вузов /В.М.Кроль.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2003. — 325с.
- Крапивенский, С.Э. Социальная философия: учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. Волгоград: Комитет по печати, 1996. — v 356с.
- Кривцова, C.B. Навыки жизни: в согласии с собой и миром / C.B. Кривцова. М.: Генезис, 202. — 129с.
- Кропоткин, П.А. Этика: избранные труды.- М.: Политиздат, 1991. 496 с.
- Крылова, Н.Б. Очерки понимающей педагогики /Н.Б.Крылова, Е. А. Александрова.- М.: Народное образование, 2001. 448с.
- Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги: пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. — 208с.
- Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск: изд-во ХГПУ, 2001. — 333с.
- Куликова, Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие / Л. Н. Куликова. Хабаровск: изд-во ХГПУ, 2005. — 320с.
- Культура мира: взгляд из России / С. Н. Глазычев и др. М.: Горизонт- Ставрополь: Сервискнига, 1999.- 88с.
- Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: кн. для учителя /
- C.Ю.Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127с.
- Кутырев, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994. — 199с.
- Кьеркегор, С. Страх и трепет, М.: Республика, 1993.
- Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 416с.
- Ласло, Э. Макросдвиг: к устойчивости мира курсом перемен / Э. Ласло- пер. Ю.А.Данилов- предисл. Артура Ч. Кларка. М: Тайдекс Ко- Berrett- Koehler Rub-lishhers, 2004. — 208c.
- Леви, В.Л. Нестандартный ребенок /В.Л. Леви. 3-е изд. — Хабаровск, 1991. — 320с.
- Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. М.: Лайда, 1994.
- Леви-Строс, К. Первобытое мышление / пер., вступ ст., примеч. А. Островского. -М.: ТЕРРА Книжный клуб- Республика, 1999. — 392с.
- Левкова, Т.В. Агрессия в педагогических отношениях: учебное пособие / Т. В. Левкова. Биробиджан: БГПИ, 2003 г. — 58 с.
- Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. -М.- Воронеж, 1997.
- Леонтьев, А.Д. Деятельность. Сознание. Личность / А. Д. Леонтьев. М., 1975.
- Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М., 1993.
- Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 / сост. Г. Г. Шах-вердов.-М.: изд-во АПН РСФСР, 1951.-334с.
- Липкина, А.И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. М.: Знание, 1976.
- Лихачев, Д.С. Земля родная /Д.С. Лихачев. М., 1983.
- Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. М., 1989.
- Лобок, A.M. Антропология мифа / A.M. Лобок. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1977. 688с
- Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы психологии. М., 1984.
- Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. М.: Республика, 1994. — 432с.
- Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст — Семиосфера — История / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1996.
- Лоренц, К. Человек находит друга / К. Лоренц- пер. с англ. И.Гуровой. М.: АО Полигран, 1992.- 192с.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144с.
- Лушникова, О.Н. Формирование духовно-нравственной позиции учащихся в процессе обучения: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лушникова Ольга Николаевна. Саратов, 2005. — 24с.
- Люрья, Н.И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте: дис.. канд. псих, наук / Н. И. Люрья. -М., 1997.
- Максакова, В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максакова. М: Академия, 2001 г. — 208с.
- Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 416с.
- Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. М., 1996.
- Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. М.: Академия, 2002. — 256с.
- Марков, Б.В. Философская антропология / Б. В. Марков. Санкт-Петргбург, 1997. — 384с.
- Маркович, Д.Ж. Социальная экология: кн. для учителя / Д.Ж. Маркович- пер. с серб.-хорв. М.: Просвещение, 1991. — 176с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999.
- Маслоу, А. Психология бытия /пер. с англ. М.: Рефл-бук- К.:Ваклер, 1997. -304с.
- Маслов, С.И. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: автореферат дис. .докт. пед. наук / С. И. Маслов. -М., 2000.
- Машкова, C.B. Формирование опыта экологически сообразного поведения у младших школьников: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Машкова Светлана Васильевна. Волгоград, 2006. — 206с.
- Медоуз Х.Д. Пределы роста: доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества» / Медоуз Х. Д. и др. М.: изд-во МГУ, 1991. — 189с.
- Менегетти, А. Путь мудреца, или Искусство жизни / пер. с итал. Пермь, 1993.
- Менегетти, А. Пять уроков онтопсихологии / пер. с итал. М.: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997. — 60с.
- Менчинская, H.A. Психология формирования и развития личности. М.: Педагогика, 1981.-234с.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности /В.С.Мерлин. Москва-Воронеж, 1996. -448с.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268с.
- Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 ч. / Т. Миллер- пер. с англ.- под ред. Т. А. Ягодина 1996. — 400с.
- Миронов, A.B. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / A.B. Миронов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 360с.
- Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. 4.2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 624с.
- Моисеев, H.H. Расставание с простотой / H.H. Моисеев. М.:Аграф, 1998. — 480с.
- Моисеев, H.H. Современный рационализм / H.H. Моисеев. М.: МНЭПУ- МГВП КОКС, 1995.
- Монтень: антология гуманной педагогики. Издательский Дом Шалвы Амона-швили, 2001. -224с.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. -М.: Карапуз, 2000. -272с.
- Москвина, Н.Б. Трансформация риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: педагогическое обеспечение: дис.. докт. пед. наук: 13.00.08 / Москвина Наталья Борисовна. Хабаровск, 2000. — 431с.
- Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания: учебное пособие / A.B. Мудрик. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 320с.
- Мудрик, A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М., 1984.
- Мухина, B.C. Феноменология развития и бытия личности / В. В. Мухина. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 1999. — 640с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / под редакцией A.A. Бодалева. М.: Институт практической психологи- Воронеж: МОДЭК, 1995. -356с.
- Навоз для поля и коктейля: учебно-методическое пособие / Э. Йоргенсен, Т. Блэк, М. Хэлиси- пер. Э. Лобановой. СПб.: АО Санси- М. П. Детский экологический центр, 1992. — 96с.
- Наумчик, В.Н. Этика педагога: учеб.-метод. пособие / В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко Мн.: Ушверспэцкае, 1999. — 216с.
- Небел, Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир. В 2-х т. Т.1−2 / пер с англ. -М.: Мир, 1993.
- Недорезова, Н.В. Педагогические условия формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Недорезова Наталья Викторовна. Самара, 2002. — 208с.
- Никифоров, Л.Г. Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе: на примере Республики Саха (Якутия): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Никифоров Лука Григорьевич. Якутск, 2006. — 142 с.
- Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С. Н. Николаева. М.: Мозаика-Синтез, 2002. -112с.
- Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Грановская P.M. СПб.: Речь, 2001. — 507с.
- Никонорова, Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: фило-софско-социологический аспект проблемы / Е. В. Никонорова. М., 1994.
- Нилл, А. Саммерхилл: воспитание свободой / пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 296с.
- Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию: размышление священника психолога / Б. В. Ничипоров. — М.: Школа — Пресс, 1994.- 192с.
- Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: Эксмо- Харьков: Фолио, 2006. — 848с.
- Новикова, Л.И. Школа как воспитательная система / Л. И. Новикова. М.: Просвещение, 1998.-214с.
- Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — М.: Сфера, 1999.-240с.
- Огненко, Н. Работа с образами животных: я, ты и тигр / Н. Огненко. СПб.: Речь, 2006.- 160с.
- Организация экологического образования в школе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь, 1990. — 148с.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / А. Б. Орлов. М.: Академия, 2002, — 272с.
- Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. -М.: Просвещение, 1991. 287с.
- Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина.- СПб.: Питер, 1999. 288с.
- Отношение человека к иррациональному: сб. статей / под ред. Д. В. Пивоварова. -Свердловск: изд-во Уральского ун-та, 1989 г. Вып. 1.
- Панфилов, О.М. Ценностные отношения: природа и генезис: дис.. докт. фил. наук / О. М. Панфилов. СПб, 1995. — 357с.
- Пасмурова, Л.Э. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа: дис.. кадн. пед. наук: 13.00.01 / Пасмурова Ляйля Эдвартовна. Чебоксары, 2007. — 204с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512с.
- Петров, K.M. Общая экология: взаимодействие общества и природы: учебное пособие для вузов / K.M. Петров. — 2-е изд. СПб: Химия, 1998 г. — 352с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М., 1989. С.9−25
- Печчеи, А. Человеческие качества. М., 1980.
- Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже- пер. Вал.А.Лукова, Вл.А. Лукова. СПб.: СОЮЗ- МиМ, 1997. — 283с.
- Пигузова C.B. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Пигузова Светлана Валерьевна. Челябинск, 2007. — 182с.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. — 400с.
- Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1996. — 160с.
- Поляков, С.Д. Реалистическое воспитание / С. Д. Поляков. М.: Педагогический поиск, 2004.- 176с.
- Правоторов, Г. В. Зоопсихология для гуманитариев: учебное пособие Г. В. Правоторов. Новосибирск: ООО ЮКЭА, 2001. — 392с.
- Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997.
- Пригожин, И. Порядок из хаоса /И. Пригожин, И.Стингер. -М: Прогресс, 1995.
- Приоритеты современной педагогики: Мир Экология — Сотрудничество: материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е. / под ред. Э.С.Соколовой- сост. В.С.Митина- центр педагогики мира. — М., 1993. — 160с.
- Прихожан, A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980.
- Прутченков, A.C. Свет мой зеркальце, скажи: методические разработки социально-психологических тренингов / A.C. Прутченков. М.: Новая школа, 1996. — 144с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. и общ. ред. А. А. Реана СПб: Питер, 2000. — 320с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. J1.B. Куликов -СПб: Питер, 2000. 480с.
- Психическое развитие младшего школьника / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп., — М.: Педагогика-Пресс. 1999.- 440с.
- Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. -494с.
- Работа психолога в начальной школе / Битянова М. Р. и др. М.: Совершенство, 1998. — 359с.
- Рагозина, Л.Д. Классное руководство: формирование жизненного опыта у учащихся / Л. Д. Рагозина, Н. Е. Щуркова М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогической общество России, 2001. -284с.
- Разуваева, Т.Н. Восприятие личности учителя младшими школьниками: дис.. канд. псих, наук / Т. Н. Разуваева. М., 1986.
- Рачковская, H.A. Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Рачковская Надежда Александровна. Хабаровск, 2001. — 210с.
- Реймерс, Н.Ф. Надежды на выживание человечества / Н. Ф. Реймерс. М.: Мысль, 1992. — 247с.
- Реймерс, Н.Ф. Экология: теории, законы, правила принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. М.: Россия молодая, 1994 — 367с.
- Репкин, В.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Томск: Пеленг, 1993.
- Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / пер. с англ. М.: Прогресс- Универс, 1994.
- Родионов, Л.Н. Разумно-нравственная сущность сознания: дис.. докт. фил. наук / Л. Н. Родионов. М., 1997.
- Родчанин, Е.Г. Гуманист. Мыслитель. Педагог: об идеалах В. А. Сухомлипского / Е. Г. Родчанин, И. А. Зязюн М.: Педагогика, 1991. — 112с.
- Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Рожина. Мн.: Ушверсггэцкае, 1999. — 257с.
- Рубинштейн, С.Л. О воспитании привычек у детей. М.: Институт практической психологии, 1996.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720с.
- Рубинштейн, С.Л. Человек и мир /отв. ред. К.А. Абульханова-Славская- пер. терминов Е.В. Гордиенко- М.: Наука, 1997. 191с.
- Рукерт, Дж. Четвероногие целители /Дж. Рукерт- пер. с англ. Д. Рапопорт. СПб.: Питр Паблишинг, 1997. 192с.
- Руссо: антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амопа-швили, 2002. -224с.
- Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.
- Рыбникова, М.А. Эстетическое восприятие * природы учащимися /Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле / сост. В. Е. Борейко. Киев, 1997. С. 178 — 198.
- Рябкова, Н.Г. Противоречия гуманизации образования в современной школ как педагогическая проблема: дис.. докт. пед. наук / Рябкова Нина Геннадьевна. — Хабаровск, 1999.
- Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. М.: Сентябрь, 2003. — 204с.
- Самоукова, Н.В. Игры, в которые играют.: психологический практикум / Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс, 2002. — 128с.
- Самохвалова, В.И. Человек и судьба мира / В. И. Самохвалова. М.: Новый век, 2000.- 195с.
- Сартр Ж.П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр // Философские науки. 1989. — № 3. — С. 89−101.
- Сафонов, И.А. Философия человека / И. А. Сафонов. М.: АПК и ПРО, 2005. -188с.
- Сержантов, В.Ф. Философская проблема биологии человека / В. Ф. Сержантов. -Л., 1974.
- Сериков, А.Е. Идеи и методы ненасилия в экологическом движении: дис.. канд. фил. наук / А. Е. Сериков. М., 1994 144с.
- Сериков, В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272с.
- Сигарева, Е.В. Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация: дисс.. канд. филос. наук / Е. В. Сигарева. Кемерово, 1999. — 137с.
- Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе: пособие для учителя / Л. П. Симонова. -М.: Тобол, 1999. 88с.
- Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-традиция, 2000. — 536с.
- Ситаров, В.А. Педагогика ненасилия / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. МИП NB Магистр, 1994.- 132с.
- Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н. Ю. Скороходова. СПб.: Речь, 2002. — 148с.
- Скоробогатов, В.А. Феноман воображения: философия для педагогики и психологии: учеб. пособие / В. А. Скоробогатов, Л. И. Коновалова. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Союз, 2002. — 183с.
- Скрипкина, Т.П. Психология доверия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. П. Скрипкина. М.: Академия, 2000. — 264с.
- Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. -192с.
- Сливинская, Т.А. Формирование нравственной позиции младших подростков в процессе обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Сливинская Татьяна Александровна. Иркутск, 2006. — 213с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384с.
- Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416с.
- Смолко, В.В. Развитие универсального гуманизма как направление гуманистической педагогики России: вторая половина XIX XX вв.: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Смолко Виктор Владимирович. -Карачаевск, 2006. — 18с.
- Смысл жизни: антология / общ. ред. и сост. Н.К. Гаврюшина- выпуск II. М.: Прогресс, 1994. -591с.
- Соколова, Т.Ю. Формирование экологической культуры младших школьников в * условиях дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Соколова Татьяна Юрьевна. Киров, 2006. — 204с.
- Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1996. — 479с.
- Соловьева, Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современ- -ного общества: теорет.-методол. аспект: дис.. канд. социол. наук / Н. В. Соловьева. -М., 1997. 144с.
- Сорокин, Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.:Наука, 1997.
- Станкин, М.И. Если мы хотим сотрудничать: кн. для преподавателя и воспитателя / М. И. Станкин. М.: Академия, 1996. — 384с.
- Степанов, С.С. Нормальные проблемы нормального ребенка / С. С. Степанов. -М.: Генезис, 2002. 144с.
- Степанченко, Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественнонаучного знания на основе биосфероцентрического подхода: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Степанченко Юлия Викторовна. — Томск. 2007. 184с.
- Стоюнин, В.А. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1991. — 368с.
- Стратегия выживания: космизм и экология / отв. редактор JT.B. Фесенкова. М., 1997. — 304с.
- Сулейманова, Ф.А. Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовно-нравственного здоровья школьников / Ф. А. Сулейманова, Е. В. Стриженова // Начальная школа. 2003. — № 4. — С. 16−20
- Сухарев, A.B. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях современного кризиса его экосистемы / A.B. Сухарев // Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 0. — с.63 — 73
- Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел.сред.школе / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979 г. — 392с.
- Сухомлинский, В.А. Школа и природа / В. А. Сухомлинский // Педагогика. 2007. -№ 8. — С.28−37.
- Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления детей / Ю. Г. Тамберг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 208 с.
- Тейар де Шарден, П. Феномен человека. Вселенская месса / пер. с франц. Н. А. Садовского, М. Л. Чавчавадзе. М.: Айрис-пресс, 2002.-352с.
- Тищенко Н.Г. Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.00 / Тищенко Наталья Геннадьевна. Ростов-на-Дону, 2007.- 251с.
- Тойнби, А. Дж. Постижение истории. М., 1964.
- Толстой, Л.Н. Путь жизни: кн. для чтения. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. — 624с.
- Тубельский, А.Н. Уклад школьной жизни скрытое содержание образования / А. Н. Тубельский //Вопросы образования. — 2007. — № 4. — С. 177 — 181.
- Уайт, Л. Исторические корни нашего экологического кризиса: глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — 273с.
- Урсул, А.Д. Перспективы экоразвития / А.Д. Урсул- отв. ред. Д.М. Гицу- АН МССР, отд. фил. и права АН МССР. М.: Наука, 1990. — 269с.
- Ушинский, К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Т.З. М., 1988.
- Ушинский, К.Д. Наука и искусство воспитания. М.: АОЗТ Образование и бизнес, 1994.-205 с.
- Федоров, Ю.М. Сумма антропологии в 2-х ч. Кн 2. Космо-антропо-социо-природогенез Человека / Ю. М. Федоров. Новосибирск: Наука- Сибирская издательская фирма РАН, 1995. -430с.
- Федотова, Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: дисс.. докт. пед. наук / Е. Л. Федотова. Иркутск, 1998 г. — 387с.
- Философский словарь /под ред. И Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1991. -560с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 1997. — 576с.
- Флоренский, П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990.- 446с.
- Фомина, З.В. Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты: дисс. д-ра фил. наук / З. В. Фомина. Саратов, 1997, — 319с.
- Франк, С.Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М., 1992.
- Франк, С.Л. Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли / С. Л. Франк. Л., 1991.
- Франк, С.Л. Взращивание добра / С. Л. Франк // Воспитание школьников. -2001. -№ 7. С.67−69.
- Франк, С.Л. Смысл жизни /С.Л. Франк. -М.: ACT, 2004. -158с.
- Франки, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / общ. ред. П.С. Гуревича- пер. с англ. Г. Ф. Швейника. 3-е изд. — М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. — 248с.
- Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. -М.: ACT -ЛТД, 1998.
- Фромм, Э. Иметь или быть / Э.Фромм. М., 1990.
- Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.:Республика, 1993. — 414с.
- Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм- пер. с англ. Л. А. Чернышовой. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 314 с.
- Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993.
- Хесле, В. Философия и экология / В. Хесле. М., 1993.
- Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ / К. Хорни- пер с англ. М.: Прогресс- Универс, 1993.
- Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И. В. Цветкова. М.: Педагогическое общество России, 2000. -176с.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. Томск, 1994.
- Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе? / Г. А. Цукерман. М.: Знание, 1985. -80с.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастерков. — М.: Интерпракс, 1995.-288с.
- Чернявская, О.М. Формирование экологической ответственности школьников средствами экологоориентированной среды: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Чернявская Ольга Михайловна. Екатеринбург, 2006. — 22с.
- Чижевский, Л.А. Земное эхо солнечных бурь / Л. А. Чижевский. М.: Мысль, 1976.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М.: Знание, 1986.
- Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. М.: АО Столетие, 1994. — 192с.
- Шабельников, В.К. Психология души: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. К. Шабельников. М.: Академия, 2003. — 240с.
- Шаграева, O.A. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. — 368с.
- Шаповалова Л.Т. Формирование социально-экологических умений школьников: на материале биологии: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шаповалова Людмила Тимофеевна. Белгород, 2006. — 220с.
- Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер- пер. с нем. / сост. и послесловие А.А.Гусейнова- общ. ред. А. А. Гусейнова, М. Г. Селезнева. М.: Прогресс. 1992. — 572с.
- Шелер, М. Положение человека в космосе / избр. произведения. М., 1994.
- Шилин, K.M. Экософия будущего / K.M. Шилин. М., 1993
- Шишмакова, Е.В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие их саморазвития / Е. В. Шишмакова. Благовещенск: изд-во БГПУ, 1999. -427с.
- Школа самоопределения: шаг второй / ред. и сост. А. Н. Тубельский. М.: НПО Школа самоопределения, 1994. — 480с.
- Шопенгауэр, А. Об интересном /А.Шопенгауэр. М: Олимп- ACT — ЛТД, 1997. -432с.
- Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность /А.Шопенгауэр. М.: Республика, 1992.
- Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер- вступ. ст. А. П. Дубнов. Новосибирск: ВО Наука, 1993.-592с.
- Шумакова, Н.Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. М., 1990.
- Шрейдер, Ю.А. Утопия или устроительство: глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Ю. А. Шрейдер. М.: Прогресс, 1990.
- Щуркова, Н.Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе: феликсология воспитания / Н. Е. Щуркова, Е. П. Павлова. М.: Педагогический поиск, 2004.- 160с.
- Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128с.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. 2-е изд., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256с.
- Щуркова, Н.Е. Этика школьной жизни / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192с.
- Экологическая антология: экологические произведения западных авторов / вступ. статья Г. Уорнер- Советско-Американская Гуманитарная Инициатива. Москва — Бостон: Московский журнал, 1992. — 269с.
- Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б.Гржимека. М.: Прогресс, 1988. — 640с.
- Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Эрик Г. Эриксон- пер. с англ. A.A. Алексеева. изд. 2-е, перераб. и доп. — Спб.: Речь, 2002. — 416с.
- Эстетика. Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447с.
- Это человек: антология / сост. вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995.
- Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. М., 1994.
- Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / пер. с нем. М.: Канон, 1994.
- Якобсон, П.М. Психология чувств мотивации / П. М. Якобсон. М.: Воронеж, 1998.
- Ямбург, Е. Аристократизм как критерии качества образования / Е. Ямбург // Народное образование. 2006. — № 8. — С. 195 — 200.
- Янгутов, J1.E. Психологические аспекты учения о «спасении» в китайском буддизме: психологические аспекты буддизма / под ред. Н. В. Абаева. Новосибирск, 1991.
- Ярцев, В.В. Мир души / В. В. Ярцев. Омск, 1999. — 304с.
- Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2000. -456с.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс- пер. с нем. 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 527с.
- АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ «Я ДУМАЮ, ЧТО.»
- Я ДУМАЮ, ЧТО важнейшие факторы, определяющие формирование личности ребенка — это.
- Укажите 3−5 факторов, распределите их по степени значимости).
- Я ДУМАЮ, что воспитание школьников в образовательном процессе (обязательно необязательно, осуществляется — не осуществляется и т. д.) .
- Я ДУМАЮ, ЧТО гуманизм это.
- Я ДУМАЮ, ЧТО понятие «свобода» означает .
- Я ДУМАЮ, ЧТО «духовность» это.
- Я ДУМАЮ, ЧТО важнейшими ценностями в моей жизни выступают .1. АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
- Считаете ли Вы экологическое образование важным направлением педагогической деятельности?- да, непременно-- это не главная задача начальной школы-- ребенок лучше учителя общается с природой, а педагогическое вмешательство может только навредить.
- Приобщаете ли Вы своих учеников к ценности «природа»?
- Считаете ли Вы важным регулярно организовывать взаимодействие младших школьников с природными объектами (реальными и идеальными)? Поясните свое мнение.
- Какие объекты природы (в том числе живые существа) Вы привлекаете для проведения уроков? Какова цель такого вида деятельности?
- Какие чувства, на Ваш взгляд, следует воспитывать у детей к природе и ее представителям?
- Назовите организмы, которые, по Вашему мнению, являютсяполезными вреднымикрасивыми некрасивыми
- Каким образом Вы организуете детское чтение произведений о животных: — в соответствии с учебной программой- расширяя объем программы (укажите, какие произведения прочитаны?) — другое
- Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (Д.С.Дсрябо, В.А.Ясвнн)
- ЛЕС: поляна (К) — муравейник (И) — заповедник (О) — дрова (П) — песок.
- ЛОСЬ: следы (И) — лесник (О) — трофей (П) — камни- рога (К).
- ТРАВА: поливать (О) — силос (П) — кора- роса (К) — стебель (И).
- ОЗЕРО: улов (П) — шерсть- острова (К) — моллюск (И) — очищать (О).
- МЕДВЕДЬ: паутина- хозяин (К) — малина (И) — редкий (О) — шкура (П).
- ДЕРЕВО: осень (К) — кольца (И) — вырастить (О) — мебель (П) — сено.
- БОЛОТО: головастик (И) — заказник (О) — торф (П) — яблоки- туман (К).
- УТКА: запрет (О) — жаркое (П) — рассвет (К) — ветка- кольцевание (И).
- РЫБА: жабры (И) — серебристая (К) — нерестилище (О) — жарить (П) — перо.
- САД: берлога- цветущий (К) — опыление (И) — ухаживать (О) — урожай (П).
- БОБР: ловкий (К) — резцы (И) — расселение (О) — шуба (П) — грибы.
- ПРИРОДА: красота (К) — изучение (И) — охрана (О) — польза (П).
- КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для учителей начальных классов
- Цель: определить уровень научно-теоретической и методической подготовки учителей к преподаванию экологии в начальной школе.
- Вопросы предлагаются последовательно. Ориентировочное время выполнения работы -35−40 мин.1. БЛОК 1.
- Задание 1.1 В настоящее время понятие «экология» приобретает широкое значение. Предмет этой науки также значительно расширился. Однако в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии. А. Дайте определение экологии.
- Б. Укажите, какие явления находятся в центре внимания экологии?
- Задание 1.2 Каждое понятие ассоциируется у человека с иными понятиями. Например: ШКОЛА класс, учитель, перемена, урок, дети. НАУКА — ученый, пробирка, опыт, диссертация.
- Укажите ряд ассоциативно возникающих у Вас образов к слову «экология».1. БЛОК 2.
- Задание 2.1 Какие сходные приспособления к жизни на суше возникли и у животных, и у растений?
- Задание 2.2 Можно ли цветочный горшок с растением назвать экосистемой? Обоснуйте свой ответ.1. БЛОКЗ.
- Задание 3.1 В чем, на Ваш взгляд, состоят особенности организации экологического образования в начальной школе?
- Задания на моделирование ситуаций общения учащихся с природными объектами.
- Цель: определить особенности предъявления учителями начальных классов природных объектов в образовательном процессе школы, характер и содержание взаимодействия учащихся с реальными и идеальными природными объектами
- Моделирование ситуации общения с идеальным природным объектом (художественным персонажем).
- ЗАДАНИЕ. Прочтите текст. Предложите вопросы для беседы: — по содержанию текста- на выявление и понимание скрытого смысла текста- на личностную рефлексию учеников1. БЕСКРЫЛЫЙ1. По Н. Устиновичу)
- Это были дни, когда дикие гуси, чуя приближение зимы, улетали на юг.
- У воды беспокойно топтался гусак. Он то и дело поглядывал на небо и время от времени тревожно гоготал.- Это мой, сказал один из рабочих-плотовщиков. — Он дикий. Весной принесли с болота гусиное яйцо и положили под гусыню.
- Всякий раз, когда над рекой появлялась новая стая, гусак вытягивал шею и кричал громко, призывно. Вдруг он, неуклюже разбежавшись, поднялся в воздух, набрал высоту и направился наперерез подлетающей стае.
- Но гусак не улетел. Уже совсем было пристроясь в хвост цепочке, он начал отставать и, видимо израсходовав все свои силы, стал снижаться. Некоторое время он все еще летел за стаей, но потом свернул в сторону реки и упал в воду.
- Гусак выбрался на берег, отряхнулся. Затем, тяжело переваливаясь с боку на бок, заковылял в село. В вышине по-прежнему плыли стаи перелетных птиц. Но гусак уже не смотрел в небо.
- Контрольная работа по экологии для выпускных классов начальной школы
- Итоговая контрольная работа по экологии проводится с целью проверки и оценки качества усвоения программного содержания учебного предмета «Азбука экологии» учащимися начальной школы.
- Предлагаемые варианты составлены в соответствии с требованиями к контролю и оценке результатов обучения в начальной школе /Письмо Министерства общего и профессионального образования от 19.11.98, № 1561/14−15/.
- Задание 1. Верны ли эти утверждения? Обведи ответ «Да» или «Нет».
- Без растений жизнь животных на Земле была бы невозможна. Да. Нет.
- Животные могут жить только там, где есть свет. Да. Нет.
- Клещ и комар — это паразиты. Они питаются за счет других организмов.1. Да. Нет.
- Щук и ястреб это хищники. Они питаются другими животными. Да. Нет.
- Задание 2. Приведи примеры животных нашего края, которые: — всю жизнь проводят на суше,-- всю жизнь проводят в воде,-- часть жизни проводят на суше, а часть — в воде,.
- Задание 3. Составь цепь питания, которая сложилась в озере (реке) нашего края (3−5 звеньев).1. Задание 4.
- А. Прочитай рассказ животного о себе и догадайся кто это и где живет.
- Б. Подчеркни в тексте высказывания, в которых говорится о приспособлениях этого животного к среде обитания.
- В. Что еще ты знаешь о приспособленности этого животного к среде обитания?
- Заданно 5. Какие чувства вызывает у тебя змея? Каково твое отношение к этому животному? Напиши и поясни свой ответ.1. ВАРИАНТ II.
- Задание 1. Верны ли эти утверждения? Обведи ответ «Да» или «Нет».
- Насекомые и рыбы это животные. Да. Нет.
- Растения могут жить без света. Да. Нет.
- Грибы это растения. Да. Нет.
- Росянка это растение — хищник. • Да. Нет.
- Задание 2. Приведи примеры животных нашего края, которые: — обитают на деревьях ,-- ведут наземный образ жизни, -- обитают в почве ,.
- Задание 3. Составь цепь питания, которая сложилась в лиственных или хвойных лесах нашего края (3−5 звеньев). Задание 4.
- A. Прочитай рассказ животного о себе и догадайся кто это и где живет.
- Б. Подчеркни в тексте высказывания, в которых говорится о приспособлениях этого животного к среде обитания.
- B. Что еще ты знаешь о приспособленности этого животного к среде обитания?
- Задание 5. Какие чувства вызывает у тебя жаба? Каково твое отношение к этому животному? Напиши и поясни свой ответ.1. ПРОГРАММА
- Перспективы современной педагогики: экология и гуманизм"1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Программа рассчитана на 144 часа. Реализуется без отрыва обучающихся от работы. Периодичность занятий 1−2 раза в неделю, что связано с выполнением достаточно большого объема самостоятельной работы.
- Содержание программы представлено семью разделами.
- Раздел 1. Феномен ПРИРОДА. Предполагает формирование знаний и представлений обучающихся об окружающей природной среде, прежде всего средствами философии, экологии, этологии и синергетики.
- Раздел 2. Феномен КУЛЬТУРА. Ориентирован на осознание обучающимися роли культуры в жизни природы, общества и человека.
- Раздел 3. Феномен ЧЕЛОВЕК. Представляет различные подходы к пониманию сущности человека, значении природных и социальных факторов в его жизни и развитии.
- Раздел 4. Феномен РЕБЕНОК. Нацелен на уточнение и обогащение представлений обучающихся о базовых потребностях и закономерностях развития человека в различные возрастные периоды детства.
- Раздел 5. Феномен Я. Дает возможность осознать и прочувствовать свой собственный внутренний мир, телесное, эмоциональное и духовное Я.
- Раздел 6. Феномен ДРУГОЙ. Дает представление о самости, самоценности живых существ.
- Раздел 7. Феномен УЧИТЕЛЬ. Позволяет осмыслить профессиональную позицию, взаимосвязь личностного и профессионального ее компонентов.
- Основные формы организации образовательного процесса разнообразные виды индивидуальной и групповой деятельности практические занятия, система интерактивных упражнений, игр, тренингов.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение
- Актуализация противоречий современного общества и образования. Проблемы и перспективы развития начальной школы.
- Раздел 1. Феномен ПРИРОДА.
- Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир: В 2-х т. Т. 1−2. Пер с англ. М.: Мир, 1993.
- Радкевич В.А. Экология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — Мп.: Выш, Шк., 1997. — 159с. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. — М.: Прогресс-традиция, 2000. — 536с.
- Раздел 2. Феномен КУЛЬТУРА.
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. М., LINKA PRESS, 1996.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Издательство «Институт психологии», 1996.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.
- Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: «Рефл -бук», К.: «Ваклер», 1997. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введениев психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995.
- Тейар де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса М.: Айрис-пресс, 2002
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Фромм Э. Душа человека. -М.: ООО «Издательство ACT -ЛТД», 1998.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. // Сост. и послесловие A.A. Гусейнова- общ. ред. A.A. Гусейнова, М. Г. Селезнева. М.: Прогресс. 1992. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.
- Раздел 7. Феномен УЧИТЕЛЬ.